Решение текстовых задач
опыты и эксперименты по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Решение текстовых задач как условие развития логического и алгоритмического мышления младших школьников
Слайд №2
Одной из основных задач школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач.
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует развитию мышления обучающихся.
Слайд №3.
Что такое текстовая задача?
Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.
Слайд №4
Из чего состоит текстовая задача?
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса).
- В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними.
- Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной (Найти площадь прямоугольника) или вопросительной форме (Чему равна площадь прямоугольника?).
Слайд №5.
Способы решения текстовых задач.
- Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).
- В качестве основных в математике различают арифметические и алгебраические способы решения задач. При арифметическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами.
Слайд №6.
В своей деятельности, обучая решению текстовых задач, особое внимание уделяю алгоритму решения:
Слайд № 7 1.Чтение задачи. (Ребёнок должен знать содержание задачи, внимательно прочитав её, вникнуть в условие.) | Первоначально в магазине было 300кг картофеля. В первый день продали 50кг, во второй день на 30кг больше, чем в первый, а в третий день продали ½ часть картофеля, проданного во второй день. Сколько картофеля осталось в магазине? |
Слайд№ 8 2.Анализ задачи, её схематическая запись.( Всё проанализировать, составить схему) | I-50кг II-? На 30кг > 300кг III-? ½ часть Осталось -? |
Слайд №9 3.Поиск способа решения (установить связь между компонентами, и выяснить каким способом легче решать) Даю возможность подумать каждому, существует несколько способов решения задачи. | 1.По действиям, установление связи между компонентами. 2.С помощью уравнения. |
Слайд №10 4.Разработка плана решения | 1.Нахождение массы картофеля проданного во второй день. 2.Нахождение массы картофеля проданного в третий день. 3.Нахождение массы картофеля проданного за все три дня. 4. Нахождение массы оставшегося картофеля. |
Слайд №11 5.Осуществление плана решения, при этом исследование задачи, анализ решения. | 1.50+30=80 (кг) картофеля продали во второй день. 2.80 · ½=40 (кг) картофеля продали в третий день. 3.50+80+40=170 (кг) картофеля продали за три дня. 4.300-170=130 (кг) картофеля осталось. |
Слайд №12 6.Проверка результатов на достоверность. | С использованием схематической записи задачи. |
Слайд № 13 7.Ответ. | 130 килограмм картофеля осталось. |
Самой распространенной ошибкой при решении задач, является отсутствие проверки результатов на достоверность, анализа решения. Например, зная, что первоначально в магазине было 300 кг. картофеля, после трех дней продажи, в результате получается, что осталось 450 кг. Ребенок, не задумываясь, пишет ответ.
Помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действия вношу эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применения знаний в проблемных ситуациях, доказательстве высказываемых утверждений. Развитие мышления школьников имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, то есть учатся мыслить логически.
Добиться развития мышления учащихся при восприятии учебного материала и его закреплении - вот одна из основных задач. Организую урок таким образом, чтобы умственная работа школьника была неразрывно связана с практической деятельностью. Каждый ученик принимает участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера. Для формирования мышления использую различные виды задач.
Виды задач, формирующих мышление
Вид задачи | Что формирует? |
Слайд № 14 Занимательное задачи Примеры 1. В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один - драгоценные камни, а в другой - золотые монеты, а в третий - оружие. Он помнит, что: - красный сундук правее, чем драгоценные камни; - оружие правее, чем красный сундук. В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий? | Формируют гибкость ума, освобождение мышления от шаблонов |
Слайд №15 Задачи-шутки 1. Цапля Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 2. Шел Кондрат в Ленинград, Ответ: Глупый, глупый Кондрат! | Формируют гибкость ума, освобождение мышления от шаблонов |
Слайд №16 Взвешивание и переливание
Но он имеет лишь два сосуда 5-литровый и 7-литровый. Как ему это сделать?
А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов? Слайд №17 Числовые ребусы и головоломки на смекалку Разгадываем математический ребус Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 ! Какое число стоит на месте вопроса ? | Формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. |
Слайд №18 , 19, 20 Логические задачи
Обложки этих книг красные, зеленые и голубые. Нам известно, что обложки книг по истории не голубые, обложки математических книг либо голубые, либо зеленые, и что обложки книг по физике не красные, и не зеленые. Какого цвета обложки исторических книг ? 2. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. РЕШЕНИЕ: 33 + 33 + 33= 99 3. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число? РЕШЕНИЕ: 100 + 99 = 199 | Формируют умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению. |
Слайд №21 В своей педагогической деятельности использую методы проблемно-развивающегося обучения, а именно, применение задач–проблем. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Мне понравился такой приём работы, как составление задач самими учениками на заданную тему, с последующим решением всем классом. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.
Логические задачи, сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывая напряжения ума, развивают логику рассуждения.
Стараюсь добиваться от учащихся сознательного и обоснованного решения задач, так как многие ребята на уроке решают механически, неосознанно, только по аналогии с предыдущими задачами. Поэтому на уроках предлагаю задачи разного типа, чтобы решения не сводились к одной и той же операции, даю возможность ребятам самостоятельно выбрать ход решения.
Слайд №22
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в первом классе "Решение текстовых задач"
Решение текстовых задач....
Урок математики в 1 классе УМК "Перспектива" "Решение текстовых задач разных видов".
Конспект урока математики в первом классе по УМК "Перпектива".Закрепление....
Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".
Открытый урок математики игра-путешествие по учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...
Открытый урок по математике в 1 классе. "Решение текстовых задач. Состав числа 7. Закрепление".
Урок математики в 1 классе.Тема: Решение текстовых задач. Состав числа 7 . Закрепление....
Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"
Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...
Самоанализ урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"
Самоанализ урока математики во 2 классе, проведенного 17 ноября 2022 года.Учитель начальных классов Наместникова Д. И.Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Метод...
Урок математики в 1 классе "Задача.Решение текстовых задач арифметическим способом"
В работе приведен урок изучения нового материала по математике в 1 классе по теме : «Задача .Решение текстовых задач арифметическим способом.». Впервые первоклассники знакомятся с по...