Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Мельхер Эльвира Раильевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплекс методических разработок по внеурочной деятельности 2 класса

Обучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание занятий курса представляет собой пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.

Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных

Должны уметь:

 

  • устно выполнять вычислительные приемы;

  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

  • осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;

  • принимать участие в школьных, районных олимпиадах и международном конкурсе «Кенгуру»;

  • решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_nestandartnyh_zadach_2017-2018.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

курса внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное развитие»

«Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиадам»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиадам» в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и на основе уже имеющихся программ: «Курса развития мыслительных способностей учащихся начальной школы А.З. Зака «Интеллектика» (Москва: Интеллект-Центр, 2013), факультатива «Занимательная грамматика»  Кочурова Е.Э. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013.),  курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москва РОСТ, 2012).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики не в традиционной оценочной системе, а во внешней оценке окружающей действительности: признания сверстников,  участвуя в олимпиадах, конкурсах, викторинах; получая дипломы, сертификаты.  Но для этого требуется расширение математических и социальных навыков путем внедрения специального математического курса с развитием всех скрытых интеллектуальных возможностей. 

           Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение сложных и нестандартных математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

           Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

           Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

           Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  содействуют развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

           Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика помогает ученикам успешно овладеть не только предметными и универсальными учебными действиями, но и освоитьь более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии внеурочной деятельности. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Занятия внеурочной деятельности  создаются на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия  30-35 минут, на 34 часа в год – во 2-4  классах, продолжительность занятия 40-45 минут.

Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
  • Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
  • Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,
  • Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
  • Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы  и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • Формировать  навыки исследовательской деятельности.

Отличительные особенности программы курса «Решение нестандартных задач. Подготовка к олимпиадам» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану и самостоятельно составленному плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и из других источников информации.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские и объемные геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная  и исследовательская деятельность;
  • участие в математических олимпиадах очных, заочных, дистанционных;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах.
  • КСО

Содержание  образовательной программы

Четвёртый год обучения

Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.

Геометрия (6 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях (с использованием конструктора ТИКО)

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи (18 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения.  Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем. Олимпиады.

Математические игры (8 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, интеллектуальный  марафон.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата план

Дата факт

Тема раздела

Общее кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся.

Орг.форма проведения занятия

Многозначные числа

2

1.

Упражнения с многозначными числами.

1

Выполнение заданий с многозначными числами.

Групповая работа

2.

Числа-великаны и числа-малютки

1

Работа с информацией. Мини-доклады.

Работа в компьютерном классе

Геометрия

6

3.

Геометрия в пространстве

1

Работа с информацией. Мини-доклады.

Работа в компьютерном классе

4.

Проектная деятельность «Волшебный круг»

1

Работа в группах. Аппликация из кругов.

Проект  

5.

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом

1

Решение задач.

Лабораторная работа. Конструирование

6.

Геометрические задачи на разрезание

1

Решение задач

Лабораторная работа. Конструирование

7.

Равносоставленные фигуры

1

Знакомство с равносоставленными фигурами.

Лабораторная работа. Конструирование

8.

Равносоставленные фигуры. Танграм

1

Игра «Танграм»

Предметная игра

Комбинаторика

7

9.

Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач

КСО

10.

Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач

КСО

11.

Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач

КСО

12.

Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач

КСО

13.

Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач

КСО

14.

Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач

КСО

15.

Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач

КСО

Логика

4

16.

Задачи, решаемые с помощью графов

1

Решение задач нового вида.

КСО

17.

Решение математических задач с помощью рассуждений

1

Решение задач с помощью рассуждений.

КСО

18.

Задачи по упорядочиванию множеств

1

Решение задач по упорядочиванию множеств

КСО

19.

Правдолюбы и лгуны.

1

Понятия «Истинные и ложные умозаключения построение умозаключений»

Игра.

Нестандартные задачи

7

20.

Действия с римскими числами

1

Работа с информацией. Запись римских чисел. Сравнение, сложение и вычитание.

Конкурс «Математический бой»

21.

Олимпиада «Кенгуру»

1

Выполнение конкурсных заданий

Математическая олимпиада «Кенгуру»

22.

Задачи, связанные со временем.

1

Решение практических задач, связанных со временем. Измерение времени.

Исследование

23.

Арифметические задачи, требующие особого решения

1

Решение необычных задач.

Участие в дистанционной олимпиаде

24.

Разные задачи.

1

Выполнение творческих работ.

Выпуск математической газеты

25.

Интересные факты в числах

1

Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

Проект

26.

Решение олимпиадных задач.

1

Выполнение конкурсных работ.

Участие в школьном туре олимпиады

Математические игры

8

27.

Числовые ребусы

1

Решение ребусов. Составление подобных ребусов

Групповая работа

28.

Загадки-смекалки

1

 Творческая работа. Составление подобных загадок.

Проект «Книжка-малышка»

29.

Математические ребусы

1

Подбор ребусов и выполнение элементов декораций для театрализации

Театрализация

30.

Конкурс знатоков

1

Соревнование эрудитов. Награждение победителей.

Конкурс

31.

Проектная деятельность «Великие математики»

1

Работа с информацией. Выпуск газет.

Проект.

32.

Интеллектуальный марафон

1

Выполнение конкурсных работ

Участие в интернет олимпиаде

33.

Математическая викторина

1

Групповые соревнования Награждение победителей

Брейн ринг

34.

Занимательный час

1

Выполнение творческих работ.

Игра.

Итого

34

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер,  проектор
  2. Линейки, карандаши.
  3. Набор геометрических фигур
  4. Игра «Танграм»
  5. Конструктор ТИКО
  6. Выход в Интернет
  7. Возможность пользоваться медиатекой и библиотекой

Список литературы

  1. Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2008
  2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. –   М.: Айрис-пресс, 2014
  4. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
  5. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис –  пресс, 2014
  6. Дьячкова Г.Т. Математика: 2 – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2015
  7. Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское   издательство, 2008
  8. Зак. А.З.  Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
  9. Зак. А.З.  Интеллектика. 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
  10. Зак. А.З.  Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
  11. Зак. А.З.  Интеллектика. 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2013.
  12. Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 1 класс. Линка-Пресс, 2014.
  13. Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 2 класс. Линка-Пресс, 2014.
  14. Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 3 класс. Линка-Пресс, 2014.
  15. Истомина Н.Б. , Редько З.Б. Наглядная геометрия. 4 класс. Линка-Пресс, 2014.
  16. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2015.
  17. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением. – М.: 5 за знания, 2007
  18. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
  19. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
  20. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками.   Феникс. Школа развития, 2010.
  21. Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
  22. Никифорова В.В. Графические диктанты.1 класс. ФГОС. М.: ВАКО, 2014г.
  23. Никифорова В.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для 1 класса.  М.: ВАКО, 2014
  24. Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн,  2014.
  25. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2014
  26. Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2012.
  27. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград:  Учитель, 2015
  28. Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. Центрполиграф, 2012.
  29. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
  30. Ярошевская Я. Викторины для 4-классников. Зарядка для ума. Сибирское университетское издательство, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...