Открытый урок по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)
Открытый урок по математике 1 класс Тема: решение задач (закрепление). Функциональная грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
155441, Россия, Ивановская область, Юрьевецкий район, с. Ёлнать, ул. Сиротина,15
Тел., факс (49337) 2-73-37. Е- mail: moreva.mouelnat@yandex.ru
Конспект урока по математике
1 класс
«Решение текстовых задач» (закрепление)
Урок разработан : Угловой Н.В., учителем начальных классов, высшей категории
С. Елнать, 2024
Учебный предмет, класс | Математика, 1 класс |
Тема и вопрос урока | «Решение текстовых задач» ? В каком случае задача не имеет решения? |
Содержание обучения по рабочей программе | Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. |
Задачи Предметные | решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); |
Метапредметные | представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. |
Личностные | осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; |
Планируемый результат | Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); К концу урока дети должны усвоить, что задача не имеет решения, если в ней недостаточно данных. |
УУД (У - универсальные, К - коммуникативные, Р - регулятивные ) | У- наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; К - описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение величин (чисел), Р - принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; участвовать в парной работе с математическим материалом, |
Основные понятия | Структурные элементы задачи: Данные, условие, вопрос. |
Формы работы на уроке | Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Тип урока | Комбинированный |
Ресурсы: - основные; - дополнительные | Учебник по математике 1 класс, автор Моро М.И., Волкова С.И. , Степанова С.В. учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч.М.: «Просвещение»2023. Дополнительный мультимедийный проектор. |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы | Планируемые результаты |
Организационный | Организует работу обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место. | индивидуальная | Самоорганизация |
Мотивационно - ориентированный | Школа – подготовка к взрослой жизни. Взрослому человеку нужно много знать и уметь. - Чему мы учимся на уроке математики? ( измерять отрезки, считать, решать задачи) А для чего мы учимся решать задачи? ( развиваем ум, смекалку..) Жизнь постоянно ставит перед нами различные задачи и так хочется, что бы все они были решены. - Но всегда ли задача имеет решение? ( выдвигает проблему) | Дети отвечают на вопрос учителя, приводят разные мнения. | ||
Постановка проблемы ( слайд 2) Тема: Когда задача не имеет решения? ( слайд 3) Актуализация опорных знаний (слайд4,5)
(слайд6)
(слайд 7 ) Физкультминутка ( слайд 8) Открытие новых знаний Краткая запись (карточки на доске) Было – 7р. Купила – 3р. Осталось - ? ( слайд 9)
Включение знаний в систему и повторение ( слайд 10) Итог урока ( слайд 11 ) Рефлексия | В лесной школе учатся звери. Очень любят они решать задачи. Однажды на уроке математики учитель попросил бельчонка и зайчонка придумать друг для друга задачи и решить их. Задача бельчонка Зайчата ели морковку. Один зайчик съел 3 морковки, а второй 1 морковку. Сколько морковок съели зайчата? Задача зайчонка Бельчата собирали грибы. Один принес 5 грибов, второй тоже нашел хорошие грибы. Сколько грибов собрали бельчата? - Зайчонок решил задачу быстро. Кто из вас ее решит и ответит на вопрос задачи? - Белочка не смогла решить задачу, которую ей предложил заяц. Она заплакала, а зайчонок рассмеялся. - Нам надо успокоить белочку. Не плачь бельчонок, есть в математике такие задачи, которые не имеют решения! - Ребята, хотите узнать, почему? - Может это стать темой нашего урока?
- Составим план (алгоритм) нашего урока
( проводит параллель с ранее изученным материалом)
- Перед вами 2 карточки. На одной задачи. На другой таблица. - Итак, я стою перед вами с яблоками. - Это задача? Почему? - Найдите в таблице графу, где нарисованы яблоки. - Есть ли в условии текст и данные? (нет) - Вопрос? (нет) - Можем назвать это задачей? (нет) (Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Предлагает индивидуальные задания, формулирует задание) - Давайте вернемся к задачам, которые придумали друг для друга звери. Читаем задачу бельчонка.
- Далее разбирается аналогично другая задача, которую придумал зайчонок. - Кто виноват в том, что бельчонок не решил эту задачу? (зайчонок, он только одно данное в задаче указал, а нужно минимум два) - Как помочь белочке решить задачу? ( нужно добавить еще одно данное) - Составим задачу, включив недостающее данное. Вывод: задача не имеет решения, когда в ней не хватает данных. Самостоятельная работа с учебником - Открываем тетради., записываем число - Откройте учебник на с. 19 № 3 (1,2) - Прочитаем задачу (1) - Прочитаем условие, вопрос. - Можем мы решить эту задачу? (да) - Сколько данных должно быть в задаче для ее решения? ( 2 данных) - Сколько данных в условии задачи? ( два) - Какое действие вы выберите для ее решения? (сложение) - Читаем задачу (2) Аналогично анализируют задачу. - Можем мы решить эту задачу? (нет) - Почему? - Задача не имеет решения, в ней недостаточно данных для математического действия. - Что нужно сделать, чтобы решить ее? (добавить недостающее данное в условие) - Возьмите недостающее данное из первой задачи. - Запишем краткую запись . - Какие слова возьмем для краткой записи? (Обсуждает способы решения. Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку) - Когда задача не имеет решения? -Сделаем вывод: задача не имеет решения, если в ее условии недостаточно данных. - Это и будет ответом на наш вопрос.
- Работа в группах «Магазин данных» - Каждая группа получает карточку с заданиями. Текст задачи. - Заполняем карточку - У учителя просим недостающее данное для своей задачи. ( Учитель дает карточку с данным) - Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока. Когда задача не имеет решения? - Можем мы на его ответить сейчас? (да) - Задача не имеет решения, когда в ней не хватает данных Кубик Блума - Что понравилось на уроке? - Какие были трудности? И т. д.
| Дети анализируют и решают задачу устно. Составляют математическое действие. Дети высказывают свои мнения Ученики повторяют структурные части задачи. ( условие, вопрос, решение, ответ) Анализируют, аргументируют. Дети читают задачи, проводят анализ, опираясь на структурные части задачи.
Приходят к мнению, что задачу решить можно, т.к. имеются все структурные части в условии задачи Дети приходят к выводу, что в данной задаче недостаточно данных для математического выражения. Поэтому решить ее нельзя. Дети составляют задачу, добавляя недостающее данное. Проговаривают решение, ответ
Анализируют задачу, приходят к выводу, что задача не имеет решения, недостаточно данных для математического действия. Записывают решение и ответ в тетрадь. Один ученик у доски работает. Записывают краткую запись, решение и ответ. Ученик у доски работает. . Работают в группе. Заполняют карточку, просят у учителя недостающее данное. Ответственный отсчитывается за всю группу у доски. Дети отвечают на вопрос хором |
фронтальная
фронтальная Фронтальная индивидуальная Фронтальная индивидуальная
групповая | Наблюдают математические объекты (числа, величины), математическая грамотность. Описывают своими словами сюжетную ситуацию и и математическое отношение величин Принимают учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; математическая грамотность Действуют в соответствии с предложенным образцом, инструкцией. Работа с эталоном Коммуникативная грамотность, математическая грамотность Проявляют интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности Саморегуляция, самопроверка Описывают своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение величин Саморегуляция Математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность Взаимопроверка. Самопроверка по эталону. Взаимопроверка. Самопроверка по эталону. Участвуют в групповой работе с математическим материалом. |
Карточка для детей
1.Прочитай задачу
2.Найди недостающие данные
3.Попроси их у учителя
4.Реши задачу
5.Запиши решение и ответ
1 группа Саша решил сестре купить шарик . У него 5 рублей. Хватит ли ему денег и сколько у него останется?
2 группа Петя желает купить пенал за 7 рублей. В кошельке есть деньги. Хватит ли ему денег на покупку и сколько у него останется?
3 группа У Пети 5 рублей в кошельке. Он желает купить карандаш. Хватит ли ему денег и сколько у него останется?
Данные у учителя.
- Шарик стоит 3 рубля
- В кошельке 10 рублей
- Карандаш стоит 3 рубля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и ху...
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классеУМК «Начальная школа 21 века» ...
Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.
Урок изучения нового материала проведён по теме "Таблица умножения и деления с числом 9" ФГОС на муниципальном уровне по программе "Школа России"....
Технологическая карта открытого урока по математике во 2 классе. УМК "Школа России", М.И.Моро, С.И. Волкова. Математика. 2 класс.
Тема урока "Сравнение числовых выражений"....