Урок математики
план-конспект урока по математике (4 класс)

Сандитова Римма Шойжинимаевна

" Алгоритм деления многозначного числа на однозначное »Урок комбинированный (уроۡк формирования ноۡвۡыۡх знаний и уۡмеۡнۡиۡй с исۡпоۡлۡьзоۡвۡаۡнۡиеۡм технологии дۡиۡаۡлоۡгۡа, ИКТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_uroka_matematiki.docx81.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 4 классе

Тема: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное»                                                  

Цели урока: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.

Задачи:

Образовательные:        

1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел, решать задачи изученных видов; закреплять умение определять количество цифр в частном.

Развивающие: Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, стремление к самопознанию.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро и др.), мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки  для самостоятельной  работы, тесты, карточки для плана, карточки для составления алгоритма,  модель алгоритма, маршрутные листы , карточка для приёма «знаю, хочу узнать, узнал».

Предполагаемые результаты обучения

Предметные:

Знать алгоритм  деления многозначного числа на однозначное;

знать устные приемы деления на однозначное число;

уметь «уголком» делить многозначное число на однозначное.

Метапредметные:  

• Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний , формулировать учебную задачу, находить и извлекать информацию из текста путем наблюдения, чтения, слушания; строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

Логические: производить операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

•        Коммуникативные: вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить диалог и монологическое высказывание, умение слушать собеседника, умение работать в паре.

•        Регулятивные: намечать цель работы и конкретного задания; составлять алгоритм решения, осуществлять действия по реализации учебных задач, оценивать результат своих действий (оценка и самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

•        Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Организацион-

ный момент.

Слайд 1

1.Орг.момент.

1.        ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

Математику, друзья,

  Не любить никак нельзя.

  Очень строгая наука,

  Очень точная наука,

  Интересная наука – эта математика!

2. Мотивация к учебной деятельности

Ребята , покажите ,пожалуйста,как должен сидеть за партой ученик. Молодцы,спасибо.

- Сегодняшний урок  математики я хочу начать со слов:

«Где есть желание - найдётся путь»

- Всё в ваших руках. И результат вашей работы зависит только от вас самих.

Встают у своих парт.

Строят высказывания. Рассуждают.

II. Актуализация опорных знаний.

-Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

-У вас на столах лежат маршрутные листы, после каждого вида работы оцените себя по предложенным критериям(приложение 1).

1.Разминка.

Примеры записаны на доске.

- Решаем самостоятельно, записать результат в тетрадях.

1)80х4=320

3)2400:2=1200

4)90 х8 + 10=730

-Какие приёмы закрепили?

Самопроверка

- Оцените себя в маршрутном листе.

Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классная работа»

Дети обращают внимание на маршрутные листы

Выполняют вычисления, в тетрадях записывают только результат.

Дети оценивают себя в маршрутном листе

III. Постановка учебной проблемы.

Слайд 3.

Слайд 4.

1.Определение темы, цели, задач урока

- Над какой темой работаем сейчас на уроках математики?

        «Умножение и деление»

-  Перед вами  выражения

208: 2, 936: 3, 312 : 3,7395:3 (Запись на доске) 

- Что общего в записанных выражениях?

(на деление, делятся на однозначное число).

- На какие группы можно разделить выражения?

1. деление трёхзначных чисел  2. деление многозначного числа

-Какими способами можем решить?

-Решим устно с объяснением.

-Как разделить многозначное число на однозначное, если трудно подобрать слагаемые, каждое из которых делится на делитель.

- Если у вас возник этот вопрос, то какова же будет тема нашего урока?

Учитель корректирует тему: Алгоритм письменного  деления многозначного числа на  однозначное  число – фиксируется на доске

Итак, какую цель вы перед собой поставите на этот урок?

- Что значит слово алгоритм?

- С какими алгоритмами мы уже  знакомы?

(письменного сложения, вычитания, умножения )

2.Составление план изучения н/м.

-Предложите план изучения темы.

1.Открываем способ решения примеров.

2.Применяем полученные знания при решении примеров.

3. Применяем полученные знания в решении задач.

Отвечают на вопросы

Рассуждают, выступают с объяснением.

Способы:

1.Разложим на слагаемые.

2.Разложим на удобные слагаемые.

3. Можно в «столбик»

Ученики выводят тему и цель урока

Показывают область знаний по изученному материалу

Составляю план. Фиксируют его на доске при помощи карточек.

IV. Открытие новых знаний

Слайд 5.

1. Подготовка к изучению новой темы.

- Прежде чем приступить к работе, заполним корзину знаний.

Что вы уже знаете по теме деления?

-Вспомним название компонентов деления. (Делимое, делитель, частое).

- При делении с остатком, о чем мы не должны забывать?

( Остаток должен быть меньше делителя).

Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» (приложение 2)

- Заполните карточки-таблицы№1.

-Вспомните алгоритм  письменного деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить письменное деление: 946 : 2

2. Построение проекта выхода из затруднений.

-Каким образом можно получить новую информацию для открытия способа деления многозначного числа на однозначное?

1. Прочитать в учебнике

2. Объяснил учитель

3. Добыть самим.

-Какой способ выбираете вы?

 - Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и  решая самостоятельно.

-Теперь вам предстоит разделить 7395:3.

-Работаем в парах. Что должны помнить, работая в парах?

- Назовите число, которое получили в частном.

- Где мы можем посмотреть и проверить решение?

- Откройте учебники на странице 82, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением.

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике.

- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания

Оцените себя в маршрутном листе

- Предлагаю вам  составить алгоритм  деления многозначного числа на однозначное. У вас на партах карточки, на которых вы должны составить алгоритм, работая в парах. (Приложение 3)Карточка №2

3.Анализ составленных алгоритмов (читают)

- О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? Остаток должен быть меньше частного.

- Я предлагаю вам алгоритм в схеме.(приложение 3)

Кто сможет объяснить его?

Физминутка.

Пишут на карточках свои высказывания, кладут в корзину.

Строят высказывания

Заполняют карточку №1

Решают пример в тетради. Один учение у доски в роли учителя объясняет

Проговаривают алгоритм.

1.Нахожу первое неполное делимое.

2.Определяю количество цифр в частном.

3.Делю поразрядно.

4.Получаю ответ.

Вступают в диалог. Предлагают выбранный способ.

Решают в парах. Находят способ решения.

Проверяют результат по учебнику.

Оценивают себя в маршрутных листах

Составляют алгоритм на карточках №2, работая в пара проговаривают.

Защищают свой алгоритм.

Читают алгоритм по схеме.

Выполняют упражнения.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь потренируемся применять изученный нами способ.

 Для чего мы это делаем?

1.Работа по учебнику стр 82 №372. Решение примеров.

С комментированием у доски.

Оцените себя в маршрутном листе.

Решают примеры у доски с объяснением по алгоритму.

Самоконтроль по эталону.

Дети оценивают себя в маршрутном листе

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

Решение примеров на карточках №3(карточка №3)

5436: 2=2718    6.512 :4=1628   *9408:2=4704

Проверка.

-У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг.

-  В каком месте допущена ошибка?

Оцените себя в маршрутном листе.

Взаимопроверка по эталону

(на карточкахс обратной стороны).

Дети оценивают себя в маршрутном листе

VII.Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 6..

1.Решение задачи. Карточка. (1 ученик решает у доски с обратной стороны). Решаем с краткой записью.

Задача

Перемололи 5 мешков пшеницы и 3 таких же по весу мешка ржи. Всего смололи  328 кг зерна. Всю полученную муку разложили в одинаковые мешки. Сколько килограммов муки  получилось в каждом мешке?

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно?

Пшеница-5 м.,   ? кг

Рожь-      3 м.,    ? кг.        328 кг.

1)5+3=8(м) всего

2) 328 : 8=41 (кг)

Ответ: 41 кг муки в каждом мешке.

Оцените себя в маршрутном листе

4. Выполнить тест. Карточка №5

На партах лежат карточка с тестом .

- Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях.

- Выполните  самопроверку по слайду.

1.472:8. Первое неполное делимое 40(-)
2.  6520 : 5. В частном будет 4 цифры.(+)

3. Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1( +)

4.Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2. (-)

5. 7854 : 7. В частном будет 1122(.+)

Проверка.

 

- Оцените себя в маршрутном листе.

Дети читают задачу. Работая с информацией задачи, находят ключевые слова, составляют краткую запись.

Работают в парах, решают её.

Защита решения пары, которая быстрее справилась.

Самопроверка по эталону на (обратной) доске.

Дети оценивают себя в маршрутном листе.

Выполняют тест самостоятельно. Выполняют самопроверку по слайду.

Дети оценивают себя в маршрутном листе.

VIII. Итог урока.

Рефлексия.

Рефлексия (слайд 7)

- Давайте  возвратимся  к  словам, которые  мы прочитали  в начале урока: «Где есть желание – найдётся путь ». Я вам желаю всегда помнить об этом. Смогли вы своими усилиями изучить тему урока?

-Проанализируйте свои маршрутные листы и зафиксируйте результат.

На партах  у вас лежат снежинки  трёх цветов.

Жёлтая  –  всё понял.

Голубая  – понял, но остались вопросы.

Розовая - не понял.

Пусть каждый возьмёт свою снежинкуи прикрепит на доску.

Каких снежинок  больше? О чём мы можем сказать? Какой вывод сделаем о сегодняшнем уроке?

Итог урока.

-Наш урок подходит к концу.

- Какой была тема нашего урока?

- Какие цели ставили перед собой?

- Достигли ли вы этих целей?

- Каким путём вы сегодня шли?

-  При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке?   Где вам это пригодиться в жизни?

Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.

Вступают в диалог с учителем.

Определяют уровень полученных знаний.

IX.  Домашнее задание.

Слайд 8.

Стр. 82 №374, №375.

Принимают задание. Записывают его в дневник.

Приложение 1

Маршрутный лист

Фамилия, имя _________________________________

Моя успешность на уроке

№п/п

Вид задания

Результат выполнения задания

Критерии:

3б всё получилось, справился сам без ошибок

2 б справился сам, но  была ошибка

1 б потребовалась помощь, были ошибки

0 б не справился, не понял

1

Устные вычисления. Разминка.

2

Работа в парах. Решение примера 7395:3.

3

Решение примеров №372

4

Самостоятельная работа. Решение примеров.

5

Работа в парах. Решение задачи.

6

Тест.

Итого

17-18 б - ты молодец

14-16 б-  ты молодец, но нужно ещё поработать

10-14-  ты старался, но обрати внимание на западающие задания

Менее  10б-  тебе нужно ещё раз проработать материал

Приложение 2

Карточка №1

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Приложение 3

Карточка №2

Алгоритм

  1. Записываю ____________________________________________________.
  2. Нахожу первое ________________________________________________.
  3. Определяю количество  _________________________________________.
  4. Подбираю первую _____________________________________________.
  5. Умножаю число на_____________________________________________.
  6. Вычитаю, нахожу _____________________________________________.
  7. Записываю цифру следующего _________________ делимого рядом с _____________________________.
  8. Получаю второе неполное _______________________ и повторяю пункты________________ пока не разделим ______________________.
  9. Остаток сравниваю с ____________________________________.
  10. ______________________________________________________.

Карточка №3  

5436      2                     6512     4               9408       2

Ключ для проверки( НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ КАРТОЧКИ)

-5436           2                            6512       4                    9408    2

 4            2718                           4          1628                 8        4704

 -14                                            25                                 14

   14                                           24                                 14

     03                                            11                                     8

        2                                             8                                     8

        16                                           32                                   0

        16                                            32

           0                                              0

Карточка №4

Задача

Твоя мама в детском саду формирует подарки к Новому году.

Для подарков детский сад закупил 4326 конфет «Детский сувенир». Помоги маме рассчитать, хватит ли конфет на всех детей, если в каждый подарок класть по 3 конфеты.

Справка: В детском саду 1440 детей.

             

                                                                  Карточка №5                                                                

                                                                           Тест

Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях.

        Задание

Ответ

1.

472:8.             Первое неполное делимое 40.

2.

6520 : 5. В частном будет 4 цифры.

3.

Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1.

4.

Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2.

5.

7854 : 7. В частном будет 1122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...