План-конспект урока математики в 4 классе с описанием системы оценивания на каждом этапе урока.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Юсупова Наталья Александровна

План-конспект содержит цели, планируемые результаты на урок, этапы с описанием методов и приёмов работы. В систему оценивания включено оценивание устных ответов, предусмотрено оценивание письменных работ учащихся, использованы приёмы формирующего оценивания. Прописаны критерии оценивания к оценочным процедурам урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_4_klasse.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 4 классе на тему: «Приемы письменного вычитания»

Цели урока: познакомить с письменным приемом вычитания для случаев вида 607 — 463, 903 — 574; совершенствовать вычислительные  навыки, умения решать задачи, развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: уметь  выполнять вычитание  трехзначных чисел вида 607 — 463, 903 - 574, используя запись столбиком;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли в  соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

Личностные УУДположительное отношение к учению, к урокам математики, наличие элементов познавательного интереса к работе с заданиями.

Оборудование: учебник «Математика 4класс», М.М.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, презентация, рабочая тетрадь,  разноуровневые  индивидуальные карточки для учащихся; лист самооценки для каждого учащегося (Приложение №1)

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся проверяют и демонстрируют готовность к уроку, получают лист самооценки своей деятельности на каждом этапе урока.

II. Актуализация знаний

1. Логическая задача

Светлана решила столько задач, сколько Лена, а Лена столько, сколько Марина. Что можно сказать о числе задач, решенных этими девочками?

Самооценка: выбрать верное утверждение

·         получил правильный результат, работая  индивидуально

·         получил неправильный результат, работая  индивидуально

·         получил правильный результат, обратился за помощью к соседу

2. Индивидуальная работа по карточкам  (двое учащихся выполняют в этот момент свое задание на доске, пункт 3)

Выберите одну карточку  по своим силам и выполните задание.

 

Уровень 1

13-2                36:2                 25 + 26            30-18

65:5                14-3                46 + 47             62-45

 

Уровень 2

108 : 6                144 : 9                98 : 14            145 + 38

15-9                    17-6                   60:15               231-68

 

Проверка выражений ( слайд с ответами  данных выражений)

Оцените свою работу, пользуясь критериями.

Критерии оценивания

1. Выполнил арифметические действия с числами без ошибок -  «5».

2. Выполнил арифметические действия с числами, допустил  1  ошибку  «4»

3. Выполнил арифметические действия с числами, допустил  2 ошибки – «3» 

4. Были допущены 3 и более ошибок.

5. Не успел решить, отложил на потом.

Учащиеся оценивают свои работы положительными оценками.

Самооценка, выбирают  утверждение в листе самооценки.

·         выполнил самостоятельно задание без ошибок

·         выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

·         не успел решить, отложил на потом

3. Индивидуальная работа у доски

Один учащийся. Вычисли удобным способом.

654 + 26 + 46                      (654 + 46) +26= 726

365 + 37 + 163 + 135         (365 + 135) + (37 +163) = 700

89 + 123 + 211 + 30           (89 + 211) + 123 + 30 = 45

 

Второй учащийся.  Укажи порядок действий, вычисли.

75 : 15 • 7  

 (100 -17 -4) + 99

 623 + (75 -57) -6  

(35 -6) +15: (92 -89)

Самооценка по алгоритму:

1.Какое было задание? (вспоминать цель работы.)

2.Удалось выполнить задание? (сравнивать результат с целью.)

3.Задание выполнено верно или не совсем?

4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

5.Какую себе поставишь оценку?  Критерии оценивания

1. Выполнил арифметические действия с числами без ошибок -  «5».

2. Выполнил арифметические действия с числами, допустил  1  ошибку  «4»

3. Выполнил арифметические действия с числами, допустил  2 ошибки – «3» 

4. Были допущены 3 и более ошибок.

Учитель согласно алгоритму самооценки и критериям соглашается с учащимся или не соглашается, аргументируя, оценивает ученика.

 4. Устный счет

- Определи и назови числа, пропущенные в таблице:

Первое слагаемое

50

60

43

220

 

410

Второе слагаемое

80

 

95

 

305

190

Сумма

 

230

 

890

715

 

-  Прочитай значения сумм в порядке убывания. (890, 715, 600, 230, 138, 130.)

Сколько единиц каждого разряда в каждом из этих чисел?

 

Самооценка устной  работы, учащиеся выбирают утверждение в листе самооценки:

·          принял активное участие в работе, использовал  в ответе   математические понятия и правила  нахождения неизвестного компонента

·         принял активное участие в работе, называл только результат без объяснений

·         участвовал в работе по мере своих возможностей

·         наблюдал  за происходящей работой одноклассников

III. Самоопределение к деятельности

—  Вспомните, как заменить 10 единиц единицами второго разряда (десятками)? (10 единиц это 1 десяток.)

—  Как называются единицы следующего, третьего разряда? (Сотни.)

—  Что такое 1 сотня? (Запись на доске и в тетрадях.)

         1 сотня = 10 десятков 1 десяток = 10 единиц

— Сколько единиц в числе 16? 54?

—  Какая цифра стоит в разряде единиц в числе 16? 54?

—  Сколько десятков в числе 130? 250?

—  Какая цифра стоит в разряде десятков в числе 130? 250?

—  Вычислите устно с объяснением: 54 — 32 (5 десятков 3 десятка = 2 десятка, 4 единицы 2 единицы = 2 единицы, 2 десятка + 2 единицы = 22.)

—  Решите аналогично следующие примеры.

       95-44

       246-112

—  Как вы вычитали? (Сотни вычитали из сотен, десятки — из десятков, единицы — из единиц.)

—  Решите последний пример, записывая его столбиком. Вспомните алгоритм вычитания.

Алгоритм вычитания столбиком

1. Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Вычитаем единицы.

3. Вычитаем десятки.

4. Вычитаем сотни.

5. Читаем ответ.

- Определите тему урока.

- Сформулируйте цели  урока. (Вспомнить алгоритм  вычитания трехзначных чисел столбиком, научиться использовать его при решении примеров.)

Самооценка, выбрать верное утверждение:

·         знаю информацию и уверенно применяю, выполняя задание

·         знаю информацию, но не  уверен  в правильности выполнения задания

·         вспомнил информацию благодаря одноклассникам, возникли трудности с решением, записал готовый    результат

IV. Работа по теме урока

1. Повторение приема вычитания

—  Запишите пример. 405 -136

— Можно ли из 5 единиц вычесть 6 единиц? (Нельзя.)

—  Что будем делать? (Занимать 1 десяток.)

—  Отдельных десятков нет. Что делать? (Занять 1 сотню.)

—  Что это значит? (Мы займам 10 десятков.)

—  Из 10 десятков возьмем 1 десяток. Сколько десятков останется? (9.)

—  Замените 1 десяток единицами. (10.)

—  А сколько единиц уже есть в числе 405? (5.)

—  Таким образом, сколько единиц стало? (15.) Вычитаем. Получаем 9 единиц, 6 десятков, 2 сотни, т. е.   269.

Самооценка, выбрать верное утверждение:

·         активно выдвигал идеи при обсуждении выхода из затруднения

·         с интересом участвовал в обсуждении  выхода из затруднения

·         согласился с большинством при обсуждении выхода из затруднения

2. Работа по учебнику

—  Посмотрите на примеры на клеточках на с. 9.

—  Объясните, как выполнили вычитание столбиком.

№29 (с. 9). Ученики по одному примеру  решают на доске, используя  алгоритм.

Самооценка, выбрать верное утверждение:

·         отвечал у доски, применяя новое знание

·         получил сам верный результат, работая на месте

·         списывал готовый результат с доски

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1.      Выполнение заданий в рабочей тетради

№6 (с. 4).

Прочитайте задачу.

-  Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько воды налили в лейку, ведро и бочку по отдельности.)

-  Сколько воды налили в лейку? (З л)

Сколько воды налили в ведро? (В 4 раза больше, чем в лейку.)

Как узнать, сколько это литров? (3. 4.)

-  Сколько литров воды налили в бочку? (На 28 л больше, чем в ведро.)

-  Как вы узнаете, сколько это литров? + 28.)

-  Решите задачу по действиям с пояснением.

Один ученик работает на  доске.

   Проверка,    самооценка по алгоритму.

1.Какое было задание? (вспоминать цель работы.)

2.Удалось выполнить задание? (сравнивать результат с целью.)

3.Задание выполнено верно или не совсем?

4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

5.Какую себе поставишь оценку?

Критерии решения задачи:

1.В ходе решения задачи нет ошибок –«5»

2.В ходе решения задачи допущена 1 вычислительная ошибка –«4»

3.В ходе решения задачи допущено 2 вычислительные ошибки – «3»

4. Неверный ход решения или 3 и более вычислительные ошибки – «2»

Учитель согласно алгоритму самооценки и критериям соглашается с учащимся или не соглашается, аргументируя, оценивает ученика положительной отметкой.

№ 7 (с. 4).  Самостоятельное выполнение.

Один ученик работает на доске.

-Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.

1) Сколько метров проволоки пошло на все маленькие клетки?

2) Сколько метров проволоки осталось на 3 большие клетки?

3) Сколько метров проволоки идет на одну большую клетку? (Проверка, самооценка.)

Самооценка учащегося по алгоритму:

1.Какое было задание? (вспоминать цель работы.)

2.Удалось выполнить задание? (сравнивать результат с целью.)

3.Задание выполнено верно или не совсем?

4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?

5.Какую себе поставишь оценку?

Критерии решения задачи:

1.В ходе решения задачи нет ошибок –«5»

2.В ходе решения задачи допущена 1 вычислительная ошибка –«4»

3.В ходе решения задачи допущено 2 вычислительные ошибки – «3»

4. Неверный ход решения или 3 и более вычислительные ошибки – «2»

Учитель согласно алгоритму самооценки и критериям соглашается с учащимся или не соглашается, аргументируя, оценивает ученика положительной отметкой.

Самооценивание, выбери верное утверждение:

·          выполнил самостоятельно задание без ошибок

·          выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

·         выполнил самостоятельно задание без ошибок, использовал карточку – помощницу

·          не смог самостоятельно выполнить задание, записал готовое решение

2. Работа по учебнику

 №35 (с. 9). Самостоятельное выполнение.

Взаимопроверка.

Критерии оценивания

1. Выполнил арифметические действия с числами без ошибок -  «5».

2. Выполнил арифметические действия с числами, допустил  1-2 ошибки  «4»

3. Выполнил арифметические действия с числами, допустил  3 ошибки – «3» 

4. Были допущены 4 и более ошибок.

Учащиеся выставляют только положительные оценки.

 

VII. Рефлексия

 - Какая цель была поставлена  на уроке? - Удалось выполнить?

Самооценивание, выбери верное утверждение

·         я уверенно знаю и применяю алгоритм вычитания трехзначных чисел столбиком, могу помочь   одноклассникам

·         я знаю и применяю алгоритм вычитания трехзначных чисел, но еще нужно потренироваться

·         я с трудом справляюсь с вычитанием трехзначных чисел столбиком, мне нужна помощь

VIII. Домашнее задание

Учебник: с.9 № 30, 34

Самооценивание, выбери верное утверждение в листе самооценки

·          мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

·          мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

·         перед выполнением домашнего задания обращусь за помощью к учителю или к однокласснику, к родителям

Приложение №1

Лист самооценки

Ф. И. ________________________________________________________________________________

 

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ________________________________________________________________________________________

Этап

 

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Подчеркните верные для вас утверждения )

Организационный момент

Настрой на урок

·           включился  с желанием узнать новое

·           включился  с интересом

·           включился,  так как надо

 

Актуализация знаний

Решение задачи

·         получил правильный результат, работая  индивидуально

·         получил неправильный результат, работая  индивидуально

·         получил правильный результат, обратился за помощью к соседу

 

Решение выражений

·         выполнил самостоятельно задание без ошибок

·         выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

·         не успел решить, отложил на потом

Устный счет

·         принял активное участие в работе, использовал  в ответе   математические понятия и правила нахождения неизвестного компонента

·         принял активное участие в работе, называл только результат без объяснений

·         участвовал в работе по мере своих возможностей

·         наблюдал  за происходящей работой одноклассников

Самоопределение к деятельности

Решение выражений с применением  полученных знаний

·         знаю информацию и уверенно применяю, выполняя задание

·         знаю информацию, но не уверен  в правильности выполнения задания

·         вспомнил информацию, благодаря одноклассникам; возникли трудности с решением, записал готовый    результат

 

Работа по теме урока

Обсуждение выхода из затруднения

·         активно выдвигал идеи при обсуждении выхода из затруднения

·         с интересом участвовал в обсуждении  выхода из затруднения

·         согласился с большинством при обсуждении выхода из затруднения

 

Первичное закрепление

·         отвечал у доски, применяя новое знание

·         получил сам верный результат, работая на месте

·         списывал готовый результат с доски

Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

·         выполнил самостоятельно задание без ошибок

·          выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

·         выполнил самостоятельно задание без ошибок, использовал карточку – помощницу

·          не смог самостоятельно выполнить задание, записал готовое решение

Рефлексия

Подведение итогов

·         я уверенно знаю и применяю алгоритм вычитания трехзначных чисел столбиком, могу помочь   одноклассникам

·         я знаю и применяю алгоритм вычитания трехзначных чисел, но еще нужно потренироваться

·         я с трудом справляюсь с вычитанием трехзначных чисел столбиком, мне нужна помощь

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

Инструктаж по домашнему заданию

·         мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

·          мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

·         перед выполнением домашнего задания обращусь за помощью к учителю или к однокласснику, к родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока математики 3 класс

Повторение основных вопросов математики, изученных в  3 классе....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

План-конспект урока математики 2 класс. Тема "Порядок действий. Скобки."

Урок математики разработан к УМК "Школа России" ФГОС. Тема урока "Порядок действий. Скобки.", тип урока: урок "открытия" нового знания. Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать вы...

План-конспект урока математики 1 класс.

Урок математики в 1-м классе на основе игровой технолигии - драматизации проблемно-поискового характера....

План конспект урока математики 4 класс программа "Гармония" по теме "Доли, дроби".

Урок проводится в групповой форме. Этот урок является обобщающим в теме, итог деятельности учащихся на уроке это создание проекта" Математической газеты " каждой группой.В урока учащиеся закрепляют ма...

План- конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Ура! Путешествие...Повторение и закрепление изученного материала".

1) Оргмомент.2)Устный счёт3) Работа в тетрадях.4) Физкультминутка.5) Работа по учебнику.6) Итог урока...