Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по математике (3 класс)
Род имён существительных |
Создание условий для развития умения определять род имени существительного. |
Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. |
Как определить род имён существительных? |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическаякарта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»
Тип урока | Открытие нового знания. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Тема урока | Род имён существительных |
Цель | Создание условий для развития умения определять род имени существительного. |
Задачи | Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. |
Проблема | Как определить род имён существительных? |
Формируемые УУД | Предметные: - определять грамматический признак имени существительных - род; - находить имена существительные; -видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания. Личностные: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -проводить самооценку на основе критерия успешности; -прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок. Метапредметные: Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий для решения задачи; -определять и формулировать тему и цель урока; - разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий. Познавательные: - классифицировать слова по определённым признакам; - делать выводы на основе обобщения; - подтверждать аргументы фактами; -разрешать проблемную ситуацию; - ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. |
Оборудование | -Мультимедийный проектор; -Экран; -Компьютер; - Слайд-презентация - Круги для Снеговика (для работы в группе) - Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка) - Карточки для «Групповой почты» |
Формы работы | фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная. |
Методы | постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришло много гостей. Поприветствуем их. В некотором царстве, словесном государстве, есть страна Морфология, в которой живут части речи. - Скажите, какие части речи живут в этой стране? - В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка.(кластер) | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. - Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. - У имени существительного. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
2 | Самоопределение к учебной деятельности. | Сегодня мыповторим и познакомимся с новыми знания об этой части речи. Открываем тетради, записываем дату, классная работа. -Начнем наш урок со стихотворения.Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно: «Зимний вечер» -Кто автор? - А теперь выпишите все имена существительные и обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны. Поднимите руки, кто готов прочитать выписанные слова. (Учитель выбирает ребёнка.) - Кто согласен/не согласен? (Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.) - (Слайд 2). Верно, все записанные вами слова на доске. Объясните написание орфограмм. - Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные. | Открывают тетради, записывают число и классная работа -А.С.Пушкин Записывают слова. Поднимают руки. Читает слова, которые записал: Часть, речи, существительное: вечер, буря, мглою, небо, вихри, зверь, дитя, кровле, соломой ,путник, окошко. В слове вечер вторая гласная безударная, значит - безударная гласная в корне слова. Проверочное слово к слову ВЕЧЕР: вечЕря, вечЕрний, вечЕрять. В слове дитя - Соломой - словарное слово. Окошко - окна. - Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. | Регулятивные: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Коммуникативные: - адекватно оценивать собственные знания. . |
3 | Актуализация знаний. | -Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент. Перед вами карточки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если нет, то «-». - Имя существительное – это часть речи? - Имя существительное бывает только одушевлённым. - Имя существительное изменяется по числам. - Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена существительные можно разделить на 3 группы: мужского, женского и среднего рода. (составление кластера) | Учащиеся работают на индивидуальных карточках-табличках. | Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность. ЛичностныеУУД: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познаватьновое. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать Регулятивные УУД: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные УУД: - постановка и решение проблемы, -анализировать, проверять, фиксировать информацию. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. |
4 | Фиксация затруднения в деятельности. Выявление места и причины затруднения. | На все ли вопросы вы смогли ответить? Какие утверждения вызвали у вас затруднения? Итак,над каким утверждением мы будем работать? Кто догадался и сформулирует тему нашего урока? Цель нашего урока: открытие новых знаний. Какие задачи поставим? - Действительно, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. Чтобы вы сами смогли определить эти три группы, я предлагаю вам выполнить следующее задание: Задание для пробного действия. На доске написаны словосочетания: добрая мама добрый папа доброе утро -Что вы заметили? Почему так произошло? | -Последние три утверждения, в которых говорится о роде имени существительного. -Тема урока: « Род имени существительного» Задачи определяют дети: узнать ... ( какого рода бывают имена существительные) научиться… (определять род имён существительных) применить… (новое знание при выполнении заданий) Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное. | |
5 | Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | 1.Построение проекта выхода из затруднения. - Проблема: используя данное противоречие, дополните каждый ряд ещё одним словом и запишите в листочках Работа в парах 1.добрая мама, девочка. 2.добрый папа, дядя 3.доброе утро, солнце 2. Открытие нового знания. По - какому признаку вы дополнили слова в первой группе? (Опорные слова-она , моя) Какие будут ваши предложения относительно второй группы? (Опорные слова-он , мой) По - какому признаку вы дополнили слова третьей группы? ( Опорные слова-оно, мое.) Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов? Действительно, у имён существительных можно определить род. Давайте обратимся к нашему учебнику и проверим наше открытие. Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.(видео) - Что нового узнали из сказки? Кому было трудно?Научиться и применять. Какие действия мы выполняем чтобы определить род существительного? | Учащиеся высказывают свои предположения. Открывают учебник на стр 25 и читают правила. Учащиеся слушают сказку. Ответы детей. | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные УУД: - анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, - постановка и решение проблемы; - умения делать выводы в результате совместной работы класса, - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи. |
6. | Физминутка. | Называю слова, внимательно слушаете. Ребенок, озеро, лестница, река,, книга, камыш, сосна, земляника, снег, яблоко, дерево, воробей, рука, подснежник, ученик. | Существительное мужского рода – присаживаемся, женский род – хлопок, средний род – топаем ногами. | |
7 | Первичное закрепление во внешней речи. | Работа по учебнику стр.25 упр. 39. Откройте учебник. Прочитайте, что нужно сделать? Только заменим местоимения графическим обозначением рода имен существительных(м.р., ж.р.,с.р.) Оценивание.(сами на полях в тетради) Какого рода бывают имена существительные? | - Прочитать. -Разделить слова на 3 группы: Он она оно Дядя волна гнездо Стол тётя пальто Дедушка земля море Мальчик девочка солнце Диван метель платье | Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. РегулятивныеУУД: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). |
8. | Самостоятельная работа. Работа в группах | Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки. -Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки. -Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети называют) -Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных. 1 группа лепит к нашему снеговику ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую 2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка) 3 группа (эксперты) лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую (солнце, небо, облако) Проверка. -Вот какой замечательный снеговик у нас получился! | Учащиеся работают в группах. 1 группа – существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, 2 группа - женского рода: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка, 3 группа - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство | Коммуникативные УУД: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий. |
9 | Игра «Круговая почта» Работа в группах | Зима – замечательное время года со своими зимними забавами, праздниками. Многие из вас писали письма Деду Морозу и отправляли их по почте. И сейчас мы поиграем в игру «Круговая почта» У вас на столе лежат карточки со словами. Первый ученик определяет род первого слова и передаёт карточку соседу. Следующий должен проверить правильность рода своего товарища и определить род второго слова и.т.д. - Эксперты (гости, присутствующие на уроке) проверьте, пожалуйста, правильность выполненного задания. Слово экспертам.Оцените работу ребят в группах. Все учащиеся определили род имен существительных без ошибок. Возвращаемся к задачам нашего урока. Возвращение к кластеру. | Учащиеся определяют род имени существительного и передают карточку «по цепочке». | Коммуникативные УУД:- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
10 11. | Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание | Итог урока. -Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с 3 задачей, поставленной в начале урока?применить… (новое знание при выполнении заданий (Вернуться к цели и задачам урока.) Продолжите мои утверждения.
Вы сегодня хорошо поработали и в награду вам Памятки. Домашнее задание: на выбор - выписать из словаря по 5 существительных каждого рода; -нарисовать по 3 предмета каждого рода; -найти значение слова род в толковом словаре. Выполнив все задания правильно вы получите оценку «5», 2 задания- «4», 1 задание «3». - найти з | Дети отвечают на вопрос учителя. Продолжают утверждения | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Регулятивные УУД: контроль, оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...
Технологические карты. Русский язык.3 класс.
Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...
технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"
технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....
Технологические карты. Английский язык, 4 класс, УМК Верещагиной И.Н.
Материал будет полезен учителям английского языка, работающим по УМК Верещагиной И.Н....
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100
Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...
технологическая карта Русский язык
технологическая карта с 1 по 5 урок 3 класс под редакцией Канакиной, Горецкого...
Технологическая карта Русский Язык
4 классУМК «Школа России»Русский язык Технологическая карта ...