Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплекс методических разработок по внеурочной деятельности 2 класса
Обучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание занятий курса представляет собой пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных
Должны уметь:
устно выполнять вычислительные приемы;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру»;
решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_nestandartnyh_zadach_2017-2018.docx | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
курса внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное развитие»
«Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиадам»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиадам» в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и на основе уже имеющихся программ: «Курса развития мыслительных способностей учащихся начальной школы А.З. Зака «Интеллектика» (Москва: Интеллект-Центр, 2013), факультатива «Занимательная грамматика» Кочурова Е.Э. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013.), курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москва РОСТ, 2012).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики не в традиционной оценочной системе, а во внешней оценке окружающей действительности: признания сверстников, участвуя в олимпиадах, конкурсах, викторинах; получая дипломы, сертификаты. Но для этого требуется расширение математических и социальных навыков путем внедрения специального математического курса с развитием всех скрытых интеллектуальных возможностей.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение сложных и нестандартных математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия содействуют развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика помогает ученикам успешно овладеть не только предметными и универсальными учебными действиями, но и освоитьь более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии внеурочной деятельности. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Занятия внеурочной деятельности создаются на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут, на 34 часа в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
- Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,
- Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
- Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Отличительные особенности программы курса «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиадам» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану и самостоятельно составленному плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и из других источников информации.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские и объемные геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная и исследовательская деятельность;
- участие в математических олимпиадах очных, заочных, дистанционных;
- самостоятельная работа;
- работа в парах.
- КСО
Содержание образовательной программы
Четвёртый год обучения
Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.
Геометрия (6 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях (с использованием конструктора ТИКО)
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (18 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем. Олимпиады.
Математические игры (8 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, интеллектуальный марафон.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата план | Дата факт | Тема раздела | Общее кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся. | Орг.форма проведения занятия |
Многозначные числа | 2 | |||||
1. | Упражнения с многозначными числами. | 1 | Выполнение заданий с многозначными числами. | Групповая работа | ||
2. | Числа-великаны и числа-малютки | 1 | Работа с информацией. Мини-доклады. | Работа в компьютерном классе | ||
Геометрия | 6 | |||||
3. | Геометрия в пространстве | 1 | Работа с информацией. Мини-доклады. | Работа в компьютерном классе | ||
4. | Проектная деятельность «Волшебный круг» | 1 | Работа в группах. Аппликация из кругов. | Проект | ||
5. | Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом | 1 | Решение задач. | Лабораторная работа. Конструирование | ||
6. | Геометрические задачи на разрезание | 1 | Решение задач | Лабораторная работа. Конструирование | ||
7. | Равносоставленные фигуры | 1 | Знакомство с равносоставленными фигурами. | Лабораторная работа. Конструирование | ||
8. | Равносоставленные фигуры. Танграм | 1 | Игра «Танграм» | Предметная игра | ||
Комбинаторика | 7 | |||||
9. | Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач | КСО | ||
10. | Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач | КСО | ||
11. | Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач | КСО | ||
12. | Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач | КСО | ||
13. | Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач | КСО | ||
14. | Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач | КСО | ||
15. | Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач | КСО | ||
Логика | 4 | |||||
16. | Задачи, решаемые с помощью графов | 1 | Решение задач нового вида. | КСО | ||
17. | Решение математических задач с помощью рассуждений | 1 | Решение задач с помощью рассуждений. | КСО | ||
18. | Задачи по упорядочиванию множеств | 1 | Решение задач по упорядочиванию множеств | КСО | ||
19. | Правдолюбы и лгуны. | 1 | Понятия «Истинные и ложные умозаключения построение умозаключений» | Игра. | ||
Нестандартные задачи | 7 | |||||
20. | Действия с римскими числами | 1 | Работа с информацией. Запись римских чисел. Сравнение, сложение и вычитание. | Конкурс «Математический бой» | ||
21. | Олимпиада «Кенгуру» | 1 | Выполнение конкурсных заданий | Математическая олимпиада «Кенгуру» | ||
22. | Задачи, связанные со временем. | 1 | Решение практических задач, связанных со временем. Измерение времени. | Исследование | ||
23. | Арифметические задачи, требующие особого решения | 1 | Решение необычных задач. | Участие в дистанционной олимпиаде | ||
24. | Разные задачи. | 1 | Выполнение творческих работ. | Выпуск математической газеты | ||
25. | Интересные факты в числах | 1 | Работа с энциклопедиями и справочной литературой. | Проект | ||
26. | Решение олимпиадных задач. | 1 | Выполнение конкурсных работ. | Участие в школьном туре олимпиады | ||
Математические игры | 8 | |||||
27. | Числовые ребусы | 1 | Решение ребусов. Составление подобных ребусов | Групповая работа | ||
28. | Загадки-смекалки | 1 | Творческая работа. Составление подобных загадок. | Проект «Книжка-малышка» | ||
29. | Математические ребусы | 1 | Подбор ребусов и выполнение элементов декораций для театрализации | Театрализация | ||
30. | Конкурс знатоков | 1 | Соревнование эрудитов. Награждение победителей. | Конкурс | ||
31. | Проектная деятельность «Великие математики» | 1 | Работа с информацией. Выпуск газет. | Проект. | ||
32. | Интеллектуальный марафон | 1 | Выполнение конкурсных работ | Участие в интернет олимпиаде | ||
33. | Математическая викторина | 1 | Групповые соревнования Награждение победителей | Брейн ринг | ||
34. | Занимательный час | 1 | Выполнение творческих работ. | Игра. | ||
Итого | 34 |
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, проектор
- Линейки, карандаши.
- Набор геометрических фигур
- Игра «Танграм»
- Конструктор ТИКО
- Выход в Интернет
- Возможность пользоваться медиатекой и библиотекой
Список литературы
- Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2008
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2014
- Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис – пресс, 2014
- Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2015
- Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2008
- Зак. А.З. Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
- Зак. А.З. Интеллектика. 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
- Зак. А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
- Зак. А.З. Интеллектика. 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
- Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 1 класс. Линка-Пресс, 2014.
- Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 2 класс. Линка-Пресс, 2014.
- Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 3 класс. Линка-Пресс, 2014.
- Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 4 класс. Линка-Пресс, 2014.
- Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2015.
- Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением. – М.: 5 за знания, 2007
- Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
- Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
- Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2010.
- Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
- Никифорова В.В. Графические диктанты.1 класс. ФГОС. М.: ВАКО, 2014г.
- Никифорова В.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для 1 класса. М.: ВАКО, 2014
- Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2014.
- Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2014
- Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2012.
- Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2015
- Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. Центрполиграф, 2012.
- Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
- Ярошевская Я. Викторины для 4-классников. Зарядка для ума. Сибирское университетское издательство, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...