Рабочая программа по математике 1-4 класс
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по математике 1-4 класс СРО Л. В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_1-4_klassy.docx91.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике

Классы: 1-4

Содержание

  1. Планируемые результаты учебного предмета… 3

  1. Личностные УУД… 3
  2. Регулятивные УУД… 4
  3. Познавательные УУД… 6
  4. Коммуникативные УУД… 8
  5. Предметные результаты 10
  1. Содержание учебного предмета… 17

  1. 1 класс 17
  2. 2 класс 20
  3. 3 класс 25
  4. 4 класс 30

Планируемые результаты обучения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное от- ношение к школе, к изучению математики;
  • интерес к учебному материалу;
  • представление о при- чинах успеха в учебе;
  • общее представление о моральных нормах поведения;
  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжела- тельное отношение к людям.
  • внутренняя позиция школьника на уровне по- ложительного отношения к урокам математики;
  • понимание роли мате- матических действий в жизни человека;
  • интерес к различным видам учебной деятель- ности, включая элементы предметно-исследова- тельской деятельности;
  • ориентация на понима- ние предложений и оце- нок учителей и одно- классников;
  • понимание причин ус- пеха в учебе;
  • понимание нравственно- го содержания поступков окружающих людей.
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отно- шения к урокам матема- тики;
  • понимание роли мате- матических действий в жизни человека;
  • интерес к различным видам учебной деятель- ности, включая элемен- ты предметно-иссле- довательской деятель- ности;
  • ориентация на пони- мание предложений и оценок учителей и од- ноклассников;

восприятие нравст- венного содержания по- ступков окружающих людей;

  • этические чувства на основе анализа поступ- ков одноклассников и собственных поступ- ков;
  • общее представление о понятиях «истина»,

«поиск истины».

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отноше- ния к урокам математи- ки, к школе, ориентации на содержательные мо- менты школьной дейст- вительности и принятия образца «хорошего уче- ника»;
  • широкий интерес к но- вому учебному материа- лу, способам решения новых учебных задач, исследовательской дея- тельности в области ма- тематики;
  • ориентация на пони- мание причин успеха в учебной деятельности;
  • навыки оценки и само- оценки результатов учеб ной деятельности на ос- нове критерия ее успеш- ности;
  • эстетические и ценно- стно-смысловые ориента- ции учащихся, создаю- щие основу для формиро- вания позитивной само- оценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков однокласс- ников и собственных по- ступков;
  • представление о своей гражданской идентично- сти в форме осознания

«Я» как гражданина России на основе исто- рического математиче- ского материала.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • начальной стадии внутренней позиции школьника, положи- тельного отношения к школе;
  • первоначального представления о зна-
  • интереса к познанию математических фак- тов, количественных от- ношений, математиче- ских зависимостей в ок- ружающем мире;
  • первоначальной ориен-

- широкого интереса к познанию математиче- ских фактов, количест- венных отношений, ма- тематических зависи- мостей в окружающем мире, способам решения

  • внутренней позиции на уровне положительного отношения к образова- тельному учреждению, понимания необходимо- сти учения;
  • устойчивого и широко-

нии и незнании;

  • понимания значения математики в жизни человека; результатов собст- венной учебной дея- тельности;
  • первичных умений оценки ответов одно- классников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

тации на оценку резуль- татов познавательной деятельности;

  • общих представлений о рациональной организа- ции мыслительной дея- тельности;
  • самооценки на основе заданных критериев ус- пешности учебной дея- тельности;
  • первоначальной ориен- тации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимания чувств одно- классников, учителей;
  • представления о значе- нии математики для по- знания окружающего ми- ра.

познавательных задач в области

математики;

  • восприятия эстетики логического умозаклю- чения, точности – ори- ентации на анализ со- ответствия результа- тов требованиям кон- кретной учебной зада- чи;
  • ориентация на анализ соответствия резуль- татов требованиям конкретной учебной за- дачи;
  • адекватной само- оценки на основе за- данных критериев ус- пешности учебной дея- тельности;
  • чувства сопричастно- сти к математическо- му наследию России, гордости за свой народ;
  • ориентации в пове- дении на принятые моральные нормы;
  • понимание важности осуществления собст- венного выбора

го интереса к познанию математических фак- тов, количественных от- ношений, математиче- ских зависимостей в ок- ружающем мире, спосо- бам решения познава- тельных задач в области математики;

  • ориентации на анализ соответствия резуль- татов требованиям кон- кретной учебной задачи;
  • положительной адек- ватной самооценки на основе заданных крите- риев успешности учебной деятельности;
  • установки в поведении на принятые моральные нормы;
  • чувства гордости за достижения отечест- венной математической науки;
  • способности реализо- вывать собственный творческий потенциал, применяя знания о мате- матике; проекция опыта решения математиче- ских задач в ситуации

реальной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • принимать учебную задачу, соответст- вующую этапу обуче- ния;
  • понимать выделен- ные учителем ориен- тиры действия в учеб- ном материале;
  • адекватно восприни- мать предложения учителя;
  • проговари-

вать вслух последоват ельность производи- мых действий, состав- ляющих основу ос- ваиваемой деятельно- сти;

  • осуществлять перво- начальный контроль своего участия в дос-

тупных видах позна- вательной деятельно-

  • принимать учебную за- дачу и следовать инст- рукции учителя;
  • планировать свои дейст- вия в соответствии с учебными задачами и ин- струкцией учителя;
  • выполнять действия в устной форме;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры дей- ствия в учебном материа- ле;
  • в сотрудничестве с учи- телем находить несколько вариантов решения учеб- ной задачи, представлен- ной на наглядно- образном уровне;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • выполнять учебные дей-
  • принимать и сохра- нять учебную задачу, понимать смысл инст- рукции учителя и вно- сить в нее коррективы;
  • планировать свои дей- ствия в соответствии с учебными задачами, различая способ и ре- зультат собственных действий;
  • самостоятельно нахо- дить несколько вариан- тов решения учебной задачи, представленной на наглядно образном уровне;
  • выполнять действия (в устной форме), опира- ясь на заданный учите- лем или сверстниками ориентир;
  • осуществлять пошаго-
  • понимать смысл раз- личных учебных задач, вносить в них свои кор- рективы;
  • планировать свои дей- ствия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном мате- риале;
  • самостоятельно нахо- дить несколько вариан- тов решения учебной задачи;
  • различать способы и результат действия;
  • принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
  • выполнять учебные действия в устной,

сти;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вно- сить соответствующие коррективы под руко- водством учителя
  • принимать разнооб- разные учебно- познавательные зада- чи и инструкции учи- теля;
  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • осуществлять поша- говый контроль своих действий под руково- дством учителя;
  • адекватно восприни- мать оценку своей ра-

боты учителями, това- рищами

ствия в устной и пись- менной речи;

  • принимать установлен- ные правила в планиро- вании и контроле способа решения;
  • осуществлять пошаго- вый контроль под руко- водством учителя в дос- тупных видах учебно- познавательной деятель- ности.

вый контроль под руко- водством учителя и са- мостоятельно;

  • адекватно восприни- мать оценку своей рабо- ты учителями;
  • осуществлять само- оценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
  • принимать участие в групповой работе;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

письменной речи и во внутреннем плане;

  • адекватно восприни- мать оценку своей рабо- ты учителями, товарища- ми, другими людьми;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • осуществлять пошаго- вый и итоговый кон- троль по результату под руководством учителя и самостоятельно.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать разнооб- разные учебно- познавательные задачи и инструкции учителя;
  • в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • осуществлять поша- говый контроль своих действий под руково- дством учителя;
  • адекватно восприни- мать оценку своей ра- боты учителями, то- варищами.
  • понимать смысл инст- рукции учителя и зада- ний, предложенных в учебнике;
  • выполнять действия в опоре на заданный ори- ентир;
  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверст- ников;
  • в сотрудничестве с учителем, классом нахо- дить несколько вариан- тов решения учебной за- дачи;
  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
  • выполнять учебные дей- ствия в устной, письмен- ной речи и во внутреннем плане;
  • самостоятельно оцени- вать правильность вы-

- познанию математи- ческих фактов, количе- ственных отношений, математических зави- симостей в окружаю- щем мире, способам решения познаватель- ных задач в области математики;

  • восприятия эстетики логического умозаклю- чения, точности – ори- ентации на анализ со- ответствия результа- тов требованиям кон- кретной учебной зада- чи;
  • адекватной самооцен- ки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • чувства сопричастно- сти к математическо- му наследию России, гордости за свой народ;
  • ориентации в поведе-

нии на принятые мо- ральные нормы;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • самостоятельно нахо- дить несколько вариан- тов решения учебной задачи;
  • воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математи- ческих действий, выска- зывать собственное мне- ние о явлениях науки;
  • прогнозировать ре- зультаты своих дейст- вий на основе анализа учебной ситуации, осу- ществлять предвосхи- щающий контроль по ре- зультату и по способу действия, актуальный контроль на уровне про- извольного внимания;
  • проявлять познава- тельную инициативу;
  • действовать само-

стоятельно при разреше- нии проблемно творче-

полнения действия и вно- сить необходимые кор- рективы в действия с наглядно-образным ма- териалом.

– понимание важности осуществления собст- венного выбора.

ских ситуаций в учебной и вне урочной деятельно- сти, а также в повсе- дневной жизни;

– самостоятельно адек- ватно оценивать пра- вильность выполнения действия и вносить не- обходимые коррективы в собственные дейст- вия и коллективную дея- тельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в информационном ма- териале учебника, осуществлять поиск необходимой инфор- мации при работе с учебником;
  • использовать рису- ночные и простые символические вари- анты математической записи;
  • читать простое схе- матическое изображе- ние – понимать ин- формацию в знаково- символической форме в простей-

ших случаях, под ру- ководством учителя кодировать информа- цию (с использовани- ем 2–5 знаков или символов, 1–2 опера- ций);

  • на основе кодирова- ния строить простей- шие модели матема- тических понятий;
  • проводить сравнение (по одному из основа- ний, наглядное и по представлению);
  • выделять в явлениях несколько признаков, а также различать су- щественные и несуще- ственные признаки (для изученных мате- матических понятий);
  • под руководством учителя проводить

классификацию изу-

  • осуществлять поиск нужной информации, ис- пользуя материал учеб- ника и сведения, полу- ченные от взрослых;
  • использовать рисуноч- ные и символические ва- рианты математической записи;
  • кодировать информа- цию в знаково- символической форме;
  • на основе кодирования строить несложные моде- ли математических поня- тий, задачных ситуаций;
  • строить небольшие ма- тематические сообщения в устной форме (до 15 предложений);
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопос- тавление и противопос- тавление), понимать вы- воды, сделанные на осно- ве сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несуще- ственные, необходимые и достаточные признаки;
  • проводить аналогию и на ее основе строить вы- воды;
  • в сотрудничестве с учи- телем проводить класси- фикацию изучаемых объ- ектов;
  • строить простые индук- тивные и дедуктивные рассуждения.
  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
  • использовать рисуночные и символические варианты мате- матической записи;
  • кодировать информацию в знаково- символической форме;
  • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4-5 предложений);

-проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и проти- вопоставление),

  • понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

-выделять в явлениях существенные и несущественные, не- обходимые и достаточные признаки;

-проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

  • осуществлять поиск не- обходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использова- нием учебной и дополни тельной литературы, в т.ч. в открытом инфор- мационном пространстве (контролируемом про- странстве Интернета);
  • кодировать и переко- дировать информацию в знаково-символической или графической форме;
  • на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, за- дачных ситуаций, осу- ществлять выбор наибо- лее эффективных моделей для данной учебной си- туации;
  • строить математиче- ские сообщения в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить вы- воды на основе сравне- ния;
  • осуществлять разносто- ронний анализ объекта;
  • проводить классифика- цию объектов (самостоя- тельно выделять основа- ние классификации, на ходить разные основания для классификации, про-

водить разбиение объек- тов на группы по вы де-

чаемых объектов

ленному основанию),

(проводить разбиение

самостоятельно строить

объектов на группы по

выводы на основе клас-

выделенному основа-

сификации;

нию);

– самостоятельно прово-

- под руководством

дить сериацию объектов;

учителя проводить

– обобщать (самостоя-

аналогию;

тельно выделять ряд или

- понимать отношения

класс объектов);

между понятиями (ро-

– устанавливать анало-

довидовые, причинно-

гии;

следственные).

– представлять информа-

цию в виде сообщения с

иллюстрациями (презен-

тация проектов).

– самостоятельно выпол-

нять эмпирические обоб-

щения и простейшие

теоретические обобщения

на основе существенного

анализа изучаемых еди-

ничных объектов;

– проводить аналогию и

на ее основе строить и

проверять выводы по

аналогии;

– строить индуктивные и

дедуктивные рассужде-

ния;

– осуществлять действие

подведения под понятие

(для изученных матема-

тических понятий);

– устанавливать отноше-

ния между понятиями

(родовидовые, отношения

пересечения – для изу-

ченных математических

понятий или генерализа-

ций, причинно следст-

венные – для изучаемых

классов явлений).

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие

- под руководством учи-

- самостоятельно

– осуществлять расши-

математические со-

теля осуществлять поиск

осуществлять поиск

ренный поиск информа-

общения в устной

необходимой и дополни-

необходимой и

ции в дополнительных

форме (2–3 предло-

тельной информации;

дополнительной инфор-

источниках;

жения);

- работать с дополни-

мации;

– фиксировать инфор-

- строить рассужде-

тельными текстами и

- работать с

мацию об окружающем

ния о доступных на-

заданиями;

дополнительными

мире с помощью инстру-

глядно воспринимае-

- соотносить содержа-

текстами и заданиями;

ментов ИКТ;

мых математических

ние схематических изо-

- соотносить

– строить и преобразо-

отношениях;

бражений с математи-

содержание схе-

вывать модели и схемы

- выделять несколько

ческой записью;

матических

для решения задач;

существенных при-

- моделировать задачи на

изображений с ма-

– расширять свои пред-

знаков объектов;

ос6жени анализа жиз-

тематической записью;

ставления о математике

  • под руководством учителя давать ха- рактеристики изу- чаемым математиче- ским объектам на ос- нове их анализа;
  • понимать содержа- ние эмпирических обобщений; с помо- щью учителя выпол- нять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объ- ектов и формулиро- вать выводы;
  • проводить аналоги между изучаемым материалом и собст- венным опытом.

ненных сюжетов;

  • устанавливать анало- гии; формулировать вы- воды на ос6жени анало- гии, сравнения, обобще- ния;
  • строить рассуждения о математических явлени ях;
  • пользоваться эвристи- ческими приемами для нахождения решения ма- тематических задач.
  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
  • устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
  • строить рассуждения о математических явлениях;
  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

и точных науках;

  • произвольно состав- лять небольшие тек- сты, сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);
  • осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных ус- ловий;
  • осуществлять син- тез: составлять целое из частей и восстанав- ливать объект по его от дельным свойствам, самостоятельно дост- раивать и восполнять недостающие компо- ненты или свойства;
  • сравнивать, проводить классификацию и сериа- цию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;
  • строить дедуктивные и индуктивные рассужде- ния, рассуждения по ана- логии; - устанавливать причинно следственные и другие отношения меж- ду изучаемыми понятия- ми и явлениями;
  • произвольно и осознан-

но владеть общими прие- мами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и груп- пами;
  • воспринимать раз- личные точки зрения;
  • воспринимать мне- ние других людей о математических явле- ниях;
  • понимать необходи- мость использования правил вежливости;
  • использовать про- стые речевые средст- ва;
  • контролировать свои
  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя ре- чевые коммуникативные средства;
  • допускать существова- ние различных точек зре- ния;
  • стремиться к координа- ции различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; дого- вариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;

принимать участие в работе парами и груп- пами, используя рече- вые и другие коммуни- кативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать существо- вание различных точек зрения, учитывать пози- цию партнера в обще- нии;
  • координировать раз- личные мнения о мате-
  • принимать участие в работе парами и группа ми, используя для этого речевые и другие комму- никативные средства, строить монологические высказывания (в т.ч. с сопровождением аудио- визуальных средств), владеть диалогической фор мой коммуникации;
  • допускать существова- ние различных точек зре- ния, ориентироваться на позицию партнера в об-

щении, уважать чужое

действия в классе;

- понимать задаваемые вопросы.

  • использовать простые речевые средства для пе- редачи своего мнения; - контролировать свои дей- ствия в коллективной ра- боте;
  • понимать содержание вопросов и воспроизво- дить вопросы;
  • следить за действиями других участников в про- цессе коллективной по- знавательной деятельно- сти.

матических явлениях в сотрудничестве; прихо- дить к общему реше- нию в спорных вопро- сах;

  • использовать правила вежливости в различных ситуациях;
  • адекватно использо- вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математи- ки;
  • контролировать свои действия в коллектив- ной работе и понимать важность их правиль- ного выполнения (от каждого в группе зави- сит общий результат);
  • задавать вопросы, ис- пользовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
  • понимать необходи- мость координации со- вместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стре- миться к пониманию позиции другого чело- века.

мнение;

  • координировать раз- личные мнения о матема- тических явлениях в со- трудничестве и делать выводы, приходить к об- щему решению в спорных вопросах и проблемных ситауциях;
  • свободно владеть пра- вилами вежливости в раз- личных ситуациях;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;
  • активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;
  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и коорди- нирования ее с деятель- ностью партнеров;
  • стремиться к координа- ции различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого че- ловека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать про- стые речевые средст- ва для передачи своего мнения;
  • следить за дейст- виями других участ- ников учебной дея- тельности;
  • выражать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера выска- зывания;
  • адекватно использо- вать средства устно- го общения.

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

-использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

-корректно формулировать свою точку зрения;

-проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

  • корректно формули- ровать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказыва- ния;
  • адекватно использо- вать средства общения для решения коммуни- кативных задач;
  • аргументировать свою позицию и соот- носить ее с позициями партнеров;
  • понимать относи- тельность мнений и подходов к решению за- дач;
  • стремиться к коорди- нации различных пози-
  • четко, последователь- но и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;
  • адекватно использо- вать средства общения для планирования и регу- ляции своей деятельно- сти;
  • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совмест- ного решения;
  • понимать относитель- ность мнений и подходов к решению задач, учиты- вать разнообразие точек зрения;

ций в сотрудничестве;

  • контролировать свои действия и соот- носить их с действия- ми других участников коллективной работы;
  • осуществлять взаим- ный контроль и анали- зировать совершенные действия;
  • активно участвовать в учебно- познавательной дея- тельности; задавать вопросы, необходимые для организации собст- венной деятельности;
  • продуктивно сотруд- ничать со сверстника- ми и взрослыми на уро- ке и во вне урочной деятельности.
  • корректно формули- ровать и обосновывать свою точку зрения; стро- ить понятные для окру- жающих высказывания;
  • аргументировать свою позицию и координиро- вать ее с позицией парт- неров;
  • продуктивно содейст- вовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и пози- ций всех участников;
  • осуществлять взаим- ный контроль и оказы- вать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планиро- вать ее; проявлять твор- ческую инициативу, са- мостоятельность, вос- принимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятель- ности.

Предметные результаты

Числа и величины

Обучающийся научится

  • различать понятия

«число» и «цифра»;

  • читать числа первых двух десятков и круг- лых двузначных чи- сел, записывать их с помощью цифр;
  • сравнивать изучен- ные числа с помощью знаков больше (>), меньше (<), равно (=);
  • понимать и исполь- зовать термины «ра- венство» и «неравен- ство»;
  • упорядочивать нату- ральные числа и число

«нуль» в соответствии с указанным поряд- ком.

  • различать понятия

«число» и «цифра»

  • знать арабские цифры и значение каждой из них;
  • знать римские цифры I, V, X и значение каждой из них;
  • знать названия первых трѐх разрядов натураль- ных чисел.
  • читать и писать любое изученное число;
  • определять место каж- дого из изученных чисел в натуральном ряду и ус- танавливать отношения между ними,
  • представлять двузнач- ные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
  • иметь представление о массе и вместимости и их измерении, о происхож-

дении единиц измерения времени сутки, год, об

- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из низ в натуральном

ряду;

  • устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
  • выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
  • классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
  • представлять любое
  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • классифицировать числа

особенностях года и ме- сяца как единиц измере- ния времени;

  • знать единицу измере- ния массы – килограмм и единицы измерения вме- стимости – литр,– едини- цы измерения времени минута, час, сутки, неде- ля, месяц, год и соотно- шения: 60 мин = 1 ч, 24 ч

= 1 сут., 7сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;

  • определять массу при помощи весов и гирь;
  • определять время суток по часам;
  • решать несложные за- дачи на определение вре- мени протекания дейст- вия.

изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • находить долю от числа и число по его доле;
  • выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
  • применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1кг= 1000г, 1ц= 100кг, 1т= 10ц, 1т= 1000кг.

по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

  • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, ско-рость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - мил-лиметр).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • образовывать числа первых четырех де- сятков;
  • использовать тер- мины равенство и не- равенство.
  • классифицировать изу- ченные числа по разным основаниям;
  • записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной ну- мерации;
  • выбирать наиболее удобные единицы измере- ния величины для кон- кретного случая;
  • понимать и использо- вать разные способы на- зывания одного и того же момента времени.
  • читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
  • находить часть числа ( две пятых, семь девятых и т.д.);
  • изображать изученные числа на числовом (координатном) луче;
  • изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;
  • записывать числа с помощью цифр римской письменной

нумерации С, L, D, M.

  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

  • понимать и исполь- зовать знаки, связан- ные со сложением и вычитанием;
  • выполнять сложение и вычитание одно- значных чисел без пе- рехода через десяток на уровне автоматиче- ского навыка;
  • применять таблицу

переместительном и со- четательном законах сложения и свойствах вычитания; о перемести- тельном законе умноже- ния; о связи между об- ратными действиями; о делении с остатком; о за- висимости изменения ре-

зультатов действий от изменения их компонен-

  • выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
  • выполнять деление с остатком;
  • находить значения сложных выражений,
  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения

чисел, алгоритмов письменных

сложения в пределах получения числа 20.

тов; о связи между урав- нениями вида а + х = b, х

  • а = b, а также а · х = b, х

: а = b, а : х = b;

  • знать таблицу сложения в полном объеме;
  • знать особые случаи арифметических дейст- вий;
  • знать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
  • знать порядок выпол- нения действий в слож- ных выражениях без ско- бок и со скобками, со- держащих действия од- ной или

разных ступеней;

–знать термины «уравне- ние», «решение уравне- ния», «корень уравне- ния»;

  • складывать и вычитать однозначные и двузнач- ные числа на основе ис- пользования таблицы сложения, выполняя записи в строку и в стол- бик;
  • выполнять умножение и деление в пределах таб- личных случаев на основе использования справоч- ника «Таблица умноже- ния»;
  • находить значение сложных выражений, со- держащих 2–3 действия;
  • решать простые урав- нения на нахождение не- известного слагаемого, уменьшаемого, вычитае- мого, множителя, дели- мого и делителя.

содержащих 2-3 действия;

- решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученного;

арифметических действий (в том числе деления с остатком);

  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трѐхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулѐм и числом 1);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и исполь- зовать терминологию сложения и вычита- ния;
  • применять перемес- тительное свойство сложения;
  • выполнять сложение и вычитание с перехо- дом через десяток в пределах двух десят-
  • выполнять сложение и вычитание величин (дли- ны, массы, вместимости, времени);
  • использовать перемес- тительное и сочета- тельное свойства сложе- ния и свойства вычита- ния для рационализации вычислений;
  • применять перемести-
  • выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени);
  • изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;
  • решать уравнения, требующие 1-3
  • выполнять действия с величинами;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата

ков;

  • выделять неизвест- ный компонент сло- жения или вычитания и находить его значе- ние;
  • понимать и исполь- зовать термины «вы- ражение» и «значение выражения», нахо- дить значения выра- жений в одно - два действия;
  • составлять выра- жения в одно - два действия по описанию в задании;
  • устанавливать по- рядок действий в вы- ражениях со скобками и без скобок, содер- жащих два действия;
  • сравнивать, прове- рять, исправлять вы- полнение действий в предлагаемых задани-

ях.

тельное свойство умно- жения для удобства вы- числений;

  • составлять уравнения по тексту, таблице, за- кономерности;
  • проверять правиль- ность выполнения раз- личных заданий с помо- щью вычислений.

тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий;

  • находить решения неравенства с одной переменной разными способами;
  • проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;
  • выбирать верный ответ задания из предложенных;

действия и др.).

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

  • восстанавливать сю- жет по серии рисун- ков;
  • составлять по рисун- ку или серии рисунков связный математиче- ский рассказ;
  • изменять математи- ческий рассказ в зави- симости от выбора недостающего рисун- ка;
  • различать математи- ческий рассказ и зада- чу;
  • выбирать действие для решения задач, в том числе содержа- щих отношения

«больше на …»,

«меньше на …»;

  • составлять задачу по рисунку, схеме.
  • иметь представление об особенностях и признаках задачи как особого вида математического задания, о краткой записи задачи, о возможности формули- ровать задачу разными способами; об обратных задачах и о связи между ними; о задачах с недос- тающими и избыточными данными.
  • знать термины условие, вопрос, данные, искомое (искомые); условные зна- ки, используемые в крат- кой записи задачи;
  • выделять в задаче усло- вие, вопрос, данные, ис- комое, устанавливать их отсутствие;
  • дополнять текст до за- дачи;
  • выполнять краткую за- пись задачи, используя условные знаки;
  • составлять задачи по рисунку, краткой записи,

схеме, числовому выра-

выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертѐж, схему;

  • выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в

...», «меньше в ...», задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);

  • решать простые и составные (в 2 действия) задачи на вы- полнение четырех арифметических действий;
  • решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние),

работы

  • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению еѐ доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

жению;

– выбирать и обосновы- вать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырѐх арифметических дейст- вий.

(производительность труда,

время, объѐм работы);

  • преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;
  • составлять задачу по еѐ краткой записи, представленной в различных формах(таблица, схема, чертѐж).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математиче- ские рассказы;
  • соотносить содер- жание задачи и схему к ней, составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
  • составлять разные задачи по предлагае- мым рисункам, схе- мам, выполненному решению;
  • рассматривать раз- ные варианты реше- ния задачи, дополне- ния текста до зада- чи, выбирать из них

правильные, исправ- лять неверные.

  • составлять задачи, об- ратные для данной про- стой задачи;
  • находить способ реше- ния составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;
  • проверять правиль- ность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия);
  • выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предло- женных (для задач в 1-2 действия).
  • сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;
  • изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;
  • находить разные способы решения одной задачи;
  • преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым количеством данных;
  • решать задачи на нахождение доли, части целого по значению его доли.
  • решать задачи в 3-4 действия;
  • находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

  • распознавать гео- метрические фигу- ры: точка, линия, прямая, ломаная, луч, отрезок, много- угольник, треуголь- ник, квадрат, круг;
  • изображать пря- мые, лучи, отрезки, ломаные, углы;
  • обозначать знако- мые геометрические фигуры буквами ла- тинского алфавита;
  • распознавать раз-

– иметь представление о видах треугольников по углам и по соотно- шению сторон, о длине ломаной и периметре произвольного много- угольника (в том числе прямоугольника и квадрата), о признаках сходства и различия между объемными те- лами одного вида и разных видов;

–знать термин пери- метр и его значение,

  • различать окружность и круг;
  • строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
  • строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.
  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,

квадрат, окружность, круг);

личные виды углов с помощью угольника

– прямые, острые и тупые;

  • распознавать про- странственные гео- метрические тела: шар, куб;
  • находить в окру- жающем мире пред- меты и части пред- метов, похожие по форме на шар, куб.

обозначение периметра (Р), термины основа- ние, грань, ребро, вер- шина в применении к объемным телам;

  • определять вид тре- угольника;
  • находить длину ло- маной и периметр про- извольного много- угольника;
  • находить основания, грани, ребра и вершины объемных тел.

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями

геометрических фигур.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распознавать раз- личные виды углов - прямые, острые и ту- пые - с помощью уголь- ника;
  • распознавать про- странственные гео- метрические тела: шар, куб;
  • находить в окру- жающем мире предме- ты и частипредметов, похожие по форме на шар, куб.
  • распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различ- ные виды призм: тре- угольную, четы- рехугольную и т.д.
  • использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;
  • находить фигуры на поверхности простран- ственных тел и называть их.
  • использовать транспортир для измерения и построения углов;
  • делить круг на 2,4,6,8 равных частей;
  • изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе;
  • выбирать масштаб, удобный для данной задачи;
  • изображать пространственные тела (четырѐхугольные призмы, пирамиды) на плоскости.
  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
  • строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге (перенос на данное число клеток в данном направлении, симметрия).

Геометрические величины

Обучающийся научится:

  • определять длину данного отрезка с по- мощью измерительной линейки;
  • строить отрезки за- данной длины с по- мощью измерительной линейки.

– знать единицы длины миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения: 10 мм = 1

см, 10 см = 1 дм, 10 дм =

1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см

= 1 м

  • находить площадь фигуры с помощью палетки;
  • вычислять площадь прямоугольна со значением его длины и ширины;
  • выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя

разные единицы

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно

(на глаз).

измерения;

  • применять единицу измерения длины километр (км) и соотношения: 1 км=

1 000м, 1 м= 1 000мм;

  • использовать единицы измерения площади (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр(дм2), квадратный метр (м2) и соотношения между

ними.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять единицы длины: метр (м), де- циметр (дм), санти- метр (см) и соотно- шения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

- выбирать удобные еди- ницы измерения длины, периметра для конкрет- ных случаев.

  • находить площади многоугольников разны- ми способами: разбие- нием на прямоугольники, допол- нением до прямоуголь- ника, перестроением частей

фигуры;

  • использовать единицу измерениявеличины уг- лов – градус и его обо- значение (°).
  • вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников;
  • знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда V= a∙b∙c.

Работа с информацией

Обучающийся научится:

  • получать информа- цию из рисунка, тек- ста, схемы, практиче- ской ситуации и ин- терпретировать ее в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
  • дополнять группу объектов с соответст- вии с выявленной за- кономерностью;
  • изменять объект в соответствии с зако- номерностью, указан- ной в схеме.
  • заполнять простейшие таблицы по результатам выполне-ния практиче- ской работы, по рисунку;
  • читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы.

- читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы, заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;

-устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью.

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать простейшие готовые таблицы;
  • читать простейшие столбчатые диа- граммы

- устанавливать законо- мерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, за- полнять таблицу в со-

ответствии с установ-

- читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых

задач;

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

ленной закономерностью;

  • понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и пред- ставлять ее в виде тек- ста (устного или пись- менного), числового выра- жения, уравнения;
  • выполнять задания в тестовой форме с выбо- ром ответа;
  • выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный ал- горитм;
  • строить простейшие высказывания с использо- ванием логических связок

«если ... то ...», «верно

/неверно, что ...»;

  • составлять схему рас- суждений в текстовой задаче от вопроса.

- соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме, определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…»,

«верно/неверно, что…»,

«каждый», «все»,

«некоторые», «не»);

  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы);
  • элементам стохастики;
  • находить вероятности простейших случайных событий;
  • находить среднее арифметическое нескольких чисел;
  • принципу Дирихле, решать простейшие задачи на принцип Дирихле.

Содержание учебного предмета 1 класс

СРО Л.В. Занкова

Изучение чисел (45 часов)

Однозначные числа

Сравнение множеств. Рассмотрение параметров абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения.

Установление взаимно - однозначного соответствия между элементами множеств как основа отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (=, >, <).

Число как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств. Знакомство с однозначными натуральными числами.

Цифры как знаки, используемые для записи чисел.

Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства.

Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел.

Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.

Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком.

Число «ноль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.

Двузначные числа

Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел.

Устная и письменная нумерация в пределах четырех первых десятков, а также двузначных чисел, оканчивающихся нулем.

Изучение действий (45 часов)

Представление о действии сложения. Знак сложения (+). Термины, связанные со сложением: сумма, значение суммы, слагаемые.

Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду.

Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых).

Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемых.

Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду.

Сложение с нулем.

Вычитание. Знак вычитания (–). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое.

Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду.

Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи.

Вычитание нуля из натурального числа.

Знакомство с сочетательным свойством сложения и свойствами вычитания: вычитанием числа из суммы и суммы из числа.

Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основной способ их выполнения.

Изучение элементов алгебры (12 часов)

Знакомство с равенствами и неравенствами.

Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения.

Корень уравнения.

Решение уравнений вида х + а = b, а – х = b различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблицы сложения, на основе связи между сложением и вычитанием).

Изучение элементов геометрии (20 часов)

Ориентация в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под»,

«перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.). Осознание относительности этих положений в зависимости от положения наблюдателя.

Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой.

Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.

Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита.

Построение отрезка, равного данному, при помощи циркуля и чертежной линейки. Сложение и вычитание отрезков при помощи этих инструментов.

Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.

Первое представление об угле. Различные интерпретации понятия «угол»: как фигуры, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки, и как части плоскости, ограниченной такими лучами. Знак, обозначающий угол на письме.

Прямой, острый и тупой углы. Соотношение между видами углов. Установление вида угла при помощи угольника.

Построение углов. Их обозначение при помощи букв.

Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник - треугольник.

Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного детства.

Сравнение реально встречающихся объемных предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Знакомство с названиями перечисленных объемных тел.

Выделение на поверхности объемных тел знакомых плоскостных геометрических фигур.

Изучение величин (10 часов)

Сравнение отрезков и их моделей приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка. Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении. Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, ее зависимость от выбора мерки. Знакомство с общепринятыми мерами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м).

Соотношения:

10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м.

Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др.

Измерение длины отрезков при помощи одной или двух общепринятых мер (например, 16 см и 1 дм 6 см).

Построение отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки.

Работа с задачами (подготовительный этап, в течение года)

Составление рассказов математического содержания к рисунку. Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения.

Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета.

Внесение изменений, устраняющих искажения смысла сюжета, в данные рисунки.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Изучение чисел

45 ч

2.

Изучение действий

45 ч

3.

Изучение элементов алгебры

12 ч

4.

Изучение элементов геометрии

20 ч

5.

Изучение величин

10 ч

6.

Работа с задачами (подготовительный этап, в течение года)

7.

Изучение чисел

45 ч

8.

Изучение действий

45 ч

Всего

132 ч

Содержание учебного предмета 2 класс

СРО Л.В. Занкова

Числа и величины (45 часов)вузначные числа

Завершение изучения устной и письменной нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.

Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи чисел.

Сравнение изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.

Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Трехзначные числа

Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании разных единиц счета.

Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Чтение и запись сотен. Разряд сотен.

Чтение и запись трехзначных чисел. Устная и письменная нумерация изученных чисел.

Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел.

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел.

Римская письменная нумерация

Знакомство с цифрами римской нумерации:I, V, X. Значения этих цифр.

Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при различном расположении цифр. Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими цифрами и обратно.

Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной системой записи. Выявление преимуществ позиционной системы.

Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, древнерусской). Сравнение такой системы с современной и римской системами нумерации.

Величины

Знакомство с понятием массы. Сравнение массы предметов без ее измерения.

Использование произвольных мерок для определения массы. Общепринятая мера массы - килограмм.

Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие.

Понятие о вместимости. Установление вместимости с помощью произвольных мерок.

Общепринятая единица измерения вместимости - литр.

Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения времени, как сутки и год.

Единицы измерения времени - минута, час.

Соотношения: 1 сутки = 24 часа, 1 час = 60 минут.

Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов.

Различные способы называния одного и того же времени (например, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.).

Единица измерения времени - неделя.

Соотношение: 1 неделя = 7 суток.

Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.

Арифметические действия(65 часов)

Сложение и вычитание

Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел.

Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.

Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: по- разрядность их выполнения, использование таблицы сложения при выполнении действий в любом разряде.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, постепенное сокращение записи, выполнение действий столбиком.

Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Установление иерархии трудности этих случаев.

Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.

Умножение и деление

Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (∙).

Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением.

Составление таблицы умножения.

Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.

Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на нуль.

Деление как действие, обратное умножению. Знак деления ( : ).

Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.

Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.

Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число. Невозможность деления на нуль.

Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз.

Сложные выражения

Классификация выражений, содержащих более одного действия.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.

Элементы алгебры

Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения.

Нахождение неизвестных компонентов действия (сложения, вычитания, умножения и деления) различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблиц сложения и вычитания, на основе связи между действиями).

Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных свойств действий.

Работа с текстовыми задачами

(в течение учебного года)

Отличительные признаки задачи.

Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.

Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу.

Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным и побудительным предложением).

Простые и составные задачи. Решение задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...»; задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость); задач на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события). Преобразование составной задачи в простую и простой в составную с помощью изменения вопроса или условия.

Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.

Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.

Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.

Использование условных знаков в краткой записи задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры(10 часов)

Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.

Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние, равнобедренные и равносторонние.

Многоугольники с равными сторонами.

Объемные тела: цилиндр, конус, призма, пирамида. Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования.

Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина объемного тела.

Геометрические величины(4 часа)

Нахождение длины незамкнутой ломаной линии.

Понятие о периметре. Нахождение периметра произвольного многоугольника.

Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами.

Работа с информацией

(в течение учебного года)

Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логической связки «если ... , то ...». Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что … ».

Проверка правильности готового алгоритма.

Понимание и интепретация таблицы, схемы, столбчатой и линейной диаграммы.

Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.

Чтение и дополнение столбчатой диаграммы с неполной шкалой, линейной диаграммы.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Числа и величины

45

2

Арифметические действия

65

3

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

10

4

Геометрические величины

4

ИТОГО

136 ч

Содержание учебного предмета 3 класс

СРО Л.В. Занкова

Основные содержательные линии

Основное содержание обучения математике представлено следующими содержательными линиями: изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами.

Изучение чисел

Натуральные числа

Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче на основе использования единичного отрезка. Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция. Завершение изучения устной и письменной нумерации трехзначных чисел. Образование новой единицы счета - тысячи. Разные способы образования этой единицы счета. Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел. Устная и письменная нумерация в пределах единиц тысяч. Образование следующих единиц счета - десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа.

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, C. Запись чисел при помощи всех изученных знаков. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).

Дробные числа. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел, дроби вокруг нас. Понятие о дроби как доли целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель

дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных

чисел. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями.

Расположение дробных чисел на числовом луче. Нахождение части от числа и восстановление числа по его части.

Изучение действий

Сложение и вычитание

Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с

таблицей сложения и разрядным составом чисел.

Умножение и деление

Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и

запись в общем виде.

Распределительное свойство деления относительносложения (рассмотрение случая,

когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).

Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел. Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и

деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого

при выполнении этих действий.

Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления.

Признаки четных и нечетных чисел.

Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данноечисло без остатка.

Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число.

Наименьший и наибольший из возможных остатков.

Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число

одинаковые остатки.

Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой.

Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.

Различные способы выполнения внетабличного деления на однозначное число:

разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком.

Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки действий

умножения и деления, используемые при выполнении их в столбик.

Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.

Определение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3-5

действий.

Изучение элементов алгебры

Решение неравенств вида а _ х >(<) b, х а >(<) b на основе решения соответствующих

уравнений а - х = b, х а = b.

Решение неравенств вида а · х >(<) b, а : х >(<) b, х : а >(<) b

подбором и на основе решения соответствующих уравнений а · х = b, а : х = b, х : а= b. Знакомство с системами простейших неравенств. Их решение подбором и определением

области пересечения решений неравенств, образующих систему.

Знакомство с уравнениями вида а - х - b = с и другими такого же уровня сложности. Их

решение на основе свойств сложения и свойств вычитания, а также взаимосвязи между

сложением и вычитанием.

Знакомство с уравнениями вида а · х _ b = с, (а _ b) : х = с и другими такого же уровня

трудности. Решение таких уравнений на основе использования изученных свойств действий и

взаимосвязи между их компонентами.

Выражения с одной переменной. Определение значений выражения при заданных

значениях переменной.

Изучение элементов геометрии

Знакомство с окружностью. .

Центр окружности. Свойство точек окружности. Радиус

окружности. Свойство радиусов окружности. Понятие о центральном угле. Построение

окружностей с помощью циркуля. Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на

окружности, вне окружности). Окружность и круг, связь между ними. Взаимное расположение

круга и точек плоскости (внутри круга, на его границе, вне круга). Масштаб и разные варианты

его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в

котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и

данному масштабу.

Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида,

так и между видами этих тел. Знакомство с различными способами изображения объемных тел

на плоскости.

Изучение величин

Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением). Сравнение углов с помощью

произвольно выбранных мерок. Знакомство с общепринятой мерой измерения углов – градусом

и его обозначение.

Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для

выполнения измерений и для построения углов заданной величины.

Единица измерения длины _ километр (км). Соотношения между единицами длины 1 м =

1000 мм, 1 км = 1000 м.

Единицы измерения массы - грамм (г), центнер (ц), тонна (т).

Соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц =100 кг, 1 т = 10 ц =

1000 кг.

Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).

Выбор произвольных мерок для измерения площадей. Измерение площадей произвольными мерками.

Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной

сеткой.

Знакомство с общепринятыми мерами площади: квадратным миллиметром (мм2),

квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2),

квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.

Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 =100 дм2.

Определение площади прямоугольника различными способами: разбиением на квадраты,

при помощи палетки, по длине и ширине.

Определение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники,

дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.

Работа с задачами (в течение года)

Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы

краткой записи в соответствии с особенностями задачи.

Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратныхзадач к данной.

Составление всех возможных обратных задач к данной и их решение или определение причины

Невозможности выполнить решение.

Задачи с недостаточными данными. Различные способы их преобразования в задачу с

полным набором данных (дополнение условия задачи недостаточными данными, изменение

вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).

Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачу с

необходимым и достаточным количеством данных.

Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическомусодержанию.

Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями

таких задач.

Анализ и решение задач разной степени трудности (в основном требующие для решения

не более трех действий) на все изученные действия.

Оформление решения задач сложным выражением.

Решение задач, содержащих часть целого.

Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его части.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Площадь и еѐ измерение

17

2

Деление с остатком

10

3

Сложение и вычитание трѐхзначных чисел

15

4

Сравнение и измерение углов

10

5

Внетабличное умножение и деление

30

6

Числовой координатный луч

13

7

Масштаб

6

8

Дробные числа

15

9

Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч.

15

10

Повторение

5

Всего

136

Модуль «Школьный урок»

Понятие площади. Правила поведения в общественных местах (духовно-нравственное воспитание).

Развитие зрительной памяти (ценность научного познания)

Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). (ценность научного познания)

Знакомство с физической картой Смоленской области. Роль нашего края в истории страны (гражданско – патриотическое)

Знакомство с современными профессиями в сельском хозяйстве (трудовое воспитание)

Использование знаний о единицах массы в повседневной жизни (ценность научного познания)

Правила работы с электронными средствами обучения (физическое воспитание)

Знакомство с таблицей. Чтение и использование таблицы при решении задач (ценность научного познания)

История возикновения цифр и чисел в России (гражданско-патриотическое)

Знакомство с Танграммом. (эстетическое воспитание)

Знакомство с историей возникновения «круга» и «окружности» (гражданско-патриотическое).

Знакомство со старинными способами умножения. Способ Адама Ризе (духовно-нравственное)

Знакомство с современными профессиями на производстве. (трудовое воспитание)

Скорость, время, расстояние. Взаимосвязь между ними. Знакомство с основными загрязнителями воздуха в городе. (экологическое воспитание)

Значение знаний о координатах в повседневной жизни. (ценность научного познания)

Масштаб. Знакомство с физической и политической картой мира. (ценность научного познания)

Численность населения планеты Земля ( ценность научного познания)

Знакомство с физической картой России (гражданско-патриотическое)

Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля (физическое воспитание)

Знакомство с таблицей. Чтение и использование таблицы при решении задач. Использование диаграмм для решения задач. (ценность научного познания)

История возникновения дробей. (духовно-нравственное воспитание)

Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). (эстетическое воспитание)

Счет тысячами. Красота звездного неба. Знакомство с картой созвездий (эстетическое воспитание)

Знакомство с Красной книгой РФ (экологическое воспитание)

История возникновения дробей Правила работы с электронными средствами обучения. Значение знаний о координатах в повседневной жизни.Знакомство со старинными способами умножения. Способ Адама Ризе

Составление алгоритма письменного умножения и деления чисел.

Знакомство с историей возникновения «круга» и «окружности» . Знакомство с физической и политической картой мира. Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).

Содержание учебного предмета 4 класс

СРО Л.В. Занкова

Числа и величины Класс миллионов.

Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение и упорядочивание чисел от нуля до миллиона. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.

Общий принцип образования классов.

Точные и приближенные значения

Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерение величин. Источники возникновения точных и приближенных значений чисел.

Приближенные значения чисел, получаемое в результате округления с заданной точностью. Правила округления чисел, его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.

Положительные и отрицательные числа

Понятие о величинах, имеющих противоположные значения. Обозначение таких значений с помощью противоположных по смыслу знаков (+) и (-).

Запись положительных и отрицательных чисел. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.

Расположение на координатной прямой точек с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.

Величины

Метрическая система мер (обобщение всего изученного материала), еѐ связь с десятичной системой исчисления.

Перевод изученных величин из одних единиц измерения в другие.

Арифметические действия Сложение и вычитание

Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел. Обобщение знаний о свойствах выполняемых действий, их формулировка и краткая обобщенная запись.

Использование свойств сложения и вычитания для рационализации выполнения операции. Сложение и вычитание величин разными способами.

Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного или двух компонентов этих действий.

Умножение и деление

Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.

Обобщение знаний о свойствах умножения и деления. Их формулировка и запись в общем виде. Использование свойств умножения и деления для рационализации выполнения вычислений.

Умножение и деление величин на натуральное число различными способами. Деление величины на величину.

Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного или двух компонентов.

Выражение с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.

Свойства равенств и их использования для решения уравнений.

Уравнения, содержащие переменную в обеих частях. Решение таких уравнений.

Работа с текстовыми задачами

Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.

Сравнение задач, различных по сюжету, но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.

Преобразование задач в более простые или более сложные.

Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения. Сравнение арифметического и алгебраического метода решения задач.

Решение задач на решение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях).

Геометрические фигуры

Свойства диагоналей прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных прямоугольных треугольника. Разбиение произвольного треугольника на прямоугольные треугольники. Разбиение многоугольников на прямоугольники и прямоугольные треугольники. Классификация изученных пространственных геометрических тел по разным основаниям.

Геометрические величины

Нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S= (a ∙ b) : 2

Нахождение площади произвольного треугольника разными способами.

Определение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников.

Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.

Общепринятые единицы измерения объема – кубический миллиметр, кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, кубический километр. Соотношение между ними.

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а так же площади его основания и высоты.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, наблюдением; фиксирование, анализ полученной информации. Чтение, заполнение, составление, интерпретация таблицы. Чтение диаграмм. Построение простейших столбчатых диаграмм. Составление, запись, выполнение простого алгоритма. Чтение, выполнение действий по схеме. Составление простейших схем. Построение математических выражений с помощью логических связок и слов. Проверка истинности утверждений.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Площадь фигур

14

2.

Умножение многозначных чисел

21

3.

Точные и приближенные числа. Округление чисел

13

4.

Деление на многозначные числа

19

5.

Объем и его измерения

17

6.

Действия с величинами

15

7.

Положительные и отрицательные числа

11

8.

Числа класса миллионов

26

Всего

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе " Начальная школа XXI века"

Программа разработана на основе авторской программы Рудницкой В.Н. Москва - "Вентана Граф", 2009г....

Рабочая программа по математике во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по математике во 2 классе  по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требования ФГОС начального общего образования. Пррограмма содержит пояснительную записку, общую характе...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...