Открытый урок по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Углова Надежда Витальевна

Открытый  урок по математике 1 класс Тема: решение задач (закрепление). Функциональная грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1_klass.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛНАТСКАЯ СРЕДНЯЯ    ШКОЛА»

155441, Россия, Ивановская область, Юрьевецкий район, с. Ёлнать, ул. Сиротина,15

Тел., факс (49337) 2-73-37.  Е- mail: moreva.mouelnat@yandex.ru

 

Конспект урока  по математике

1 класс

«Решение текстовых задач» (закрепление)

Урок разработан : Угловой Н.В., учителем начальных классов, высшей категории

С. Елнать, 2024

Учебный предмет, класс

Математика, 1 класс

 Тема и вопрос урока

«Решение текстовых задач»  ? В каком случае задача не имеет решения?

 Содержание обучения

по рабочей программе

Текстовые задачи

Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.

Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.

Задачи

Предметные

решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);

Метапредметные

представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Личностные

осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

Планируемый результат

 Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);

К концу урока дети должны усвоить, что задача не имеет решения, если в ней недостаточно данных.

УУД (У - универсальные,         К - коммуникативные,                  Р - регулятивные )      

У- наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;

К - описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение величин (чисел),

Р - принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;

действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;

проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; участвовать в парной работе с математическим материалом,

Основные понятия

Структурные элементы задачи: Данные, условие, вопрос.

Формы работы на уроке

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы:

- основные;  - дополнительные

Учебник по математике 1 класс, автор Моро М.И., Волкова С.И. , Степанова С.В. учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч.М.: «Просвещение»2023. Дополнительный мультимедийный проектор.

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы

Планируемые результаты

Организационный

Организует работу обучающихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место.

        индивидуальная                                                                              

Самоорганизация  

Мотивационно - ориентированный

Школа – подготовка к взрослой жизни. Взрослому человеку нужно много знать и уметь.  

 - Чему мы учимся на уроке математики?

 ( измерять отрезки, считать, решать задачи)

А для чего мы учимся решать задачи?

( развиваем ум, смекалку..)

Жизнь постоянно ставит перед нами различные задачи и так хочется, что бы все они были решены.

 - Но всегда ли задача имеет решение? ( выдвигает проблему)

Дети отвечают на вопрос учителя, приводят разные   мнения.

Постановка проблемы

( слайд 2)

Тема:  Когда задача не имеет решения?

  ( слайд 3)

Актуализация опорных знаний

(слайд4,5)

 

(слайд6)

 

(слайд 7 )

Физкультминутка

( слайд 8)

Открытие новых знаний

Краткая запись (карточки на доске)

Было – 7р.

Купила – 3р.

Осталось - ?

( слайд 9)

 

Включение знаний в систему и повторение

  ( слайд 10)

Итог урока

( слайд 11 )

Рефлексия

 В лесной школе учатся  звери. Очень любят они решать задачи. Однажды на уроке математики учитель   попросил бельчонка   и зайчонка придумать друг для друга задачи и решить их.

Задача бельчонка

Зайчата ели морковку. Один зайчик съел 3 морковки, а второй 1 морковку. Сколько морковок съели зайчата?

Задача зайчонка

Бельчата собирали грибы. Один принес 5 грибов, второй тоже нашел хорошие грибы. Сколько грибов собрали бельчата?

  - Зайчонок решил задачу быстро. Кто из вас   ее решит и ответит на вопрос задачи?

 - Белочка не смогла решить задачу, которую ей   предложил заяц. Она заплакала, а зайчонок рассмеялся.

 - Нам надо успокоить белочку. Не плачь бельчонок, есть в математике такие задачи, которые не имеют решения!

 - Ребята, хотите узнать, почему?

 - Может это стать темой нашего урока?

 

- Составим план (алгоритм) нашего урока

  1.   Задача?
  2.  Ч+Ч+Ч+…?.
  3.  Ч? затруднения

( проводит параллель с ранее изученным материалом)

 

 

  -  Перед вами  2  карточки. На одной задачи. На другой таблица.

- Итак, я стою перед вами с яблоками.

 - Это задача? Почему?

- Найдите в таблице графу, где нарисованы яблоки.

 - Есть ли  в условии текст и данные? (нет)

 - Вопрос? (нет)

 - Можем назвать это задачей? (нет)

(Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче.

Предлагает индивидуальные задания, формулирует задание)

 - Давайте вернемся к задачам, которые придумали друг для друга звери.

 Читаем задачу бельчонка.

 

- Далее разбирается аналогично другая задача, которую придумал зайчонок.

 - Кто виноват в том, что бельчонок не решил эту задачу? (зайчонок, он только одно данное в задаче указал, а нужно минимум два)

 - Как помочь белочке решить задачу?

(  нужно добавить еще одно данное)

  - Составим   задачу, включив недостающее данное.

Вывод: задача не имеет решения, когда в ней не хватает данных.

Самостоятельная работа с учебником

 - Открываем тетради., записываем число

- Откройте учебник на с. 19 № 3 (1,2)

 - Прочитаем задачу (1)

 - Прочитаем условие, вопрос.

 - Можем мы решить эту задачу? (да)

   - Сколько данных должно быть в задаче для ее решения? ( 2 данных)

- Сколько данных в условии задачи?

( два)

   - Какое действие вы выберите для ее решения? (сложение)

 - Читаем задачу (2)

 Аналогично анализируют    задачу.

 - Можем мы решить эту задачу?

(нет)

 - Почему?

 - Задача не имеет решения, в ней недостаточно данных для математического действия.

 - Что нужно сделать, чтобы решить ее?

(добавить недостающее данное в условие)

 - Возьмите недостающее данное из первой задачи.

 - Запишем краткую запись .

  - Какие слова возьмем   для    краткой записи?

(Обсуждает способы решения. Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку)

 - Когда задача не имеет решения?

-Сделаем вывод: задача не имеет решения, если в ее условии недостаточно данных.

 - Это и будет ответом на наш вопрос.

 

 

 - Работа в группах   «Магазин данных»

 - Каждая группа получает карточку с заданиями. Текст задачи.

 - Заполняем карточку

 - У учителя просим недостающее данное для своей задачи. ( Учитель  дает карточку с данным)

 - Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока.

Когда задача не имеет решения?

 - Можем мы на его ответить сейчас? (да)

 - Задача не имеет решения, когда в ней не хватает данных

Кубик Блума

 - Что понравилось на уроке?

 - Какие были трудности? И т. д.

 

 Дети анализируют и решают задачу устно.

Составляют математическое действие.

Дети высказывают свои мнения

Ученики повторяют структурные части задачи. ( условие, вопрос, решение, ответ)

Анализируют, аргументируют.

Дети читают задачи, проводят анализ, опираясь на структурные части задачи.

 

Приходят к мнению, что  задачу решить можно, т.к. имеются все структурные части в условии задачи

Дети приходят к выводу, что в данной задаче недостаточно данных для математического выражения. Поэтому решить ее нельзя.

Дети составляют задачу, добавляя недостающее данное. Проговаривают решение, ответ

 

Анализируют задачу, приходят к выводу, что задача не имеет решения, недостаточно данных для математического действия.

Записывают решение и ответ в тетрадь. Один ученик у доски работает.

Записывают краткую запись, решение и ответ. Ученик у доски работает.

 .

Работают в группе. Заполняют карточку, просят у учителя недостающее данное.

Ответственный отсчитывается за всю группу у доски.

Дети отвечают на вопрос хором

 

фронтальная

 

 

 

фронтальная

Фронтальная

 индивидуальная

Фронтальная

индивидуальная

 

 

 

групповая

Наблюдают математические

объекты (числа, величины),

математическая грамотность.

Описывают своими словами

 сюжетную ситуацию и

  и математическое отношение

величин

Принимают

учебную задачу, удерживать

 её в процессе деятельности;

математическая грамотность

Действуют  в соответствии

с предложенным образцом,

 инструкцией. Работа с

эталоном

Коммуникативная грамотность, математическая грамотность

Проявляют  интерес к

проверке результатов

 решения учебной задачи,

с помощью учителя

 устанавливать причину

возникшей ошибки и

трудности

Саморегуляция,

самопроверка

Описывают  своими

словами сюжетную

 ситуацию и математическое

 отношение величин

 Саморегуляция

Математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность

Взаимопроверка. Самопроверка по эталону.

Взаимопроверка. Самопроверка по эталону.

Участвуют в групповой работе с математическим материалом.

Карточка    для детей                                                                                                    

   1.Прочитай задачу

 2.Найди недостающие данные

  3.Попроси их у учителя

4.Реши задачу

5.Запиши решение и ответ

              1 группа    Саша решил сестре купить шарик . У него 5 рублей. Хватит ли ему денег  и сколько у него останется?

2 группа   Петя   желает купить пенал   за 7 рублей. В кошельке есть деньги. Хватит ли ему денег на покупку и сколько у него останется?

3 группа   У Пети 5 рублей в кошельке. Он желает купить карандаш. Хватит ли ему денег и сколько у него останется?

  Данные  у учителя.

  1. Шарик стоит 3 рубля
  2. В кошельке   10 рублей
  3. Карандаш стоит 3 рубля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....