Решение текстовых задач
опыты и эксперименты по математике (4 класс)

Никитенко Нина Сергеевна

Решение текстовых задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_tekstovyh_zadach.doc85.5 КБ
Office presentation icon reshenie_tekstovyh_zadach_.ppt841 КБ

Предварительный просмотр:

Решение текстовых задач как условие развития логического и алгоритмического мышления младших школьников

Слайд №2

Одной из    основных задач школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует развитию мышления обучающихся.

Слайд №3.

Что такое текстовая задача?

Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.

Слайд №4

Из чего состоит текстовая задача?

Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса).

  • В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними.
  • Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной (Найти площадь прямоугольника) или вопросительной форме (Чему равна площадь прямоугольника?).

Слайд №5.

Способы решения  текстовых задач.

  • Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).
  • В качестве основных в математике различают арифметические  и алгебраические способы решения задач. При арифметическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами.

Слайд №6.

В своей деятельности, обучая решению  текстовых задач, особое внимание уделяю алгоритму решения:

Слайд № 7 1.Чтение задачи. (Ребёнок должен знать содержание  задачи, внимательно прочитав её, вникнуть в условие.)

Первоначально в магазине было 300кг картофеля. В первый день продали 50кг, во второй день на 30кг больше, чем в первый, а в третий день продали ½ часть картофеля, проданного во второй день. Сколько картофеля осталось в магазине?

Слайд№ 8 2.Анализ задачи, её схематическая запись.( Всё проанализировать, составить схему)

I-50кг

II-? На 30кг >       300кг

III-? ½ часть

Осталось -?

Слайд №9 3.Поиск способа решения (установить связь между компонентами, и выяснить каким способом легче решать) Даю возможность подумать каждому, существует несколько способов решения задачи.

1.По действиям, установление связи между компонентами.

2.С помощью уравнения.

Слайд №10  4.Разработка плана решения

1.Нахождение массы картофеля проданного во второй день.

2.Нахождение массы картофеля проданного в третий день.

3.Нахождение массы картофеля проданного за все три дня.

4. Нахождение массы оставшегося картофеля.

Слайд №11 5.Осуществление плана решения, при этом исследование задачи, анализ решения.

1.50+30=80 (кг) картофеля продали во второй день.

2.80 · ½=40 (кг) картофеля продали в третий день.

3.50+80+40=170 (кг) картофеля продали за три дня.

4.300-170=130 (кг) картофеля осталось.

Слайд №12 6.Проверка результатов на достоверность.

С использованием схематической записи задачи.

Слайд № 13 7.Ответ.

130 килограмм картофеля осталось.

     

  Самой распространенной ошибкой при решении задач, является отсутствие проверки результатов на достоверность, анализа решения. Например, зная, что первоначально в магазине было 300 кг. картофеля, после трех дней продажи, в результате получается, что осталось 450 кг. Ребенок, не задумываясь, пишет ответ.

  Помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действия вношу эвристические приемы, которые необходимы для решения творческих задач, применения знаний в проблемных ситуациях, доказательстве высказываемых утверждений. Развитие мышления школьников имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, то есть учатся мыслить логически.

        Добиться развития  мышления учащихся при восприятии учебного материала и его закреплении - вот одна из основных задач.  Организую урок таким образом, чтобы умственная работа школьника была неразрывно связана с практической деятельностью. Каждый ученик принимает участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера. Для формирования мышления  использую различные виды задач.

Виды задач, формирующих   мышление

Вид задачи

Что формирует?

Слайд № 14 Занимательное задачи

Примеры

1. В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один - драгоценные камни, а в другой - золотые монеты, а в третий - оружие. Он помнит, что:

- красный сундук правее, чем драгоценные камни;

- оружие правее, чем красный сундук. В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?

Формируют гибкость ума, освобождение мышления от шаблонов

Слайд №15  Задачи-шутки

1. Цапля

     Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?

2. Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу - двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошки - двенадцать котят,
У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
" Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"

Ответ: Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышками и кошками
Шли навстречу ему - в Кострому

Формируют гибкость ума, освобождение мышления от шаблонов

Слайд №16 

Взвешивание и переливание

  1. Губке Бобу срочно нужно налить из водопроводного крана 6 л воды.

      Но он имеет лишь два сосуда

   5-литровый и

   7-литровый.

      Как ему это сделать?

  1. Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока.

      А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком.

      Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

 Слайд №17 

Числовые ребусы и головоломки на смекалку

Разгадываем математический ребус 

Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 !

z3

Какое число стоит на месте вопроса ?

Формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

Слайд №18 , 19,  20

Логические задачи

  1. В библиотеке есть книги по истории, математике и физике.

Обложки этих книг красные, зеленые и голубые.

Нам известно, что обложки книг по истории не голубые, обложки математических книг либо голубые, либо зеленые,

и что обложки книг по физике не красные, и не зеленые.

Какого цвета обложки исторических книг ?

2.

 Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.  

РЕШЕНИЕ: 33 + 33 + 33= 99

3. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?

РЕШЕНИЕ: 100 + 99 = 199

Формируют  умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению.

  Слайд №21   В своей педагогической деятельности  использую методы проблемно-развивающегося обучения, а именно, применение задач–проблем. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Мне понравился такой приём работы, как составление задач самими учениками на заданную тему, с последующим решением всем классом. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.

        Логические задачи, сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывая напряжения ума, развивают логику рассуждения.

             Стараюсь добиваться от учащихся сознательного и обоснованного решения задач, так как многие ребята на уроке решают механически, неосознанно, только по аналогии с предыдущими задачами. Поэтому на уроках предлагаю задачи разного типа, чтобы решения  не сводились к одной и той же операции, даю возможность ребятам самостоятельно выбрать  ход решения.

          Слайд №22

Спасибо за внимание   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение текстовых задач как условие развития логического и алгоритмического мышления младших школьников

Слайд 2

Одной из основных задач школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решение задач способствует развитию логического мышления обучающихся.

Слайд 3

Что такое текстовая задача? Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.

Слайд 4

Из чего состоит текстовая задача? Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса) . В условии сообщаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними. Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной (Найти площадь прямоугольника) или вопросительной форме (Чему равна площадь прямоугольника?).

Слайд 5

Способы решения текстовых задач. Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос). В качестве основных в математике различают арифметические и алгебраические способы решения задач. При арифметическом способе ответ на вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над числами.

Слайд 6

Алгоритм решения задачи 1.Чтение задачи 2.Анализ задачи, её схематическая запись 3.Поиск способа решения 4.Разработка плана решения 5.Осуществление плана решения, при этом исследование задачи, анализ решения. 6. Проверка результатов на достоверность. 7. Ответ.

Слайд 7

1.ЧТЕНИЕ ЗАДАЧИ Первоначально в магазине было 300кг картофеля. В первый день продали 50кг, во второй день на 30кг больше, чем в первый, а в третий день продали ½ часть картофеля, проданного во второй день. Сколько картофеля осталось в магазине?

Слайд 8

2.Анализ задачи, её схематическая запись Было 300 кг I -50кг II -? На 30кг > чем III -? ½ часть Осталось -?

Слайд 9

3.Поиск способа решения 1.По действиям, установление связи между компонентами. 2.С помощью уравнения.

Слайд 10

4.Разработка плана решения 1.Нахождение массы картофеля проданного во второй день. 2.Нахождение массы картофеля проданного в третий день. 3.Нахождение массы картофеля проданного за все три дня. 4. Нахождение массы оставшегося картофеля.

Слайд 11

5.Осуществление плана решения, при этом исследование задачи, анализ решения. 1)50+30=80 (кг) картофеля продали во второй день. 2)80 · ½=40 (кг) картофеля продали в третий день. 3)50+80+40=170 (кг) картофеля продали за три дня. 4)300-170=130 (кг) картофеля осталось.

Слайд 12

6.Проверка результатов на достоверность . С использованием схематической записи задачи.

Слайд 13

7.Ответ. 130 килограмм картофеля осталось.

Слайд 14

Виды задач, формирующих логическое мышление Занимательное задачи Примеры: 1.В пещере старый пират разложил свои сокровища в 3 цветных сундука, стоящих вдоль стены: в один - драгоценные камни, а в другой - золотые монеты, а в третий - оружие. Он помнит, что: - красный сундук правее, чем драгоценные камни; - оружие правее, чем красный сундук. В сундуке какого цвета лежит оружие, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?

Слайд 15

Задачи-шутки 1. Цапля Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? 2. Шел Кондрат в Ленинград, А навстречу - двенадцать ребят, У каждого по три лукошка, В каждом лукошке - кошка, У каждой кошки - двенадцать котят, У каждого котенка в зубах по четыре мышонка. И задумался старый Кондрат: " Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград?"

Слайд 16

Взвешивание и переливание Дядя Федор собрался ехать к родителям в гости и попросил у кота Матроскина 4 л простоквашинского молока. А у Матроскина только 2 пустых бидона: трехлитровый и пятилитровый. И восьмилитровое ведро, наполненное молоком. Как Матроскину отлить 4 литра молока с помощью имеющихся сосудов?

Слайд 17

Числовые ребусы и головоломки на смекалку Разгадываем математический ребус Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5 в колонке и в строчке из диназавриков, так, чтобы сумма чисел как в колонке, так и в строчке была бы равна 9 ! Какое число стоит на месте вопроса ? a ) 1 ; b ) 2 ; c ) 3 ; d ) 4 ; e ) 5 .

Слайд 18

Логические задачи В библиотеке есть книги по истории, математике и физике. Обложки этих книг красные , зеленые и голубые. Нам известно, что обложки книг по истории не голубые, обложки математических книг либо голубые, либо зеленые, и что обложки книг по физике не красные, и не зеленые. Какого цвета обложки исторических книг ? (a) красные ; (b) зеленые ; (c) голубые. ; (d) невозможно определить; № 1

Слайд 19

Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. № 2

Слайд 20

Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число? № 3

Слайд 21

Методы проблемно - развивающего обучения Задача- проблема , Составление задач учениками Формирование логического мышления Для этого я применяю: Решение контекстных задач

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе УМК "Перспектива" "Решение текстовых задач разных видов".

Конспект урока математики в первом классе по УМК "Перпектива".Закрепление....

Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".

Открытый урок математики игра-путешествие  по  учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...

Открытый урок по математике в 1 классе. "Решение текстовых задач. Состав числа 7. Закрепление".

Урок математики в 1 классе.Тема: Решение   текстовых  задач.             Состав  числа 7 . Закрепление....

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...

Самоанализ урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Самоанализ урока математики во 2 классе, проведенного 17 ноября 2022 года.Учитель начальных классов Наместникова Д. И.Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Метод...

Урок математики в 1 классе "Задача.Решение текстовых задач арифметическим способом"

В работе приведен урок изучения нового материала по математике в 1 классе  по теме : «Задача .Решение текстовых задач арифметическим способом.». Впервые первоклассники знакомятся с по...