Занимательная математика
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
«Занимательная математика»
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение предмета «Занимательная математика» во 2 классе отводится 1 часов в неделю, всего 34 часа.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Числа и величины | 8 |
2 | Арифметические действия | 5 |
3 | Работа с текстовыми задачами | 4 |
4 | Геометрические фигуры | 5 |
5 | Геометрические величины | 5 |
6 | Работа с информацией | 7 |
Всего | 34 |
План реализации программы
«Занимательная математика»
3 класс (34 часа)
№ п/п | Название раздела/ тема урока | Количество часов | Дата |
Раздел I Числа и величины (8ч) | |||
1.1 | Математическая викторина: “Угадай задуманное число” | 1 | 5.09 |
1.2 | Математическая викторина: “Любимая цифра” | 1 | 19.09 |
1.3 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | 26.09 |
1.4 | Сравнение прямой и кривой | 1 | 3.10 |
1.5 | Повторение. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | 10.10 |
1.6 | Повторение. Сравнение прямой и кривой | 1 | 17.10 |
1.7 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | 24.10 |
1.8 | Игра “Путешествие по стране математика” | 1 | 7.11 |
Раздел II. Арифметические действия (5ч) | |||
2.1 | Таблица сложения и вычитания | 1 | 14.11 |
2.2 | Повторение. Таблица сложения и вычитания | 1 | 21.11 |
2.3 | Повторение. Таблица сложения и вычитания | 1 | 28.11 |
2.4 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | 5.12 |
2.5 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 | 12.12 |
Раздел III. Работа с текстовыми задачами(4ч) | |||
3.1 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | 19.12 |
3.2 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | 26.12 |
3.3 | Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | 09.01 |
3.4 | Повторение. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | 16.01 |
Раздел IV. Геометрические задания(5ч) | |||
4.1 | Свойства сторон прямоугольника. | 1 | 23.01 |
4.2 | Свойства сторон прямоугольника. | 1 | 30.01 |
4.3 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. | 1 | 06.02 |
4.4 | Конструирование танграмы. | 1 | 13.02 |
4.5 | Игра «Умники и умницы» | 1 | 20.02 |
Раздел V. Геометрические величины (5ч) | |||
5.1 | Геометрические величины и их измерение. | 1 | 27.02 |
5.2 | Соотношения между единицами длины. | 1 | 06.03 |
5.3 | Перевод одних единиц длины в другие. | 1 | 13.03 |
5.4 | Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). | 1 | 13.03 |
5.5 | Блиц – турнир | 1 | 20.03 |
Раздел VI Работа с информацией (7ч) | |||
6.1 | Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), | 1 | 03.04 |
6.2 | Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), | 1 | 10.04 |
6.3 | Задачи в стихах | 1 | 17.04 |
6.4 | Задачи с антонимами и синонимами | 1 | 17.04 |
6.5 | Задачи в стихах | 1 | 24.04 |
6.6 | Загадки – шарады. | 1 | 15.05 |
6.7 | Математическая викторина. | 1 | 22.05 |
Итого: | 34 | ||
Литература для учителя
- А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова «Развитие логического мышления детей»
- «Занимательная математика» сост. Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко
- О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»
- Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки»
- «Начальная школа» газета приложение к «1 сентября»
- «Начальная школа» журнал
- В.Н.Русанов «Математические олимпиады младших школьников»
- А.Э. Симоновский «Развитие творческого мышления детей»
- «Смекалка для малышей» сборник
- В.Т. Трутнеев «Внеклассная работа по математике в начальной школе»
- www.mat.mir.ru
- www.solnet.ee
Литература для учащихся:
- «Занимательная математика» сост. Е.Г.Бурлака, И.Н. Прокопенко
- «Смекалка для малышей» сборник
- журнал «Непоседа»
- www.mat.mir.ru
- www.solnet.ee
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...