Внетабличное умножение
план-конспект урока по математике (3 класс)

Охрименко Валентина Васильевна

Этот материал будет полезен для учителей 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnetablichnoe_umnozhenie_3_kl.docx868.13 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации муниципального  образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»

C:\Users\Ольга Николаевна\Desktop\scool.jpg

Математика

 3 класс

Математика – наука моряков

Урок-конструирование

Охрименко Валентина Васильевна

Цель: повторение приёмов внетабличного умножения и деления; закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов; развитие навыков устного счёта.

Задачи урока: 

  • закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления; прием деления с остатком; совершенствовать навык решения задач.
  • формировать ИКТ-компетентность учащихся (работа с нетбуками) 
  • развивать  мыслительные операции, внимание и память, математические познавательные способности;
  • воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оформление: корабль, собираемый из частей; листы для выставления самооценки; сигнальные карточки; карты и фишки для игры «лото».

Оборудование: компьютер, проектор,  интерактивная доска, нетбуки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности/2 мин.

Цель. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок математики.

- Таблица умножения

Достойна уважения.

Она всегда во всем права:

Чтоб ни случилось в мире, -

А все же будет дважды два

По-прежнему четыре.

- Скажите, с каким настроением  вы начинаете урок?

- Каким вы хотите видеть наш урок?

(Дети показывают свое настроение при помощи сигнальных карточек.)

Ответы детей

Регулятивные:

- формируем  умение управлять своей деятельностью, прогнозировать.

Личностные:

- формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

II.Постановка учебной задачи/

3 мин. 

Цель: создать условия для анализа собственных знаний; формирование цели предстоящей работы.

- Ребята, изучение какой темы мы закончили?

- Как вы считаете, какая цель нашего урока?

- Я предлагаю вам, применяя математические знания, построить необыкновенный парусный корабль, на котором мы сможем путешествовать по океану знаний.

- Из чего состоит парусник?

- Давайте составим план нашего урока.

- А что должны уметь мореплаватели?

- План работы составлен, предлагаю вам пройти специальную подготовку - разминку для ума.

Внетабличное умножение и деление.

Ответы детей

Ответы детей

На доске составляется план урока:

  • Построение «корпуса корабля».
  • Сборка мачт корабля.
  • Натягивание парусов.
  • Ориентирование по карте.

Регулятивные:

-  формируем  умение высказывать своё предположение;

-  формируем  умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные:

–  формируем  умение  составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным  заданием.

III. Актуализация знаний и мотивация/

4 мин.

Цель. Готовность мышления и осознание потребности в получении знаний. Способствует активизации мыслительных операций

- Ребята, посмотрите на задание, данное вам в нетбуках.

- Что нам сейчас предстоит повторить?

 

- У каждого из вас есть лист самооценки. Поставьте в нем баллы  за  знание таблицы 

Таблицу умножения

(Дети выполняют тест в нетбуках. За 3 минуты надо решить 15 примеров с табличными случаями умножения и деления.)

(Дети фиксируют в листе  самооценки количество баллов)

Регулятивные: 

- формируем умение  действовать по алгоритму;

–  формируем  умение оценивать  результаты индивидуальной работы;

- формируем умение определять результат выполнения задания.

IV. Практическое применение знаний/28 мин

Цель: повторение правил нахождения компонентов при умножении и делении.

Цель: подготовка к делению в столбик.

Цель: формирование самостоятельности, совершенствование умений решать задачи.

Взаимопроверка.

1. Построение «корпуса корабля»

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на план урока.

- Что нам предстоит сейчас сделать?

- Давайте узнаем, сколько дней понадобится для его строительства. Х – это то число, которое обозначает количество дней.

 1 группа совершит путешествие во времени и узнает, сколько времени уходило на эту работу в XVIII веке, когда строили парусники, и работа выполнялась вручную;

2 – узнает, сколько требовалось времени для этого в начале ХХ века;

а 3 – определит, за сколько дней эту работу выполняют в наше время на заводе с  современным оборудованием.

- Молодцы, вы все справились с заданием и теперь мы знаем, какая это трудоемкая работа. Благодаря нашим знаниям, построили «корпус корабля».

- Поставьте в листе самооценки баллы за решение  уравнения.

  1. Сборка мачт.

- Какой следующий шаг нашей работы?

- Ребята, а вы знаете из чего делают мачты     корабля?

- Правильно, для того, чтобы собрать мачту, требуются бревна. Мачта может иметь разную высоту. Давайте узнаем, сколько может понадобиться бревен, чтобы построить мачту, и поможет нам в этом решение следующих выражений.

Делимое показывает, сколько взяли бревен, делитель – какой длины нужны бревна, а частное – сколько понадобилось бревен.

 

- Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания и поэтому сумели собрать мачту нашего парусника.

- Поставьте себе баллы за умение выполнять деление с остатком.

  1. Натягивание парусов.

- Ребята, посмотрите на план урока. Что еще осталось сделать, чтобы корабль был готов к плаванию?

- Правильно, осталось натянуть паруса. Чтобы сделать парус, давайте узнаем, сколько понадобится метров парусной ткани. А узнать мы это сможем, если решим задачу.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и мы можем натянуть паруса нашему кораблю. Поставьте себе баллы за решение задачи.

Построить корпус корабля

Каждая бригада получает свое задание.

Х:4=23          84:Х=6          12xХ=96  

(Один представитель группы работает у доски. Остальные участники во время проверки, сигнальными карточками проверяют решение, и, если потребуется, исправляют. Отвечающий ученик прикрепляет к доске одну из частей «корпуса корабля»)

(Дети фиксируют в листе  самооценки количество баллов)

Сборка мачт корабля

Ответы детей

 

 46:9               38:7                  73:20

60:8               44:5                  56:10

(Решают по одному примеру от каждой группы.)

(Дети фиксируют в листе  самооценки количество баллов)

Ответы детей

Длина маленького паруса 14 метров, а большого в 2 раза больше, чем маленького. Чему равна длина большого и маленького паруса вместе?

(Дети самостоятельно решают задачу. Первые 3 человека получают отметку. Эти учащиеся проверяют решение задач у всей своей группы.)

(Дети фиксируют в листе  самооценки количество баллов)

Личностные: 

– формируем умение работать в группе;

–  формируем  умение  вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные:

 –  формируем  умение  работать по алгоритму;

– формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели  конкретного задания;

- формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные:

-  формируем  умение слушать и понимать других;

-  формируем  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

–  формируем умение  использовать общие приёмы в решении числовых выражений.

Познавательные:

  – формируем  умение читать и анализировать тексты составных задач;

- формируем умение преобразовывать текст в схему.

V. Физкультминутка (под музыку)/3 мин.

Цель: снять усталость.

- Вот и готов наш корабль. Мы хорошо потрудились и пришла пора отдохнуть.

(Дети выполняют упражнения под музыку «Веселый ветер».)

Цель: повторить приемы внетабличного умножения и деления.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного.

  1. Название корабля.

- Ребята, как вы думаете, чего нет у нашего корабля?

Давайте узнаем, как называется наш корабль.

У вас лежат листочки с примерами, карты для игры «лото» и фишки, которыми накрывают числа.

Я предлагаю вам решить примеры, числа, полученные при вычислениях, накрыть фишками в карте, и по оставшимся открытым буквам узнать название нашего корабля.

Посмотрим, какая бригада первой узнает название.

- Какая группа готова сказать название корабля?

- Молодцы!

- Поставьте себе баллы за решение выражений на внетабличное умножение и деление.

  1. Ориентирование по карте.

- Ребята, посмотрите на план урока. Какой пункт плана мы будем сейчас выполнять?

- Правильно, нам осталось научиться ориентироваться по карте. Для того, чтобы попасть на новый материк, кораблю необходимо пересечь океан. Какие океаны вы знаете?

- Сейчас мы попробуем  проплыть по всем океанам нашей планеты.         

Каждое правильно выполненное задание даст нам право двигаться дальше.

- Начинается наше путешествие в самом холодном океане. Как он называется?

- Молодцы! Чтобы наш парусник мог беспрепятственно попасть в следующий океан давайте ответим на вопрос:

- Лестница трапа корабля состоит из 13 ступенек. Игорь стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?

- Ребята, мы попали в океан, в котором очень много теплых течений. Он омывает все материки, кроме Австралии. Назовите этот океан.

- Молодцы! Чтобы парусник пришел в следующий океан давайте решим «цепочку» выражений:

27 : 9 х 6 : 2 х 5 =

- Ребята, океан, в котором мы находимся выделен совсем недавно и омывает только Антарктиду. Кто знает, как он называется?

- Продолжаем наше путешествие. А поможет нам двигаться по карте решение следующей задачи:

- В одной лодке помещается 12 человек, а в катере – 72 человека. Во сколько раз больше помещается людей в катер, чем в лодку?

- Молодцы! Океан, в котором находится сейчас наш парусник самый теплый, из-за чего в нем образуется много кораллов. Кто готов назвать этот океан?

- Правильно. Чтобы помочь нашему паруснику двигаться, а так же узнать, сколько дней может длиться наше путешествие, давайте найдем значение данного выражения:

98 – 23 х 4 + 24 =

- Мы заплыли в самый большой по площади океан. В нем рождаются самые сильные волны. О каком океане я говорю?

- Молодцы! А чтобы вернуться домой, давайте найдем площадь палубы нашего корабля, длина которого 14 метров, а ширина – 6 метров.

- Молодцы! Вы показали хорошую готовность к большому плаванию.

- Пожалуйста, поставьте себе баллы за работу на этом этапе урока

Названия

(Работа в группах) Каждый ученик решает по одному выражению.

 72:4                60:12

51:17              14х7

16х5                96:3

(Решая примеры, учащиеся закрывают фишками на карточках те числа, которые совпадают с ответами.)

Ответы детей

(Дети фиксируют в листе  самооценки количество баллов)

Ориентирование по карте

Ответы детей

(Дети отвечают на поставленные вопросы, а корабль передвигается по океанам на карте Земли.)

Северный Ледовитый океан

Ответы детей

Атлантический океан

Ответы детей

Южный океан

Ответы детей

Индийский океан

Ответы детей

Тихий океан

Ответы детей

(Дети фиксируют в листе  самооценки количество баллов)

Личностные: 

– формируем умение работать в группе;

–  формируем  умение   вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные:

 –  формируем  умение  работать по алгоритму;

– формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели  конкретного задания;

- формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные:

-  формируем умение слушать и понимать других;

-  формируем  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  формируем  умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

–  формируем  умение  использовать общие приёмы в решении числовых выражений.

VI. Домашнее задание/1 мин

стр.33,  № 22; тв.з. составить задачу на деление с остатком

VII. Рефлексия/4 мин

Цель: самооценка результатов деятельности.

- Ребята, назовите цель нашего урока?

- Посмотрите на план.

- Достигли мы цели урока?

- Посчитайте в листе самооценки количество набранных за урок баллов и разделите его на 5. Это число показывает качество вашей работы на уроке.

-Ребята, покажите свое настроение в конце урока.

- Спасибо за урок.

Ответы детей

(Дети подсчитывают количество набранных баллов)

 

Личностные:

- формируем  умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

- формируем  умение  подводить итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Внетабличное умножение двузначного числа на однозначное"

Разработка урока по математике.Учебник Л.Г.Петерсон, 2 класс (конспект урока с презентацией)...

Мастер - класс. Внетабличное умножение. Умножение трехзначного числа на однозначное.

Внетабличное умножение.Умножение трехзначного числа на однозначное...

Урок математики в 3 классе по теме "Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число" (Дидактическая система Л.В.Занкова)

На уроке велась работа по формированию умения выполнять внетабличное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. Просматривается работа над развитием навыков рефлексии уче...

Мастер-класс "Внетабличное умножение. Умножение трёхзначного числа на однозначное"

Мастер-класс показывает, как легко и доступно объяснить детям данный приём, который чаще всего сложен для понимания детей...

Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта на тему: "Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление круглых чисел" 3 класс УМК "Школа России"...