Занимательная математика
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Гуляева Мария Евгеньевна

Программа "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

 «Занимательная  математика»

3 класс

                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.

Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

        Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

—  Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

—  Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

—  Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,  различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

—  Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных  навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

        В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:

—  понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования   окружающего мира, фактов, процессов  и  явлений,  происходящих  в  природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

—  математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

—  владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность

предположения).

Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и  закономерности  их  расположения  во  времени  и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).

В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.

На изучение предмета «Занимательная математика» во 2 классе отводится 1 часов в неделю, всего 34 часа.

Тематическое планирование

Разделы

Количество часов

1

Числа и величины

8

2

Арифметические действия

5

3

Работа с текстовыми задачами

4

4

Геометрические фигуры

5

5

Геометрические величины

5

6

Работа с информацией

7

Всего

34







План реализации программы

«Занимательная математика»

3 класс (34 часа)

№ п/п

Название раздела/ тема урока

Количество часов

Дата

Раздел I  Числа и величины (8ч)

1.1

Математическая викторина: “Угадай задуманное число”

1

5.09

1.2

Математическая викторина: “Любимая цифра”

1

19.09

1.3

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

1

26.09

1.4

Сравнение прямой и кривой

1

3.10

1.5

Повторение. Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

1

10.10

1.6

Повторение. Сравнение прямой и кривой

1

17.10

1.7

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

1

24.10

1.8

Игра “Путешествие по стране математика”

1

7.11

Раздел II. Арифметические действия (5ч)

2.1

Таблица сложения и вычитания

1

14.11

2.2

Повторение. Таблица сложения и вычитания

1

21.11

2.3

Повторение. Таблица сложения и вычитания

1

28.11

2.4

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1

5.12

2.5

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1

12.12

Раздел III. Работа с текстовыми задачами(4ч)

3.1

Решение текстовых задач арифметическим способом.

1

19.12

3.2

Решение текстовых задач арифметическим способом.

1

26.12

3.3

Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом.

1

09.01

3.4

Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом.

1

16.01

Раздел IV. Геометрические задания(5ч)

4.1

Свойства сторон прямоугольника.

1

23.01

4.2

Свойства сторон прямоугольника.

1

30.01

4.3

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

1

06.02

4.4

Конструирование танграмы.

1

13.02

4.5

Игра «Умники и умницы»

1

20.02

                  Раздел V. Геометрические величины (5ч)

5.1

Геометрические величины и их измерение.

1

27.02

5.2

Соотношения между единицами длины.

1

06.03

5.3

Перевод одних единиц длины в другие.

1

13.03

5.4

Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

1

13.03

5.5

Блиц – турнир

1

20.03

Раздел VI Работа с информацией (7ч)

6.1

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом),

1

03.04

6.2

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом),

1

10.04

6.3

Задачи в стихах

1

17.04

6.4

Задачи с антонимами и синонимами

1

17.04

6.5

Задачи в стихах

1

24.04

6.6

Загадки – шарады.

1

15.05

6.7

Математическая викторина.

1

22.05

Итого:

34



Литература для учителя

  1. А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова «Развитие логического мышления детей»
  2. «Занимательная математика» сост. Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко
  3. О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»
  4. Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки»
  5. «Начальная школа» газета приложение к «1 сентября»
  6. «Начальная школа» журнал
  7. В.Н.Русанов «Математические олимпиады младших школьников»
  8. А.Э. Симоновский «Развитие творческого мышления детей»
  9. «Смекалка для малышей» сборник
  10. В.Т. Трутнеев «Внеклассная работа по математике в начальной школе»
  11. www.mat.mir.ru
  12. www.solnet.ee


Литература для учащихся:

  1. «Занимательная математика» сост. Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко
  2. «Смекалка для малышей» сборник
  3. журнал «Непоседа»
  4. www.mat.mir.ru
  5. www.solnet.ee


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...