Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллектуал"
рабочая программа по математике (2 класс)

Татьяна Анатольевна Косырева

Дополнительная        общеобразовательная         общеразвивающая         программа

«Интеллектуал» естественнонаучной направленности разработана с учетом Положения о дополнительном образовании детей Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир ребенка. Она расширяет математический кругозор и эрудицию детей, способствует формированию познавательных интересов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания представляют собой ребусы, задачи-шутки, математические загадки и головоломки.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в этом возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира. Реализация программы принимает занимательный характер, предлагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.

Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет.

Детям 7 – 10 лет нравится исследовать все, что им незнакомо. В этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на исследование, на развитие логического мышления, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес.

В это время активно формируется мышление, идёт становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Данный возраст - возраст достаточно активного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллектива и в новый вид деятельности, который предъявляет ряд серьезных требований к обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

Направленность программы: естественнонаучная

Срок реализации программы: 72 часа

Возраст детей: 7 - 10 лет

Косырева Татьяна Анатольевна

педагог дополнительного образования,

учитель начальных классов

г. Энгельс, 2021

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная        общеобразовательная         общеразвивающая         программа

«Интеллектуал» естественнонаучной направленности разработана с учетом Положения о дополнительном образовании детей Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Актуальность программы заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир ребенка. Она расширяет математический кругозор и эрудицию детей, способствует формированию познавательных интересов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания представляют собой ребусы, задачи-шутки, математические загадки и головоломки.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в этом возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира. Реализация программы принимает занимательный характер, предлагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.

Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет.

Детям 7 – 10 лет нравится исследовать все, что им незнакомо. В этом возрасте преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на исследование, на развитие логического мышления, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес.

В это время активно формируется мышление, идёт становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Данный возраст - возраст достаточно активного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллектива и в новый вид деятельности, который предъявляет ряд серьезных требований к обучающимся.

Срок освоения программы: 72 часа.

Режим занятий:2 раза в неделю по 1 часу. Количество обучающихся в группе: 12-15 человек. Принцип набора: свободный.

Форма обучения: очная.

  1. Цель и задачи программы

Цель: развитие у обучающихся творческих способностей и логического мышления через знакомство с различными направлениями применения математических знаний.

Задачи:

обучающие:

  • научить методам и приемам логического мышления;
  • познакомить с практическим значением математики в различных сферах человеческой деятельности.

развивающие:

  • развивать логическое мышление, математическую интуицию и исследовательские умения, способность к умственному эксперименту;
  • развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать и делать выводы.

воспитательные:

  • формировать        интерес        к        изучению        различных        направлений        применения математических знаний.

  1. Планируемые результаты

Предметные:

  • знание различных методов и приемов логического мышления;
  • знание практического значения математики в различных сферах деятельности.

Метапредметные:

  • сформированность        навыков        логического,        критического        мышления, исследовательских умений;
  • демонстрация умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Личностные:

  • повышение уровня интереса к изучению различных направлений применения математических знаний.

1.3.        Содержание программы

  1. Учебный план

№ п/п

Название тем

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Математика вокруг нас

10

3

7

Игра «Математика

почти без вычислений»

2

Профессия и математика

4

1

3

Изготовление одежды

для бумажной куклы

3

Математика и архитектура

7

2

5

Выполнение построек по собственному замыслу.

Лего-город

4

Математика и искусство

7

2

5

Защита проекта

«Автопортрет в стиле кубизма»

5

Математика и астрономия

5

1

4

Командная игра

«Звездочеты»

6

Система нумерации цифр

10

2

8

«Морской бой»

7

Хронология развития

счета

8

2

6

Ролевая игра

«Супермаркет»

8

Математические фокусы

20

4

16

Игра «Математическая

карусель»

9

Итоговое занятие

1

0

1

Интеллектуальный

марафон

Итого

72

17

55

  1. Содержание учебного плана Раздел 1. Математика вокруг нас (10 ч)

Теория. Введение в программу. Инструктаж по техники безопасности. Элементы истории математики. Старинные системы записи чисел. Связь математики с другими предметами и науками, родственными по содержанию.

Практика. Решение задач с физическим, экономическим и другим содержанием. Головоломки с домино. Таинственные знаки. Игра «Математика почти без вычислений».

Раздел 2. Профессия и математика (4 ч)

Теория. Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в профессиях. Математика в сфере обслуживания.

Практика. Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых успешно применяются математические методы. Изготовление одежды для бумажной куклы.

Раздел 3. Математика и архитектура (7 ч)

Теория. Изучение материала о применении математических знаний при строительстве в Древнем мире и в современном строительстве. Симметрия в архитектуре. Знакомство со схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

Практика. Нахождение подтверждения использования геометрических фигур в архитектуре города. Выполнение построек по собственному замыслу.

Раздел 4. Математика и искусство (7 ч)

Теория. Связи между математикой и искусством. Математики и художники в истории искусства. Пропорции и невозможные фигуры.

Практика. Преобразование натюрморта, портрета, пейзажа в геометрические фигуры. Защита проекта «Автопортрет в стиле кубизма».

Раздел 5. Математика и астрономия (5 ч) Теория. Взаимосвязь математики с астрономией.

Практика. Рассмотреть на карте звездного неба созвездия. Составление и решение астрономических задач. Командная игра «Звездочеты».

Раздел 6. Система нумерации цифр (10 ч)

Теория. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Системы нумерации. Операции с цифрами.

Практика. Выполнение операций с цифрами. Решение задач по переводу цифр. Игры с числами        «Математическая        рыбалка»,        «Арифметический        бег        по        числовому ряду»,

«Морской бой», «Уголки».

Раздел 7. Хронология развития счета (8 ч)

Теория. Способы измерения счета в древности. История развития римских и арабских цифр. История вычислительной техники. Первый компьютер. Старинные задачи, задачи на измерения в старинных мерах длины и веса.

Практика. Презентация о великих математиках (Пифагоре и др.). Решение задач с использованием старинных мер длин, счетных досок (абак), простейших механических устройств для выполнения арифметических расчетов (счет) и весов. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок. «Спичечный конструктор», головоломки с домино. Ролевая игра «Супермаркет».

Раздел 8. Математические фокусы (20 ч)

Теория. Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов. Теория шифрования. Разные виды шифровок. Алгоритмы выходов из лабиринтов. Понятие математического ребуса.

Практика. Изготовление материалов для пентамино, танграм. Танграм: древняя китайская головоломка. Соревнование по разгадыванию головоломок. Составление и решение арифметических ребусов. Решение числового кроссворда «Судоко». «Запутанные маршруты», «Зашифрованные слова», «Магические квадраты». Задачи с некорректными данными. Игра «Математическая карусель».

Итоговое занятие (1 ч) Интеллектуальный марафон.

  1. Формы аттестации планируемых результатов программы и их периодичность

Планируемые результаты

Формы контроля/

аттестации

Периодичность

Предметные результаты

  • знание различных методов и приемов логического мышления;
  • знание практического

значения математики в различных сферах деятельности.

практические и творческие работы

на протяжении реализации программы

Метапредметные результаты

  • сформированность навыков логического, критического мышления, исследовательских умений;
  • демонстрация умения анализировать, сравнивать, обобщать

и делать выводы.

практические и творческие работы

на протяжении реализации программы

Личностные результаты

- повышение уровня интереса к

изучению различных направлений применения математических знаний.

практические и творческие работы

на протяжении реализации программы

  1. Комплекс организационно – педагогических условий
  1. Методическое обеспечение программы

Основной тип занятий комбинированный. Педагогическая технология, применяемая при реализации программы – технология проблемного обучения. Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.

Методы:

  • словесные (объяснения, беседы, лекции)
  • наглядные (плакаты, слайды, фотографии, видеофильмы)
  • практические (реализация творческих проектов)

Педагогические        технологии:        развивающее        обучение,        игровые        технологии, технологии проблемного обучения, личностно-ориентированный подход.

Формы        проведения        занятий        включают        в        себя        практические        работы,        с использованием методов поиска решений.

  1. Условия реализации программы

2.2.1. Материально – техническое обеспечение

  1. Кабинет, оснащенный школьной типовой мебелью.
  2. Ноутбук, проектор, интерактивная доска для демонстрации материалов.
  3. Точка доступа сети Интернет.
  4. Разработки игр и викторин.
  5. Раздаточный материал.
  6. Разработки мультимедийных презентаций.
  7. Видеофильмы.

  1. Оценочные материалы

Критерии оценки результатов текущего контроля и итоговой аттестации:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения детьми самостоятельных и практических работ.

Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их самостоятельности в организации учебного труда, а также оценки уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации.

Количественная оценка предназначена для анализа овладения обучающимися изучаемого материала и производится по десятибалльной системе. Для проведения оценивания результатов проводится диагностика в форме тестирования и заданий для самостоятельного выполнения. Используются следующие критерии оценивания:

Основная часть: выполнено 50-65% - достигнут базовый уровень; выполнено 66-100% - достигнут повышенный уровень.

Дополнительная часть: - выполнено более 50% - достигнут повышенный уровень.

  1. Список литературы и интернет ресурсов

  1. Список литературы для педагога

  1. Агафонова   И.   Учимся   думать.        Занимательные логические   задачи,        тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006.
  2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,2005.
  3. Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
  4. Гин А.А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. Изд. 2-е, перераб. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 80 с.: ил.
  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  1. Список литературы для обучающихся

  1. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронныйресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]http://all- ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7- 8 лет. Ярославль. Академия развития.2020г.
  4. Перельман, И. Живая математика [Текст] / И. Перельман.- М.: Триада-литера, 1994.- с.174

  1. Интернет-ресурсы

  1. http://vneuroka.ru/viktoriny/ - электронная библиотека обучающих материалов детям с играми, викторинамии кроссвордами к занятиям с ИКТ.
  2. http://ntl.narod.ru/logic/course/index.html - Логика для всех.
  3. https://kids-smart.ru/exercises/groups/3-class - Развивающие игры и задачи для 3 класса.

  1. Материалы, рекомендуемые для использования на занятиях

  1. Логические и занимательные задачки-https://azbyka.ru/deti/logicheskie-i- zanimatelnye-zadachi
  2. Задачи на логику и нестандартное мышление https://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi_3.shtml
  3. В мире «Танграм»- https://www.livemaster.ru/topic/463495-v-mire-tangram-igrushka- na-vse-vremena
  4. Логические задачи для детей https://zen.yandex.ru/media/id/5e733e40129bbf1b7038a23f/logicheskie-zadachi-dlia-detei- 1012- let-5e89aab08274cd4de9212740
  5. Логические задания со спичками- https://nattik.ru/razvivauschie- igri/spichki/logicheskie-zadanija-so-spichkami-dlja-de.html

Приложение 1

Календарный учебный график к программе «Интеллектуал»

№ п/п

Месяц, число

Тема занятия

Кол- во

часов

Форма проведения

занятия

Форма контроля

Место проведения

Математика вокруг нас (10 ч)

1

02.09.

Вводное занятие. Инструктаж по технике

безопасности.

1

беседа

опрос

аудитория

2

07.09.

Элементы истории

математики.

1

презентация,

беседа

опрос

аудитория

3

09.09.

Старинные системы записи чисел.

Иероглифическая система древних

египтян.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

4

14.09.

Старинные системы записи чисел.

Таинственные знаки Древнего

Востока.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

5

16.09.

Старинные системы записи чисел.

Таинственные знаки Древнего

Египта.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

6

21.09.

Связь математики с другими предметами и

науками.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

7

23.09

Решение задач с

физическим содержанием.

1

практикум

практическая работа

аудитория

8

28.09.

Решение задач с экономическим

содержанием.

1

практикум

практическая работа

аудитория

9

30.09.

Решение задач с

экономическим содержанием.

1

практикум

практическая работа

аудитория

10

05.10.

Игра «Математика

почти без вычислений».

1

практикум

практическая работа

аудитория

Профессия и математика (4 ч)

11

07.10.

Применение

1

комбинированное

практическая

аудитория

математических знаний в различной профессиональной деятельности

человека.

занятие

работа

12

12.10.

Математика в

сфере обслуживания.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

13

14.10.

Решение прикладных задач с профессиональной

направленностью.

1

практикум

практическая работа, взаимоконтро ль

аудитория

14

19.10.

Изготовление одежды        для

бумажной куклы.

1

практикум

коллективная практическая

работа

аудитория

Математика и архитектура (7 ч)

15

21.10.

Применение математических знаний при строительстве в Древнем мире и в современном

строительстве.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

16

26.10.

Симметрия в

архитектуре.

1

практикум

практическая

работа

аудитория

17

28.10.

Знакомство со схемами- инструкциями и алгоритмами построения

конструкций.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

18

02.11.

Использования геометрических фигур в

архитектуре города.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

19

09.11.

Использования геометрических фигур в архитектуре

города.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

20

16.11.

Выполнение построек по собственному

замыслу.

1

практикум

групповая практическая работа

аудитория

21

18.11.

Выполнение построек по собственному

замыслу. Лего-

1

практикум

групповая практическая работа

аудитория

город.

Математика и искусство (7 ч)

22

23.11.

Математики и художники в истории

искусства.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

23

25.11.

Пропорции и невозможные

фигуры.

1

практикум

практическая работа

аудитория

24

30.11.

Пропорции и

невозможные фигуры.

1

практикум

практическая работа

аудитория

25

02.12.

Преобразование натюрморта в геометрические

фигуры.

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

26

07.12.

Преобразование портрета в

геометрические фигуры.

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

27

09.12.

Преобразование пейзажа в геометрические

фигуры.

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

28

14.12.

Защита проекта

«Автопортрет в стиле кубизма».

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

Математика и астрономия (5 ч)

29

16.12.

Взаимосвязь

математики с астрономией.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

30

21.12.

Рассмотреть на карте звездного неба созвездия. Изобразить по образцу созвездия Большой и Малой

медведицы.

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

31

23.12.

Составление и решение астрономических

задач.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

32

28.12.

Составление и решение астрономических

задач.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

33

11.01.

Командная игра

«Звездочеты».

1

практикум

практическая

работа

аудитория

Система нумерации цифр (10 ч)

34

13.01.

Сведения из

истории

1

комбинированное

занятие

практическая

работа

аудитория

математики: история возникновения

линейки.

35

18.01.

Системы нумерации.

«Арифметический

бег по числовому ряду».

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

36

20.01.

Выполнение операций с

цифрами.

1

практикум

практическая работа

аудитория

37

25.01.

Решение задач по

переводу цифр.

1

практикум

практическая

работа

аудитория

38

27.01.

Решение задач по

переводу цифр.

1

практикум

практическая

работа

аудитория

39

01.02.

«Математическая

рыбалка».

1

практикум

практическая

работа

аудитория

40

03.02.

«Уголки».

1

практикум

практическая

работа

аудитория

41

08.02.

«Морской бой».

1

практикум

практическая

работа

аудитория

42

10.02.

«Морской бой».

1

практикум

практическая

работа

аудитория

43

15.02.

«Морской бой».

1

практикум

практическая

работа

аудитория

Хронология развития счета (8 ч)

44

17.02.

Презентация о великих

математиках (Пифагоре и др.).

1

комбинированное занятие

аудитория

45

22.02.

Способы измерения счета в

древности.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

46

24.02.

Решение задач с использованием старинных мер

длин, счетных досок (абак).

1

практикум

практическая работа

аудитория

47

01.03.

Решение задач с использованием простейших механических устройств для выполнения арифметических расчетов (счет) и

весов.

1

практикум

практическая работа

аудитория

48

03.03.

Решение

занимательных старинных задач и

1

практикум

практическая работа

аудитория

задач-сказок.

49

10.03.

«Спичечный

конструктор».

1

практикум

групповая

работа

аудитория

50

15.03.

Головоломки с

домино.

1

практикум

групповая

работа

аудитория

51

17.03.

Ролевая        игра

«Супермаркет».

1

практикум

практическая

работа

аудитория

Математические фокусы (20 ч)

52

22.03.

Математические фокусы с

«угадыванием чисел».

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

53

24.03.

Математические фокусы с

«угадыванием чисел».

1

практикум

практическая работа

аудитория

54

29.03.

Теория

шифрования.

1

комбинированное

занятие

практическая

работа

аудитория

55

31.03.

Разные виды

шифровок.

1

комбинированное

занятие

практическая

работа

аудитория

56

05.04.

«Зашифрованные

слова»

1

практикум

индивидуаль

ная работа

аудитория

57

07.04.

«Зашифрованные

слова»

1

практикум

индивидуаль

ная работа

аудитория

58

12.04.

Изготовление материалов для пентамино,

танграм.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

59

14.04.

Танграм: древняя

китайская головоломка.

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

60

19.04.

Танграм: древняя китайская

головоломка.

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

61

21.04.

«Магические

квадраты».

1

практикум

индивидуаль

ная работа

аудитория

62

26.04.

«Магические

квадраты».

1

практикум

индивидуаль

ная работа

аудитория

63

28.04.

Алгоритмы

выходов из лабиринтов.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

64

03.05.

«Запутанные

маршруты».

1

практикум

индивидуаль

ная работа

аудитория

65

05.05.

Понятие

математического ребуса.

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

66

10.05.

Решение и составление

ребусов.

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

67

12.05.

Задачи-ловушки.

1

практикум

индивидуаль

ная работа

аудитория

68

17.05.

Задачи-ловушки.

1

практикум

индивидуаль

ная работа

аудитория

69

19.05.

Решение числового кроссворда

«Судоко».

1

комбинированное занятие

практическая работа

аудитория

70

24.05.

Решение числового кроссворда

«Судоко».

1

практикум

индивидуаль ная работа

аудитория

71

26.05.

Игра

«Математическая карусель».

1

практикум

практическая работа

аудитория

72

31.05.

Итоговое занятие.

Интеллектуальный марафон.

1

практикум

практическая работа

аудитория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (144 ч.)

Данная программа отредактированна  в связи с последними требованиями к оформлению программ,  на основе следующих нормативных документов:1. Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 201...

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (72 ч.)

Даная программа разработанна на основе нормативных документов. Программа расчитана на 72 часа (занятия 2 часа в неделю). В содержании программы имеются подробное календарно-тематическое планирование и...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...