Урок математики по теме "Площадь"
план-конспект урока по математике

Алиева Камила Камаловна

конспект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_ploshchad.docx143.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Алиева Камила Камаловна

учитель начальных классов

МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ»

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), введение которого оговорено в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, ст. 11), предъявляет новые требования  к результатам ООП НОО. Согласно ФГОС, основной результат образования – развитие личности на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т.к. развитие личности возможно только при деятельностном подходе к организации образовательного процесса. Всё, выше перечисленное, ставит перед педагогами новые профессиональные задачи: обеспечение и реализация только субъектной позиции учителя и ученика в образовательной деятельности; разработка учителем на базе ООП школы рабочих программ, учитывающих особенности классов, а также индивидуальные психологические и физиологические особенности учащихся этих классов; формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования на уроках и во внеурочной деятельности; оценка метапредметных и личностных результатов образования учащихся; обязательное обучение детей проектной и исследовательской деятельности.

Для успешного решения этих задач в деятельности педагога должен произойти ряд кардинальных изменений. Приведу лишь некоторые из них. При подготовке к уроку учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения в отличие от жестко структурированного конспекта. Педагог на уроках организует преимущественно групповую, парную и/или индивидуальную работу, а не фронтальную, учитывает индивидуальные  психологические и физиологические особенности, уровень обученности и обучаемости учащихся. Для организации образовательного процесса педагог использует современные педагогические технологии, в том числе игровые с использованием ИКТ.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усвоение знаний становится более качественным и прочным, значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, а именно: обоснование выбора методов, технологий, форм, способов и приёмов обучения напрямую зависит от индивидуальных особенностей обучающихся конкретного класса. Исходя из этого предлагаю  проект урока по математике в 4 классе по теме «Закрепление изученного. Площадь» раздела «Величины», УМК «Школа России» на основе  технологии смешанного обучения (модель «Ротация станций»). 

«Ротация станций» эта модель прекрасно работает в начальной школе, но требует наличия компьютеров или планшетов в классе, умения организовывать групповую работу. Учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютеров, третья разбивается на подгруппы и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповым проектам, а далее — в зону онлайн-обучения, где работают на компьютерах.

Проект урока на основе игровой технологии с использованием ИКТ.

Тема урока «Закрепление изученного. Площадь»  Урок проводится после изучения раздела «Величины».

Игровая ситуация заключается в том, что обучающиеся делятся на три станции, на которых необходимо применить полученные раннее знания. При всём этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи. Игра используется для решения комплексных задач систематизации изученного материала, развития творческих способностей, формирования УУД.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.

 Форма работы: групповая.

 Цель урока: Развитие умений применять полученные знания при выполнении нестандартных задач. Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.

Планируемые результаты:  

Предметные: использовать при решении учебных задач формулы площади прямоугольника (квадрата).

Познавательные: развивать умения сопоставлять разные способы решение задач.

 Регулятивные:  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: развивать у обучающихся логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, адекватную самооценку, создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению математики, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Информационные ресурсы для работы в классе:

Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ М.И. Моро [и др.]– М.: Просвещение, 2016;

Инструменты и средства: планшеты, проектор, экран, ручки, линейки, ластики, простой карандаш,   лист А3 для проектной работы.

Материалы: рабочие листы.

Проект урока разработан поэтапно.

Этап подготовки: разработка сценария, подготовка материального обеспечения.

Этап проведения: ввод в игру и проведение игры.

Этап анализа и обобщения:  рефлексия, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Сценарий урока

  1. Организация рабочего пространства класса

В классе одновременно работает три группы. В классе:

  • три рабочие зоны: «круглых стола» (по две составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»
  • индивидуальные листы с заданиями.
  • ручки, линейки, ластики, простые карандаши, планшеты (5 штук), рулетка.
  1. Организация урока и помощи учащимся в работе

Функции учителя-фасилитатора:

  • поддержка организованного проведения урока,
  • оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;

Примечание. Помощь не носит характера прямой подсказки.

  • общее наблюдение за процессом работы групп.
  1. Организация деятельности учащихся

Учитель вводит детей в игру и делит их на 3 группы по 5 человек в каждой группе. Группы составляются на основе диагностики психолого-педагогических особенностей учащихся класса для успешной работы и достижения оптимального результата. Перед проведением урока был проведен индивидуальный опрос учащихся с помощью Google формы  (Приложение 2), который позволил мне разработать проект данного урока. Ребята получают рабочие листы  (Приложение 1).        

I. Организационный этап (эмоциональный настрой).

II. Этап мотивации и целеполагания (ввод в игру). На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Площадь», пришло время подвести итоги. И сегодня вам представится возможность выявить знатоков нахождения площади геометрических фигур. Наш урок пройдет в технологии смешанного обучения, где будем работать в группах и путешествовать по станциям. В конце урока подведем итоги путешествия и выявим лидеров.

III. Этап закрепления знаний и способов действий.

  1. Работа по станциям

Станция «Работа с учителем»

Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе.

Решение практической задачи.

Для работы составлена жизненная задача, где учащимся необходимо рассчитать расходный материал. Ребятам было предложено найти площадь классной комнаты и узнать, сколько понадобится линолеума, чтобы его заменить. Классная комната имеет прямоугольную форму, но есть выступ. Учащиеся находят площадь классной комнаты с помощью рулетки. Затем производят вычисления, результаты заносят в рабочий лист. Можно усложнить задачу, предложив вычислить стоимость  линолеума.

Станция «Онлайн-работы».

Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся проверяют  свои знания и потренировать навыки. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.

Индивидуальная работа учащихся. Учащиеся на планшете переходят по закладке и приступают к выполнению заданий в Яндекс.Учебнике. Предложено решить 10 заданий.

Яндекс. Учебник – это сервис с заданиями по математике и русскому языку для 2-4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера.

Станция  «Проектная  работа»

 Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников в конце урока, защитив свою работу. Группам предложено на листе формата А3 составить памятки с  алгоритмами нахождения площади прямоугольника, квадрата и таблицу единиц измерения площади.

2.  Защита проектных работ группами. Взаимооценка групповых работ на полноту и правильность составления алгоритмов (заслушивается несколько человек).

lV.Рефлексия (взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов).

Этапы урока

Ориентировочное время

Организационный этап (введение в игру, инструктаж)

до 5 минут

Работа по станциям

30 минут

Рефлексия, подведение итогов урока

до 10 минут

V. Информирование о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

На выбор:

1) выполнить задания в тетради с печатной основой по данной теме;

2) Составить задачу для одноклассников на нахождение площади о ремонте в своей квартире (аналогичную той, которую решали в классе).

Отчетные материалы:

  1. Рабочие листы

Приложение 1

ФИ ___________________________________________

Тема «Закрепление изученного. Площадь»

Рабочий лист

Станции

Время выполнения

Задание

Самооценка

Станция «Проектная работа»

10 минут

  1. Составьте памятку «Алгоритм нахождения площади прямоугольника», работая в группе на листе А3.
  2. Составить  5 заданий для одноклассников  с использованием этой памятки.

По окончании работы оцени работу своей группы.

Лист самооценки

Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

• А. Да, все работали одинаково.

• Б. Нет, работал только один.

• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

• А. Работали дружно, ссор не было.

• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

• А. Да, все получилось хорошо.

• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

• В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Станция «Работа с учителем»

10 минут

Выполни задание с учителем.

Задание озвучивает учитель.

     

Станция «Онлайн-работы»

10 минут

Открой  Яндекс.Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем.

Выполни задания «Урок 04.11.2019»

ФИ ___________________________________________

Тема «Закрепление изученного. Площадь»

Рабочий лист

Время выполнения

Задание

Самооценка

Станция «Онлайн-работы»

10 минут

Открой  Яндекс.Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем.

Выполни задания «Урок 04.11.2019»

Станция «Проектная работа»

10 минут

  1. Составьте памятку «Алгоритм нахождения площади квадрата», работая в группе на листе А3.
  2. Составить  5 заданий для одноклассников  с использованием этой памятки.

 По окончании работы оцени работу своей группы.

Лист самооценки

Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

• А. Да, все работали одинаково.

• Б. Нет, работал только один.

• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

• А. Работали дружно, ссор не было.

• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

• А. Да, все получилось хорошо.

• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

• В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Станция «Работа с учителем»

10 минут

Выполни задание с учителем.

Задание озвучивает учитель.

     

ФИ ___________________________________________

Тема «Закрепление изученного. Площадь»

Рабочий лист

Время выполнения

Задание

Самооценка

Станция «Работа с учителем»

10 минут

Выполни задание с учителем.

Задание озвучивает учитель.

 

Станция «Онлайн-работы»

10 минут

Открой  Яндекс.Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем.

Выполни задания «Урок 04.11.2019»

Станция «Проектная работа»

10 минут

  1. Составьте памятку «Таблица перевода единиц измерения площади», работая в группе на листе А3.
  2. Составить  5 заданий для одноклассников  с использованием этой памятки.

По окончании работы оцени работу своей группы.

Лист самооценки

Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

• А. Да, все работали одинаково.

• Б. Нет, работал только один.

• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

• А. Работали дружно, ссор не было.

• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

• А. Да, все получилось хорошо.

• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

• В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Станция «Работа с учителем»

10 минут

Выполни задание с учителем.

Задание озвучивает учитель.

     

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...