Формирование инженерного мышления младших школьников
методическая разработка по математике (2 класс)
для подготовки к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование инженерного мышления младших школьников»
В последние годы изменились социальные требования общества к знаниям, навыкам, личностным качествам и компетенциям, которыми должны овладеть выпускники общеобразовательных школ. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью.
Сейчас как никогда актуальна проблема «Формирование инженерного мышления младших школьников». Она обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики, новыми требованиями стандарта второго поколения, концепцией развития инженерного образования
Термин «Инженерное мышление» новый. Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления:
техническое мышление – умение анализировать устройство и принцип работы технических объектов;
- конструктивное мышление – умение строить модели решения поставленной проблемы и задачи;
- исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы;
- экономическое мышление – рефлексия качества процесса и результата деятельности.
В действующем мире востребована личность, обладающая свойствами инженерного мышления. Это человек, который сам может ставить цели в своей работе, планировать пути их осуществления, регулировать и оценивать свои достижения, работать с разнообразными источниками информации, формировать собственное мнение и оценку.
Профессионалы, обладающие этими качествами необходимы в современном производстве и промышленности.
Начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста. Миссия современного образования вернуть интерес молодежи к научно-техническому творчеству. В этом педагогу может помочь робототехника, которая знакомит детей с наукой в форме игры.
Собирая модель, ученики не только расширяют свои знаниями по математике, окружающему миру, но и играя знакомятся с основами электроники, механики, физики и программирования. Таким образом, сборка модели, исследование поведения модели, на основе построенного алгоритма, позволяет учащимся самостоятельно овладеть первичными знаниями из разных наук, что помогает повысить интерес к новой науке в образовании - робототехнике.
Использованию LEGO - конструкторов в образовательном процессе имеет и ряд своих преимуществ таких как:
• универсальность: использование на любой ступени обучения;
• межпредметность: получение знаний из разных школьных предметов;
• нетрадиционность: подача нового материала в нетрадиционной для урока форме.
Дети посещают робототехнику у нас в лицее в рамках внеурочной деятельности.
Одним из естественных и любимых для ребенка младшего школьного возраста занятия является конструирование , на основе которого можно формировать инженерное мышление.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный мир, не имея специального оборудования . Формировать у детей начальной школы технические знания и прикладные навыки можно путем приобщения к конструированию из бумаги. Конструирование, является одним из видов продуктивной деятельности, которое позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках технологии.
В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений.
На уроках используются различные формы работы:
Индивидуальная- самостоятельная практическая работа по построению развертки изделия, ее сборки и склеиванию. Оформление дизайна.
Фронтальная- подача учебного материала всему коллективу учеников
Работа в парах- соотнесение развертки и объемной геометрической формы, нахождение лишней
Групповая- работа по проектированию и сборке общего макета.
На уроках конструирования из бумаги в начальной школе – идеальный способ всестороннего развития ребенка и увлекательный способ досуга.
Предварительный просмотр:
«Формирование инженерного мышления младших школьников»
В последние годы изменились социальные требования общества к знаниям, навыкам, личностным качествам и компетенциям, которыми должны овладеть выпускники общеобразовательных школ. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью.
Сейчас как никогда актуальна проблема «Формирование инженерного мышления младших школьников». Она обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики, новыми требованиями стандарта второго поколения, концепцией развития инженерного образования
Термин «Инженерное мышление» новый. Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления:
техническое мышление – умение анализировать устройство и принцип работы технических объектов;
- конструктивное мышление – умение строить модели решения поставленной проблемы и задачи;
- исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы;
- экономическое мышление – рефлексия качества процесса и результата деятельности.
В действующем мире востребована личность, обладающая свойствами инженерного мышления. Это человек, который сам может ставить цели в своей работе, планировать пути их осуществления, регулировать и оценивать свои достижения, работать с разнообразными источниками информации, формировать собственное мнение и оценку.
Профессионалы, обладающие этими качествами необходимы в современном производстве и промышленности.
Начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста. Миссия современного образования вернуть интерес молодежи к научно-техническому творчеству. В этом педагогу может помочь робототехника, которая знакомит детей с наукой в форме игры.
Собирая модель, ученики не только расширяют свои знаниями по математике, окружающему миру, но и играя знакомятся с основами электроники, механики, физики и программирования. Таким образом, сборка модели, исследование поведения модели, на основе построенного алгоритма, позволяет учащимся самостоятельно овладеть первичными знаниями из разных наук, что помогает повысить интерес к новой науке в образовании - робототехнике.
Использованию LEGO - конструкторов в образовательном процессе имеет и ряд своих преимуществ таких как:
• универсальность: использование на любой ступени обучения;
• межпредметность: получение знаний из разных школьных предметов;
• нетрадиционность: подача нового материала в нетрадиционной для урока форме.
Дети посещают робототехнику у нас в лицее в рамках внеурочной деятельности.
Одним из естественных и любимых для ребенка младшего школьного возраста занятия является конструирование , на основе которого можно формировать инженерное мышление.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный мир, не имея специального оборудования . Формировать у детей начальной школы технические знания и прикладные навыки можно путем приобщения к конструированию из бумаги. Конструирование, является одним из видов продуктивной деятельности, которое позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках технологии.
В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений.
На уроках используются различные формы работы:
Индивидуальная- самостоятельная практическая работа по построению развертки изделия, ее сборки и склеиванию. Оформление дизайна.
Фронтальная- подача учебного материала всему коллективу учеников
Работа в парах- соотнесение развертки и объемной геометрической формы, нахождение лишней
Групповая- работа по проектированию и сборке общего макета.
На уроках конструирования из бумаги в начальной школе – идеальный способ всестороннего развития ребенка и увлекательный способ досуга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационное содержание курса математики УМК "Планета знаний" как средство формирования математического мышления младших школьников
Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня...

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
В статье собраны описания некоторых игр для развития творческого мышления....

Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фанта...

Особенности формирования логического мышления младших школьников
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, памят...

«Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности «Интерактивное конструирование».
Обобщение опыта работы по теме «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности «Интерактивное конструирование»....