Конспект урока математики , 2 класс :«Свойство противоположных сторон прямоугольника» (УМК «Школа России»)
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Куровская Наталья Николаевна

Тема урока:«Свойство противоположных сторон прямоугольника»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Цель для учителя: создать условия для знакомства со свойством противоположных сторон прямоугольника.

Цель для обучающихся: узнать свойство противоположных сторон прямоугольника.

Метапредметные планируемые результаты учебной деятельности:

Личностные УУД –ценностное отношение к учебной деятельности, желание учиться, формирование мотивации к обучению и познанию, способность к развитию самооценки, осознание значимости межличностных отношений;

Предметные УУД – сравнивать, классифицировать объекты по существенным признакам, обобщать и делать выводы в результате деятельности, использовать практические способы деятельности для решения учебной задачи, добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные УУДформулировать цель, строить план работы, выполнять задания по намеченному плану, владеть способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной форме с использованием математической терминологии; слушать и понимать речь других, сотрудничать в паре, с учителем, приходить к общему решению.

Формы работы:  парная, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: ТСО, учебник, тетрадь, бумажные четырёхугольники разной формы , веревочка,  листы самооценки .

Используемые технологии: здоровьесберегающая, поисковая, исследовательская.

Педагогические методы: словесный, наглядный, практический.

Педагогические приёмы: диалог, дискуссия, практическая деятельность, обсуждение результатов, рефлексия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики , 2 класс :«Свойство противоположных сторон прямоугольника»

(УМК «Школа России»)

Тема урока:«Свойство противоположных сторон прямоугольника»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Цель для учителя: создать условия для знакомства со свойством противоположных сторон прямоугольника.

Цель для обучающихся: узнать свойство противоположных сторон прямоугольника.

Метапредметные планируемые результаты учебной деятельности:

Личностные УУД –ценностное отношение к учебной деятельности, желание учиться, формирование мотивации к обучению и познанию, способность к развитию самооценки, осознание значимости межличностных отношений;

Предметные УУД – сравнивать, классифицировать объекты по существенным признакам, обобщать и делать выводы в результате деятельности, использовать практические способы деятельности для решения учебной задачи, добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные УУДформулировать цель, строить план работы, выполнять задания по намеченному плану, владеть способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной форме с использованием математической терминологии; слушать и понимать речь других, сотрудничать в паре, с учителем, приходить к общему решению.

Формы работы:  парная, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: ТСО, учебник, тетрадь, бумажные четырёхугольники разной формы , веревочка,  листы самооценки .

Используемые технологии: здоровьесберегающая, поисковая, исследовательская.

Педагогические методы: словесный, наглядный, практический.

Педагогические приёмы: диалог, дискуссия, практическая деятельность, обсуждение результатов, рефлексия.

                                                                                           Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Создает условия для эмоциональной, мотивационной подготовки учащихся к усвоению нового материала и формирования навыка самоорганизации и самоконтроля.

- Ребята, как вы видите,  у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями.

Проявляют эмоциональную отзывчивость к словам учителя. Самоорганизация, направленная на учебную деятельность.

Личностные:

ценностное отношение к учебной деятельности и желание учиться, осознание значимости межличностных отношений

Дома вы размышляли над очень интересным высказыванием М.В. Келдыша  «Математика является самой древней из всех наук, вместе с тем она остается вечно молодой»

- Правильно, с помощью математических законов сделана масса открытий. И многие из новых открытий будут опираться на те же законы. Вот какую важную науку мы с вами изучаем.

Высказывания детей по теме для размышлений. Информация о том, кто такой Келдыш.

Актуализация знаний

Создаёт условия для актуализации знаний, необходимых для усвоения новых.

-Откройте тетради, запишите число: 20 февраля, классная работа.

Принимают учебную задачу. Отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания.Ответы:, геометрические фигуры, многоугольники, четырёхугольники, прямоугольники

Личностные:

ценностно-смысловая ориентация в отношении к учению и поведению в процессе учебной деятельности, уважение к иному мнению.

Познавательные:

умение анализировать и выделять схожие и отличительные признаки, классифицировать, использовать имеющиеся знания для нахождения ответа на вопрос, делать вывод.

Коммуникативные:

излагать своё мнение, выслушивать мнение других.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, организовывать свою деятельность для её решения.

На доске ракета из геометрических фигур.

- Из чего состоит данное изображение ракеты?

(геометрические фигуры)

- На какие две группы можно разделить эти фигуры? (многоугольники и фигуры, которые не имеют углов)

- Что общего у фигур первой группы? (4 угла)

- какую группу четырехугольников можно выделить из данного множества (прямоугольники)

- По какому признаку вы определили, что это прямоугольники?

Прямоугольник – все углы одинаковые и прямые, а у остальных – разные острые и тупые.

- Что такое прямоугольник? Вспомним определение.

- Запишем в тетрадь.

Геометрическая фигура,четырёхугольник, у которого все углы прямые.. .

Посмотрите. После нашего определения я ставлю не точку а троеточие. Как вы думаете. Что это может означать?

Что определение неполное.

     Какие части прямоугольника вы можете назвать?

Стороны и вершины. Один человек показывает на экране.

      Именно свойство сторон многоугольника поможет нам дополнить наше определение.

Постановка цели

и задач урока

Создаёт условия для постановки целей и задач урока, составления плана работы на урок.

 Прочитайте тему урока.

Формулируют тему урока.

-Тема урока: «Свойство противоположных сторон прямоугольника»

Личностные:

мотивация к учению, уважительное отношение к иному мнению.

Познавательные:

определять тему урока и ставить цель учебной деятельности; доказывать своё мнение, используя имеющиеся знания; анализировать имеющиеся знания и определять недостающие для ответа на вопрос.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, удерживать цель

до получения результата, оценивать запас имеющихся знаний,

разграничивать имеющиеся знания и те, что нужно усвоить. Коммуникативные:

вести диалог с учителем, излагать своё мнение, выслушивать

мнение других.

-Какую цель поставим себе?

« Узнать, ……………………….»

- Для чего? (для решения геометрических заданий, для дополнения нашего определения)

Формулируют цель урока.

-Узнать свойство противоположных сторон прямоугольника.

- Чтобы достичь цели, необходимо решить несколько задач. Выясним какие. (Вытавляю на доске карточки с первыми словами в формулировке задач: «Открыть …», «Проверить …», «Применить..")

- Перед нами появился план работы на урок, который надо выполнить, чтобы достичь цели урока.

Определяют задачи урока.

Открыть свойство противоположных сторон прямоугольника

-  Проверить действие свойства.

Применить свойство для выполнения задания.

Перед тем, как мы приступим к выполнению плана урока, оцените свои знания по данной теме на начало урока. Для этого  переверните листы самооценки знаний и умений (Приложение 1)

- Оцените уровень своих знаний и умений на начало урока. Не забудьте их подписать.

- У кого возникли затруднения при ответе на вопросы? На какие?

- Я желаю вам в течение урока найти ответы на все вопросы и обогатить свои знания.

Осуществляют самооценку своих  знаний на начало урока на индивидуальных листах.

Последние два вопроса

Первичное

усвоение

новых знаний

Организует исследовательскую деятельность

Приступим к решению первой задачи.

- Чтобы открыть свойство, вы проведете исследование, работая в парах.

Перед вами лежат прямоугольники и линейка. Как вы думаете, что нам поможет в открытии свойства?

Измерьте и подпишите длины сторон у первого многоугольника.

- Какой вывод можно сделать?

(Пояснение понятия -противоположные)

Мы совершили открытие: ВОЗМОЖНО — у прямоугольника противоположные стороны равны.

Почему ВОЗМОЖНО?

 

Практическая работа в парах

Измерение сторон.

Противоположные стороны равны

Надо убедиться, что и у других прямоугольников противоположные стороны равны

Познавательные:

делать вывод, работать с учебником и извлекать необходимую информацию, осваивать способы поискового характера.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, самостоятельно выбирать план действий по решению поставленной задачи, работать по выбранному плану, навык самопроверки.

Коммуникативные:

 излагать своё мнение, выслушивать иное мнение, обмениваться мнениями, договариваться и приходить к единому решению.

Личностные:

соблюдение основных моральных норм при сотрудничестве со сверстниками, принятие базовых ценностей: «доброжелательность, терпимость, уважение»

-Но я усложню вам задачу и заберу линейку. Как убедиться, что противоположные стороны прямоугольника равны без линейки?  (наложением противоположных сторон друг на друга)

Убедитесь в своей догадке прочитав текст учебника стр. 32.

- Возможно ли использование такого способа?

Поиск информации в учебнике. Выполнение практической работы.

 -Назовите предметы прямоугольной формы в классе. А будет ли наше свойство работать на этих предметах?  

-Но линейки нет, согнуть эти предметы невозможно, а если возможно, то можем испортить.

- Что может вам пригодиться для доказательства свойства?

Показывается образец работы. Предлагается доказать что предмет имеет прямоугольную форму.

 «…….., имеет прямоугольную форму, так как это четырехугольник, у которого все углы прямые и …...»

Мы проверили. Свойство работает. Противоположные стороны многоугольника равны.

Возможность использования простой веревочки для измерения сторон прямоугольника.

Практика по измерению сторон предметов прямоугольной формы, формулирование вывода

Физминутка

Первичное закрепление

Физминутка: рисование прямоугольников в воздухе (руками, ногами, головой, носом, глазами)

ПРИМЕНЯЕМ

- Дополните определение прямоугольника, допишите в тетрадь.

-Под знаками «?» спрятаны фигуры, вызывающие сомнение, прямоугольники это или нет.

- Откроет фигуры тот, кто правильно решит примеры № 4 на  стр. 32 у доски ( 3 пары учащихся , решающий — проверяющий)

Предлагаются ромб, параллелограмм, квадрат.

-Докажите, можно ли эти фигуры отнести к прямоугольникам?

 

Выполняют физические упражнения.

Дополняют определение.

Заучивается.

Решают примеры, оценивают правильность работы одноклассников, дают разрешение на открытие фигуры.

Доказывают , опираясь на свойства прямоугольника.

Познавательные:

использовать имеющиеся знания для выполнения задания.

Регулятивные:

принимать и удерживать учебную задачу, осуществлять контроль за своими действиями, адекватно воспринимать оценку результата своей деятельности.

Коммуникативные:

вести диалог, излагать свою точку зрения.

Личностные:

интерес к учебному заданию и своей деятельности,понимать значение знаний для человека.

Рефлексия (подведение итогов)

- Вернемся к карточке вашей самооценки полноты знаний.

- Определите, на все ли вопросы вы теперь можете дать ответ?

- Есть ли вопрос вызывающий затруднение?

СОВЕТ: выучить определение многоугольника, оно содержит в себе оба его свойства.

- Достигли ли мы цели нашего урока?

-Все ли поставленные задачи выполнили?

Дети проводят самооценку своих знаний, делают вывод. Намечают пути коррекции.

 Регулятивные:

соотносить свою деятельность с её целью, оценивать ход деятельности и её результат, сопоставлять предыдущую и последующую оценку, ставить задачу.

Личностные:

осознание ценности имеющихся знаний, смысла учения, мотивация.

Познавательные:

делать и аргументировать выводы.

Коммуникативные:

излагать своё мнение, принимать иное мнение.

Домашнее задание

(по выбору)

По выбору:

1.Найти предметы прямоугольной формы у себя дома. Записать их размеры в табличку  Предмет…. Длина….. Ширина…., убедиться, что противоположные стороны равны.  Выдаются таблички.

2. Начертить в тетрадь 3 прямоугольника, выделить разными цветами противоположные стороны, определить их длину.

Принимают учебную задачу, делая выбор

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные:

ценностное отношение к учебной деятельности, желание учиться.

Познавательные:

использовать полученные знания для решения задачи

Лист самооценки знаний и умений                                                                                          Лист самооценки знаний и умений

   Ф.И. ____________________________________                                                          Ф.И. ____________________________________

Мои знания и умения

На

начало

урока

На

конец

урока

Мои знания и умения

На

начало

урока

На

конец

урока

1

Сколько сторон у прямоугольника?

1

Сколько сторон у прямоугольника?

2

Где находятся противоположные стороны прямоугольника?

2

Где находятся противоположные стороны прямоугольника?

3

Какое свойство противоположных сторон прямоугольника существует?

3

Какое свойство противоположных сторон прямоугольника существует?

4

Как доказать свойство противоположных сторон прямоугольника?

4

Как доказать свойство противоположных сторон прямоугольника?

Оценка:

+   знаю

-    не знаю

?    сомневаюсь

Оценка:

+   знаю

-    не знаю

?    сомневаюсь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике во 2 классе "Свойство противоположных сторон прямоугольника. Закрепление"

Закрепление  знаниий обучающихся о геометрических фигурах, их свойствах; совершенствование вычислительных навыков в пределах 100; формирование умения составлять и решать задачи;  работа над ...

технологическая карта урока математики во 2 классе "Свойство противоположных сторон прямоугольника. Закрепление."

Закрепление знаний о свойствах сторон прямоугольника, умений применять их на практике....

Конспект урока математики, 2 класс. Тема: «Свойства противоположных сторон прямоугольника». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со свойствами противоположных сторон прямоугольника; закреплениевычислительных знаков; совершенствование навыка решения текстовых задач; развитие умения ...

Технологическая карта урока математики во 2 классе "Свойства противоположных сторон прямоугольника"

Урок математики во 2 классе по программе "Школа России" знакомит  со свойствами противоположных сторон прямоугольника....

Урок математики 2 класс "Свойство противоположных сторон прямоугольника"

Цель фрагмента урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению со свойством противоположных сторон прямоугольника....