Материалы к уроку математики в 3 классе по теме "Алгоритм письменного сложения"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Петрова Кристина Игоревна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

                                                         

Конспект

Урока по математике
на тему: «Алгоритм письменного сложения»,

Санкт-Петербург

2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Математика

Класс

3

Тема урока

«Алгоритм письменного сложения»

Дидактическая цель

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о алгоритмах письменного сложения трехзначных чисел.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Проявлять положительное отношение к изучению математики, интерес к учебному материалу;

Л2. Формировать интерес в расширении и углублении получаемых математических знаний;

Л3. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательные:

МП1. Осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

МП2. Самостоятельно формулировать познавательную цель и тему урока;

МП3. Под руководством учителя осуществлять планирование решения задач разных видов.

Регулятивные:

МР1. Принимать и сохранять учебную задачу;

МР2. Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

МР3. Оценивать качество выполненной работы;

МР4. Высказывать свои предположение.

Коммуникативные:

МК1. Принимать участие в работе парами, группами;

МК2. Адекватно воспринимать различные точки зрения и позиции;

МК3. Понимать необходимость использования в общении правил вежливости.

П1. Знать алгоритм письменного сложения 3х значных чисел

П2.Уметь решать составную задачу в 2ва действия, записывая решения по действиям и выражением.

П3. Знать нумерацию 3х значных чисел

П4.  Уметь выполнять арифметические действия в пределах 1000

П5. Уметь решать составную задачу с величинами цена, количество, стоимость.

Учебная задача

Какой алгоритм у письменного сложения?

Основные понятия, используемые на уроке

Алгоритм

Образовательные технологии, используемые на уроке

Диалоговая

Рефлексивная

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, учебник

Образовательные ресурсы:

УМК «Школа России»

Математика 3 класс учебник Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С.В., 2 часть.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

П.Р.

  1. Организационно-мотивационный этап.

-Добрый день, пожалуйста присаживайтесь! Меня зовут …. и сегодня я проведу для вас урок математики.

Перед началом урока я каждому из вас на парту разложила по листу в клеточку. Положите его перед собой так, чтобы поля были с правой стороны. И в правом верхнем углу подпишите его, написав свою фамилию, имя и класс. После по середине запишите число, и фразу «классная работа».(как обычно)  После того как завершите поставьте руку на локоток.

Давайте приступим к выполнению интересных математических заданий и начнем с вами с выполнения математического диктанта…

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Л1. Л3

  1. Актуализация знаний.

-Сейчас я буду вам задавать по одному вопросу, ваша задача записывать ответы на эти вопросы в листочек. Для этого отступите строчку вниз от фразы «Классная работа» и 2е клеточки в сторону от края. Записывать ответы надо в строчку пропуская между ними 1у клеточку. Поднимите руку у кого остались вопросы? Тогда приступим…  Читать буду 2 раза. Кто не успеет ставит прочерк, я не буду снижать оценку.

Математический диктант.

  1. Запишите число, в котором 6 сотен и 3 единицы. (603)
  2. Запишите число, в котором 3 сотни 8 десятков (380)
  3. Запишите число, которое следует при счёте за числом 579. (580)
  4. Запишите число, которое предшествует числу 1000. (999)
  5. Запишите число, в котором 4 единицы третьего разряда (400)
  6. Запишите самое маленькое трёхзначное число. (100)
  7. А теперь самое большое двузначное. (99)

-После того как все записали, давайте проверим.

-Для этого обменяйтесь своим листочком с соседом по парте. И возьмите простой карандаш. Сейчас на экране вы увидите правильные ответы, если они совпадают с написанными, то поставьте рядом плюсик, если нет, то минус. Поднимите руку кому не понятно, что необходимо сделать?(Слайд 1)

После проверки обменяйтесь листочками обратно и при получении своего листочка, ребята, поднимите руки те, у кого ни одной ошибки? Молодцы, поставьте на полях +

Кто допустил ошибки не расстраивайтесь, в следующей раз будьте внимательны и у вас все получится.

Выполнение математического диктанта

603

380

580

999

400

100

99

Делают проверку.

Л1. МР2. МР3. МР4. МК1. МК2. МК3. П5.

  1. Формирование темы и цели урока.

- А теперь ребята я предлагаю вам решить несколько выражений, для этого запишите себе в листочек столбиком два выражения отступив две строчки от предыдущей работы и решите их.

Их вы видите на экране: (Слайд 2)

  1. 46+28=
  2. 356+272=

После того как вы решили, поднимите руку кто готов объяснить, как он записал и решил 1ый пример?

 Какое арифметическое действие в 1м выражении?

Что в данном примере являются единицами?

Как ты их записал(а)?

А что является десятками?

Как ты их записал(а)?

Хорошо, какой ответ у тебя получился? (74)

Поднимите руку кто считает так же? Хорошо, спасибо.

Исходя из этого алгоритм письменного сложения двухзначных чисел таков: (Слайд 3)

  1. Пишу: десятки под десятками, единицы под единицами.
  2. Складываю единицы
  3. Складываю десятки
  4. Читаю ответ: сумма 46 и 28, равна 74

А теперь ребята поднимите руку те, кому удалось решить второй пример?

Кто готов объяснить, как он решил его?

Хорошо, рассмотрите внимательно запись.

- Как расположены единицы? (Единицы расположены под единицами.)

- Как расположены десятки и сотни? (Десятки под десятками, сотни под сотнями.)

- Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)

- Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)

- Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями)

Исходя из этого как, вы считаете, что нам необходимо знать, чтобы не ошибиться в подобных вычислениях?

Каким словом можно заменить слово "порядок"?

Кто догадался какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

Исходя из этого какую цель, мы моем поставить перед собой на урок? (Слайд 4)

Да верно, цель нашего урока узнать алгоритм письменного сложения и научиться выполнять сложение в столбик по алгоритму.

Выполняют задание связанное с решением примеров

Сложение

6 и 8

Друг под другом

4 и 2

Также друг од другом

74

Единицы расположены под единицами

Десятки под десятками, сотни под сотнями

Слева от слагаемых

Черта.

Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями

Порядок сложения трёхзначных чисел в столбик: единицы складываем с единицами, десятки - с десятками, сотни- с сотнями.

Алгоритм.

«Алгоритм письменного сложения»

Узнать алгоритм письменного сложения и научиться выполнять сложение в столбик по алгоритму.

Л2. МП2. МР1. МР2. МР4. МК2. МК3. П5.

  1. Составление плана урока.

-Но пред тем, как начать изучать новую тему нам с вами стоит составить план дальнейшей работы, для этого посмотрите на доску на ней с левой стороны написано начало фразы, а с правой конец, ваша задача подумать и попробовать соединить начало и конец фраз. Только будьте внимательны, так как они расположены вперемешку.

  1. Узнать….

  1. Выполнить….

  1. Проверить…

…. себя.

…. алгоритм письменного сложения.

…. задания, используя алгоритм письменного сложения.

-Давайте посмотрим на слайд и проверим, правильно ли вам удалось восстановить план. (Слайд 5)

-Поднимите руки группы, которым удалось безошибочно восстановить план урока.

-Отлично, а теперь давайте выполним первый пункт нашего плана и узнаем алгоритм письменного сложения.

Выполнение групповой (парной) работы по составлению плана работы

  1. Узнать алгоритм письменного сложения
  2. Выполнить задания, используя алгоритм письменного сложения
  3. Проверить себя.

Л2. МП3. МР1. МР2. МР3. МР4. МК1. МК2. МК3.

  1. Реализация построенного плана.

- Для его выполнения нам с вами стоит вернуться к нашему последнему примеру.

Вы уже мне сказали, что при записи единицы надо записывать под единицами, десятки под десятками, а сотни под сотнями.

Опираясь на это подойдет ли нам алгоритм, составленный к первому выражению?

Что нам необходимо сделать, чтобы алгоритм стал правильным?

Правильно, исходя из этого мы получили определенный алгоритм сложения 3х значных чисел.

Алгоритм таков:

Давайте просмотрим его на нашем примре:

Запись единиц под единицами, десятков под десятками и сотни под сотнями: в столбик сумму 356+272.

Складываем единицы:6+2=8.

Складываем десятки:5+7=12.

12 дес. - это 1 сот. 2 дес.; 2дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.

Складываем сотни:3+2+1

Читаем ответ: сумма 356 и 272 равна 628.

(Слайд 6)

Таким образом опираясь на данный алгоритм будут решаться все подобные примеры.

А теперь ребята, давайте вернемся к нашему плану и поднимите пожалуйста ручку те, кто считает, что нам удалось выполнить 1й пункт? (Слайд 7)

Хорошо, отметим его галочкой.

Теперь перейдем ко второму пункту и выполним с вами несколько интересных заданий.

Для этого сейчас я вас буду вызывать к доске, и мы решим с вами несколько выражений.

Ваша задача выйти, записать, решить и объяснить, как выполнено сложение в данных выражениях. Поднимите руку кому непонятно задание?  Если кто-то забудет, то на экран я вывела наш алгоритм. (Слайд 8)

Теперь давайте выполним с вами упражнение №2 Запишите в своем листе номер 2.

В нем вам необходимо решить выражения, а после объяснить, как вы их решили. Для этого мы с вами будем выполнять это задание как у доски, так и в своем рабочем листе. Запишите упражнение номер 2. Кто хочет выйти к доске решить первый пример и объяснить, как он его решал?

Хорошо выходи, а остальные выполняют тоже самое, но в своем листе.

Поднимите руку те, у кого остались вопросы?

Кто решил последнее выражение? Озвучь пожалуйста с места как ты его решал(а).

Ребята, вот мы и справились я вижу, что вы немного устали. Поэтому давайте встанем со своих мест и немного разомнемся повторяйте за мной…. (Слайд 9)

        

Нет

Добавить пункт: складываю сотни

Работают в парах.

Надо вычислить сумму 456+252.

Пишу: пример в столбик сумму 456+252.

Складываю единицы:6+2=8.

Складываю десятки:5+5=10.

10дес. - это 1 сот. 0 дес.;0дес. пишу под десятками, а 1 сот. прибавлю к сотням.

Складываю сотни:4+2+1.

Читаю ответ:708

Надо вычислить сумму 690+188

Пишу: пример в столбик сумму 690+188.

Складываю единицы: 0+8=8

Складываю десятки: 9+8=17 17 дес. – это 1 сот. 7дес.; 7 десятком пишу под десятками, а 1 сотню прибавлю к сотням.

Складываю сотни: 6+1+1=8

Читаю ответ: 878.

Надо вычислить сумму 23+338

Пишу: пример в столбик23+338

Складываю единицы: 3+8=11

11дес. - это 1 дес., 1ед.; 1 ед. пишу под единицами, а 1 дес прибавлю к десяткам.

Складываю десятки: 2+3+1=6

Складываю сотни: 3+0=3

Читаю ответ:361.

Л2. Л1. МП1. МР1. МР2. МР3. МР4. МК2. МК3. П1. П2. П3. П4. П5.

  1. Физкультминутка.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь. (Движения согласно слов)

Выполняют физкультминутку

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

А теперь ребята после того как мы размялись, давайте с вами решим две очень интересных задачи, которые записаны у нас в учебнике. Посмотрите №3.

Прочитайте задачу про себя представляя все то, о чем в ней говорится.

Встретились ли вам незнакомые слова?

Кто готов прочитать эту задачу в слух выделяя голосом все самое важное?

Спасибо, о чем эта задача? (О тетрадях и альбомах)

Что нам о них известно? (Что тетрадей было 3, а альбомов 2)

Известна ли нам цена 1й тетради и 1го альбома? (нет, сказано дополнить эти данные)

Хорошо, А что нам необходимо узнать? (Общую стоимость 3х тетрадей и 2х альбомов)

Как нам записать это кратко? (В виде таблицы)

 

Кто готов выйти к доске?

Какие столбики нам стоит выделит? (цена, количество, стоимость)

Хорошо, запишем, что цена тетрадей 5 рублей, а цена альбомов 10 рублей. А также запишем известные данные.

Исходя из краткой записи можем ли, мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

Почему? (Нам не известна общая стоимость 3х тетрадей и альбомов)

Какое будет 1ое выражение? (5*3=15 (р.)-стоимость тетрадей

Каким арифметическим действием будем его решать? (*)

Решаем, не забудьте записать пояснения.

Какое будет 2ое выражение? (10*2=20 (р.)-стоимость тетрадей

Каким арифметическим действием будем его решать? (*)

Решаем, не забудьте записать пояснения.

Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? (да)

Каким действием? (суммой)

Решаем, не забудьте записать пояснения.

После того как решите и запишите, решите эту задачу выражением и запишите.

После того как все справились, перечитайте пожалуйста главный вопрос задачи и запишите ответ.

Молодцы, а теперь перейдем к задаче под номером 4. Запишите задача №4

Прочитайте ее про себя представляя все то, о чем в ней говорится.

Встретились ли вам незнакомые слова?

Кто готов прочитать эту задачу в слух выделяя голосом все самое важное?

Спасибо, о чем эта задача? (О билетах)

Что нам о них известно? (Что их было изначально 480, но кассир продал на 5 спектаклей по 16 билетов)

А что нам необходимо узнать? (Сколько билетов осталось)

Кто готов выйти к доске и записать краткую запись?

Краткая запись:

Было - 480б.

Продал - ?б., по 16б. на 5с.

Осталось - ?б.

Исходя из краткой записи можем ли, мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет, так как мы не знаем сколько билетов продано всего)

А выполнив какое действие мы можем это узнать? (Нам надо количество продаваемых билетов умножить на количество спектаклей - 16*5=80(б.) продано.)

Кто готов выйти к доске и записать это?

А теперь зная общее количество проданных билетов, моем ли мы ответить на вопрос задачи? (Да, можем)

Каким действием мы это сделаем? (Вычитанием, так как нам необходимо из количества, билетов которое было изначально необходимо вычесть количество билетов, которое продали)

Кто хочет выйти к доске и записать это? (2)480-80=400(б.) осталось.)

Хорошо спасибо, а кто может выйти и записать решение одним выражением? (480 – (16 · 5) = 400 (б.) – осталось.)

Спасибо, теперь перечитайте пожалуйста главный вопрос задачи, чтобы правильно сформулировать ответ. Кто котов озвучить ответ к задаче всему классу? (Ответ: в кассе осталось 400 билетов)

Спасибо.

Также ребята нам с вами необходимо составить обратную задачу к этой задаче. Эту часть задания вы выполните дома.

Задание №5 (Если буду успевать, решение одного столбика примеров, остальное на дом)

Ребята, а теперь я предлагаю нам вернуться к нашему плану и посмотреть сумели ли мы выполнить 2 пункт? (Слайд 9)

Поднимите руку кто считает, что мы его достигли? Поставим галочку.

Хорошо и теперь давайте перейдем к 3му пункту и выполним небольшую самостоятельною работу.

Для этого Пожалуйста в своих рабочих листах отступите 2ве строчки вниз и по центру запишите фразу номер варианта. Начиная от окна 1, 2, 1, 2 …

После того как запишите поставьте ручку на локоток. (Слайд 11)

Ваша самостоятельная работа будет небольшая, ваша задача выполнить два задания они оба расположены на экране. Первое задание заключается, что вам необходимо решить 3 выражения, связанные с сегодняшней темой.

А во втором задании ваша задача решить выражения подставляя пропущенные данные.

 

Поднимите руку те, у кого остались вопросы по выполнению работы?

Приступайте. Выполняйте аккуратно, соблюдайте все клеточки, за эту работу я выставлю вам оценки.

-Ребята я вижу, что практически все справились. После завершения работы отложите свои рабочие листы на край парты, после урока я их соберу и проверю.

Работа с составной задачей

Нет

О билетах

Что их было изначально 480, но кассир продал на 5 спектаклей по 16 билетов

Сколько билетов осталось

Нет, так как мы не знаем сколько билетов продано всего

Нам надо количество продаваемых билетов умножить на количество спектаклей - 16*5=80(б.) продано.

Да, можем

Вычитанием, так как нам необходимо из количества, билетов которое было изначально необходимо вычесть количество билетов, которое продали

480-80=400(б.) осталось.

480 – (16 · 5) = 400 (б.) – осталось

Ответ: в кассе осталось 400 билетов

Ответы обучающихся

Выполнение самостоятельной работы

МП1. МР2. МР3. П5.

  1. Подведение итогов.

А наш с вами урок подходит к концу, поэтому давайте подведём итоги.

-Что нового Вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

 Какая была тема нашего урока?

Удалось ли нам достичь нашей цели урока?

- Какое задание Вам показалось самым интересным?

- Какое задание у вас вызвало больше всего затруднений?

Все ли пункты плана нам удалось выполнить? (Слайд 12-13)

Мы узнали алгоритм письменного сложения

Алгоритм письменного сложения

Да, удалось

Да

Л3. МП1. МР2. МР3. МР4. МК2. П1. П2. П3.

  1. Рефлексия.

А теперь, ребята, давайте посмотрим на доску, на ней вы видите Буратино, который написал вам начало фраз. Ваша задача - по поднятой руке, по желанию, продолжить эти фразы. Кто готов?  (Слайд 14)

Всё, ребята, вот и закончился, наш прекрасный урок и поэтому последнее на сегодня - это домашнее задание: оно у вас будет интересное. Ваша задача дома выполнить задание №6, расположенное на странице 71 вашего учебника. А также решить очень интересные ребусы, расположенные на полях этой же странице. Поднимите руку, кому не понятно домашнее задание? Хорошо.

На этом все, я с вами прощаюсь, спасибо за работу.  Вы все сегодня молодцы и хорошо поработали!

Выполнение рефлексии. Запись домашнего задания

Прощание с педагогом!

Л2. МР3. МР4. МК2. МК3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

Открытый урок математики 2 класс по теме: Письменные приемы сложения и вычитания. Закрепление изученного.

Данный урок проведен в форме путешествия по зимним станциям. Урок закрепления приемов сложения и вычитания без перехода через разряд. УМК "Школа России"...

технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. "

Технологическая карта урока математики 3 класс. Раздел "Повторение изученного во 2 классе" Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия. Цели: • повторить устны...

Математика. 3 класс. Тема: "Алгоритм письменного сложения в пределах 1000" УМК Школа России

Математика. 3 класс. Тема: "Алгоритм письменного сложения в пределах 1000" УМК Школа России...

Разработка урока по математике 2 класс по теме: «Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу».

математика 2 класс «Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу». УМК "Школа России"...

Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Алгоритм письменного сложения. УМК "Школа России".

Цель деятельности учителя:- знакомство с алгоритмом сложения трехзначных чисел;- закрепление устных вычислительных навыков, умений решать задачи;Планируемые результаты:Предметные:- знать, как выполнят...

Конспект урока по математике 3 класс. Тема: "Алгоритм письменного сложения" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять алгоритм письменного сложения трехзначных чисел.Планируемые результатыПредметные:Знать алгоритм письменного сложения трехзначных чисел, компон...