Интегрированный урок математики и технологии. Тема: «Решение задач на встречное движение и конструирование космической ракеты» 4 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по математике (4 класс)
Тип урока: Урок закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цели урока:
-закрепить умение решать задачи на встречное движение, развивать умения переносить полученные навыки в сходные и новые условия, закрепить вычислительные навыки и основные знания о ракетостроении (конструкции, история создания ракеты).
Задачи урока:
-формировать умение решать задачи на встречное движение с использованием формул для решения задач данного вида;
-выполнять и подбирать чертежи, схемы к данным видам задач;
-различать задачи на встречное движение и движение в противоположных
направлениях;
- расширять представления о назначении ракеты-носителя;
- учить экономно расходовать бумагу с целью сохранения природных ресурсов;
-показать значение бумаги в практической жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
- использование приобретённых навыков для умения решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
- овладение навыками наглядного представления данных в разной форме, овладение умениями применять формулы для решения задач на движение;
- приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-совершенствовать умения чтения чертежа, выполнение чертежа, используя чертежные инструменты (линейка-циркуль);
- учить выполнять модель ракеты из бумаги;
Личностные:
-у обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
- совершенствовать умения организовывать собственную деятельность, определять последовательность операций по изготовлению изделия;
- расширить представление учащихся о профессиональной деятельности космонавта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_i_tehnologii_gotovyy.docx | 99.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Интегрированный урок математики и технологии.
Тема: «Решение задач на встречное движение и конструирование космической ракеты»
4 класс УМК «Школа России»
Урок разработали: учитель начальных классов высшей категории
Мертюкова Т.А.
2020-2021уч.г.
Тип урока: Урок закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цели урока:
-закрепить умение решать задачи на встречное движение, развивать умения переносить полученные навыки в сходные и новые условия, закрепить вычислительные навыки и основные знания о ракетостроении (конструкции, история создания ракеты).
Задачи урока:
-формировать умение решать задачи на встречное движение с использованием формул для решения задач данного вида;
-выполнять и подбирать чертежи, схемы к данным видам задач;
-различать задачи на встречное движение и движение в противоположных
направлениях;
- расширять представления о назначении ракеты-носителя;
- учить экономно расходовать бумагу с целью сохранения природных ресурсов;
-показать значение бумаги в практической жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
- использование приобретённых навыков для умения решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
- овладение навыками наглядного представления данных в разной форме, овладение умениями применять формулы для решения задач на движение;
- приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-совершенствовать умения чтения чертежа, выполнение чертежа, используя чертежные инструменты (линейка-циркуль);
- учить выполнять модель ракеты из бумаги;
Личностные:
-у обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
- совершенствовать умения организовывать собственную деятельность, определять последовательность операций по изготовлению изделия;
- расширить представление учащихся о профессиональной деятельности космонавта.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-формировать учебную задачу урока; контролировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректировать свои действия;
- принимать активное участие в групповой и коллективной работе;
- слушать и вступать в диалог, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Познавательные универсальные учебные действия
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-формулировать познавательную цель; выделять необходимую информацию, анализировать, сравнивать; создавать проблемы решения и алгоритм деятельности;
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- формулировать проблемы, анализировать объекты с целью выделения признаков, самостоятельно достраивать с изменением конструкции, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- слушать и понимать партнера, не создавать конфликтов в спорных ситуациях.
- адекватно использовать речевые средства для решения различных задач.
Оформление: картинки с изображением жителей других планет, модель космической ракеты, картинка с изображением прибора для измерения кислотности, воздушные шары, фотография ракеты-носителя.
Оборудование: маршрутные листы, схемы задач, презентация по теме урока, компьютер, мультимедиапроектор, калькулятор, образец готового изделия,
Материалы: цветная бумага или тонкий цветной картон.
Инструменты и приспособления: ножницы, клей, карандаш, линейка.
Ход урока
1.Организация класса (приветствие гостей)
2.Эмоциональный настрой на урок (фото класса)
Девиз «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке»
Слайд
Сегодня у нас с вами необычный урок, во - первых на нём много гостей, класс сегодня выглядит не совсем обычно, Елена Петровна и Елена Ивановна зачем то пришли в наш класс.
Я забыла сказать вам самое главное, на днях мне на электронную почту пришло очень странное письмо, сначала я даже решила, что это вирус и не стала его открывать, но любопытство взяло верх. Вот что я там обнаружила…. (звуковой файл)
SOS! SOS! Земляне, страна Россия, г.Тарко-Сале , вторая школа, 4А класс. Ребята, помогите!!!! Мы узнали, что 2017 год у вас объявлен годом экологии!!! Мы слышали, что вы умеете беречь окружающую среду. На нашей планете беда, нас заливают кислотные дожди…. и мы думаем, что это очень опасно для нас. Помогите узнать каким прибором нужно измерить уровень кислотности на нашей планете? Подскажите его название? Чтобы нам удалось предотвратить экологическую катастрофу на нашей планете. С надеждой на помощь…Марсиане.
А кто такие Марсиане? Как называется планета, на которой они живут?
СПРАВКА о Марсе
Марс это- четвёртая планета от Солнца. Своё название планета получила в честь Марса, древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. СЛАЙД :
- Ребята, а ещё я обнаружила вот такие знаки: скорость, время, расстояние.
Расположены на доске в разнообразном порядке.
Помогите мне их расшифровать.
СЛАЙД : Урок математики и технологии.
А что мы можем делать на таком уроке?
(Решать примеры, задачи и мастерить ракету- носитель)
Слайд: Тема урока: «Решение задач на встречное движение и конструирование космической ракеты»
Учитель: Для того, что бы помочь нашим друзьям мы должны выполнить несколько заданий. Согласны? Тогда в путь! Проверим вашу готовность.
(Учащиеся работают в группах, парами )
Возьмём маршрутный лист, вы уже видите, что там две фамилии, подпишите.
Проставьте дату.
- Космическая разминка.
(Учащиеся получают файл с тестом. Один учащийся работает на компьютере, второй учащийся пары заполняет маршрутный лист)
1 вопрос 1. Королёв 2.Царёв 3.Князев |
2 вопрос 1.Кошки. 2.Обезьяны 3.Собаки |
3вопрос 1.Шарик и Жучка 2.Белка и Стрелка 3.Шарик и Стрелка |
4 вопрос 1.Владимир Комаров 2.Алексей Леонов 3.Юрий Гагарин |
5вопрос 1. 630 2. 70 3. 213 |
6вопрос 1. V=S:t 2. t=S:V 3. S=V ∙ t |
7вопрос 1. 810 2. 90 3. 70 |
8вопрос 1. км/ч 2. мин 3. м/с |
9вопрос 1. 49 км/ч 2. 192 км/ч 3. 200 км/ч
|
10вопрос 1. 240 км 2. 40 км 3. 20 км |
Проверка выполнения теста. Слайды презентации.
ФИЗМИНУТКА?
Ребята, но нам же нужно узнать, как называется прибор, при помощи, которого жители планеты Марс смогут измерить уровень кислотности и узнать угрожает ли им экологическая катастрофа?
Для этого мы должны решить задачу.
Слайд
Задача: Одновременно на помощь Марсианам вылетела ракета землян 4 «А» класса и летающая тарелка с планеты Марс. Скорость ракеты 33000км/ч, скорость тарелки 167000км/ч. Расстояние между Землёй и Марсом 5000000км. Через сколько часов произойдёт наша встреча?
Вопросы: Простая или составная задача?
-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Что известно в задаче?
Выбор схемы к задаче.
Какая схема подходит к нашей задаче? Слайд
Как называется этот вид задач? (встречное движение)
-На ваших столах лежат схемы задач на движение, выберите нужную и вклейте в указанное место. Дополним схему.
Что нужно узнать сначала? (Скорость двух комических объектов)
- 33000+167000 =200000 (км/ч) скорость двух объектов
Какую формулу используем для нахождения времени встречи?
V=S:t
Как найдем время? Чему равно расстояние?
5000000:200000
Сможем разделить (мы не умеем делить такие числа)
Ребята, я вспомнила у нас в классе, какая то странная коробка ( с записью открыть, только в случае большой необходимости. Возможно это и есть тот самый момент. Вскрывается коробка с калькуляторами, выполняются действия)
33000+167000 =200000 (км/ч) скорость двух объектов
5000000:200000=25 (ч) объекты встретятся
Ответ: через 25 часов произойдёт наша встреча.
Ребята, а тут на дне коробки ещё какой -то конверт.
Вскрываем
Прибор для измерения кислотности. Ура теперь
все будут знать, как он выглядит… . Но его же
необходимо доставить на планету МАРС. И тут к
нам на помощь придёт Елена Петровна.
СЛайд
Беседа: Рассмотрим конструкцию ракеты. Из каких элементов состоит конструкция космической ракеты? (Конструкция ракеты состоит из нескольких ступеней, поэтому ее называют многоступенчатой. Также существует ракета-носитель – ракета, которая выводит в космос (несет) полезный груз)
Ракеты носители классифицируют по количеству ступеней (одноступенчатые, многоступенчатые и т.д.) каждая ступень является отдельной ракетой со своим двигателем и топливом. По мере удаления от Земли ракета потребляет много топлива. Когда топливо заканчивается в одной ступени, ее топливный бак отделяется и происходит зажигание топлива в следующей ступени. Облегченная ракета продолжает лететь заданным курсом. Последняя ступень выводит полезный груз на орбиту, после чего работа ракеты считается завершенной. Слайд
Запуском ракеты управляют с Земли. Из центра управления полетами постоянно следят за космическим кораблем и оборудованием на протяжении всего полета. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов, называется космодромом. Обычно космодромы занимают большую площадь и находятся вдалеке от густонаселенных мест, чтобы отделяющиеся в процессе полета ступени не навредили населенным территориям или соседним стартовым площадкам.
Что вы знаете о космонавтах? (ответы учащихся)
Совершают полеты космонавты. Это опасная и сложная профессия. К полету в космос люди должны быть подготовлены. Они тренируются, чтобы успешно работать в космической среде. Человека, совершившего полет в космос, в разных странах называют по-разному.
Человека, совершившего космический полет на корабле советского или российского производства, - космонавт; на американском космическом корабле – астронавт; на китайском космическом корабле – тайконавт.
В экипаже две должности: командир экипажа и бортинженер. В полете необходимо выполнять много различных задач: управлять кораблем, выпускать спутник на орбиту, проверять новые приборы, проводить эксперименты в условиях невесомости. Некоторые работы совершаются вне корабля.
Какую специальную одежду необходимо надевать космонавту? Слайд
Герметичный скафандр поддерживает температуру тела, обеспечивает защиту от микрометеоритов, подает кислород для дыхания. Для перемещения вне корабля космонавт надевает специальный ранцевидный двигатель.
2 Анализ образца. Планирование работы.
(Учитель демонстрирует готовое изделие, ученики рассматривают его)
На прошлом уроке мы выполнили размётку (выполнение чертежа) и раскрой (вырезание всех деталей) Слайд
Ракета имеет цилиндрическую удлинённую форму, состоит из носовой части (обтекателя) конической формы, корпуса (удлинённый цилиндр), стабилизаторов (4 детали треугольной формы). Ракету можно оформить цветной бумагой (выполнить иллюминаторы, изготовить детали из бумаги разного цвета).
Методическая последовательность изготовления ракеты
1. Корпус ракеты изготавливаем из плотной бумаги. Деталь заглаживаем по краю стола для закругления и склеиваем в трубочку. С одной стороны корпуса делаем надрезы на глубину 10мм, чтобы удобно было приклеить носовую часть (обтекатель).
2. Носовую часть изготавливаем из цветной бумаги из полукруга и склеиваем с корпусом ракеты. Намазав клеем по периметру с надрезанной стороны, склеиваем их между собой.
3. Стабилизаторы изготавливаем из бумаги квадратной формы, сложив заготовки по диагонали, срезаем с одной стороны кончик треугольника. На глубину среза отгибаем края и приклеиваем их к корпусу ракеты. Технический рисунок
3 Практическая работа
1.Подготовка деталей к сборке.
2. Сборка и оформление работы.
4. Итог интегрированного урока
- Расскажите, кто из учёных-конструкторов положил начало космической эры.
- О каких покорителях космоса вы можете рассказать
- Назовите основные части ракеты.
- Какую роль играет космонавтика в жизни человека.
А, сейчас наступил самый долгожданный момент, когда мы с вами отправим ракету
на планету МАРС. Для этого вы все свои ракеты сложите в большую ракету, и мы её отправим вместе с измерительным прибором для измерения кислотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики по теме: "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения....
Урок по математике на тему "Решение задач на встречное движение"
Урок математики в 4 классе...
Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"
Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"...
Конспект урока по математике на тему "Решение задач на встречное движение" 4 класс
Учимся решать задачи на встречное движение....
Конспект урока. Тема «Решение задач на определение начала, конца и продолжительности», 4 класс. УМК Школа России
Цели деятельности учителя: формирование умения решения задач и определение начала, конца и продолжительности события; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результатыПредметные: Знать: ...
Технологическая карта урока по математике 4 класс. Тема " Решение задач на встречное движение"
Разработка открытого урока по математике по УМК "Перспектива"...
Разработка открытого урока математики по теме: "Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях", 4 класс, УМК "Школа России".
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями....