Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности. (1 мин) Цель: подготовить учащихся к работе на уроке | Приветствие. Чтение стихотворения. -Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь. Наш весёлый первый класс Вам покажет все сейчас: То, чего достигли мы, Находясь уже в пути. Путешествие зовёт, Первоклашек на урок! -Сегодня мы отправляемся в чудесное путешествие, в сказку. Сказка не простая, а математическая, и её герои любят выполнять разные математические задания. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя, садятся на свои места
| Личностные: создание эмоционального настроя, формирование интереса (мотивации) к учению. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
|
II. Актуализация знаний (8 мин) Цель: актуализация субъективного опыта учащихся | - Игра «Отгадай слово».
-Чтобы узнать, кто главный герой этой сказки мы с вами должны выполнить задание. -Для этого вам нужно расставить числа в правильном порядке.
-Сегодня главный герой нашей сказки - Колобок. (СЛАЙД 2) -А кто хотел в сказке съесть колобка? -Но мы сегодня с вами постараемся сделать такую добрую сказку, в которой не съедят нашего колобка, и он опять вернётся к бабушке и дедушке. - Нам нужно будет помочь колобку справиться с заданиями и трудностями, которые встретятся ему на пути, а сможем мы это сделать только в том случаем, если будем очень внимательными. - Игра «Назови фигуры». Посмотрите на домик, из которого наш герой совершит математическое путешествие. Из каких фигур он состоит? (СЛАЙД 3)
-Итак, отправляемся с колобком по математическим дорожкам. Слайд. - Игра «Набери число». В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8
« Вспоминаем состав числа 7 и 8» - Игра «Волшебный мешочек» (Внутри карточки с цифрами от 1 до 9)
- Ребята я вам буду показывать карточку с числом, а вы мне будете называть последующее число. Затем предыдущее. - Отгадаем загадки.
*Возле чума два щенка Бегают, резвятся, К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? (5) *Три гуся летят над нами, Три других за облаками. Два спустились на ручей. Сколько было всех гусей? (8) *Пошла уточка гулять, собрала своих утят. Семь бежали впереди, три остались позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сколько было всего утят? (10) |
Отгадывают слово «Колобок»
Отвечают на вопросы учителя.
| Личностные: формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные: прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами; Познавательные: обработка информации, установление аналогий; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль; строить сообщения в устной форме Коммуникативные: доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса; -оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
|
III. Минутка чистописания (2 мин.) Цель: формирование навыка правильного написания цифры 8 | - А теперь.. - Сели все ровно и красиво, открыли тетради. - Какое сегодня число? - Какой день недели? - Какое завтра будет число? - Сколько дней осталось до пятницы? - Запишите число, классная работа. - Какие цифры используем для записи этого числа? - Назовите сумму этих чисел? - Назовите разность этих чисел? Два кольца, но без конца, Посередине нет гвоздя. Если я перевернусь, То совсем не изменюсь. Ну, какая цифра я? - Пропишите эти цифры в тетради. | Выполняют пальчиковую гимнастику.
Ответы детей.
Прописывают цифру 8 в тетради. | Регулятивные: волевая саморегуляция, Познавательные: знание техники и выполнение упражнений с предметом; Личностные: вырабатывают каллиграфический почерк
|
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.) Цель: стимулирование познавательного интереса, принятие целей урока. | - Кого Колобок первым встретил на своём пути? (СЛАЙД 4) Заяц нам предлагает посмотреть внимательно на эти числа. Какие числа вы видите? Назовите. Какое из них отличается от остальных? Почему вы назвали число 10? Давайте вспомним, что такое десяток. (Десять единиц составляют десяток). Послушайте стихотворение о числе ноль: Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки – Если ж слева рядом с ним Единицу примостим – Он побольше станет весить, Потому что будет десять. - А как же будут называться числа после 10? (проблемная ситуация). «Что такое? Почему? Ничего я не пойму? Вы, ребята, помогите, однозначные числа в двузначные превратите». - просит нас Заяц.
А теперь давайте попробуем в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой. 12 16 18 15 19 и т. д. Какие комбинации получились? Кто знает, как называются эти числа? Что мы узнаем на этом уроке? Тема нашего урока: «Названия и последовательность чисел второго десятка». | - Зайца. 10 можно назвать лишним. Оно - двузначное, а остальные -однозначные. (Для его записи нужно две цифры - два знака). Десять единиц составляют десяток. Один, два, три, а за ними, посмотри – Идут четыре, пять, и шесть – их нам надо быстро счесть. Дальше будет семь и восемь. К ним и девять мы подбросим. Единицу лишь прибавим – и десяток вмиг составим.
Получилось: 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.
| Предметные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; сравнивать числа в пределах 20. Личностные: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, формирование интереса к учебной деятельности и способам решения новой задачи. Регулятивные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность; принимать и сохранять учебную задачу урока. Познавательные: строить сообщения в устной форме |
V. Практическая работа с опорой на материалы учебника (5 мин.) Цель: обеспечение осмысленного усвоения знаний | -Отсчитайте десять палочек и свяжите их в пучок. (СЛАЙД 5) -Сколько палочек в пучке? -Рассмотрите рисунок на стр.46. Прочитайте ещё раз, как называются по-другому десять палочек. -Прибавьте к десятку ещё одну палочку. -Сколько палочек стало? -Сколько десятков палочек? -Сколько ещё есть отдельных палочек? -Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? Слово «одиннадцать» состоит из трех частей «один» «на» «дцать». Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы положили одну палочку на 10. -Положите на десяток (на «дцать») ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке? -Сколько всего палочек? -Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12? Получится один десяток и две единицы – это число двенадцать. Рассмотрите в учебнике образование других чисел второго десятка, прочитайте их название. Что в названии чисел от 11 до 19 обозначает первая часть слова? (СЛАЙДЫ 6-10) Первая часть слова обозначает число единиц. Что значит «на дцать»? «На дцать» складываются отдельные палочки для образования нового числа. Давайте потренируемся записывать двузначные числа. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. При записи этих чисел старайтесь называть каждое из них правильно.
-Итак, вывод: что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? (число единиц) -Что значит «на дцать»? | Отсчитывают 10 палочек, связывают в пучок, затем добавляют каждый раз по одной палочке и называют полученное число с помощью учителя. Мы складываем отдельные палочки на десять.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают двузначные числа. | Познавательные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; сравнивать числа в пределах 20; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Личностные: самоопределение, формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
VI. Физминутка (2 мин.) | РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «Колобок» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | Дети повторяют под музыку движения за учителем | Познавательные: формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием и показателями основных физических качеств; Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; осуществлять самоконтроль при выполнении ритмических движений; оценивать свои действия. Личностные: мотивация учебной деятельности; проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия; формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные: возможность сотрудничества; умение видеть и понимать друг друга; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
VII. Первичное закрепление нового материала (5 мин) Цель: установления правильности и осознанности понимания нового материала; выявления пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение их коррекции. Решение задачи (8-10 мин) | - Просмотр фрагмента из развивающего мультфильма для детей «Учим цифры. Учимся считать от 1 до 20 с Ёжиком Жекой». (5мин 35 сек). - Беседа по просмотренному мультфильму. Как образовались числа второго десятка? Как они называются? Из каких единиц состоят?
Работа по учебнику. Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка. Назовите числа в порядке увеличения. Слайд 12 14, 11, 18, 17, 10, 20, 12, 19, 13, 15, 16, 20. Слайд 13 Ответ:10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. А теперь запишем эти числа в тетрадь.10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. Ребята кого дальше по дорожке встретил колобок после зайца? -Правильно, волка. -Он тоже подготовил вам задание. Стр. 47 № 5 Задание читает ученик. Начерти два отрезка длиной 10 см и 6 см. На сколько сантиметров первый отрезок длиннее второго? Гимнастика для глаз -Колобок нашим глазкам предлагает немного отдохнуть. -Дежурные, проведите зрительную гимнастику. Влево – вправо-3 раза Вверх-вниз-3 раза По кругу-3 раза Восьмерка-3 раза По диагонали-3 раза.
-Ребята, кого колобок встретил после волка?-Правильно медведя. Медведь идёт, И задание несет. Решение задачи №4.стр.47 *Чтение задачи учащимися. - Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася – на 2 больше. Сколько дощечек выпилил Вася? 2) Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася - 6 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?
* Анализ задачи по вопросам - Что известно? - Что надо узнать? Ваня – 6 д. Вася - ? на 4д. больше Всего -?д. - Как узнать сколько дощечек выпилил Вася? - Надо к 6 прибавить 4. - Запишем решение. - Ответили мы на вопрос задачи? (Нет) - Как узнать сколько мальчики выпилили вместе? -Надо сложить все дощечки - к 10 прибавить 6. - Запишем ответ. | Повторяют название чисел второго десятка.
Записывают эти числа в тетради.
Волка.
Дежурный одевает на руку круг, на котором изображение колобка. Ребята следят глазками за направлением круга
Медведя.
Чтение задачи учащимся. Анализ задачи по вопросам. Надо к 6 прибавить 4. Записывают решение и ответ.
| Познавательные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; сравнивать числа в пределах 20; решать задачу в два действия; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий; прогнозировать результаты вычислений.
Личностные: самоопределение, формирование интереса к учебной деятельности.
|
VIII. Самостоятельная работа ( 2 мин) Цель: формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | Работа в парах. -Ребята, давайте вспомним, с кем ещё не встретился наш колобок? -Ребята, для того чтобы лиса не съела колобка, вам нужно потрудиться и правильно выполнить задание. -На ваших столах лежат карточки, вам нужно вставить пропущенные знаки, чтобы выражения получились верными.
-Давайте обменяемся тетрадями и проверим, как вы выполнили задание. (СЛАЙД 11)
| С Лисой. Выполняют задание | Личностные: самоопределение , нравственно -этическая ориентация, формирование интереса к учебной деятельности. Регулятивные: прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. Коммуникативные: формирование умения работать в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра. Познавательные: сравнивать числа в пределах 20 |
IX. Рефлексия учебной деятельности. (1-2 мин) Цель: инициирование рефлексии учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками, совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Вот мы и закончили путешествие по математической стране. Как называется раздел, который мы начали изучать? (Числа от 11 до 20) -Что означают части слова в названии чисел второго десятка? На столах у вас лежат «Колобки». Они разные - грустный, весёлый. Возьмите один и покажите, какое у вас настроение было на уроке. -Давайте с вами заполним нашу корзинку Колобками и потом отправим их к бабушке и дедушке. Я хочу прикрепить Колобка с улыбкой, потому что мне сегодня очень понравилось как вы работали на уроке, вы порадовали меня своими ответами. Ребята, мы с вами выполнили все задания и сейчас вы узнаете заколдованное слово. (СЛАЙД 12) Дедушка, бабушка - Д; Лиса - Р; Колобок - Б; Волк - У; Медведь - А; Заяц - Ж. Давайте хором его прочитаем. (Дружба) - Ребята, а как вы думаете, почему в нашей сказке Лиса не съела Колобка? (Потому, что дружно работали и помогали друг другу.) -Всем большое спасибо. (СЛАЙД 13) | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от урока, выполняют самооценку (рефлексию) | Познавательные: образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа; контролировать и оценивать свою работу и её результат. Коммуникативные: доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса; оформлять свою мысль в устной речи. |