Урок математики по теме "Площадь"
план-конспект урока по математике
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Алиева Камила Камаловна
учитель начальных классов
МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), введение которого оговорено в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, ст. 11), предъявляет новые требования к результатам ООП НОО. Согласно ФГОС, основной результат образования – развитие личности на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т.к. развитие личности возможно только при деятельностном подходе к организации образовательного процесса. Всё, выше перечисленное, ставит перед педагогами новые профессиональные задачи: обеспечение и реализация только субъектной позиции учителя и ученика в образовательной деятельности; разработка учителем на базе ООП школы рабочих программ, учитывающих особенности классов, а также индивидуальные психологические и физиологические особенности учащихся этих классов; формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования на уроках и во внеурочной деятельности; оценка метапредметных и личностных результатов образования учащихся; обязательное обучение детей проектной и исследовательской деятельности.
Для успешного решения этих задач в деятельности педагога должен произойти ряд кардинальных изменений. Приведу лишь некоторые из них. При подготовке к уроку учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения в отличие от жестко структурированного конспекта. Педагог на уроках организует преимущественно групповую, парную и/или индивидуальную работу, а не фронтальную, учитывает индивидуальные психологические и физиологические особенности, уровень обученности и обучаемости учащихся. Для организации образовательного процесса педагог использует современные педагогические технологии, в том числе игровые с использованием ИКТ.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усвоение знаний становится более качественным и прочным, значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, а именно: обоснование выбора методов, технологий, форм, способов и приёмов обучения напрямую зависит от индивидуальных особенностей обучающихся конкретного класса. Исходя из этого предлагаю проект урока по математике в 4 классе по теме «Закрепление изученного. Площадь» раздела «Величины», УМК «Школа России» на основе технологии смешанного обучения (модель «Ротация станций»).
«Ротация станций» эта модель прекрасно работает в начальной школе, но требует наличия компьютеров или планшетов в классе, умения организовывать групповую работу. Учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютеров, третья разбивается на подгруппы и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповым проектам, а далее — в зону онлайн-обучения, где работают на компьютерах.
Проект урока на основе игровой технологии с использованием ИКТ.
Тема урока «Закрепление изученного. Площадь» Урок проводится после изучения раздела «Величины».
Игровая ситуация заключается в том, что обучающиеся делятся на три станции, на которых необходимо применить полученные раннее знания. При всём этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи. Игра используется для решения комплексных задач систематизации изученного материала, развития творческих способностей, формирования УУД.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий.
Форма работы: групповая.
Цель урока: Развитие умений применять полученные знания при выполнении нестандартных задач. Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.
Планируемые результаты:
Предметные: использовать при решении учебных задач формулы площади прямоугольника (квадрата).
Познавательные: развивать умения сопоставлять разные способы решение задач.
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: развивать у обучающихся логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, адекватную самооценку, создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Личностные: положительное отношение и интерес к изучению математики, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
Информационные ресурсы для работы в классе:
Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ М.И. Моро [и др.]– М.: Просвещение, 2016;
Инструменты и средства: планшеты, проектор, экран, ручки, линейки, ластики, простой карандаш, лист А3 для проектной работы.
Материалы: рабочие листы.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки: разработка сценария, подготовка материального обеспечения.
Этап проведения: ввод в игру и проведение игры.
Этап анализа и обобщения: рефлексия, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Сценарий урока
- Организация рабочего пространства класса
В классе одновременно работает три группы. В классе:
- три рабочие зоны: «круглых стола» (по две составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»
- индивидуальные листы с заданиями.
- ручки, линейки, ластики, простые карандаши, планшеты (5 штук), рулетка.
- Организация урока и помощи учащимся в работе
Функции учителя-фасилитатора:
- поддержка организованного проведения урока,
- оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;
Примечание. Помощь не носит характера прямой подсказки.
- общее наблюдение за процессом работы групп.
- Организация деятельности учащихся
Учитель вводит детей в игру и делит их на 3 группы по 5 человек в каждой группе. Группы составляются на основе диагностики психолого-педагогических особенностей учащихся класса для успешной работы и достижения оптимального результата. Перед проведением урока был проведен индивидуальный опрос учащихся с помощью Google формы (Приложение 2), который позволил мне разработать проект данного урока. Ребята получают рабочие листы (Приложение 1).
I. Организационный этап (эмоциональный настрой).
II. Этап мотивации и целеполагания (ввод в игру). На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Площадь», пришло время подвести итоги. И сегодня вам представится возможность выявить знатоков нахождения площади геометрических фигур. Наш урок пройдет в технологии смешанного обучения, где будем работать в группах и путешествовать по станциям. В конце урока подведем итоги путешествия и выявим лидеров.
III. Этап закрепления знаний и способов действий.
- Работа по станциям
Станция «Работа с учителем»
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе.
Решение практической задачи.
Для работы составлена жизненная задача, где учащимся необходимо рассчитать расходный материал. Ребятам было предложено найти площадь классной комнаты и узнать, сколько понадобится линолеума, чтобы его заменить. Классная комната имеет прямоугольную форму, но есть выступ. Учащиеся находят площадь классной комнаты с помощью рулетки. Затем производят вычисления, результаты заносят в рабочий лист. Можно усложнить задачу, предложив вычислить стоимость линолеума.
Станция «Онлайн-работы».
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся проверяют свои знания и потренировать навыки. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.
Индивидуальная работа учащихся. Учащиеся на планшете переходят по закладке и приступают к выполнению заданий в Яндекс.Учебнике. Предложено решить 10 заданий.
Яндекс. Учебник – это сервис с заданиями по математике и русскому языку для 2-4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера.
Станция «Проектная работа»
Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников в конце урока, защитив свою работу. Группам предложено на листе формата А3 составить памятки с алгоритмами нахождения площади прямоугольника, квадрата и таблицу единиц измерения площади.
2. Защита проектных работ группами. Взаимооценка групповых работ на полноту и правильность составления алгоритмов (заслушивается несколько человек).
lV.Рефлексия (взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов).
Этапы урока | Ориентировочное время |
Организационный этап (введение в игру, инструктаж) | до 5 минут |
Работа по станциям | 30 минут |
Рефлексия, подведение итогов урока | до 10 минут |
V. Информирование о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
На выбор:
1) выполнить задания в тетради с печатной основой по данной теме;
2) Составить задачу для одноклассников на нахождение площади о ремонте в своей квартире (аналогичную той, которую решали в классе).
Отчетные материалы:
- Рабочие листы
Приложение 1
ФИ ___________________________________________
Тема «Закрепление изученного. Площадь»
Рабочий лист
Станции | Время выполнения | Задание | Самооценка |
Станция «Проектная работа» | 10 минут |
По окончании работы оцени работу своей группы. | |
Лист самооценки Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
• А. Да, все работали одинаково. • Б. Нет, работал только один. • В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
• А. Работали дружно, ссор не было. • Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. • В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
• А. Да, все получилось хорошо. • Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. • В. Нет, не нравится.
| |||
Станция «Работа с учителем» | 10 минут | Выполни задание с учителем. Задание озвучивает учитель. |
|
Станция «Онлайн-работы» | 10 минут | Открой Яндекс.Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем. Выполни задания «Урок 04.11.2019» |
ФИ ___________________________________________
Тема «Закрепление изученного. Площадь»
Рабочий лист
Время выполнения | Задание | Самооценка | |
Станция «Онлайн-работы» | 10 минут | Открой Яндекс.Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем. Выполни задания «Урок 04.11.2019» | |
Станция «Проектная работа» | 10 минут |
По окончании работы оцени работу своей группы. | |
Лист самооценки Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
• А. Да, все работали одинаково. • Б. Нет, работал только один. • В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
• А. Работали дружно, ссор не было. • Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. • В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
• А. Да, все получилось хорошо. • Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. • В. Нет, не нравится.
| |||
Станция «Работа с учителем» | 10 минут | Выполни задание с учителем. Задание озвучивает учитель. |
|
ФИ ___________________________________________
Тема «Закрепление изученного. Площадь»
Рабочий лист
Время выполнения | Задание | Самооценка | |
Станция «Работа с учителем» | 10 минут | Выполни задание с учителем. Задание озвучивает учитель.
| |
Станция «Онлайн-работы» | 10 минут | Открой Яндекс.Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем. Выполни задания «Урок 04.11.2019» | |
Станция «Проектная работа» | 10 минут |
По окончании работы оцени работу своей группы. | |
Лист самооценки Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
• А. Да, все работали одинаково. • Б. Нет, работал только один. • В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
• А. Работали дружно, ссор не было. • Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. • В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
• А. Да, все получилось хорошо. • Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. • В. Нет, не нравится.
| |||
Станция «Работа с учителем» | 10 минут | Выполни задание с учителем. Задание озвучивает учитель. |
|
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...