Рабочая программа по математике 1-4 класс
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа по математике 1-4 класс СРО Л. В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_1-4_klassy.docx | 91.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
Классы: 1-4
Содержание
Планируемые результаты учебного предмета… 3
- Личностные УУД… 3
- Регулятивные УУД… 4
- Познавательные УУД… 6
- Коммуникативные УУД… 8
- Предметные результаты 10
Содержание учебного предмета… 17
- 1 класс 17
- 2 класс 20
- 3 класс 25
- 4 класс 30
Планируемые результаты обучения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: | |||
|
|
– восприятие нравст- венного содержания по- ступков окружающих людей;
«поиск истины». |
«Я» как гражданина России на основе исто- рического математиче- ского материала. |
Обучающийся получит возможность для формирования: | |||
|
| - широкого интереса к познанию математиче- ских фактов, количест- венных отношений, ма- тематических зависи- мостей в окружающем мире, способам решения |
|
нии и незнании;
| тации на оценку резуль- татов познавательной деятельности;
| познавательных задач в области математики;
| го интереса к познанию математических фак- тов, количественных от- ношений, математиче- ских зависимостей в ок- ружающем мире, спосо- бам решения познава- тельных задач в области математики;
реальной жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится | |||
вать вслух последоват ельность производи- мых действий, состав- ляющих основу ос- ваиваемой деятельно- сти;
тупных видах позна- вательной деятельно- |
|
|
|
сти;
боты учителями, това- рищами | ствия в устной и пись- менной речи;
| вый контроль под руко- водством учителя и са- мостоятельно;
| письменной речи и во внутреннем плане;
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
| - познанию математи- ческих фактов, количе- ственных отношений, математических зави- симостей в окружаю- щем мире, способам решения познаватель- ных задач в области математики;
нии на принятые мо- ральные нормы; |
стоятельно при разреше- нии проблемно творче- |
полнения действия и вно- сить необходимые кор- рективы в действия с наглядно-образным ма- териалом. | – понимание важности осуществления собст- венного выбора. | ских ситуаций в учебной и вне урочной деятельно- сти, а также в повсе- дневной жизни; – самостоятельно адек- ватно оценивать пра- вильность выполнения действия и вносить не- обходимые коррективы в собственные дейст- вия и коллективную дея- тельность. | |
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
ших случаях, под ру- ководством учителя кодировать информа- цию (с использовани- ем 2–5 знаков или символов, 1–2 опера- ций);
классификацию изу- |
|
-проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и проти- вопоставление),
-выделять в явлениях существенные и несущественные, не- обходимые и достаточные признаки; -проводить аналогию и на ее основе строить выводы; |
водить разбиение объек- тов на группы по вы де- |
чаемых объектов | ленному основанию), | ||
(проводить разбиение | самостоятельно строить | ||
объектов на группы по | выводы на основе клас- | ||
выделенному основа- | сификации; | ||
нию); | – самостоятельно прово- | ||
- под руководством | дить сериацию объектов; | ||
учителя проводить | – обобщать (самостоя- | ||
аналогию; | тельно выделять ряд или | ||
- понимать отношения | класс объектов); | ||
между понятиями (ро- | – устанавливать анало- | ||
довидовые, причинно- | гии; | ||
следственные). | – представлять информа- | ||
цию в виде сообщения с | |||
иллюстрациями (презен- | |||
тация проектов). | |||
– самостоятельно выпол- | |||
нять эмпирические обоб- | |||
щения и простейшие | |||
теоретические обобщения | |||
на основе существенного | |||
анализа изучаемых еди- | |||
ничных объектов; | |||
– проводить аналогию и | |||
на ее основе строить и | |||
проверять выводы по | |||
аналогии; | |||
– строить индуктивные и | |||
дедуктивные рассужде- | |||
ния; | |||
– осуществлять действие | |||
подведения под понятие | |||
(для изученных матема- | |||
тических понятий); | |||
– устанавливать отноше- | |||
ния между понятиями | |||
(родовидовые, отношения | |||
пересечения – для изу- | |||
ченных математических | |||
понятий или генерализа- | |||
ций, причинно следст- | |||
венные – для изучаемых | |||
классов явлений). | |||
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
- строить небольшие | - под руководством учи- | - самостоятельно | – осуществлять расши- |
математические со- | теля осуществлять поиск | осуществлять поиск | ренный поиск информа- |
общения в устной | необходимой и дополни- | необходимой и | ции в дополнительных |
форме (2–3 предло- | тельной информации; | дополнительной инфор- | источниках; |
жения); | - работать с дополни- | мации; | – фиксировать инфор- |
- строить рассужде- | тельными текстами и | - работать с | мацию об окружающем |
ния о доступных на- | заданиями; | дополнительными | мире с помощью инстру- |
глядно воспринимае- | - соотносить содержа- | текстами и заданиями; | ментов ИКТ; |
мых математических | ние схематических изо- | - соотносить | – строить и преобразо- |
отношениях; | бражений с математи- | содержание схе- | вывать модели и схемы |
- выделять несколько | ческой записью; | матических | для решения задач; |
существенных при- | - моделировать задачи на | изображений с ма- | – расширять свои пред- |
знаков объектов; | ос6жени анализа жиз- | тематической записью; | ставления о математике |
| ненных сюжетов;
|
| и точных науках;
но владеть общими прие- мами решения задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |||
|
| принимать участие в работе парами и груп- пами, используя рече- вые и другие коммуни- кативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
|
щении, уважать чужое |
действия в классе; - понимать задаваемые вопросы. |
| матических явлениях в сотрудничестве; прихо- дить к общему реше- нию в спорных вопро- сах;
| мнение;
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
| - строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; -использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. -корректно формулировать свою точку зрения; -проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; - контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. |
|
|
ций в сотрудничестве;
|
| ||
Предметные результаты Числа и величины Обучающийся научится | |||
«число» и «цифра»;
«нуль» в соответствии с указанным поряд- ком. |
«число» и «цифра»
дении единиц измерения времени сутки, год, об | - читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из низ в натуральном ряду;
|
|
особенностях года и ме- сяца как единиц измере- ния времени;
= 1 сут., 7сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;
| изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
| по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
| |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
нумерации С, L, D, M. |
|
Арифметические действия Обучающийся научится: | |||
| переместительном и со- четательном законах сложения и свойствах вычитания; о перемести- тельном законе умноже- ния; о связи между об- ратными действиями; о делении с остатком; о за- висимости изменения ре- зультатов действий от изменения их компонен- |
|
чисел, алгоритмов письменных |
сложения в пределах получения числа 20. | тов; о связи между урав- нениями вида а + х = b, х
: а = b, а : х = b;
разных ступеней; –знать термины «уравне- ние», «решение уравне- ния», «корень уравне- ния»;
| содержащих 2-3 действия; - решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученного; | арифметических действий (в том числе деления с остатком);
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
|
|
ков;
ях. | тельное свойство умно- жения для удобства вы- числений;
| тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий;
| действия и др.). |
Работа с текстовыми задачами Обучающийся научится: | |||
«больше на …», «меньше на …»;
|
схеме, числовому выра- | выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертѐж, схему;
...», «меньше в ...», задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);
работы |
|
жению; – выбирать и обосновы- вать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырѐх арифметических дейст- вий. | (производительность труда, время, объѐм работы);
| ||
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
правильные, исправ- лять неверные. |
|
|
|
Пространственные отношения. Геометрические фигуры Обучающийся научится: | |||
| – иметь представление о видах треугольников по углам и по соотно- шению сторон, о длине ломаной и периметре произвольного много- угольника (в том числе прямоугольника и квадрата), о признаках сходства и различия между объемными те- лами одного вида и разных видов; –знать термин пери- метр и его значение, |
|
квадрат, окружность, круг); |
личные виды углов с помощью угольника – прямые, острые и тупые;
| обозначение периметра (Р), термины основа- ние, грань, ребро, вер- шина в применении к объемным телам;
|
геометрических фигур. | |
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
|
|
|
|
Геометрические величины Обучающийся научится: | |||
| – знать единицы длины миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м |
разные единицы |
(на глаз). |
измерения;
1 000м, 1 м= 1 000мм;
ними. | |||
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
| - выбирать удобные еди- ницы измерения длины, периметра для конкрет- ных случаев. |
фигуры;
|
|
Работа с информацией Обучающийся научится: | |||
|
| - читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы, заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку; -устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью. |
|
Обучающийся получит возможность научиться: | |||
| - устанавливать законо- мерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, за- полнять таблицу в со- ответствии с установ- | - читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач; |
|
ленной закономерностью;
«если ... то ...», «верно /неверно, что ...»;
| - соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме, определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм |
«верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
|
Содержание учебного предмета 1 класс
СРО Л.В. Занкова
Изучение чисел (45 часов)
Однозначные числа
Сравнение множеств. Рассмотрение параметров абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения.
Установление взаимно - однозначного соответствия между элементами множеств как основа отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (=, >, <).
Число как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств. Знакомство с однозначными натуральными числами.
Цифры как знаки, используемые для записи чисел.
Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства.
Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел.
Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.
Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком.
Число «ноль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.
Двузначные числа
Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел.
Устная и письменная нумерация в пределах четырех первых десятков, а также двузначных чисел, оканчивающихся нулем.
Изучение действий (45 часов)
Представление о действии сложения. Знак сложения (+). Термины, связанные со сложением: сумма, значение суммы, слагаемые.
Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду.
Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых).
Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемых.
Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду.
Сложение с нулем.
Вычитание. Знак вычитания (–). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое.
Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду.
Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи.
Вычитание нуля из натурального числа.
Знакомство с сочетательным свойством сложения и свойствами вычитания: вычитанием числа из суммы и суммы из числа.
Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основной способ их выполнения.
Изучение элементов алгебры (12 часов)
Знакомство с равенствами и неравенствами.
Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения.
Корень уравнения.
Решение уравнений вида х + а = b, а – х = b различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблицы сложения, на основе связи между сложением и вычитанием).
Изучение элементов геометрии (20 часов)
Ориентация в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под»,
«перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.). Осознание относительности этих положений в зависимости от положения наблюдателя.
Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой.
Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.
Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита.
Построение отрезка, равного данному, при помощи циркуля и чертежной линейки. Сложение и вычитание отрезков при помощи этих инструментов.
Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.
Первое представление об угле. Различные интерпретации понятия «угол»: как фигуры, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки, и как части плоскости, ограниченной такими лучами. Знак, обозначающий угол на письме.
Прямой, острый и тупой углы. Соотношение между видами углов. Установление вида угла при помощи угольника.
Построение углов. Их обозначение при помощи букв.
Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник - треугольник.
Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного детства.
Сравнение реально встречающихся объемных предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объемных тел.
Выделение на поверхности объемных тел знакомых плоскостных геометрических фигур.
Изучение величин (10 часов)
Сравнение отрезков и их моделей приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка. Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении. Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, ее зависимость от выбора мерки. Знакомство с общепринятыми мерами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м).
Соотношения:
10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м.
Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др.
Измерение длины отрезков при помощи одной или двух общепринятых мер (например, 16 см и 1 дм 6 см).
Построение отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки.
Работа с задачами (подготовительный этап, в течение года)
Составление рассказов математического содержания к рисунку. Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения.
Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета.
Внесение изменений, устраняющих искажения смысла сюжета, в данные рисунки.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Изучение чисел | 45 ч |
2. | Изучение действий | 45 ч |
3. | Изучение элементов алгебры | 12 ч |
4. | Изучение элементов геометрии | 20 ч |
5. | Изучение величин | 10 ч |
6. | Работа с задачами (подготовительный этап, в течение года) | |
7. | Изучение чисел | 45 ч |
8. | Изучение действий | 45 ч |
Всего | 132 ч |
Содержание учебного предмета 2 класс
СРО Л.В. Занкова
Числа и величины (45 часов)вузначные числа
Завершение изучения устной и письменной нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.
Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи чисел.
Сравнение изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.
Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Трехзначные числа
Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании разных единиц счета.
Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Чтение и запись сотен. Разряд сотен.
Чтение и запись трехзначных чисел. Устная и письменная нумерация изученных чисел.
Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел.
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел.
Римская письменная нумерация
Знакомство с цифрами римской нумерации:I, V, X. Значения этих цифр.
Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при различном расположении цифр. Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими цифрами и обратно.
Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной системой записи. Выявление преимуществ позиционной системы.
Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, древнерусской). Сравнение такой системы с современной и римской системами нумерации.
Величины
Знакомство с понятием массы. Сравнение массы предметов без ее измерения.
Использование произвольных мерок для определения массы. Общепринятая мера массы - килограмм.
Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие.
Понятие о вместимости. Установление вместимости с помощью произвольных мерок.
Общепринятая единица измерения вместимости - литр.
Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения времени, как сутки и год.
Единицы измерения времени - минута, час.
Соотношения: 1 сутки = 24 часа, 1 час = 60 минут.
Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов.
Различные способы называния одного и того же времени (например, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.).
Единица измерения времени - неделя.
Соотношение: 1 неделя = 7 суток.
Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.
Арифметические действия(65 часов)
Сложение и вычитание
Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел.
Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.
Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: по- разрядность их выполнения, использование таблицы сложения при выполнении действий в любом разряде.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, постепенное сокращение записи, выполнение действий столбиком.
Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Установление иерархии трудности этих случаев.
Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.
Умножение и деление
Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (∙).
Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением.
Составление таблицы умножения.
Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.
Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на нуль.
Деление как действие, обратное умножению. Знак деления ( : ).
Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.
Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.
Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число. Невозможность деления на нуль.
Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз.
Сложные выражения
Классификация выражений, содержащих более одного действия.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.
Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.
Элементы алгебры
Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения.
Нахождение неизвестных компонентов действия (сложения, вычитания, умножения и деления) различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблиц сложения и вычитания, на основе связи между действиями).
Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных свойств действий.
Работа с текстовыми задачами
(в течение учебного года)
Отличительные признаки задачи.
Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.
Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу.
Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным и побудительным предложением).
Простые и составные задачи. Решение задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...»; задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость); задач на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события). Преобразование составной задачи в простую и простой в составную с помощью изменения вопроса или условия.
Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.
Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.
Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.
Использование условных знаков в краткой записи задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры(10 часов)
Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.
Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние, равнобедренные и равносторонние.
Многоугольники с равными сторонами.
Объемные тела: цилиндр, конус, призма, пирамида. Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования.
Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина объемного тела.
Геометрические величины(4 часа)
Нахождение длины незамкнутой ломаной линии.
Понятие о периметре. Нахождение периметра произвольного многоугольника.
Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами.
Работа с информацией
(в течение учебного года)
Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логической связки «если ... , то ...». Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что … ».
Проверка правильности готового алгоритма.
Понимание и интепретация таблицы, схемы, столбчатой и линейной диаграммы.
Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.
Чтение и дополнение столбчатой диаграммы с неполной шкалой, линейной диаграммы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Числа и величины | 45 |
2 | Арифметические действия | 65 |
3 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 10 |
4 | Геометрические величины | 4 |
ИТОГО | 136 ч |
Содержание учебного предмета 3 класс
СРО Л.В. Занкова
Основные содержательные линии
Основное содержание обучения математике представлено следующими содержательными линиями: изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами.
Изучение чисел
Натуральные числа
Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче на основе использования единичного отрезка. Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция. Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел. Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета. Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел. Устная и письменная нумерация в пределах единиц тысяч. Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, C. Запись чисел при помощи всех изученных знаков. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).
Дробные числа. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел, дроби вокруг нас. Понятие о дроби как доли целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель
дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных
чисел. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями.
Расположение дробных чисел на числовом луче. Нахождение части от числа и восстановление числа по его части.
Изучение действий
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с
таблицей сложения и разрядным составом чисел.
Умножение и деление
Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и
запись в общем виде.
Распределительное свойство деления относительносложения (рассмотрение случая,
когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).
Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел. Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и
деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого
при выполнении этих действий.
Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления.
Признаки четных и нечетных чисел.
Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данноечисло без остатка.
Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число.
Наименьший и наибольший из возможных остатков.
Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число
одинаковые остатки.
Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой.
Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.
Различные способы выполнения внетабличного деления на однозначное число:
разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.
Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки действий
умножения и деления, используемые при выполнении их в столбик.
Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.
Определение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5
действий.
Изучение элементов алгебры
Решение неравенств вида а _ х >(<) b, х – а >(<) b на основе решения соответствующих
уравнений а - х = b, х – а = b.
Решение неравенств вида а · х >(<) b, а : х >(<) b, х : а >(<) b
подбором и на основе решения соответствующих уравнений а · х = b, а : х = b, х : а= b. Знакомство с системами простейших неравенств. Их решение подбором и определением
области пересечения решений неравенств, образующих систему.
Знакомство с уравнениями вида а - х - b = с и другими такого же уровня сложности. Их
решение на основе свойств сложения и свойств вычитания, а также взаимосвязи между
сложением и вычитанием.
Знакомство с уравнениями вида а · х _ b = с, (а _ b) : х = с и другими такого же уровня
трудности. Решение таких уравнений на основе использования изученных свойств действий и
взаимосвязи между их компонентами.
Выражения с одной переменной. Определение значений выражения при заданных
значениях переменной.
Изучение элементов геометрии
Знакомство с окружностью. .
Центр окружности. Свойство точек окружности. Радиус
окружности. Свойство радиусов окружности. Понятие о центральном угле. Построение
окружностей с помощью циркуля. Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на
окружности, вне окружности). Окружность и круг, связь между ними. Взаимное расположение
круга и точек плоскости (внутри круга, на его границе, вне круга). Масштаб и разные варианты
его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в
котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и
данному масштабу.
Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида,
так и между видами этих тел. Знакомство с различными способами изображения объемных тел
на плоскости.
Изучение величин
Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением). Сравнение углов с помощью
произвольно выбранных мерок. Знакомство с общепринятой мерой измерения углов – градусом
и его обозначение.
Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для
выполнения измерений и для построения углов заданной величины.
Единица измерения длины _ километр (км). Соотношения между единицами длины 1 м =
1000 мм, 1 км = 1000 м.
Единицы измерения массы - грамм (г), центнер (ц), тонна (т).
Соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц =100 кг, 1 т = 10 ц =
1000 кг.
Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).
Выбор произвольных мерок для измерения площадей. Измерение площадей произвольными мерками.
Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной
сеткой.
Знакомство с общепринятыми мерами площади: квадратным миллиметром (мм2),
квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2),
квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.
Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =100 дм2.
Определение площади прямоугольника различными способами: разбиением на квадраты,
при помощи палетки, по длине и ширине.
Определение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники,
дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.
Работа с задачами (в течение года)
Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы
краткой записи в соответствии с особенностями задачи.
Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратныхзадач к данной.
Составление всех возможных обратных задач к данной и их решение или определение причины
Невозможности выполнить решение.
Задачи с недостаточными данными. Различные способы их преобразования в задачу с
полным набором данных (дополнение условия задачи недостаточными данными, изменение
вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).
Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачу с
необходимым и достаточным количеством данных.
Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическомусодержанию.
Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями
таких задач.
Анализ и решение задач разной степени трудности (в основном требующие для решения
не более трех действий) на все изученные действия.
Оформление решения задач сложным выражением.
Решение задач, содержащих часть целого.
Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его части.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Площадь и еѐ измерение | 17 |
2 | Деление с остатком | 10 |
3 | Сложение и вычитание трѐхзначных чисел | 15 |
4 | Сравнение и измерение углов | 10 |
5 | Внетабличное умножение и деление | 30 |
6 | Числовой координатный луч | 13 |
7 | Масштаб | 6 |
8 | Дробные числа | 15 |
9 | Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. | 15 |
10 | Повторение | 5 |
Всего | 136 |
Модуль «Школьный урок»
Понятие площади. Правила поведения в общественных местах (духовно-нравственное воспитание).
Развитие зрительной памяти (ценность научного познания)
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). (ценность научного познания)
Знакомство с физической картой Смоленской области. Роль нашего края в истории страны (гражданско – патриотическое)
Знакомство с современными профессиями в сельском хозяйстве (трудовое воспитание)
Использование знаний о единицах массы в повседневной жизни (ценность научного познания)
Правила работы с электронными средствами обучения (физическое воспитание)
Знакомство с таблицей. Чтение и использование таблицы при решении задач (ценность научного познания)
История возикновения цифр и чисел в России (гражданско-патриотическое)
Знакомство с Танграммом. (эстетическое воспитание)
Знакомство с историей возникновения «круга» и «окружности» (гражданско-патриотическое).
Знакомство со старинными способами умножения. Способ Адама Ризе (духовно-нравственное)
Знакомство с современными профессиями на производстве. (трудовое воспитание)
Скорость, время, расстояние. Взаимосвязь между ними. Знакомство с основными загрязнителями воздуха в городе. (экологическое воспитание)
Значение знаний о координатах в повседневной жизни. (ценность научного познания)
Масштаб. Знакомство с физической и политической картой мира. (ценность научного познания)
Численность населения планеты Земля ( ценность научного познания)
Знакомство с физической картой России (гражданско-патриотическое)
Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля (физическое воспитание)
Знакомство с таблицей. Чтение и использование таблицы при решении задач. Использование диаграмм для решения задач. (ценность научного познания)
История возникновения дробей. (духовно-нравственное воспитание)
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). (эстетическое воспитание)
Счет тысячами. Красота звездного неба. Знакомство с картой созвездий (эстетическое воспитание)
Знакомство с Красной книгой РФ (экологическое воспитание)
История возникновения дробей Правила работы с электронными средствами обучения. Значение знаний о координатах в повседневной жизни.Знакомство со старинными способами умножения. Способ Адама Ризе
Составление алгоритма письменного умножения и деления чисел.
Знакомство с историей возникновения «круга» и «окружности» . Знакомство с физической и политической картой мира. Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).
Содержание учебного предмета 4 класс
СРО Л.В. Занкова
Числа и величины Класс миллионов.
Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочивание чисел от нуля до миллиона. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.
Общий принцип образования классов.
Точные и приближенные значения
Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерение величин. Источники возникновения точных и приближенных значений чисел.
Приближенные значения чисел, получаемое в результате округления с заданной точностью. Правила округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.
Положительные и отрицательные числа
Понятие о величинах, имеющих противоположные значения. Обозначение таких значений с помощью противоположных по смыслу знаков (+) и (-).
Запись положительных и отрицательных чисел. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.
Расположение на координатной прямой точек с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.
Величины
Метрическая система мер (обобщение всего изученного материала), еѐ связь с десятичной системой исчисления.
Перевод изученных величин из одних единиц измерения в другие.
Арифметические действия Сложение и вычитание
Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел. Обобщение знаний о свойствах выполняемых действий, их формулировка и краткая обобщенная запись.
Использование свойств сложения и вычитания для рационализации выполнения операции. Сложение и вычитание величин разными способами.
Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного или двух компонентов этих действий.
Умножение и деление
Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.
Обобщение знаний о свойствах умножения и деления. Их формулировка и запись в общем виде. Использование свойств умножения и деления для рационализации выполнения вычислений.
Умножение и деление величин на натуральное число различными способами. Деление величины на величину.
Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного или двух компонентов.
Выражение с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.
Свойства равенств и их использования для решения уравнений.
Уравнения, содержащие переменную в обеих частях. Решение таких уравнений.
Работа с текстовыми задачами
Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.
Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.
Преобразование задач в более простые или более сложные.
Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения. Сравнение арифметического и алгебраического метода решения задач.
Решение задач на решение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях).
Геометрические фигуры
Свойства диагоналей прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных прямоугольных треугольника. Разбиение произвольного треугольника на прямоугольные треугольники. Разбиение многоугольников на прямоугольники и прямоугольные треугольники. Классификация изученных пространственных геометрических тел по разным основаниям.
Геометрические величины
Нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S= (a ∙ b) : 2
Нахождение площади произвольного треугольника разными способами.
Определение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников.
Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.
Общепринятые единицы измерения объема – кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, кубический километр. Соотношение между ними.
Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а так же площади его основания и высоты.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, наблюдением; фиксирование, анализ полученной информации. Чтение, заполнение, составление, интерпретация таблицы. Чтение диаграмм. Построение простейших столбчатых диаграмм. Составление, запись, выполнение простого алгоритма. Чтение, выполнение действий по схеме. Составление простейших схем. Построение математических выражений с помощью логических связок и слов. Проверка истинности утверждений.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Площадь фигур | 14 |
2. | Умножение многозначных чисел | 21 |
3. | Точные и приближенные числа. Округление чисел | 13 |
4. | Деление на многозначные числа | 19 |
5. | Объем и его измерения | 17 |
6. | Действия с величинами | 15 |
7. | Положительные и отрицательные числа | 11 |
8. | Числа класса миллионов | 26 |
Всего | 136 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе " Начальная школа XXI века"
Программа разработана на основе авторской программы Рудницкой В.Н. Москва - "Вентана Граф", 2009г....
Рабочая программа по математике во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по математике во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.
Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требования ФГОС начального общего образования. Пррограмма содержит пояснительную записку, общую характе...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...