Урок математики Решение задач
план-конспект урока по математике (3 класс)

Урок математики Решение задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_reshenie_zadach.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике  в 3  классе

«Решение задач»

по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

                                                                  Учитель начальных классов

Пестрикова Инна Александровна

2023 г.

Открытый урок математики  3 класс,

по программе М.И. Моро, УМК «Школа России»

Тема урока:Решение задач.

Цель урока:  Закреплять умение решать задачи на кратное; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 5; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное ; пользоваться таблицей  умножения и деления;  составлять план решения задачи;  понимать учебную задачу урока  и  стремиться к её выполнению; соотносить результат  своей деятельности с целью и оценивать его;  высказывать и аргументировать  свою точку зрения.

Учебные материалы. На плакатах – задачи, правило, карточки для самостоятельной работы; на листах – цепочка примеров для устного счета, рисунки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные универсальные учебные действия

  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
  •  ориентация на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ, самоконтроль и самооценку результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
  • использовать схемы и таблицы для решения задач;
  • проводить сравнение;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • контролировать действия партнёра;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • Формы работы: фронтальная, групповая.
  • Тип урока: комбинированный, урок – путешествие.
  • Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, проблемный.

Технологии:групповая, игровая,  личностно-ориентированная, информационно-коммуникативные технологии.

Ход урока:

Этапы работы

                             Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Технологии

I.Организационный момент

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

 Ребята, давайте создадим себе и

друг другу хорошее настроение.

– Посмотрите, друг другу в глаза,

улыбнитесь глазками. Приготовьте

ладошки и пожелаем друг другу

удачи, хорошего настроения на весь

учебный день.

Запишите дату, классная работа

Отвечают на приветствие учителя

Подготовка учащихся к активной работе на уроке.

Игровая

II.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для продолжения в развитии умения решать задачи на кратное сравнение.

Устный счёт

-Начнем наш урок с устных упражнений .

Ребята таблица умножения для нас очень актуальна ,значит очень важно знать её .

Сейчас мы проверим как вы её  знаете .

1)  Ученикам сидящим за первыми партами выдаётся по одному листу  ( у каждого ряда свой) с примерами (по количеству ребят в ряду), который передаётся по ряду из рук в руки, после решения и записи ответа. Последний ученик каждого ряда приносит лист учителю, для проверки ответом.

8 * 4

36 : 6

8 * 6

35 : 5

8 * 3

30 : 6

5 * 7

21 : 7                

9 * 3

6 * 9

4 * 9

18 : 9

6 * 4

9 * 2

30 : 6

-

2.Решив примеры, данные на зрительных метках, вы соберете картинку и узнаете интересную информацию об одной из северных наших ягод. (2 человека за компьютером)

45 : 9         3*5

8* 8           6*7

2*7           81 : 9

32: 4        56 : 8

Брусника – вечнозеленый кустарник. Согласно легенде, на неё попали капельки живой воды, которую несла в клюве добрая ласточка, чтобы подарить людям бессмертие. Злая оса ужалила ласточку. Птичка, не выдержав боли, пролила живительную влагу. Вместо людёй вечную жизнь получили брусника, сосна и кедр. И действительно, ягоды брусники долгожители. Кустики живут около 100 лет, а плодоносить начинают на 10 год после посадки. Полезные свойства брусники заключаются в богатом содержании витаминов. Листья брусники укрепляют защитные силы.

Развитие логического мышления.

Групповая( по рядам)

III. Самоопределение к деятельности?

-  Решите примеры в столбик.

Расставьте буквы  в порядке убывания соответствующих ответов  и прочитайте. Соберите  это слово  на доске из   карточек с примерами, с обратной  стороны  можно будет увидеть букву.

35 + 48 (з)              39 + 17 (а)                 73 – 28(а)

60 – 18 (ч)               39 – 24 (а)                        15 + 36 (д)  

Ответ: задача.

Технология частично-поисковая

«Собери слово» и узнаешь тему урока

- Решению задач

(Самопроверка и определение темы урока).

IV. Физминутка

Мы листики осенние (плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели (руки в стороны)

Мы летели, мы летели (покачивания руками)

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер  снова набежал

И листочки все поднял ( плавное покачивание руками вверху над головой).

Закружились, полетели (покружиться, взмахи руками)

И на землю тихо сели. (садятся  по местам)

V.  Работа по теме урока

Цель: закреплять и развивать знания в решении задач с элементами кратного сравнения.

  1. - Давайте вспомним , как  можно сравнить два числа? Для этого решим устно задачу

)Простая задача  (на сколько больше, меньше) – устная работа

Мама сварила 24 кг брусничного варенья, а смородинового  6 кг. На сколько кг больше сварили брусничного варенья?

  1.  В) Как узнать, во сколько раз одно  число больше или меньше другого

- Если вопрос начинается со слов « на сколько», то это разностное сравнение и надо…

- Если вопрос начинается со слов «во сколько», то это кратное сравнение и надо …

2) Работа по учебнику

- Поработаем по учебнику. Откройте  стр. 45

- Прочитайте задачу № 1  про себя.

-Давайте вспомним, что такое задача?

(Ответы учеников)

(Далее ученик читает вслух громко)

- Сколько вопросов в задаче?

- Сразу ли необходимо приступить к решению?

- Сразу ли мы сможем ответить на поставленный вопрос?

- Какие будут ваши предложения?

- Сделайте схему к задаче и попробуйте выбрать свое решение в поставленной задаче.

- Может кто-нибудь поделится своими действиями в решении поставленной задачи?

- А можно ли обойтись без скобок? (Тут необходимо, чтобы вспомнили то, что в порядке  действий в данном выражении - преимущество  умножения, а затем идет сложение и мы можем обойтись без скобок)

- Поделитесь пожалуйста тем, как и что вы записали в ответе?

- Записать в тетрадь надо два способа записи.

-Вычесть  из большего числа  меньшее

-Разделить большее число на  меньшее

- Один.

-Надо начертить схему.

-Нет, не сразу.

-Вопрос задачи начинается со слова «во сколько раз» это кратное сравнение и надо  разделить  большее  число на  меньшее.

- Решение этой задачи можно записать двумя способами:

1)

-Записать и решить вначале сколько ребят играло в футбол (6х3=18 ребят), а затем сложить количество ребят игравших в городки и в футбол (6+18=24 человека), тогда получим сколько ребят играло в эти игры.

2)

 -Второй способ записи и решения, это выражение с использованием скобок.

(6х3)+6=24

или

6+ (6х3)=24

- Да.

6+6х3=24

6х3+6=24

- Ответ. Всего 24 ребят играло в эти игры.

VI.Закрепление

Цель: закреплять знания, умения и навыки в решении задач с элементами кратного сравнения.

- ) Самостоятельная работа

1группа – красная карточка  (сильные учащиеся)

В саду созрело 24 кг малины, а смородины на 16 кг меньше. Во сколько раз больше созрело малины, чем смородины?

У вас на карточках записаны числа, а напротив  буквы, если у вас записаны числа, которые получаются  ходе решения в задаче, то вы сможете составить слово.

Если задача решена неправильно, то слово вы не сможете составить.

  1. группа – зеленая карточка (средние учашиеся)

Выберите подходящую краткую  запись , вставьте данные к задаче и решите её.

А) Малина- … кг                                              Б)Малина - …кг                                В)  Малина - …кг                                                                              

Смородина --- 16 кг                                        Смородина - ? на …кг <                    Смородина - ? на …кг <

Вам необходимо выбрать верную краткую запись и записать решение.

  1. группа – синяя карточка (слабые учащиеся)

На карточках помощник. Выбрать правильное решение, дописав его  и записать в тетрадь.

  1. …  +…=… (кг)                                 1)… - … = … (кг) – смородины        1) … - … = … (кг) – смородины        
  2. … : … = … (раз)                            2) … : … = …(раз)                                 2) … + … = … (кг) – всего

Проверка. (на доске записаны числа, которые являются ответами к действиям. 8, 3 раза)

Диагностика уровня сформированности  умения решать задачи изученных видов.

VII. Устные вычисления

1) -№4 с.45

-Находим сумму и разность устно.

2) -Увеличиваем  вычислительную энергию.

- Вспоминаем и правильно ставим знаки действия при решении задач

- Я читаю задачу, а вы  ставите в карточку знак действия  при помощи которого эта задача решается.

(Работа выполняется по карточкам, где, отвечая на вопрос, вписываем определённый знак действий.)

1 вопрос. Каким действием определить, на сколько одно число больше или меньше другого?

2 вопрос. Чтобы узнать, на сколько единиц одно число меньше другого, какое действие выполним?

3 вопрос. Каким действием определить, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

4. Какое действие: число на несколько единиц больше другого?

5. Каким действием найдём уменьшаемое?

6. Каким действием найдём значение разности?

7. Каким действием узнать, во сколько раз одно число меньше другого?

8. Каким действием найдём делитель?

9. Каким действием найдём значение частного?

10. Каким действием узнать: у Мони столько “5”, сколько у Гарри и Рона вместе?

Проверка результатов самостоятельной работы.

Соедините отрезками одинаковые знаки арифметических действий. Какие фигуры получились? Сверьте с образцом. Оцените себя

18,22,34,45.  46,36,26,16.

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа в группе.

Проверка умения выбирать правильное арифметическое действие при решении задач разных видов

Умение проверять себя. сравнивая результат с образцом.

VIII. Рефлексия  учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

На столах у вас лежат карточки, возьмите цветной карандаш и раскрасьте прямоугольник

красным цветом – если вам было интересно на уроке , у вас всё получилось;

зеленым цветом – если вы работали хорошо, но допустили ошибки

синим цветом – если вам было всё понятно, допустили ошибки, постараетесь  работать лучше.

Какие задания понравились? Какие задания хотели бы выполнить на следующем уроке?

Познавательные: контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IX. Домашнее задание

Стр. 45 №3,№5

Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Дети записывают задание в дневник.

Список источников:

  1. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1/[М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 76-77 с.
  2. http://mathkang.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение задач" 4 класс

Разработка урока + презентация. Урок математики "Решение задач" 4 класс. Цель: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям....

Презентация к уроку математики "Решение задач"

Презентация подготовлена к рабочему уроку по математике в 1 классе. Тема урока "Решение задач". Кроме того, на данном уроке проводилась групповая работа по нахождению значения суммы и значения разност...

Презентация к уроку математики "решение задач"

Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки, совершенствовать умения решать задачи, составлять схемы к ним, дополнять условие задачи в соответствии с поставленным вопросом, проверить уровень ум...

Урок математики "Решение задач на нахождение части и целого"

Конспект урока математики в 1 классе по программе Л.Г.Петерсон...

Презентация к уроку математики. Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс

Эта презентация разработана учителем начальных классов Ольшанской Екатериной Сергеевной. Презентация к уроку математики на тему "Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс" по программе Школ...