Статья. Важность и актуальность темы "Безударные гласные" в начальной школе.
статья (1 класс)
В статье говорится об особой важности и актуальности темы изучения орфограммы "безударные гласные". Доказывается, насколько важна пропедевтика этой орфограммы уже в 1 классе, а так же в статье приводится простой приём, применение которого поможет уже с 1 класса снизить вероятность будущих ошибок в орфограмме "безударных гласных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Важность и актуальность темы "Безударные гласные" в начальной школе. | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность темы «Безударные гласные» в начальной школе.
Чтобы еще раз обозначить важность темы, я хочу привести вам следующие данные: около 75% слов русского языка состоят из 2-3 слогов, и на один ударный слог приходится 1-2 безударных. Т.Е. это еще раз доказывает нам, какое важное место занимает орфограмма «Правописание безударных гласных в корне слова» в общем образовании учеников.
Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. Именно это и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводит к ошибкам. В работе над безударной гласной в корне слова во всех методиках выделяется 4 важных ступени:
1 – восприятие слова (лексический смысл);
2 – определение того, на какую часть слова, т.е. на какую морфему падает ударение;
3 – определение безударного слога;
4 – подбор проверочного однокоренного слова.
Собственно, мы по такой схеме и работаем, все делаем правильно, а ошибки ЕСТЬ!
Первое и главное в моем понимании работы над любой темой, а в особенности над этой, заключается в волшебном слове «пропедевтика».
Пропедевтика – это слово греческого происхождения, которое обозначает введение в какую-либо науку.
А в словаре иностранных слов добавляется, что это происходит в сжатой и элементарной форме. Для нас это важно, т.к. у нас очень маленькие ученики.
- Начиная с 1 класса я приучаю своих детей, что как только мы узнали ударение в слове, к своему жесту.
Печатаем слово дома - дом, т.е. я уже приучаю их к проверке, и весь 1 класс не зная ни конструкции слова, ни понятий корня и однокоренных слов ученики уже привыкают к этой проверке, т.е. происходит элементарное введение в тему, т.е. волшебная пропедевтика (развитие фонематического слуха учащихся).
- И вот он 2 класс. Октябрь. Новая тема «Однокоренные слова. Корень слова. Проверка безударных гласных». Всего 10 часов. А ученики уже умеют совершать это орфографическое действие! И им фонематический слух уже приходит на помощь. И тут важно уже заинтересовать этой работой.
а) цепочки однокоренных слов с обязательным условием: корень везде пишется одинаково. Цепочки составляем в классе, даю составить по одной цепочке на дом.
б) любые дидактические игры.
Например: гл(а\о)за --…………(глаз);
в) найди проверочное слово;
г) любые карточки;
д) взаимопроверка;
е) выбрать из текста и записать слово с безударной гласной с проверочным словом;
ё) даю 5 однокоренных слов, записать столбик, дать только корень
ласк
ласка
ласково
приласкать
И я уверена, что вы добавите к этому много своих находок. Но главное на этом этапе: не перегружать детей рассуждениями. Они еще не знают всех морфем, поэтому стоит убрать все лишние слова.
- 3 класс – 15 часов. В 3 классе муже вводятся приставки и суффиксы и немного ситуация усложняется. Тут главное алгоритм действий и то, что ни в приставке, ни в суффиксе, ни в окончании безударные гласные не проверяются. Только в корне!
- 4 класс. Отдельной темы нет, но я насчитала 6 уроков по безударной гласной в корне. Тут уже теоретически навык почти сформирован, но это только теоретически, т.е. практически на каждом уроке уже в сопоставлении с другими морфемами необходимо продолжать формировать этот навык, опять не перегружая детей рассуждениями.
В заключении:
- во всех случаях обучение правописанию безударной гласной в корне должно носить системный характер, проводиться регулярно и последовательно, особенно в 4 классе, в сопоставлении с другими орфограммами;
- не следует забывать, что формированию навыка предшествуют длительные, систематические, целенаправленные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:· Самоконтроль поведен...
Пальчиковая гимнастика и её актуальность в режиме начальной школы.
Гимнастика для пальцев универсальна, её можно использовать как на занятиях с детьми основной медицинской группы, так и на занятиях со специальной медицинской группой, причем диагнозы детей не имеют зн...
Актуальные проблемы в начальной школе
Актуальные проблемы в начальной школе...
Статья на тему "Учебный диалог в начальной школе как одна из интерактивных форм обучения в начальной школе"
Статья из опыта работы....
Актуальные проблемы в начальной школе
Актуальные проблемы в начальной школе: навык чтения, проблемы в математике, проблемы в домашнем задании, проблемы почерка....
Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)
С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...
Статья на тему: «Актуальность профессии учитель начальных классов».
Профессия учителя начальных классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность задачи педагога сложно переоценить - он закладывает фундамент все...