Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 1 класса.
методическая разработка по математике (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaja_programma_vneurochnoj_dejatelnosti_dlja_.docx | 49.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа к курсу «Для тех, кто любит математику» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе пособия для обучающихся общеобразовательных учреждений «Для тех, кто любит математику» (Авторы М. И. Моро, С. И.Волкова).
Задача развитие личности ребёнка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, несвязанныесучебнымматериалом,будутсовершенствоватьсвоиинтеллектуальные возможности.
Принципиальной задачей программы кружка «Для тех, кто любит математику» является развитие мыслительных способностей детей, а не усвоение каких-то конкретных знаний иумений.
Программа кружка «Для тех, кто любит математику» способствует гуманизации процесса образования в начальной школе, реализуется на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет индивидуализировать процесс применительно к большому числу детей, обладающих различнымиспособностями.
Например, для детей, испытывающих трудности в обучении из-за недостаточно развитого логического мышления, личностного развития, занятия в кружке будут иметь коррекционноезначение
Предлагаемая программа разносторонне развивает интеллектуальную сферу детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, проявлению индивидуальных особенностей. Это происходит за счёт гармоничного сочетания поисковой и творческойдеятельности.
В результате организации систематических развивающих заданий в кружке появляется возможность постоянно наблюдать за умственным развитием каждогоребёнка, вне связи с учебными успехами, вовремя обнаруживать те или иные изменения в развитии познавательной и мотивационно-эмоциональнойсферах.
Основными принципами реализации программы являются принципы: индивидуальности, доступности,результативности.
Цели и задачипрограммы
Цель:
обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в средних классах школы, через развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, внедрение в процесс дополнительного образования развивающих форм и методовобучения.
Задачи:
развитие общеинтеллектуальных умений: внимания, памяти, пространственного восприятия, сенсорной координации;
формирование учебной мотивации; развитие личной сферыребенка;
формирование умения и навыки для решения нестандартных, творческих задач; заданий повышенного уровнясложности;
формирование универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативногохарактера.
Примерное содержание работыкружка
Развивающие задания представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр, упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствуют развитию пространственного восприятия и сенсорнойкоординации.
Развивающие задания различны по уровню сложности и не связанны с учебным материалом. Это позволяет создать среду, обеспечивающую включение ученика в работу, независимо от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Развивающая среда базируется на мотивационной составляющей, задействует интеллектуальные и психические ресурсыребенка.
Формы организациизанятий
Формы организациизанятий:
- игра;
- путешествия;
- конкурс;
- соревнование;
- интеллектуальныймарафон;
- конкурсэрудитов.
Занятия проводятся в индивидуальной и групповойформах.
Дети с высоким уровнем познавательной активности могут выполнять задания самостоятельно, при этом задача учителя - своевременно повышать уровень сложности предлагаемыхзаданий.
Для динамичности, насыщенности, вращения утомляемости на занятиях должна происходить частая смена деятельности, коллективная, групповая, парная и индивидуальная формаработы.
Методы и средстваобучения
На занятиях кружка используются различные методыобучения.
Для приобретения умений и навыков - источниковые методы, такие как словесный, наглядный,практический.
Для достижения уровня усвоения – гностические, такие как проблемный, частично-поисковый,исследовательский.
Для систематизации и структурирования навыков, умений, для развития познавательной сферы - индуктивный или дедуктивный методы обучения (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, методаналогий)
Для реализации личностно-ориентированного подхода –дифференцированный.
На занятиях используются технические, наглядно-плоскостные, демонстрационные, печатные средства обучения, пособие «Для тех, кто любит математику»М.И.МороиС.И.Волковой.
Результаты освоениякурса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующихумений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения присотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, какпоступить.
Метапредметными результатами изучения курса являютсяформированиеследующих универсальных учебныхдействий.
РегулятивныеУУД:
Определять и формулироватьцельдеятельности с помощьюучителя.
Проговаривать последовательностьдействий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочейтетради.
Учиться работать по предложенному учителемплану.
Учиться отличать верно выполненное задание отневерного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельноститоварищей.
ПознавательныеУУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощьюучителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, всловаре).
Добывать новые знания: находить ответы навопросы.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всегокласса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрическиефигуры.
Доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации,систематизации.
Самостоятельно анализировать нестандартные задачи, находить решения в новых и неожиданныхситуациях.
КоммуникативныеУУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшоготекста).
Слушать и понимать речьдругих.
Читать и пересказыватьтекст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следоватьим.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Текущий:
Контроль и оценка планируемыхрезультатов.
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реальноговыполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в составдействия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов егопостроения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговыйконтроль вформах
- тестирование;
- практическиеработы;
- творческиеработыучащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующиепоказатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффектзанятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьниковобеспечиваютположительныерезультатызанятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
часа.
Место кружка в учебномплане
Занятия проводятся 1 раз в неделю. В первом классе 33 часа. Во 2-4 классах -34
Методическое обеспечениепрограммы
- «Длятех, кто любит математику»М.И.Моро и С.И.Волкова.
– М.:Просвещение.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второгопоколения) .
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов под ред. А.Г. Асмолова. -2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
Календарно-тематическое планирование кружка «Для тех, кто любитматематику» в 1классе
№ п/п | Название темы занятия | Кол -вочасов | Характеристика деятельности учащихся | ||
Дата проведения | |||||
План | Факт | ||||
1-2 | Я считаю до десяти. | 2 | Решение нестандартныхзаданий. Игра-соревнование «Сосчитай-ка», «Проверяй-ка». Определять главное исущественное на основе развивающих заданий. | ||
3-4 | Игровыезанимательныезадачи. | 2 | Решение нестандартных задач. Работа в группах. Игры «Заменяй-ка», «Поразмысли-ка». Переключать, распределять внимание. | ||
5-6 | Фантазируем. Конструируем. | 2 | Конструирование фигур на плоскости из различного материала. Работа вгруппах. Игра«Лабиринт». Узнавать предметы по их признакам. Описывать предметы, ориентироваться в пространствелиста. |
7-8 | Сказочныезадачи. | 2 | Решение нестандартных задач. Работа вгруппах. Игры «Веселыймяч». Излагать свои мысли ясно и последовательно. | ||
9-10 | Найдисходство и различия. | 2 | Работа в группах. Деление картинок на группы. Игра «Собери грибы влукошко». Анализироватьситуацию. | ||
11- 12 | Узор из геометрическихфигур. | 2 | Конструирование на плоскости из геометрических фигур. Построение фигуры по точкам. Определение на что похоже? Игра «В странеГеометрии». Описывать предметы, ориентироваться в пространствелиста. | ||
13- 14 | Забавнаягеометрия. | 2 | Решение геометрических заданий. Складывание заданного узора из геометрическихфигур. |
15- 16 | Задачи насмекалку. | 2 | Работа в группах. Решение нестандартных задач с помощьюсхем. Игра«Молчанка». Излагать свои мысли ясно и последовательно. | |||
17- 18 | Задачи встихах. | 2 | Решение нестандартных задач. Игра «Поставь цветы ввазу». Излагать свои мысли ясно и последовательно. | |||
19- 20 | Чтоизменилось? | 2 | Решение нестандартных заданий. Работа в группах. Рисование картинки по точкам. Определение на что похоже, дорисовываниедо…. Анализироватьситуацию. | |||
21- 22 | Вычисли и раскрась. | 2 | Решение нестандартных заданий. Нахождение закономерности в узоре, построение такого же узора. Выделение в чертежезаданнойфигуры Анализироватьситуацию. | |||
23- 24 | Преобразованиефигур при | 2 | Работа в группах. Конкурс «Разминка». |
помощиизменениячислапалочек. | |||||
25- 26 | Срисовываниефигуры. | 2 | Решение геометрических заданий. Путешествие по городу Геометрических фигур. Анализировать ситуацию. | ||
27- 28 | Учимсяотгадыватьребусы. | 2 | Решение нестандартных заданий. Разгадка «математическихфокусов». | ||
29- 30 | Волшебныепревращенияцифр. | 2 | Решение нестандартных заданий. Работа в группах. Математическийхоккей. Переключать, распределять внимание. | ||
31- 32 | Математическиеигры. | 2 | Решение игровых заданий. Работа в группах. Ребусы, загадки,шарады. |
33 | Обобщающая игра «В царстве смекалки». | 1 | Решение игровых заданий. Работа в группах. Определять главное исущественное на основе развивающих заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.
Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс
Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКомплекс методических разработок по внеурочной деятельности 2 классаОбучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математич...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика.3 класс"
Программа внеурочной деятельности....