Урок математики
план-конспект урока по математике (4 класс)
" Алгоритм деления многозначного числа на однозначное ». Урок комбинированный (уроۡк формирования ноۡвۡыۡх знаний и уۡмеۡнۡиۡй с исۡпоۡлۡьзоۡвۡаۡнۡиеۡм технологии дۡиۡаۡлоۡгۡа, ИКТ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog.karta_uroka_matematiki.docx | 81.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по математике в 4 классе
Тема: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное»
Цели урока: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.
Задачи:
Образовательные:
1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел, решать задачи изученных видов; закреплять умение определять количество цифр в частном.
Развивающие: Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, стремление к самопознанию.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро и др.), мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы, тесты, карточки для плана, карточки для составления алгоритма, модель алгоритма, маршрутные листы , карточка для приёма «знаю, хочу узнать, узнал».
Предполагаемые результаты обучения
Предметные:
Знать алгоритм деления многозначного числа на однозначное;
знать устные приемы деления на однозначное число;
уметь «уголком» делить многозначное число на однозначное.
Метапредметные:
• Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний , формулировать учебную задачу, находить и извлекать информацию из текста путем наблюдения, чтения, слушания; строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
Логические: производить операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
• Коммуникативные: вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить диалог и монологическое высказывание, умение слушать собеседника, умение работать в паре.
• Регулятивные: намечать цель работы и конкретного задания; составлять алгоритм решения, осуществлять действия по реализации учебных задач, оценивать результат своих действий (оценка и самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
• Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Ι. Организацион- ный момент. Слайд 1 | 1.Орг.момент. 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – эта математика! 2. Мотивация к учебной деятельности Ребята , покажите ,пожалуйста,как должен сидеть за партой ученик. Молодцы,спасибо. - Сегодняшний урок математики я хочу начать со слов: «Где есть желание - найдётся путь» - Всё в ваших руках. И результат вашей работы зависит только от вас самих. | Встают у своих парт. Строят высказывания. Рассуждают. |
II. Актуализация опорных знаний. | -Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. -У вас на столах лежат маршрутные листы, после каждого вида работы оцените себя по предложенным критериям(приложение 1). 1.Разминка. Примеры записаны на доске. - Решаем самостоятельно, записать результат в тетрадях. 1)80х4=320 3)2400:2=1200 4)90 х8 + 10=730 -Какие приёмы закрепили? Самопроверка - Оцените себя в маршрутном листе. | Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классная работа» Дети обращают внимание на маршрутные листы Выполняют вычисления, в тетрадях записывают только результат. Дети оценивают себя в маршрутном листе |
III. Постановка учебной проблемы. Слайд 3. Слайд 4. | 1.Определение темы, цели, задач урока - Над какой темой работаем сейчас на уроках математики? «Умножение и деление» - Перед вами выражения 208: 2, 936: 3, 312 : 3,7395:3 (Запись на доске) - Что общего в записанных выражениях? (на деление, делятся на однозначное число). - На какие группы можно разделить выражения? 1. деление трёхзначных чисел 2. деление многозначного числа -Какими способами можем решить? -Решим устно с объяснением. -Как разделить многозначное число на однозначное, если трудно подобрать слагаемые, каждое из которых делится на делитель. - Если у вас возник этот вопрос, то какова же будет тема нашего урока? Учитель корректирует тему: Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число – фиксируется на доске Итак, какую цель вы перед собой поставите на этот урок? - Что значит слово алгоритм? - С какими алгоритмами мы уже знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения ) 2.Составление план изучения н/м. -Предложите план изучения темы. 1.Открываем способ решения примеров. 2.Применяем полученные знания при решении примеров. 3. Применяем полученные знания в решении задач. | Отвечают на вопросы Рассуждают, выступают с объяснением. Способы: 1.Разложим на слагаемые. 2.Разложим на удобные слагаемые. 3. Можно в «столбик» Ученики выводят тему и цель урока Показывают область знаний по изученному материалу Составляю план. Фиксируют его на доске при помощи карточек. |
IV. Открытие новых знаний Слайд 5. | 1. Подготовка к изучению новой темы. - Прежде чем приступить к работе, заполним корзину знаний. Что вы уже знаете по теме деления? -Вспомним название компонентов деления. (Делимое, делитель, частое). - При делении с остатком, о чем мы не должны забывать? ( Остаток должен быть меньше делителя). Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» (приложение 2) - Заполните карточки-таблицы№1. -Вспомните алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить письменное деление: 946 : 2 2. Построение проекта выхода из затруднений. -Каким образом можно получить новую информацию для открытия способа деления многозначного числа на однозначное? 1. Прочитать в учебнике 2. Объяснил учитель 3. Добыть самим. -Какой способ выбираете вы? - Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и решая самостоятельно. -Теперь вам предстоит разделить 7395:3. -Работаем в парах. Что должны помнить, работая в парах? - Назовите число, которое получили в частном. - Где мы можем посмотреть и проверить решение? - Откройте учебники на странице 82, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания Оцените себя в маршрутном листе - Предлагаю вам составить алгоритм деления многозначного числа на однозначное. У вас на партах карточки, на которых вы должны составить алгоритм, работая в парах. (Приложение 3)Карточка №2 3.Анализ составленных алгоритмов (читают) - О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? Остаток должен быть меньше частного. - Я предлагаю вам алгоритм в схеме.(приложение 3) Кто сможет объяснить его? Физминутка. | Пишут на карточках свои высказывания, кладут в корзину. Строят высказывания Заполняют карточку №1 Решают пример в тетради. Один учение у доски в роли учителя объясняет Проговаривают алгоритм. 1.Нахожу первое неполное делимое. 2.Определяю количество цифр в частном. 3.Делю поразрядно. 4.Получаю ответ. Вступают в диалог. Предлагают выбранный способ. Решают в парах. Находят способ решения. Проверяют результат по учебнику. Оценивают себя в маршрутных листах Составляют алгоритм на карточках №2, работая в пара проговаривают. Защищают свой алгоритм. Читают алгоритм по схеме. Выполняют упражнения. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - А теперь потренируемся применять изученный нами способ. Для чего мы это делаем? 1.Работа по учебнику стр 82 №372. Решение примеров. С комментированием у доски. Оцените себя в маршрутном листе. | Решают примеры у доски с объяснением по алгоритму. Самоконтроль по эталону. Дети оценивают себя в маршрутном листе |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Самостоятельная работа. Решение примеров на карточках №3(карточка №3) 5436: 2=2718 6.512 :4=1628 *9408:2=4704 Проверка. -У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг. - В каком месте допущена ошибка? Оцените себя в маршрутном листе. | Взаимопроверка по эталону (на карточкахс обратной стороны). Дети оценивают себя в маршрутном листе |
VII.Включение в систему знаний и повторение. Слайд 6.. | 1.Решение задачи. Карточка. (1 ученик решает у доски с обратной стороны). Решаем с краткой записью. Задача Перемололи 5 мешков пшеницы и 3 таких же по весу мешка ржи. Всего смололи 328 кг зерна. Всю полученную муку разложили в одинаковые мешки. Сколько килограммов муки получилось в каждом мешке? - Что известно в задаче? - Что неизвестно? Пшеница-5 м., ? кг Рожь- 3 м., ? кг. 328 кг. 1)5+3=8(м) всего 2) 328 : 8=41 (кг) Ответ: 41 кг муки в каждом мешке. Оцените себя в маршрутном листе 4. Выполнить тест. Карточка №5 На партах лежат карточка с тестом . - Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях. - Выполните самопроверку по слайду. 1.472:8. Первое неполное делимое 40(-) 3. Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1( +) 4.Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2. (-) 5. 7854 : 7. В частном будет 1122(.+) Проверка.
- Оцените себя в маршрутном листе. | Дети читают задачу. Работая с информацией задачи, находят ключевые слова, составляют краткую запись. Работают в парах, решают её. Защита решения пары, которая быстрее справилась. Самопроверка по эталону на (обратной) доске. Дети оценивают себя в маршрутном листе. Выполняют тест самостоятельно. Выполняют самопроверку по слайду. Дети оценивают себя в маршрутном листе. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | Рефлексия (слайд 7) - Давайте возвратимся к словам, которые мы прочитали в начале урока: «Где есть желание – найдётся путь ». Я вам желаю всегда помнить об этом. Смогли вы своими усилиями изучить тему урока? -Проанализируйте свои маршрутные листы и зафиксируйте результат. На партах у вас лежат снежинки трёх цветов. Жёлтая – всё понял. Голубая – понял, но остались вопросы. Розовая - не понял. Пусть каждый возьмёт свою снежинкуи прикрепит на доску. Каких снежинок больше? О чём мы можем сказать? Какой вывод сделаем о сегодняшнем уроке? Итог урока. -Наш урок подходит к концу. - Какой была тема нашего урока? - Какие цели ставили перед собой? - Достигли ли вы этих целей? - Каким путём вы сегодня шли? - При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? Где вам это пригодиться в жизни? | Проводят рефлексию своей деятельности на уроке. Вступают в диалог с учителем. Определяют уровень полученных знаний. |
IX. Домашнее задание. Слайд 8. | Стр. 82 №374, №375. | Принимают задание. Записывают его в дневник. |
Приложение 1
Маршрутный лист
Фамилия, имя _________________________________
Моя успешность на уроке
№п/п | Вид задания | Результат выполнения задания | Критерии: 3б всё получилось, справился сам без ошибок 2 б справился сам, но была ошибка 1 б потребовалась помощь, были ошибки 0 б не справился, не понял |
1 | Устные вычисления. Разминка. | ||
2 | Работа в парах. Решение примера 7395:3. | ||
3 | Решение примеров №372 | ||
4 | Самостоятельная работа. Решение примеров. | ||
5 | Работа в парах. Решение задачи. | ||
6 | Тест. | ||
Итого | 17-18 б - ты молодец 14-16 б- ты молодец, но нужно ещё поработать 10-14- ты старался, но обрати внимание на западающие задания Менее 10б- тебе нужно ещё раз проработать материал |
Приложение 2
Карточка №1
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Приложение 3
Карточка №2
Алгоритм
- Записываю ____________________________________________________.
- Нахожу первое ________________________________________________.
- Определяю количество _________________________________________.
- Подбираю первую _____________________________________________.
- Умножаю число на_____________________________________________.
- Вычитаю, нахожу _____________________________________________.
- Записываю цифру следующего _________________ делимого рядом с _____________________________.
- Получаю второе неполное _______________________ и повторяю пункты________________ пока не разделим ______________________.
- Остаток сравниваю с ____________________________________.
- ______________________________________________________.
Карточка №3
5436 2 6512 4 9408 2
Ключ для проверки( НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ КАРТОЧКИ)
-5436 2 6512 4 9408 2
4 2718 4 1628 8 4704
-14 25 14
14 24 14
03 11 8
2 8 8
16 32 0
16 32
0 0
Карточка №4
Задача
Твоя мама в детском саду формирует подарки к Новому году.
Для подарков детский сад закупил 4326 конфет «Детский сувенир». Помоги маме рассчитать, хватит ли конфет на всех детей, если в каждый подарок класть по 3 конфеты.
Справка: В детском саду 1440 детей.
Карточка №5
Тест
Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях.
Задание | Ответ | |
1. | 472:8. Первое неполное делимое 40. | |
2. | 6520 : 5. В частном будет 4 цифры. | |
3. | Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1. | |
4. | Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2. | |
5. | 7854 : 7. В частном будет 1122. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...