Открытый урок по внеурочной деятельности «Занимательная математика» по теме «Секреты задач» . 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Цель: создание условий для закрепления, углубление и расширения знаний по математике.

Планируемый результат: научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события  на основе полученных знаний принимать решения, действовать.

Предметные: проводить разносторонний анализ текстовых задач, строить дедуктивные  рассуждения, проводить анализируемые объекты под понятие «задача».

Метапредметные:

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: совершенствовать навыки решения нестандартных задач; строить небольшие математические сообщения в устной форме.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умение работать в паре,  находить общее решение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; воспитание  социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по внеурочной деятельности

«Занимательная математика» по теме «Секреты задач»

Класс: 2 «Ж»

Тип: постановка и решение учебно-практической задачи.

Цель: создание условий для закрепления, углубление и расширения знаний по математике.

Планируемый результат: научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события на основе полученных знаний принимать решения, действовать.

Личностные: проявлять познавательный интерес; развитие экономического мышления.

Предметные: проводить разносторонний анализ текстовых задач, строить дедуктивные рассуждения, проводить анализируемые объекты под понятие «задача».

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: совершенствовать навыки решения нестандартных задач; строить небольшие математические сообщения в устной форме.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формировать умение работать в паре, находить общее решение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Садитесь. Кто хочет активно работать хлопните в ладоши.

Молодцы! Подумайте. Что бы вы пожелали сегодня своему партнеру. Пожелайте. Подумайте. Чем вы можете помочь своему партнёру в школе во время урока? Чем?

- Слово «Помощь» на разных языках звучит по-разному. Подскажи Ляна на тувинском языке «Дуза». Давайте, вместе. Комбу на английском языке «Help». Молодец, вместе.

- Кто готов помогать другу? Так давайте сегодня будем помогать партнёру и уважать друг друга.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

- У вас на партах есть конверты. Достаньте, пожалуйста, содержимое. Надо выстроить по порядку. Работаете соседом по парте сообща. Как вы думаете, что это? Это составные части чего? (Это задача) Давайте, их повторим. Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, схема, решение, ответ).

1. Условие – это то, что известно в задаче.

2. Вопрос – это то, что надо найти.

3. Схема – краткая запись содержания задачи.

4. Решение задачи.

5. Ответ – значение составленного выражения.

- Как вы думаете, какая тема занятия? (узнаем про «Секреты задач»)

- Какую цель поставим сегодня на уроке? (Решать задачи, закреплять, расширять знания по математике).

- Ребята, вы знаете, что бывает и задачи в стихах.

- Попробуйте решить их.

Задачи в стихах.

- Было книжек 10,

Да добавили к ним 5.

А потом 2 книжки взяли

И учащимся отдали.

Отвечайте: «Сколько стало?» (13)

- Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело? (7)

- Возле грядки две лопатки,

Возле кадки три лопатки.

Все лопатки сосчитать

Сколько будет? Ровно (5)

- Итак, какие задачи вы решили? Молодцы, ребята! Вы справились со всеми задачами.

- Но прежде чем мы приступим к решению других задач, отгадайте, пожалуйста, загадку.

- Все мы там бываем.

Всё, что нужно покупаем.

Там есть множество витрин,

Что же это? (Магазин)

- Правильно сегодня, мы с вами отправимся в магазин. В магазине много разных продуктов. Но сначала предлагаю посмотреть фрагмент из мультфильма «Смешарики».

Фрагмент из мультфильма «Смешарики» - про безопасные покупки в магазине.

- Скажите, пожалуйста, к чему нас учит это видео?

- Значит, чему ещё мы будем учиться на этом уроке? Будем учиться правильно, расходовать и экономить деньги.

3. Работа по теме урока.

- А теперь попробуем купить в магазине необходимые продукты для чаепития и решить первую задачу.

Задача 1.

Маша купила в магазине «Батон» для чаепития кекс за 8 рублей, печенье чоко-пай за 10 рублей и шоколад Алёнка, который стоит 6 рублей. Сколько денег потратила Маша на покупки?

- Что известно в задаче? Прочитайте условие задачи.

- Что нужно найти? Прочитайте вопрос задачи. Как найти?

- Изобразите задачу на схеме.

- Чтобы найти целое нужно сложить все части.

8+10+6=24 (р.)

- Как вы думаете? Это много или мало? Почему? (Это всё идёт из семейного бюджета)

- А что такое семейный бюджет? (Это деньги, которые родители получили за работу и принесли домой. Это пенсия и дедушки, и бабушки. Сестра и брат учатся, студенты и за хорошую учёбу получают что? Стипендию. (Это доход и расход семьи или финансовый план семьи. Семейный бюджет надо планировать.)

Физкультминутка

4. Продолжение работы по теме урока.

Задача 2.

На покупку тех же товаров в магазине «Хороший» Маша потратила бы 30 рублей. Так как там кекс стоит 10 рублей, печенье чоко-пай 12 рублей.

- Сможете решить задачу? (Нет)

- Почему? (Нет вопроса)

- Давайте попробуем сформулировать вопрос. (Сколько стоит шоколад Алёнка?)

- Что известно в задаче? Прочитайте ещё раз условие.

- Что неизвестно? (Сколько стоит шоколад Алёнка? Нам нужно найти стоимость шоколадки Алёнка). А как мы найдём? Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другие части.

- Давайте решим эту задачу другим способом.

30-(10+12)=8 (руб.)

- Сколько стоит шоколад Алёнка? (8 рублей)

- Итак, смогла ли Маша сэкономить деньги, покупая продукты в магазине «Батон»? (Смогла)

- А сколько денег она сэкономила? Для того чтобы ответить на этот вопрос обратите внимание на данную таблицу.

- Что вы заметили? (Если купить кекс, печенье чоко-пай, шоколад Алёнка в магазине «Батон», то можно ещё сэкономить 6 рублей)

- Маша сэкономила 6 рублей.

Наименование товара

«Батон»

«Хороший»

Кекс

8

10

Печенье «Чоко пай»

10

12

Шоколад «Алёнка»

6

8

- Молодцы справились с заданием. Какой мы можем сделать вывод? (Разумно деньги экономить, а не тратить)

Задача 3.

На одной полке 10 книг, на второй – на 6 книг больше, чем на первой, а на 3 – на 3 книги больше чем в первой. Сколько книг на второй полке?

- Все ли данные нужны для решения этой задачи? Измените условие, исключив лишние данные

- Если уберём лишние данные, то какая у нас получится задача? Кто прочитает.

На одной полке 10 книг, на второй – на 6 книг больше, чем на первой. Сколько книг на второй полке?

- Какое решение будет?

- Ответ?

- Молодцы!

Вывод: Задачи, в которых есть лишние данные, то есть данные, которые не нужны для решения задачи, называются задачи с избыточными данными.

Работа в парах. Задачи на карточках

Задача 4.

Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

- Измените условие или вопрос так, чтобы можно было решить задачу. Вам нужно дополнить, самим придумать недостающие данные к задаче.

- Как вы думаете, чего не хватает в этой задаче? (Сколько пирожков с мясом испекла бабушка)

- Кто прочитает задачу. Бабушка испекла пирожки с мясом 5 штук, а пирожков с капустой на 4 больше. Сколько пирожков с капустой испекла бабушка? Сколько всего пирожков испекла бабушка?

- Составьте краткую запись и решите.

- А теперь, давайте, проверим. Те пары, у кого правильное решение поднимите руки.

- Молодцы!

Вывод: Задачу, требования которой нельзя выполнить из-за отсутствия необходимых данных, называют задачей с недостающими данными. Чтобы её решить, нужно дополнить условие задачи необходимыми данными. Такие данные называются дополнительными.

Групповая работа.

- Дети, скажите, что такое супермаркет? (Это универсальный магазин, где продают всё: продукты, напитки, косметику, хозяйственные товары и т.д.)

- У каждой группы на столе 100 рублёвая купюра. Сейчас каждая группа отправится в супермаркет за покупками и выполняет задание. Вам нужно выбрать продукты или товары на 100 рублей. Название отдела у вас на столах.

- Ребята, а что нужно знать сначала, перед тем как сделать покупки? (Надо узнать стоимость продуктов)

- Затем командир группы представит нам набор продуктов, а мы проверим правильно ли группа выполнила задание. Стоимость продуктов и товаров тоже надо рядышком отметить. (Выбирают продукты и командир комментирует выбор группы)

Супермаркет.

1 группа: «Мясные и колбасные изделия»

2 группа: «Молочные продукты»

3 группа: «Овощи и фрукты»

4 группа: «Кондитерские изделия»

5 группа: «Хозяйственные товары»

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Дома повторить то, что изучили сегодня на уроке. У вас на партах есть задачи. Решите их дома.

- Скажите, научились ли вы тратить деньги разумно?

- Где мы можем применить полученные знания?

- Какие секреты задач мы с вами сегодня рассмотрели? (Решали задачи с недостающими данными, и с избыточными данными)

- Помогали ли вы сегодня своему партнёру?

- Что сегодня на уроке понравилось?

- Что было трудно?

- Сегодня на уроке что было интересно?

- А что вы хотите сделать на следующем уроке? Ляна, что ты хочешь сделать на следующем уроке.

- Помашите рукой те, кто доволен своей работой.

8

10

8

6

10

12

Магазин

Наименование

товара

;n=13


Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

Условие

Условие

Условие

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Схема

Схема

Схема

Решение

Решение

Решение

Ответ

Ответ

Ответ

Условие

Условие

Условие

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Схема

Схема

Схема

Решение

Решение

Решение

Ответ

Ответ

Ответ

«Мясные и колбасные изделия»

«Молочные продукты»

«Овощи и фрукты»

«Кондитерские изделия»

«Хозяйственные товары»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2021 - 2022 уч. год Материал к открытому занятию по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Материал к открытому занятию по внеурочной деятельности "Занимательная информатика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………… «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» для обучающихся 1-4-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов разработана на основе следующих нормативно – правовых доку...

Занятие по внеурочной деятельности « Занимательная математика» в 3 классе: «Решение задач, связанных с бытовыми, жизненными ситуациями».

Цели:Обучающая:- Формировать прочные теоретические знания по математике.- Совершенствовать вычислительные навыки.- Контролировать уровень усвоения учебного материала.- Формировать умение применять мат...

Открытый урок для молодых специалистов по математике на тему "Доли. Образование и сравнение долей"

Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, определять, сравнивать доли. Задачи: - Познакомить учащихся с понятием « доли», « дроби», « числи...

Интегрированный открытый урок по окружающему миру и математике на тему Транспорт. 3 класс (презентация+технологическая карта урока)

Тема: Транспорт Цели: познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения и назначения; с историей возникновения транспорта; повторить правила дорожного движения, влияние транспорт...