Сценарий урока по математике "История числа НОЛЬ"
занимательные факты по математике (3 класс)
Урок "История числа НОЛЬ" может проводиться в рамках дополнительных внеурочных занятий по математике. Практической частью может быть обсуждение особых случаев сложения, вычитания и умножения с нулем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательные факты по истории числа НОЛЬ | 16.73 КБ |
Презентация к уроку История числа НОЛЬ | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по математике
ИСТОРИЯ ЧИСЛА НОЛЬ
Цель урока:
- познакомить учащихся с историей числа ноль
- показать, что современная математика невозможна без числа ноль
- привить детям интерес к науке вообще и к истории математики в частности
Оборудование:
- презентация
- линейка, циркуль, транспортир
- абак для счета
Сегодня ноль — это привычная цифра, на которую не обращают внимания. Единственное, чем 0 отличается от остальных цифр, — правилом «на ноль делить нельзя».
Но еще не так давно за высказывание теории о существовании обозначения «ничего» могли назвать неграмотным или даже сумасшедшим. Это понятно, ведь одно дело — говорить о чем-то существующем, а другое — о пустом пространстве. Тем не менее, теперь невозможно представить науку без этого важного элемента, у которого история была намного интереснее, чем у остальных цифр.
История чисел началась в 4500 году до нашей эры. Наука признает изобретателями систем счисления шумеров. Примерно между 5000 и 4000 годами до нашей эры шумеры изобрели не только первые числа, а также простейшие операции с ними, но и стандартные сегодня минуты и часы, используя шестидесятеричный счет. Выбор числа 60 был связан с удобством его деления и религиозным подтекстом. Но при этом в их системе счисления не было не только нуля, но и понимания концепции «ничего». Это мы изображаем 60 как 6 и 0, а у шумеров это было как несколько раз прибавить одно к другому. Первое изображение нуля появилось в Вавилоне более 3000 лет назад Вавилоняне, которые жили на землях, некогда принадлежавших шумерам, переняли не только культуру, но и науку своих предшественников.
Однако вавилонские математики использовали знак нуля не как отдельный элемент, а как отсутствие цифры, пустое место. На долгое время, западная культура была лишена представления о нуле.
Мы воспринимаем великие древние культуры, такие как египетскую, греческую и китайскую, как сосредоточение мудрости и передовые научные державы. Однако ни в одной из них долгое время не существовало понятия нуля.
Индейцы майя и инки начали использовать ноль в качестве заполнителя в 1 веке нашей эры. У майя существовала двадцатеричная система счисления для календарных нужд, тогда как в жизни они использовали пятеричную систему. Причем у индейцев майя ноль обозначал не отсутствие чего-либо, как принято сегодня, а начало. Более того, этим же числом обозначалась и бесконечность. Поэтому календари майя начинались не с единицы, а с нуля.
У инков для записей чисел использовалась узелковая система, где цифры от 1 до 9 были узлами определенного вида, а ноль выглядел как пропуск
Принято считать, что первое изображение нуля со смыслом, который мы вкладываем в это число сегодня, появилось в Индии. Создание нуля в Индии позволило разработать десятеричную позиционную запись чисел. Кстати, та система счисления, которую мы называем арабскими числами, на самом деле индийская и была просто адаптирована западными соседями Индии.
Сегодня в элементарной математике, изучаемой в школе: при сложении и вычитании нуля получается изначальное число, а при умножении оно становится нулем. Аль-Хорезми адаптировал изобретения восточных соседей. В его произведениях цифра 0 называется ṣifr, откуда пошли слова «цифра», «шифр», а позже итальянское «zero», которое и стало наименованием нуля в западной науке. Там же появилось привычное нам изображение нуля.
Долгое время ноль был под запретом в Европе, но быстро распространился благодаря купцам и ростовщикам. Примерно в 1200 году нашей эры знаменитый математик средневековой Европы Фибоначчи, изучавший эту науку у арабских учителей в Африке и Азии, привез с собой труды Аль-Хорезми, а также понимание числа ноль.
Однако в Европе эти знания приняли в штыки. Во-первых, средневековые европейские ученые, которые в большинстве своем были монахами, воспринимали знания из арабских стран как ересь. Во-вторых, было сложно понять, как можно заменить одно число на другое и как использовать «ничто» в записях.
Потребовалось долгое время, прежде чем 0 стал отдельным числом, а не просто заполнением пространства. Позже в 17 веке Рене Декарт создал современную математику, где среди прочего в своих трудах сделал ноль началом координат.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Математика прошла длинный путь от простого подсчета предметов до решения сложнейших теорем. Причем история числа НОЛЬ насчитывает только мизерную часть этого срока.
В доисторические времена вести исчисления помогали пальцы рук и ног.
Римские цифры
Ноль появился у математиков и астрономов Древнего Вавилона
Родина ноля – Индия. Махавира , Брахмагупта , Ариабхата – авторы трактатов, в которых оформилась современная система записи чисел. Десятичность системы счисления была заимствована индийцами у китайцев, а позиционный характер записи чисел у вавилонян.
Багдадский математик Хорезми Мухаммед бен Муса – автор «Книги об индийском счете» Он подробно описал девять арабских цифр и дал ответ на вопрос «Является ли ноль числом?» Символы, которые в Европе принято называть арабскими, сами арабы называют индийскими.
Леонардо Фибоначчи (1202) «Книга абака» В научную практику Европы арабские цифры вошли только через 400 лет!
988
1147
1237
1242
1380
1812
1917
1945
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по математике в 1-м классе. Тема: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"
конспект +презентация урока путешествия по теме: "Числа от 1 до 10 и число ноль (0). Нумерация"...
Конспект урока на тему "Число ноль. Цифра 0".
Урок математики в 1 классе (УМК "ШКОЛА 2100")....
Конспект урока по математике «Числа ноль и десять».
Цель: формирование представления о числах 0 и 10, их месте в числовом ряду.Задачи: 1. Познакомить с числами 0 и 10, с их местом, ролью и значением в математике.2....
Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное"
Сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...
Материал к уроку по теме "Число ноль. Цифра ноль"
Логика составления презентации соответствует основным этапам урока по ФГОС.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15497339","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 280...
Конспект урока по математике 1 класс по программе Петерсон. Тема " Число ноль. Цифра ноль"
. Урок для 1 класса по программе Петерсон. Основные аспекты урока: 1 Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке. 2.Научить писать цифру...
Сценарий урока с презентацией. 2 класс. Математика. Тема: Деление ноля на число. Невозможность деления на нуль.
Урок математики во 2 классе с применением технологии развития критического мышления....