Технологическая карта урока математики "Кратное сравнение чисел" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Сухопарова Дарья Владимировна

«Школа России»,  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Кратное сравнение чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_klasse._1.docx48.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (математика)

Программа, автор (ы)

«Школа России»,  М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова

Класс

3

Раздел (содержательная линия)

Свойства чисел.

Тема урока

Кратное сравнение чисел.

Цели урока

формирование представления о задачах на кратное сравнение

Основное содержание урока

Знакомство с задачами на кратное сравнение; умение составлять и решать задачи на кратное сравнение; развитие приемов логического мышления: анализ, синтез, сравнение  и обобщение; математическую речь; формирование ответственного отношения к своему результату  своего  учебного труда.

Термины и понятия

Кратное сравнение

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

-знакомить с понятием «кратное сравнение чисел»;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа решения задач на кратное сравнение;

-развивать умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
- понимать информацию, представленную в разных формах;

- находить и анализировать необходимую информацию, делать самостоятельные выводы.

- уметь записывать решение задачи разными способами;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

- формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Физика

Учебник для 3 класса «Математика», проектор, презентация к уроку, раздаточный материал

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа:

Педагогические задачи:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемый результат:

I.Самоопределение к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети здороваются с учителем, садятся на свои места.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

II.Актуализация знаний

Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий.

-Обратите внимание на слайд. Что вы видите?

На слайде представлено строительство Дома знаний. Как вы думаете, что обозначает уже имеющийся фундамент?

-Сегодня на уроке мы построим «Дом знаний».  Для того чтобы закончить строительство, мы должны достичь цели урока. Каждый этаж обозначает задачу, которые мы с вами определим позже.

Какие качества нам пригодятся для того, чтобы решить задачи урока и получить новые знания?

-Предлагаю вам выполнить задание, которое находится на первой карточке. Работать будете в парах. Положите карточку на середину парты. Вспомним правила работы в парах.

-Выберите одну из предложенных задач и решите ее в тетрадь.

 

-Мама купила 9 яблок и 5 груш. На сколько мама купила меньше груш, чем яблок? На сколько яблок мама купила больше, чем груш?

Включаются в учебную деятельность.

 

Строительство дома.

Знания, которые мы уже имеем.

 

 

 

 

 

Аккуратность, усидчивость и т.д.

Выполняют действие, указанные учителем

 

Называют правила работы в парах.

  

 

Выбирают задачу.

 

 

9-5=4.

На 4 груши меньше, чем яблок, на 4 яблока больше, чем груш.

Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказываниеЛичностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи

Формирование темы урока, определение цели

-На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз ласточек больше чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

 

Поднимите руку те, кто выбрал первую задачу.

Назовите решение первой задачи.

 

 

Как называется такой вид задач?

 

-Поднимите руку те, кто выбрал вторую задачу.

Возникло затруднение.

-Предположите,  почему у вас не получилось  решить эту задачу?

 

-Мы с вами уже умеем решать задачи на уменьшение и увеличение на несколько единиц.

-Исходя из вопроса задачи, предположите, как называется этот вид задач.

-По-другому такой вид еще называют задачи на кратное сравнение.

-Сегодня на уроке мы с вами научимся решать такие задачи.

-Предположите тему нашего урока.

Вы правы, ребята.

-Тема нашего урока:

« Задачи на кратное сравнение».

-Попробуйте сформулировать цель урока.

Цель:   научиться решать задачи нового вида.

-Исходя из цели, предположите задачи нашего урока.

Молодцы, вы верно назвали задачи нашего урока.

 

Затрудняются ответить.

 

Задачи на уменьшение и увеличение на несколько единиц.

Мы не умеем решать задачи данного вида.

 

 

 

 

Задачи на уменьшение и увеличение в несколько раз.

 

 

 

 

Тема: «Кратное сравнение чисел».

Цель: научиться решать задачи нового вида.

Задачи:

1) узнаем, как решать задачи на кратное сравнение;

2) научимся составлять и решать задачи на кратное сравнение;

3) потренируемся в решении задач на кратное сравнение;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Предметные:

 -знакомить с понятием «кратное сравнение чисел»;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа решения задач на кратное сравнение;

-развивать умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 

IV.Работа по теме урока

Изучение нового материала

-Мы с вами определились с задачами урока, приступим к их выполнению.

-Для решения первой задачи обратите внимание на слайд.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4436/20190822163917/OEBPS/objects/c_math_3_16_1/7cb2b61a-0e75-4fc8-b0bb-0c4a4efdcdac.png

-Сколько треугольников в первом ряду?

-Сколько треугольников во 2 ряду?

 

-Сколько раз в числе 9 укладывается по 3? Как найти это?

-Во сколько раз треугольников во 2м ряду больше, чем в первом?

-Во сколько раз треугольников в первом ряду меньше, чем во 2?

-Обратите внимание на следующий слайд.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b96/0009f6a5-2669a442/1/img12.jpg

-Назовите количество треугольников.

-Сколько кругов представлено на слайде?

-Подумайте и ответьте на вопросы.

-Как найти, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

-Поработаем с учебником на с.94 Обратите внимание на рисунок под красной стрелкой. Что вы видите?

-Как найти сколько раз по 2 укладывается в 6?

-Что мы можем найти таким действием? 

 

-Повторите вопрос задачи, которая вызвала затруднение у вас в начале урока.

-Как найти, во сколько ласточек больше, чем воробьев?

-Как найти, во сколько воробьев меньше, чем ласточек?

-Запишите решение задачи в тетрадь.

-Сделайте вывод, как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого.

 

-Сверьте свой вывод с правилом в учебнике.

 

 

-Чем отличаются задачи на кратное сравнение от задач на увеличение/уменьшение на несколько единиц?

 

-Назовите задачу, с решением которой мы справились.

-Мы успешно решили задачу, поэтому первый этаж Дома знаний уже построен.

-Какие качества нам помогли решить эту задачу?

Следуют указаниям учителя

 

 

 

 

Анализируют.

Сравнивают.

 

В первом ряду 3 треугольника.

Во втором ряду 9 треугольников.

 

3 раза.

9:3=3

 

В 3 раза.

 

В 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 треугольника.

6 кругов.

 

В 2 раза.

Большее разделить на меньшее.

 

 

 Иллюстрация, на которой 6 ласточек и 2 воробья.

Нужно 6:2=3.

Сколько раз в  шести содержится по 2.

Во сколько раз ласточек больше чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

Нужно большее разделить на меньшее. 6:2=3.

 

Записывают решение задачи.

Нужно большее разделить на меньшее. 6:2=3.

 

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Вопросом. В задачах на кратное сравнение спрашивается во сколько раз. Способом решения- такие задачи решаются делением.

  узнаем, как решать задачи на кратное сравнение;

называют качества

 

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

 -знакомить с понятием «кратное сравнение чисел»;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа решения задач на кратное сравнение;

-развивать умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

V.Физкультминутка

Отдых детей

-Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку.

Дети выполняют физкультминутку.

VI. Закрепление изученного материала

Закрепить умения обучающихся

 -К решению какой задачи мы можем перейти?

Для решения этой задачи поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе.

 

-Ваша задача составить самостоятельно из кусочков задачу на кратное сравнение и решить ее каждому в тетрадь.

-У групп на столе лежит конверт. В конверте лежат карточки с отрывками из разных задач.

Для 1 группы:

На первой полке 16 книг,

А на столе 2 игрушки.

а на второй полке 8 книг.

Во сколько раз больше яблок, чем груш?

На сколько больше книг на первой полке, чем на второй?

Во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй?

Для 2 группы:

В первом гараже 21 машина,

а в детском саду 2 группы

а во втором 7 машин.

На сколько машин в первом гараже больше, чем во втором?

Во сколько раз во втором гараже машин меньше, чем в первом?

Сколько машин в двух гаражах?

Прочитайте полученные задания.

Каким действием вы решили задачи?

Сверьте свои ответы с эталоном, представленным на доске.

Какую задачу урока мы решили?

-Мы успешно решили задачу, поэтому второй этаж Дома знаний уже построен.

-Какая задача осталась нерешенной?

-Чтобы решить ее, я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. На ваших партах лежат карточки. В карточке находится три задания: под зеленым, желтым и красным кружком. Прочитайте внимательно все задания и выполните то, с решением которого вы готовы справиться.

       1 уровень:

Решите задачу:

У Миши было 8 самолетиков и 2 машинки. Во сколько раз самолетиков больше, чем машинок? Во сколько раз машинок меньше, чем самолетиков?

https://documents.infourok.ru/96b932da-8997-4351-9eb8-b73afb0aff53/0/image004.jpg

        2 уровень:

Решите задачу:

Собрали 7 кг жёлтых помидоров и 35 кг красных помидоров. Во сколько раз красных помидоров собрали больше, чем жёлтых?

 

         3 уровень:

https://documents.infourok.ru/96b932da-8997-4351-9eb8-b73afb0aff53/0/image007.jpg https://documents.infourok.ru/96b932da-8997-4351-9eb8-b73afb0aff53/0/image008.jpg

Посчитайте, во сколько раз площадь первой фигуры больше, чем площадь второй. Запишите решение.

-Передайте карточки с последних парт.

-Докажите, что мы решили третью задачу урока. 

-Вы справились с решением третьей задачи и строительство нашего Дома знаний уже завершено, а это значит, что мы решили все задачи урока и достигли цели рока.

-Решим задачу № 6. На с.94.

Прочитайте задачу.

-Сколько кг муки израсходовали в столовой?

-Сколько кг крупы?

Повторите вопрос задачи.

 

 

-Как найти, во сколько раз израсходовали муки меньше, чем крупы?

-Как найти, во сколько раз израсходовали крупы больше, чем муки?

-Как найти, во сколько раз израсходовали муки больше, чем крупы?

-Запишите решение задачи в тетрадь. (1 у доски). 

научимся составлять и решать задачи на кратное сравнение;

Работа в группе.

Вспоминают правила работы в группе.

 

Составляют задачу.

 

 

 

1 группа: на первой полке 16 книг, на второй полке 8 книг. Во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй.

16:8=2(р.).

Ответ: в 2 раза.

 

 

 

 

2 группа:

В первом гараже 21 машина,  а во втором 7 машин. Во сколько раз во втором гараже машин меньше, чем в первом?

21:7=3 (р.)

Ответ: в 3 раза.

 

 

 

 

 

Самооценивание.

 

научимся составлять и решать задачи на кратное сравнение.

Выполняют самостоятельную работу.

Решают задачу.

 

1 уровень:

6:2=3 (р.)

Ответ: в 3 раза.

 

 

 

 

 

Составляют схему к задаче.

 

2 уровень:

35:7=5 (р.)

Ответ: в 5 раз. 

 

 

 

 

3 уровень:

21:7=3 (р).

Ответ: в 3 раза.

 

 

Мы потренировались в решении задач на кратное сравнение.

 

Решают задачу.

 В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы? Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?

8 кг муки.

24 кг крупы.

Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы? Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?

 

 

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Решение:

24:8= 3 (р.)

Ответ: в 3 раза.

Предметные:

-знакомить с понятием «кратное сравнение чисел»;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способа решения задач на кратное сравнение;

-развивать умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

VII.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока,

определение достижений обучающихся на уроке.

Что мы изучали на сегодняшнем уроке?

 

-Ребята, какую мы цель ставили в начале урока?

-Реализовали ли мы поставленную цель, решив задачи урока?

-Как мы решали задачи урока?

-Какие качества мы проявили на сегодняшнем уроке?

-Я надеюсь, вы получили новые знания на нашем уроке и в течение всего урока были успешны при выполнении заданий в сотрудничестве друг с другом. Спасибо за работу.

Домашнее задание:

С. 95. № 9 и задание под красной чертой. 

 Задачи на кратное сравнение.

 

Научиться решать задачи нового вида.

 

 

 Задачи:

1) узнаем, как решать задачи на кратное сравнение;

2) научимся составлять и решать задачи на кратное сравнение;

3) потренируемся в нахождении и решении задачи на кратное сравнение;

Ответы обучающихся

 

Личностные:

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Список использованной литературы:

  1. Учебно – методический комплект: 1.М.И. Моро,  Математика: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 /
  2. Моро М.И.,. Математика : 3класс : дидактические материалы, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Сравнение трёхзначных чисел» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Сравнение трёхзначных чисел» Цель урока: Познакомить с приемами сравнения трехзначных чисел;Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Поразрядное сравнение многозначных чисел» + учебная презентация) 3 класс.

Тема:  «Поразрядное сравнение многозначных чисел»Тип урока: комбинированныйЦели:1) научить выполнять поразрядное сравнение многозначных чисел; 2) совершенствовать вычислительные навыки;3)...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Сравнение и измерение углов"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Сравнение и измерение углов" по системе Занкова...

Технологическая карта урока по математике 1 класс "Сравнение"

Технологическая карта урока по математике 1 класс "Сравнение"...

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сравнение длин отрезков"

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сравнение длин отрезков" по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на сравнение"

Материал представляет разработку урока математики и представлен в виде технологической карты с указанием планируемых результатов на каждом этапе урока. Будет полезен начинающим коллегам, тем кто затру...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме: «Сравнение трехзначных чисел»

Технологическая карта  урока математики в 3 классе по теме: «Сравнение трехзначных чисел»...