Решение текстовых задач
опыты и эксперименты по математике (4 класс)

Никитенко Нина Сергеевна

Решение текстовых задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_tekstovyh_zadach.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решение текстовых задач как условие развития логического и алгоритмического мышления младших школьников

Слайд №2

Одной из    основных задач школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует развитию мышления обучающихся.

Слайд №3.

Что такое текстовая задача?

Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.

Слайд №4

Из чего состоит текстовая задача?

Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса).

  • В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними.
  • Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной (Найти площадь прямоугольника) или вопросительной форме (Чему равна площадь прямоугольника?).

Слайд №5.

Способы решения  текстовых задач.

  • Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).
  • В качестве основных в математике различают арифметические  и алгебраические способы решения задач. При арифметическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами.

Слайд №6.

В своей деятельности, обучая решению  текстовых задач, особое внимание уделяю алгоритму решения:

Слайд № 7 1.Чтение задачи. (Ребёнок должен знать содержание  задачи, внимательно прочитав её, вникнуть в условие.)

Первоначально в магазине было 300кг картофеля. В первый день продали 50кг, во второй день на 30кг больше, чем в первый, а в третий день продали ½ часть картофеля, проданного во второй день. Сколько картофеля осталось в магазине?

Слайд№ 8 2.Анализ задачи, её схематическая запись.( Всё проанализировать, составить схему)

I-50кг

II-? На 30кг >       300кг

III-? ½ часть

Осталось -?

Слайд №9 3.Поиск способа решения (установить связь между компонентами, и выяснить каким способом легче решать) Даю возможность подумать каждому, существует несколько способов решения задачи.

1.По действиям, установление связи между компонентами.

2.С помощью уравнения.

Слайд №10  4.Разработка плана решения

1.Нахождение массы картофеля проданного во второй день.

2.Нахождение массы картофеля проданного в третий день.

3.Нахождение массы картофеля проданного за все три дня.

4. Нахождение массы оставшегося картофеля.

Слайд №11 5.Осуществление плана решения, при этом исследование задачи, анализ решения.

1.50+30=80 (кг) картофеля продали во второй день.

2.80 · ½=40 (кг) картофеля продали в третий день.

3.50+80+40=170 (кг) картофеля продали за три дня.

4.300-170=130 (кг) картофеля осталось.

Слайд №12 6.Проверка результатов на достоверность.

С использованием схематической записи задачи.

Слайд № 13 7.Ответ.

130 килограмм картофеля осталось.

     

  Самой распространенной ошибкой при решении задач, является отсутствие проверки результатов на достоверность, анализа решения. Например, зная, что первоначально в магазине было 300 кг. картофеля, после трех дней продажи, в результате получается, что осталось 450 кг. Ребенок, не задумываясь, пишет ответ.

  Помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действия вношу эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применения знаний в проблемных ситуациях, доказательстве высказываемых утверждений. Развитие мышления школьников имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, то есть учатся мыслить логически.

        Добиться развития  мышления учащихся при восприятии учебного материала и его закреплении - вот одна из основных задач.  Организую урок таким образом, чтобы умственная работа школьника была неразрывно связана с практической деятельностью. Каждый ученик принимает участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера. Для формирования мышления  использую различные виды задач.

Виды задач, формирующих   мышление

Вид задачи

Что формирует?

Слайд № 14 Занимательное задачи

Примеры

1. В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один - драгоценные камни, а в другой - золотые монеты, а в третий - оружие. Он помнит, что:

- красный сундук правее, чем драгоценные камни;

- оружие правее, чем красный сундук. В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?

Формируют гибкость ума, освобождение мышления от шаблонов

Слайд №15  Задачи-шутки

1. Цапля

     Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?

2. Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу - двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - двенадцать котят,
У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
" Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"

Ответ: Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли навстречу ему - в Кострому

Формируют гибкость ума, освобождение мышления от шаблонов

Слайд №16 

Взвешивание и переливание

  1. Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды.

      Но он имеет лишь два сосуда

   5-литровый и

   7-литровый.

      Как ему это сделать?

  1. Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока.

      А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком.

      Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

 Слайд №17 

Числовые ребусы и головоломки на смекалку

Разгадываем математический ребус 

Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 !

z3

Какое число стоит на месте вопроса ?

Формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

Слайд №18 , 19,  20

Логические задачи

  1. В библиотеке есть книги по истории, математике и физике.

Обложки этих книг красные, зеленые и голубые.

Нам известно, что обложки книг по истории не голубые, обложки математических книг либо голубые, либо зеленые,

и что обложки книг по физике не красные, и не зеленые.

Какого цвета обложки исторических книг ?

2.

 Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.  

РЕШЕНИЕ: 33 + 33 + 33= 99

3. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?

РЕШЕНИЕ: 100 + 99 = 199

Формируют  умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.

  Слайд №21   В своей педагогической деятельности  использую методы проблемно-развивающегося обучения, а именно, применение задач–проблем. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Мне понравился такой приём работы, как составление задач самими учениками на заданную тему, с последующим решением всем классом. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.

        Логические задачи, сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывая напряжения ума, развивают логику рассуждения.

             Стараюсь добиваться от учащихся сознательного и обоснованного решения задач, так как многие ребята на уроке решают механически, неосознанно, только по аналогии с предыдущими задачами. Поэтому на уроках предлагаю задачи разного типа, чтобы решения  не сводились к одной и той же операции, даю возможность ребятам самостоятельно выбрать  ход решения.

          Слайд №22

Спасибо за внимание   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе УМК "Перспектива" "Решение текстовых задач разных видов".

Конспект урока математики в первом классе по УМК "Перпектива".Закрепление....

Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".

Открытый урок математики игра-путешествие  по  учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...

Открытый урок по математике в 1 классе. "Решение текстовых задач. Состав числа 7. Закрепление".

Урок математики в 1 классе.Тема: Решение   текстовых  задач.             Состав  числа 7 . Закрепление....

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...

Самоанализ урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Самоанализ урока математики во 2 классе, проведенного 17 ноября 2022 года.Учитель начальных классов Наместникова Д. И.Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Метод...

Урок математики в 1 классе "Задача.Решение текстовых задач арифметическим способом"

В работе приведен урок изучения нового материала по математике в 1 классе  по теме : «Задача .Решение текстовых задач арифметическим способом.». Впервые первоклассники знакомятся с по...