Сценарий урока по математике "История числа НОЛЬ"
занимательные факты по математике (3 класс)

Елена Анатольевна Галкина

Урок "История числа НОЛЬ" может проводиться в рамках дополнительных внеурочных занятий по математике. Практической частью может быть обсуждение особых случаев сложения, вычитания и умножения с нулем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока по математике

ИСТОРИЯ ЧИСЛА НОЛЬ

Цель урока:

- познакомить учащихся с историей числа ноль

- показать, что современная математика невозможна без числа ноль

- привить детям интерес к науке вообще и к истории математики в частности

Оборудование:

- презентация

- линейка, циркуль, транспортир

- абак для счета

Сегодня ноль — это привычная цифра, на которую не обращают внимания. Единственное, чем 0 отличается от остальных цифр, — правилом «на ноль делить нельзя».

Но еще не так давно за высказывание теории о существовании обозначения «ничего» могли назвать неграмотным или даже сумасшедшим. Это понятно, ведь одно дело — говорить о чем-то существующем, а другое — о пустом пространстве. Тем не менее, теперь невозможно представить науку без этого важного элемента, у которого история была намного интереснее, чем у остальных цифр.

История чисел началась в 4500 году до нашей эры. Наука признает изобретателями систем счисления шумеров. Примерно между 5000 и 4000 годами до нашей эры шумеры изобрели не только первые числа, а также простейшие операции с ними, но и стандартные сегодня минуты и часы, используя шестидесятеричный счет. Выбор числа 60 был связан с удобством его деления и религиозным подтекстом. Но при этом в их системе счисления не было не только нуля, но и понимания концепции «ничего». Это мы изображаем 60 как 6 и 0, а у шумеров это было как несколько раз прибавить одно к другому. Первое изображение нуля появилось в Вавилоне более 3000 лет назад Вавилоняне, которые жили на землях, некогда принадлежавших шумерам, переняли не только культуру, но и науку своих предшественников.

Однако вавилонские математики использовали знак нуля не как отдельный элемент, а как отсутствие цифры, пустое место. На долгое время, западная культура была лишена представления о нуле.

 Мы воспринимаем великие древние культуры, такие как египетскую, греческую и китайскую, как сосредоточение мудрости и передовые научные державы. Однако ни в одной из них долгое время не существовало понятия нуля.

Индейцы майя и инки начали использовать ноль в качестве заполнителя в 1 веке нашей эры. У майя существовала двадцатеричная система счисления для календарных нужд, тогда как в жизни они использовали пятеричную систему. Причем у индейцев майя ноль обозначал не отсутствие чего-либо, как принято сегодня, а начало. Более того, этим же числом обозначалась и бесконечность. Поэтому календари майя начинались не с единицы, а с нуля.

У инков для записей чисел использовалась узелковая система, где цифры от 1 до 9 были узлами определенного вида, а ноль выглядел как пропуск

 Принято считать, что первое изображение нуля со смыслом, который мы вкладываем в это число сегодня, появилось в Индии. Создание нуля в Индии позволило разработать десятеричную позиционную запись чисел. Кстати, та система счисления, которую мы называем арабскими числами, на самом деле индийская и была просто адаптирована западными соседями Индии.

Сегодня в элементарной математике, изучаемой в школе: при сложении и вычитании нуля получается изначальное число, а при умножении оно становится нулем. Аль-Хорезми адаптировал изобретения восточных соседей. В его произведениях цифра 0 называется ṣifr, откуда пошли слова «цифра», «шифр», а позже итальянское «zero», которое и стало наименованием нуля в западной науке. Там же появилось привычное нам изображение нуля.

Долгое время ноль был под запретом в Европе, но быстро распространился благодаря купцам и ростовщикам. Примерно в 1200 году нашей эры знаменитый математик средневековой Европы Фибоначчи, изучавший эту науку у арабских учителей в Африке и Азии, привез с собой труды Аль-Хорезми, а также понимание числа ноль.

Однако в Европе эти знания приняли в штыки. Во-первых, средневековые европейские ученые, которые в большинстве своем были монахами, воспринимали знания из арабских стран как ересь. Во-вторых, было сложно понять, как можно заменить одно число на другое и как использовать «ничто» в записях.

Потребовалось долгое время, прежде чем 0 стал отдельным числом, а не просто заполнением пространства. Позже в 17 веке Рене Декарт создал современную математику, где среди прочего в своих трудах сделал ноль началом координат. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История числа ноль Открытый урок по математике 3 класс Учитель Галкина Елена А натольевна

Слайд 2

Математика прошла длинный путь от простого подсчета предметов до решения сложнейших теорем. Причем история числа НОЛЬ насчитывает только мизерную часть этого срока.

Слайд 3

В доисторические времена вести исчисления помогали пальцы рук и ног.

Слайд 4

Римские цифры

Слайд 7

Ноль появился у математиков и астрономов Древнего Вавилона

Слайд 8

Родина ноля – Индия. Махавира , Брахмагупта , Ариабхата – авторы трактатов, в которых оформилась современная система записи чисел. Десятичность системы счисления была заимствована индийцами у китайцев, а позиционный характер записи чисел у вавилонян.

Слайд 10

Багдадский математик Хорезми Мухаммед бен Муса – автор «Книги об индийском счете» Он подробно описал девять арабских цифр и дал ответ на вопрос «Является ли ноль числом?» Символы, которые в Европе принято называть арабскими, сами арабы называют индийскими.

Слайд 11

Леонардо Фибоначчи (1202) «Книга абака» В научную практику Европы арабские цифры вошли только через 400 лет!

Слайд 12

988

Слайд 13

1147

Слайд 14

1237

Слайд 15

1242

Слайд 16

1380

Слайд 17

1812

Слайд 18

1917

Слайд 19

1945


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике в 1-м классе. Тема: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"

конспект +презентация урока путешествия по теме: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"...

Конспект урока на тему "Число ноль. Цифра 0".

Урок математики в 1 классе (УМК "ШКОЛА 2100")....

Конспект урока по математике «Числа ноль и десять».

Цель: формирование представления о числах 0 и 10, их месте в числовом ряду.Задачи: 1.     Познакомить с числами 0 и 10, с их местом, ролью и значением в математике.2....

Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное"

Сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...

Материал к уроку по теме "Число ноль. Цифра ноль"

Логика составления презентации соответствует основным этапам урока по ФГОС.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15497339","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280...

Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"

. Урок для 1 класса по программе Петерсон.  Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.   2.Научить писать цифру...

Сценарий урока с презентацией. 2 класс. Математика. Тема: Деление ноля на число. Невозможность деления на нуль.

Урок математики во 2 классе с применением технологии развития критического мышления....