Технологическая карта урока математики "Доли". 3 класс. УМК «Школа России».
план-конспект урока по математике (3 класс)
Технологическая карта урока математики "Доли". 3 класс.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Доли», раздел «Текстовые задачи».
Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; способствовать развитию умения решать текстовые задачи; развивать внимание и умение рассуждать, анализировать и обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_doli_selina_e._v_na_konkurs.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики. 3 класс. УМК «Школа России».
ФИО учителя: Селина Елена Владимировна
Класс: 3
УМК: «Школа России», М. И. Моро, Математика. – Москва, «Просвещение», 2023
Учебник: М. И. Моро, Математика: 3 класс, часть 1, стр. 58 / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.:, «Вентана-Граф», 2018
Предмет: математика.
Тема: «Доли».
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в теме «Доли», раздел «Текстовые задачи».
Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; способствовать развитию умения решать текстовые задачи; развивать внимание и умение рассуждать, анализировать и обобщать.
Оборудование: ТПО, карточки для индивидуальной, парной работы и групповой работы, наглядный материал (рисунки торта, слова из толкового словаря на тему «Доли», яблоки, круги)
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | ||||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | ||
• формирование представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, • учить называть, записывать доли, • учить сравнивать доли одного и того же предмета, • воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений. Умения: называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями; использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму; сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); выбирать верное решение математической задачи. | • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. | • называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета; • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; • понимать содержание текста, интерпретировать смысл; • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям | Обучающийся научится: • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм). | проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности) • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках математики, могут быть полезны в жизни; • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия • развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, • обобщение жизненного опыта учеников. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент. | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Словесное приветствие. | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый Ваш класс. И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Поэтому девизом нашего урока буду такие слова: Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно! Поэт.Роман Семёнович Сеф написал такие строчки: Кто ничего не изучает, Тот ничего не замечает. Кто ничего не замечает Тот вечно хнычет и скучает. А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие. Предлагаю вам сегодня раскрыть одну математическую тайну. Готовы? | Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Коммуникативные: умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Знают и выполняют правила вежливости. |
2 | Актуализация знаний. | 1.Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. 2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи. 3. Организовать выполнение учащимися учебного действия. 4. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное). | Фронтальная | А пока повторим то, что мы уже знаем (устный счёт). - Открываем тетради, записываем дату и классная работа. Устный счет (ответ записываем в тетрадь через клетку). 1. Сумма чисел 3 и 8 равно (11) 2. Если 3 увеличить в 4 раза, получится (12). 3. Частное чисел 24 и 4 равно (6). 4. Произведение чисел 5 и 7 равно (35) 5. 5 увеличить в 2 раза. (10) 6. Стороны прямоугольника равны 4 см и 5 см. Найдите площадь прямоугольника. (20) 7. Найдите периметр квадрата со стороной 6 см (24) | Познавательные: общеучебные – осознание того что уже усвоено и что нужно усвоить; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | Устные ответы, решение текстовой задачи. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организовать построение проекта изучения нового знания: 1) учащиеся ставят цель урока (цель – тема); 2) учащиеся определяют средства; 3) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Фронтальная (постановка перед обучающимися проблемной ситуации, актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся) | Создание проблемной ситуации. – Ребята, приближается долгожданный и любимый праздник всех взрослых и детей – это Новый год. Вы с родителями готовите заранее угощения на праздничный стол. Самое главное угощение на столе торт и мандарины. Вы скажете, причём тут торт и мандарины, когда у нас математика? – А он нам поможет назвать тему урока. – Когда мы ставим на стол торт и мандарины мы обязательно торт разрезаем на что? (части) А мандарин обязательно очищаем от шкурки и делим на что? (На дольки) – То есть торт делим на части, а мандарин на дольки. А какие ещё продукты состоят из долек? (апельсин, лимон, грейфрукт, чеснок). – Итак, кто же догадался, какова тема сегодняшнего нашего урока? - Ребята вы молодцы! Тема нашего урока «Доли». Поэтому цель нашего урока? (узнать что такое доли, как они образуются называются и записываются) | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в диалоге или монологе. | Устные ответы |
Физминутка | Индивидуальная | Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.) | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке. | Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни. | Выполнение движений согласно инструкций учителя. |
4 | Первичное усвоение новых знаний. | 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися знаний и способов деятельности 2.Обеспечить осознание обучающимися своих способов проработки учебной информации | Работа в парах постоянного и сменного состава. | – У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? – Сложите круг пополам. – Разверните. – Сколько равных частей получили? – Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части. - Как они называются? (половинки) - Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. - На сколько равных частей я разрезала яблоко? - А как по-другому можно назвать половину яблока? (доля) -Как второе яблоко правильно разрезать на доли? Держу в руках две половинки и спрашиваю: -На сколько равных долей разрезано яблоко? Сделаем вывод: что же такое доля? Если мы обратимся к толковому словарю, то мы узнаем несколько значений этого слова. На доске (информационные плакатики):
-А если я возьму одну из двух долей? - Как назовем долю? | Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы: логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности, используют в работе простейшие инструменты. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно об этом судить. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Знание табличных случаев умножения однозначных чисел на 9, умножения числа 9 на однозначные числа. |
- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась - Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. На доске дети видят следующую запись: ½, ¼ - Что эта запись обозначает? - Когда мы выполняем действие деления на уроках, то используем знак (:). - В математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? - А число над чертой? Что больше одна вторая доля яблока или одна четвертая? - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли На доске карточки: «на сколько частей разделили», «сколько долей взяли» Чтобы правильно научиться записывать и читать доли, выполним задание № 1, 1) на стр. 92. Начертите в тетради квадрат со стороной 6 см. Это у нас будет пирог. Разделите его на 6 одинаковых частей. А теперь разделите каждую часть пирога пополам Сколько друзей можно угостить пирогом -На сколько частей разделили сначала пирог? -Запишем в тетради 1/6-одна шестая -Сколько долей получится, если разделить на две равные части каждую шестую долю пирога? -Запишите, какая получится доля. -Чему мы сейчас научились? Вывод: ребята, мы научились записывать и читать доли. |
. | Первичная проверка понимания | 1. Организовать самостоятельное выполнение учащихся типовых заданий на новый способ действия. 2. Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. 3.Выявить пробелы и неверные представления учащихся. 4.Провести коррекцию выявленных пробелов | Напишите, какие доли круга получились на каждом чертеже?
Сравните, какая доля больше: Одна восьмая или одна четвертая 1/8 1/4 Одна третья или одна шестая 1/3 1/6 | Познавательные: общеучебные - умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические - сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Знание табличных случаев деления чисел на 9, деления с результатом 9. | |
Первичное закрепление. | Зафиксировать умение определять и делить на доли |
1/4 1/8 1/10 2/8 2/4 1/12 1/9 1/6 У вас в классе 12 человек. Я предлагаю разделить наш торт на равные части для каждого, чтобы на каждом кусочке была долька мандарина. |
6 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1.Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 2.Проверить запись домашнего задания | Индивидуальная, фронтальная | Домашнее задание. Поясняет домашнее задание. № 4, 8 (учебник) | Познавательные: -умение структурировать знания; - оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Отметка и оценка своей деятельности. |
7 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | 1.Инициировать рефлексию деятельности, эмоционального состояния обучающихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками. 2.Обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Индивидуальная, фронтальная | Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Где вы можете использовать полученные новые знания? | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Технологическая карта урока. 3 класс. УМК "Школа России". Тема: "Что такое основа слова?"
УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. "Что такое основа слова?"Технологическая карта урока....
Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России
Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...
Технологическая карта урока физкультуры класс (УМК Школа России) "Круговая тренировка"
Технологическая карта урока физкультуры класс (УМК Школа России) "Круговая тренировка"...