Пути развития математической грамотности
учебно-методический материал по математике

Иванова Ирина Сергеевна

Пути развития математической грамотности учащихся младших классов через урочную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_gramotnost.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Весенненская СОШ»

Учитель Иванова И.С.»

«Пути развития математической грамотности учащихся младших классов через урочную деятельность»

1с -Обучение математике в начальной школе направлено на  формирование у обучающихся основ  начальной математической грамотности. Это подразумевает приобретение необходимых вычислительных навыков, умение рассуждать в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Таким образом, начальная школа обеспечит подготовку детей к успешному изучению систематических курсов математики. Именно этим объясняется актуальность формирования и развития математической грамотности.

2 с -Функциональная грамотность – это способность использовать навыки чтения, письма и математические навыки, приобретённые на уроках, в условиях взаимодействия с социумом, в реальной жизни. Где могут пригодиться математические навыки? – в магазине, при оплате счетов, в играх и т.д.

3 с -Существует несколько форм функциональной грамотности:

  •  Глобальные компетенции
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Читательская грамотность
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ- подразумевает умение проанализировать предложенную информацию, рассчитать, решить задачу.

4 с -Главная цель формирования математических навыков – научить применять полученные знания на практике, а этому способствуют следующие виды задач:

  1. Выполнение письменных вычислений

Полноценное освоение устной вычислительной деятельности требует от ребенка свободного владения результатами табличных вычислений в пределах 10 и 20, свободного владения разрядным составом чисел, десятичным составом чисел, умением гибко и свободно применять разнообразные вычислительные действия, выбирая способ вычислений в каждом случае. Далеко не все дети могут это делать. Письменный способ вычислений требует более простых вычислительных действий, выполняемых по единому жесткому правилу (называемому «алгоритмом письменных вычислений»).Знакомство со способами оформления вычислений «в столбик» при изучении вычислений в пределах 100 рассматривается как подготовка к использованию этой вычислительной технологии в дальнейшем (при вычислениях с трехзначными и многозначными числами).Запись и способ вычисления « в столбик» для многих детей, с трудом усваивающих устные приемы сложения и вычитания (особенно с переходом через десяток), является более легким и доступным. Запись «в столбик» и применяемые при этом вычислительные приемы позволяет создать для ребенка «систему промежуточных опор», так как на каждом шаге вычислений ребенок фактически действует не более чем в пределах второго десятка, что значительно облегчает вычисления.

  1. Выполнение арифметических действий над числами, величинами.

Для полноценного усвоения арифметических действий с числами, полученными от измерения величин, должно проводиться как можно больше практических работ по выражению результатов измерения в разных мерах. Арифметические действия с числами, полученными от измерения величин, опираются на знание единиц измерения, их соотношения, умение выразить одни единицы другими.

  1. Использование свойств арифметических действий для выполнения вычислений.

Осознание смысла действий, существующих между ними связей, зависимости между компонентами и результатами действий может быть обеспечено только в том случае, если рассмотрение этих теоретических вопросов будет вестись на прочной базе собственного опыта детей. При этом следует учитывать, что речь здесь должна идти не только о жизненном опыте, приобретаемом детьми в ходе разнообразных практических действий с предметами, но и об опыте, накапливаемом при изучении математики в школе.

  1. Решение текстовых задач, связанных с покупками, измерением, взвешиванием и пр.

Важно помнить, что не все задачи решаются одним способом, необходимо проработать все возможные способы решения, выслушав каждый предложенный способ. Кроме того, обязательно использовать практические работы по измерению, взвешиванию, на нахождение цены, количества, стоимости. Можно подключать игровые ресурсы: «В магазине», «Посылка», «Лестница» и т.д.



5 с -Важно выделить три составляющие математической грамотности:

  1. Умение находить и отбирать информацию
  2. Умение производить арифметические действия
  3. Умение интерпретировать, оценивать и анализировать данные

6 с –Три уровня математической грамотности. Работа должна вестись системно и поэтапно:

7 с -1 уровень. Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение вычислений.

Пример:  Как нужно расставить знаки "-", чтобы выполнялось равенство.

8 7 6 5 4 3 2 1 = 3

( 87 - 6 - 54 - 3 - 21 = 3)

Или  Три сотни умножили на две сотни.

Вопрос: Сколько будет сотен?

8 с -2 уровень. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей.

 . Сын, отец и дедушка

Отцу и сыну вместе 38 лет, сыну и дедушке вместе 64 года, а отцу и дедушке вместе 84 года.

Вопрос: Сколько лет отцу, сыну и дедушке в отдельности?

Ответ: Сыну 9, Отцу 29, Дедушке 55

 Дарина на 5 см выше Виктории, а Виктория на 2 см ниже Ольги.

Вопрос:

1.        Кто всех выше? (Дарина)?

2.        Кто ниже всех? (Виктория)?

3.        На сколько Дарина выше Ольги? (3см)

9 с -3 уровень. Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения.

Катя, Соня, Галя, Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июня,20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а у Гали и Кати дни рождения обозначались одинаковыми числами. Кто какого числа и в каком месяце родился?

Ответ: Галя -2марта, Соня – 20 марта, Катя – 2 июня, Тамара – 17 мая.

10 с -Задания ВПР большей частью направлены на решение задач, способствующих развитию математической грамотности: они связаны с реалиями жизни, личным опытом и потребностями. Чтобы подготовить учащихся к успешному выполнению проверочной работы необходимо постоянно, систематически включать в уроки работу над подобными заданиями.      На уроках мы учим ставить цели и планировать деятельность по их достижению, добывать нужную информацию, используя доступные  источники (справочники, учебники, словари, СМИ),передавать её. Не забывать о том, что дети должны уметь высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение. В ходе урока важно уметь грамотно пользоваться математическими терминами, прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

11 с -Мне удалось, работая по программе «Перспективная начальная школа» с 2014 по 2018 год добиться достаточно высоких результатов в формировании математической грамотности учащихся. Так, ВПР по математике мои ученики выполнили на 100% качества, без особого труда решив подобные задания, и подтвердили результаты в 5 классе. Конечно, это и огромное количество дополнительных занятий и неоценимая помощь родителей.

  12 с - Я считаю, что для воспитания функционально развитой личности необходимо двигаться по таким направлениям:

•        Обучение должно носить деятельностный характер.

•        Учебный процесс необходимо сориентировать на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности.

•        Предоставлять возможность учащимся для приобретения опыта достижения цели.

•        Правила оценивания должны отличаться чёткостью и быть понятны всем участникам учебного процесса.

•        Использовать личностно-ориентированные технологии: проектно-исследовательскую деятельность, информационные и коммуникативные технологии, технология поэтапного формирования умственных знаний и др.

•        Повысить педагогическую культуру родителей.

 На мой взгляд – это основные пути развития и достижения результата в процессе формирования функционально грамотной личности. Используя данную концепцию не первый год, мы добились определённых результатов в овладении математической грамотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников я...

Задания по развитию математической грамотности

В данном материале представлены задания по математике различного уровня сложности по развитию математической грамотности младших школьников...

Развитие математической грамотности младших школьников

Из данной статьи вы узнаете особенности формированияя математичекой грамотности младших школьников, а также сможете использовать в своей практике задания из приведенного в работе комплекса упражнений....

Развитие математической грамотности

Выступление на тему: Развитие математической грамотности младших школьников через решение практикоориентированных задач...

Развитие математической грамотности младших школьников на уроках математики

Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления...

«Развитие математической грамотности младших школьников в процессе обучения»

Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.Выделяют три составляющие математической грамотности: -умение находи...

Пути развития математической грамотности Презентация

ПрезентацияПути развития математической грамотности учащихся младших классов через урочную деятельность...