Консультация по актуальной теме
консультация по математике (3 класс)

Жидкова Любовь Юрьевна

Что такое разноуровневые задания? Чем один уровень отличается от другого? Как подготовить такие задания по математике для младших школьников?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов МО

«Разноуровневые задания на уроках математики»

Подготовила Жидкова Л.Ю.

        

«Единственный путь,

ведущий к знаниям,

 - это деятельность».

(Б. Шоу)

         Современное состояние нашего общества характеризуется коренной ломкой прежних устоев общественной жизни, глубокими изменениями и преобразованиями во всех ее сферах. Эти перемены породили переоценку ценностей, новый взгляд на мир, общество, человека.

           Изменения, происходящие в последнее время в школах России, отражают эти сложные процессы, которые можно обозначить как смену социальных приоритетов, так как их основой является изменение самих образовательных парадигм, нашедших отражение в Федеральном государственном стандарте общего образования.

           Результат образовательной деятельности начальной школы фиксируется в следующем портрете выпускника:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности и др.[4]

        Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность у него умений и навыков.

         В данном сборнике собраны задания разноуровневого характера для уроков в начальной школе, направленные на развитие познавательной активности.

Как конструируются разноуровневые задания

        По наблюдениям, включение разноуровневых заданий в урок способствует:

– повышению активности и работоспособности на уроке;

– появлению у школьников интереса к собственной познавательной деятельности;

– качественному росту результатов обучения.

Различные разноуровневые задания можно конструировать для текущего, тематического и итогового контроля знаний, умений и навыков.

1.        Индивидуальные дифференцированные уровневые задания применяются учителем на уроке с самостоятельной работой. Они направлены на проверку оперативности, гибкости, конкретности, осознанности и прочности знаний.  Для их выполнения достаточно выделить 10-15 минут.

При выборе заданий разного уровня сложности учащиеся ориентируются на цветной сигнал индивидуальной карточки: высокий – красная карточка, средний – желтая карточка, низкий – зеленая карточки. Количество заданий в работе зависит от учебного предмета, уровня сложности, индивидуальных особенностей ученика и времени для самостоятельной работы.

2.         Дифференцированные задания с адаптацией применяются для обучения и проверки умения обучающихся выполнять работу по образцу. Карточка с адаптацией имеет следующую конструкцию:

1)        содержание задания, алгоритм и выполнение задания по нему;

2)        содержание аналогичного задания для самостоятельного выполнения  учеником по представленному образцу;

3)задание, которое нужно объяснить соседу по парте.

Она предполагает решение школьником своей задачи и его обсуждения с соседом, а также обсуждение  объяснения решения  задачи соседа (работа в статических парах в адаптивной системе обучения).

В соответствии с теорией поэтапного формирования действия П.Я. Гальперина учащиеся, объясняя в слух алгоритм выполненного задания своему соседу по парте, мысленно производят свертывание и обобщение учебной информации. При этом выполняемые действия начинают автоматизироваться.

Карточки такого типа целесообразно использовать для проведения коррекционной работы со «слабыми» и индивидуальной работы с отсутствующими на предыдущих уроках учениками. Кроме этого, каждый ученик при желании во внеурочное время может отрабатывать алгоритм выполнения заданий более сложного уровня. Выставление отметок проводится учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т.к. основной функцией дифференцированных заданий с адаптацией является не столько контролирующая, сколько обучающая функция.

Для контроля усвоения теоретических знаний применяются адаптивные карточки с пропусками, которые должны быть заполнены учащимися в процессе первичного контроля усвоения знаний, умений и навыков на уроках разбора нового материала.

3.         Разноуровневые тестовые задания. Тест в данном случае – это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения обучающимися определенного учебного материала с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая разноуровневые тесты, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у всех школьников вырабатываются устойчивые умения и знания, которые зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке, самоанализу и исправлению ошибок.

Разноуровневые тесты целесообразно применять в качестве текущего контроля после  изучения небольшого по объему учебного материала в блоке. Учащимся предлагается выполнить задание из 10-15 тестов, расположенных по степени возрастания уровня их сложности за определенный отрезок времени (7-10 минут). Для проверки работ используется само- или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Вопросы о критериях оценивания работ и о выставлении отметок в журнал или дневник учащегося решаются учителем самостоятельно.

4.          Разноуровневые тематические контрольные работы направлены на проверку всех качеств и уровней знаний. Время для выполнения работы – урок. При подготовки разноуровневых контрольных работ необходимо учитывать  следующие требования:

- вариативность;

- дифференцированный характер (включать задания всех уровней усвоения);

- возможность добровольного выбора задания определенного  уровня сложности;

- корреляция заданий с оценками «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

В школьной практике на разных ступенях обучения можно применять  проверочные работы различных типов.

Первый тип предполагает добровольный выбор учащимися варианта уровневых работ, коррелируемого с отметками «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». С таким типом заданий хорошо справляются ученики старшей ступени, адекватно оценивающие свои возможности. Учащиеся, получившие отметки ниже ожидаемых, имеют право на повторный контроль.

Второй тип предлагает учащимся выбрать не менее четырех из шести разноуровневых заданий  (по два задания на каждый уровень с соответствующей оценкой в баллах). Отметка «5» ставится при получении 18-17 баллов, «4» - за 16-14 баллов, «3» - за 13-11 баллов. Работа ученика, получившая меньше 11 баллов или содержащая меньше  четырех заданий, не зачитывается. Ученику предлагается повторная попытка выполнения другого варианта подобного задания.

Третий тип контрольной работы состоит из двух частей и направлен на формирование положительной мотивации к выбору заданий повышенной трудности через получение более высокой отметки. Выполнение первой части работы «до черты» позволяет обучающемуся получить отметку «удовлетворительно». Для получения отметки «хорошо» необходимо дополнительно выполнить одно из заданий второй части «за чертой». Чтобы получить отметку «отлично», кроме выполнения первой части работы, учащийся должен решить не менее двух заданий из второй.

Рейтинг каждого задания заранее известен ученикам, поэтому они могут ориентироваться не только на трудность (уровень) заданий, но и на желаемую отметку. Интерес к нестандартному для школьников виду деятельности помогает им продуктивнее работать на уроке.

Дифференцированный подход на уроке позволяет учителю видеть каждого ученика, а каждому ученику видеть себя в развитии, сравнивать себя с собой в ходе учебного процесса. [5]

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

 Тема: Счет десятками и единицами

1  уровень: Запиши однозначные числа в порядке возрастания.

0,5,1,60,8,4,100,90,6.

2 уровень: 

6 дес. = ... ед.         90 = ... дес.

4 дес. = ... ед.         50 = ... дес.

3 уровень: Запиши все двузначные числа, у которых десятки равны 4, а единицы разные. Сколько десятков и единиц в наименьшем и наибольшем числе?

Тема: Чтение, написание и сравнение двузначных чисел.

1  уровень:

 57 = 50 + ...

39=... + 9 83 = 80+...

2 уровень:

 1 дес. 3 ед. = ... ед.

9 дес. 2 ед. = ... ед. 37ед.= ...

3 уровень:

 Сколько двузначных чисел можно написать, используя цифры 4 и 7?

Тема: Измерение длины - метр.

1  уровень:

 1 м = ... см

10 дм = ... м

1  дм = ... см

2 уровень: 

50 дм - ... см

2  м = ... дм

70 см = ... дм

3 уровень: 

1 дм 2 см = ... см

47 см = ... дм ... см

8 м 3 дм = ... дм

Тема: Сравнение двузначных чисел.

1  уровень:

Сравни:

50 + 20 * 70-20

40 + 10 * 90-40

2 уровень:

 Запиши вместо пропуска нужные числа

98 < ... < 100

89 < ... < 91

 48   < ... <   50

3 уровень: 

1 м 2 дм * 12 дм

4 дм 8 см * 49 см

90 см * 9 дм 0 см

Тема: Проверка сложения.

1  уровень: 

5 + 3 = 8         4 + 6 = ... Составь по образцу и реши.

3 + 5 = 8

8 -  5 = 3

8  - 3 = 5

2 уровень:

 Реши задачу

1 -й день - 4 страницы

2-й день - ?, на 2 страницы <

3 уровень: 

Составь задачу, которую можно решить по выражению:

9-6

Тема: Проверка вычитания

1  уровень: 

Вставь числа вместо точек.

5 + ... = 9          ... + ... = 6         ...-4 = 3

2 уровень:

 Используя числа 40 и 10, составь выражение, связанное с действием вычитания. Реши. Проверь.

3уровень: 

Запиши в порядке убывания все двузначные числа, десятки которых = 3. Сколько чисел получилось?

Тема: Понятия о массе. Кг.

1  уровень: 

50 кг * 60 кг - 10 кг

100 кг-20 кг * 50 кг

2 уровень: 

Реши задачу:

Конфет купили 6 кг, печенья - 3 кг. Сколько всего куплено кг конфет и печенья?

  1. уровень: 

Конфет - 6 кг

     Печенья - 3 кг

     Всего -? кг

Составь обратную задачу.

Тема: Понятия о емкости. Литр.

1  уровень:

Выполни по образцу:

40 + 7 = 4дес. 7ед. = 47

 50 + 8=...

2 уровень: 

5 л + 4 л = ... л

43 л *  34 л

25 л - 5 л = ... л

3  уровень:

 Составь задачу, используя числа 40 л, 10 л, 30 л.

Тема: Многоугольники

 1 уровень:

<

   1         2           3         4              5               6

Найди и выпиши номера фигур, которые являются многоугольниками.

2 уровень: 

Начерти ломаную линию, состоящую из 4-х звеньев.

3 уровень: 

Начерти четырехугольник со сторонами 4 см и 2 см. Раздели его на 2 треугольника.

Тема: Прямой и непрямой угол.

  1. уровень:

Укажи номера прямых углов.

1            2                 3           4               5

  1. уровень

 Найди число углов каждой фигуры.

  1. уровень: 

Сосчитай, сколько треугольников, пятиугольников на этом рисунке.

Тема: Закрепление. Числа в пределах 100.

1  уровень: 

24 = 2 дес. ... ед.

75 = ... дес. ... ед.

 100 = ... дес.

2 уровень: 

           7 м + 1 м *  8 м

3 дм *  1 дм + 4 дм

10 дм - 1 дм * 5 дм

3 уровень:

 Догадайся, какая цифра заменена А

+8А               -5А

    А                  А

   90                   50

Тема: Десяток ± 1

1  уровень: 

50 + 1            40 см - 1   см

20  - 1            90 см + 1 см

2 уровень:

 Сравни:

30 * 29+1

 18-1 * 17

63 + 1  * 63-1

3 уровень: 

Используя числа 6, 37 9, составь задачу на сложение и реши ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей на тему: "Необходимость выполнения рекомендации логопеда"

Консультация родителей на тему :"Необходимость выполнения рекомендации логопеда"...

Беседы на актуальные темы с младшими школьниками

Тематические уроки в младших классахна актуальные темы: о вежливости, о патриотизме, об отношении к природе...

Беседы на актуальные темы с младшими школьниками

Тематические уроки в младших классахна актуальные темы: о вежливости, о патриотизме, об отношении к природе...

Консультация – практикум на тему: «Организация подвижных игр на прогулке».

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно воспринимать внешний мир, окруж...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

Статья. Важность и актуальность темы "Безударные гласные" в начальной школе.

В статье говорится об особой важности и актуальности  темы изучения орфограммы  "безударные гласные".  Доказывается, насколько важна пропедевтика этой орфограммы уже в 1 класс...