Развитие математической грамотности
методическая разработка по математике

Петрянкина Анастасия Александровна

Выступление на тему: Развитие математической грамотности младших школьников через решение практикоориентированных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_vystuplenie.docx77.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математической грамотности младших школьников через применение практико-ориентированных задач

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Исходя из всего вышесказанного,  развитие математической грамотности в настоящее время актуально.

Цель: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.

При этом решаются следующие задачи:

  • формирование внутренней мотивации к изучению через организацию;
  • самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
  • развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Для решения данных задач в своей практике мы используем следующие технологии:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология критического мышления;
  • технология проектной деятельности;
  • информационные и коммуникационные технологии.
  • Технология сотрудничества.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология разноуровневого обучения.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Развитие логического мышления основано на решении нестандартных задач, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассмотреть объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям.

Работу над логическими задачами проводим системно и поэтапно:

1 уровень: задачи на воспроизведения фактов и методов, выполнение вычислений.

2 уровень: задачи, требующие умения интегрировать материал из разных областей.

3 уровень: задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения.

Функциональная математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, память, поддерживает интерес к предмету.

Остановимся на диаграммах:

Диаграммы удобны при отображении статистических данных, для изображения связи между двумя и более величинами. Диаграммы могут быть использованы в качестве одного из средств решения некоторых арифметических и алгебраических задач.

Учащиеся получают представление о том, что диаграмма является не только компактной, но и наглядной формой представления количественной информации. Особенно удобно ее использовать в тех случаях, когда ставится цель сравнить между собой данные характеризующие некоторые явления или процессы.  Например, дана задача -

В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму:

« Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки».

Вопрос: Считаете ли вы, что журналист сделал правильный выбор на основе данной диаграммы. Обоснуйте свой ответ.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/25/k_58389bc046960/362595_5.png

- Поднимите руку, кто бы согласился с журналистом.

Если посмотреть на цифры, то видно, что за год количество посетителей городской библиотеки увеличилось с 507 до 515. Можно ли назвать «резким ростом»? Думаете, что нет. Это и есть правильный ответ.

Умение видеть ложь в манипуляциях цифрами – это важный жизненный навык.

Другим видом работ являются задачи  с использованием таблиц.

Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями и ли фактами. Выглядит эта таблица просто. В колонки заносится информация, которую предстоит рассмотреть, сравнить. Например:

В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.

Команда

Золотые

Серебряные

Бронзовые

«Сириус»

7

8

3

«Орион»

6

4

5

«Заря»

4

6

7

1) Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»?

                           

 2) Какая команда заняла 3 место по сумме всех медалей?

Такие задания учат детей читать и анализировать несложные готовые данные в таблице, сравнивать и обобщать информацию в ее строках и столбцах.

Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является практико - ориентированные задания.

Практико-ориентированные задачи – это задачи, требующие в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.

Рассмотрим  задачу, которая была предложена детям в одном из вариантов ВПР

ВПР фото  - Детям предлагается прочитать текст, проанализировать, выбрать нужную информацию и соотнести ее со схемой.

Вывод: данный вид заданий готовит ученика к успешному овладению основам логического и алгоритмического мышления, умению собирать, представлять, интерпретировать информацию.

Такие виды заданий можно использовать на каждой ступени  в начальной школе.

Каждый хороший урок эффективен тогда, когда теория закрепляется практикой. Я предлагаю  вашему вниманию фрагмент урока математики по теме «Решение  практико-ориентированных задач».

Математическая грамотность тесно связана с финансовой грамотностью, это мы продемонстрируем в наше видеоролике.

ВИДЕО        

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

• формулировать эти проблемы на языке математики;

• решать проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать использованные методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результаты решения.

Главная цель учителя научить детей добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А так же воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Ведь основная задача школы – стремиться подготовить человека способного быть успешным в постоянно меняющимся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников я...

Задания по развитию математической грамотности

В данном материале представлены задания по математике различного уровня сложности по развитию математической грамотности младших школьников...

Развитие математической грамотности младших школьников

Из данной статьи вы узнаете особенности формированияя математичекой грамотности младших школьников, а также сможете использовать в своей практике задания из приведенного в работе комплекса упражнений....

Развитие математической грамотности младших школьников на уроках математики

Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления...

«Развитие математической грамотности младших школьников в процессе обучения»

Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.Выделяют три составляющие математической грамотности: -умение находи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс

Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...

задания для развития математической грамотности

Задания для развития математической грамотности на уроках в 4 классе....