Урок математики. Тема: Устные и письменные приемы вычисления 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnye_i_pismennye_vidy_vychisleniya.docx | 33.57 КБ |
ustnye_i_pismennye_priemy_vychisleniya.pptx | 52.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
УМК: Школа России
Тема урока: устные и письменные приемы вычислений
Класс: 4 «Б»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Формирование представлений о письменных приемах вычислений.
Задачи урока:
Обучающие:
- Актуализировать знания о разрядах числа.
- Научиться решать примеры на сложение и вычитание многозначных чисел через прием «столбиком»
Развивающие:
- Способствовать развитию навыка анализа.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию адекватной самооценки, оценки своей деятельности.
Планируемые результаты (для ученика):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение определять разряды числа Умение складывать и вычитать многозначные числа с помощью приема «столбиком» Умение проверять верность вычислений | Регулятивные УУД Умение принимать и сохранять учебную задачу; Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Умение строить высказывания, Умение проверять и оценивать результаты работы. Познавательные УУД Умение структурировать полученные знания, для дальнейшего их использования Коммуникативные УУД | Вызвать интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач; Формирование навыков оценки и самооценки результатов учебной деятельности |
Формы организации учебной деятельности: Ф-фронтальная, И-индивидуальная,
Методы и приемы обучения: Прием рефлексии «Оценка»
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: Самооценка, взаимопроверка по образцу, самопроверка.
Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы: Презентация
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | методы обучения; формы организации учебной деятельности (Ф, П, Г, И) формы контроля |
| - Здравствуйте ребята, садитесь. - Начнем наш урок с разминки для глаз. Соедините свои ладошки, хорошенько потрите их друг об друга, пока не почувствуете тепло. Аккуратно приложите ладони к глазам и выполняйте движение глазами по моей команде. Подняли глаза вверх, опусти вниз, вправо, влево. Выполняем круговые движения глазами в одну сторону, теперь в другую. - Открываем глаза. | Приветствуют учителя Выполняют зарядку для глаз | |
| Устный счет - Прочитайте числа изображенные на слайде презентации. Слайд 1 7 301 622, 18 827 501, 80 030 040, 54 000 199 - Назовите самое маленькое число. - Самое большое число. - Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде единиц. - Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде десятков - Назовите числа, в которых отсутствуют единицы в разряде десятков тысяч - запишите эти числа в порядке убывания, кто может напомнить всем, что значит в порядке убывания? -Совершенно верно, расположите наши числа в таком порядке. 2. Отступите одну клетку вниз и запишите числа цифрами. Слайд 2 4тыс.17ед; 352 тыс.9ед.; 25тыс. 43ед. (Проверка: 4 017, 352 009, 25 043) | Называют числа -7 301 622 -80 030 040 -80 030 040 -18 827 501 -54 000 199, 7 301 622 - В порядке убывания значит - от большего к меньшему. 80 030 040, 54 000 199, 18 827 501, 7 301 622. Отступите одну клетку и запишите числа цифрами. | |
| -Посмотрите на слайд презентации. Как называются эти числа? Слайд 3 875490, 345653, 16672 8675, 546 89643 - А если я сейчас у вас спрошу, сколько получиться в сумме, если сложить первые 2 числа, вы сможете мне ответить? Или наоборот, если вычесть второе число из первого? | - Многозначными, потому что имеют несколько разрядов. -Нет, потому что мы не умеем складывать такие большие числа. | |
| - Что нам необходимо сделать, чтобы суметь их сложить? - Вы сможете сделать это в уме? - Тогда, мы вначале научимся считать многозначные числа письменно, а потом устно. - Для этого в математике есть специальные приемы, как на письменный, так и на устный счет. - Как думаете, о чем будет тема нашего урока? - Как думаете, для чего вам может понадобиться умение считать многозначные числа? - да ребята, это очень полезный навык для нашей жизни. - Ну что, приступим! | -Научиться складывать многозначные числа. -Нет, потому что это для нас пока что сложно. О устных и письменных приемах вычисления. - Чтобы посчитать сколько денег нужно, чтобы оплатить покупки, например. | |
| - Чтобы научиться складывать многозначные числа, нам для начала нужно знать их разряды. Слайд 4 - Мы как раз повторяли это в начале нашего урока. - Но для чего же это нужно. Все дело в том, что есть такой прием сложения многозначных чисел, который требует точности в этом вопросе. Решите ребус, чтобы узнать, как он называется. Слайд 5 - Чтобы пользоваться этим приемом в сложении вспомним свойства сложения. Откройте 104-тую страницу учебника. Прочитаем первое правило. - То есть, если мы прибавим к 1553 33661, то получим ту же сумму, что при прибавлении к 33661 1553. -Но ребята, посчитайте количество разрядов в каждом числе. - Вот в чем особенность приема сложения в столбик. Мы прибавляем к числу с большим разрядом число с меньшим разрядом. Это важно, потому что в столбике меньшее слагаемое записывается под большим слагаемым. Посмотрите на слайд Слайд 6 - Обратите внимание, что второе слагаемое записывается справа-налево. Разряд второго слагаемого располагается под разрядом таким же разрядом первого слагаемого. Единицы под единицами, десятки под десятками и т. д. - Отступите клетку вниз и 3 клетки слева от левого края листа и перепишите этот пример столбиком в тетрадь. - Проведите черту под первым слагаемых как указанно на слайде. Слева между первым и вторым слагаемыми подпишите знак «+» - Теперь начнем считать. Сначала единицы. - 1 + 3= 4. Записываем цифру 4 под единицами. - Прибавим к 6 5. 6+5= 11. Это больше 10, поэтому мы разбираем это число на разряды. У числа 11 два разряда, 1 единица и 1 десяток. Единицу мы прописываем под десятками. Почему так? Потому что мы складывали десятки и у нас получилось 11 десятков, а по другому, 1 сотня и 1 десяток, поэтому сотню мы переносим в сотню, а один десяток прописываем под десятками. Над цифрой «6» в первом слагаемом пишем цифру 1, это значит, что помимо сотен первого и второго слагаемого, мы плюсуем сотню, которую получили при складывании десятков слагаемых. И получается 6+5+1= 12. Также поступаем с 12-ю сотнями и составляем 2 сотни под сотнями и остальные сотни переводим в тысячи, пишем над цифрой «3» цифру 1. - Следующий разряд, который мы будем складывать у слагаемых это сотни. К 6 сотням первого слагаемого прибавляем 5 сотен второго слагаемого. У нас еще одна перенесенная сотня от сложения десятков. Итого 6+5+1=12 сотен. А по другому это 1 тысяча и 2 сотни. 2 сотни записываем под сотнями. А тысячу записываем над тысячами. -Складываем 3 единицы тысяч у первого слагаемого с 1 единицей тысячи второго слагаемого. Не забываем про 1 единицу тысячных, которая получилась при складывании сотен. Получается 3+1+1=5. Записываем под тысячами «5». Так как разрядов у первого слагаемого больше, у нас осталось «3» в разряде десяткой тысяч, мы сносим его под черту. Получается 35214. - Вот мы и получили ответ. - Записываем его в ответ примера. -Теперь мы решим похожий пример у доски. Кого я вызову делает у доски, остальные в своих тетрадях. Откройте учебник на 60-той странице. Решаем пример в клеточках под 260-тым упражнением. - Человек у доски, все проговаривает и отмечает, остальные стараются сделать сами, если не получается, обратитесь за помощью ко мне. (работа у доски и самостоятельно в тетрадях) - Обменялись тетрадями. Проверим, как у вас получилось. На доске верное решение. Если у соседа ошибка, сообщите ему где, чтобы он исправил. - Мы научились складывать, теперь нам необходимо научиться вычитать. - Записываем пример 6853+4680=… - Отступаем клетку вниз, 3 слева. Записываем число 6853, под ним справа налево записывает число 4680. Ставим знак минус. Чертим черту под вычитаемым. - Начинаем как всегда с единиц. В уменьшаемом у нас 3 единицы, а в вычитаемом 0, поэтому мы просто сносим «3» под чету. 3-0=3. - Вычитаем десятки. 5-8=… Так вычесть не получается. Ребята в таком случает, мы занимаем 1 сотню из разряда сотен у уменьшаемого. И ставим стрелочку от 8 сотен к 5-ти десяткам. В сотнях у нас теперь 7 вместо 8, а в десятках 15. Из 15 вычтем 8 и получим 7 десятков. Записываем 7 под десятками. Переходим к сотням. В уменьшаемом у нас 7 сотен, потому, что мы заняли одну сотню, когда вычитали десятки. Значит нам из 7 нужно вычесть 6. Получим 1. Записываем «1» под сотнями. Вычитаем тысячи. 6-4=2. Получаем 2 тысячи. Записываем «2» под тысячами. У нас получилось 2 173. Записываем в пример ответ. | - Единицы, десятки и сотни - Столбик - От перестановки слагаемых сумма не меняется. В 1553 – 4 разряда: ед, десяток, сотня и тысяча. А в 33661- 5 разрядов: ед, десяток, сотня, тысяча и десятки тысяч. Переписывают пример в тетрадь. - Вместе с учителем, параллельно записывая, разбирают способ сложения многозначных чисел столбиков Проверяют свои записи Записывают ответ Знакомятся с письменным приемом вычисления «Столбиком» Вместе с учителем решают пример, записывая ход решения в тетрадь. | Фронтальная Взаимопроверка по образцу Индивидуальная работа у доски |
| - Теперь решаем пример из учебника в клеточках под 260-тым номером. Записываем пример в строчку 25346- 3407= - Отступаем 1 клетку вниз, 3 слева - Записываем уменьшаемое, под ним слева-направо вычитаемое, ставим знак минус, проводим горизонтальную черту под вычитаемым. - выполняем вычисление. - Что у вас получилось? | Самостоятельно решают пример у себя в тетрадях, на примере прошлого вычисления. - 21939 | Самопроверка по образцу. |
| - Сейчас выйдет к доске 3 человека и будут решать по примеру на вычитание. 1 пример у доски – 7390-4210 = 3180 2-ой – 8645-603 = 8042 3-ий – 5608-4320 = 1328 Слайд 7 -остальные решают пример, записанный на слайде, в соответствии с своим рядом. Если вы закончили свой пример и остается время, приступайте к следующему примеру. - Когда решите пример, еще раз его проверьте, не забыли ли вы что занимали у больших разрядов, чтобы вычесть меньший. - Заканчиваем. - Сначала проверим примеры у доски. 1 пример. … 2 пример … 3 пример… Молодцы, садитесь на свои места. - Теперь кто решал примеры со слайда, меняются тетрадью с соседом и проверяют работу по образцу Слайд 8 | 3 человека решают примеры у доски, остальные решают примеры на месте из учебника. Проверяются примеры тех, кто работал у доски, все проверяют верность решения Взаимопроверяется пример из учебника по образцу. | Индивидуальная работа у доски Самостоятельная работа в тетрадях Взаимопроверка по образцу |
| - Как мы уже знаем, вычитание можно проверить сложением и наоборот. - Если мы хотим узнать, верность вычисления разности чисел, нам нужно сложить вычитаемое и разность, если в сумме получается уменьшаемое, вычисление выполнено верно. - А если нам нужно проверить сумму двух слагаемых, достаточно из суммы вычесть один из слагаемых, тем самым должно получится другое слагаемое. a+b=c соответственно c-a=b/ c-b=a a-b=c соответственно a=b+c - Чтобы проверить верность наших вычислений, выполним 226-номер. - Первый ряд выполняет пример и его проверку первого примера, второй ряд второго и третий третьего. Не забудьте проверить сложение вычитанием или наоборот вычитание сложением. Если числа сошлись, пример решен верно. - Первый ряд, озвучьте, что получилось в первом примере? Второй ряд Третий ряд | Решают примеры по рядам. Вспоминают закономерность связи сложения и вычитания Решают примеры с проверкой через противоположное арифметическое действие. - 634922 -409078 -702634 | Фронтальная |
| - Давайте, оценим нашу работу на уроке. Тот кто считает что он хорошо поработал, у него все получилось и было мало ошибок дает себе оценку «молодец» Тот кто старался и показал хорошие результаты, но были трудности и небольшие ошибки говорит «я поработал хорошо» - А тот у кого были ошибки и что-то не получалось, скажет «я буду стараться» - а теперь все дружно скажите свою оценку. | Анализируют свою работу на уроке. Хором говорят свой вариант оценивания | |
| - Ну а я могу сказать, что вы сегодня хорошо поработали решили много примеров. - Дома вам необходимо каждому решить второй столбик примеров в 266-том номер учебника, вместе с проверкой. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в совмещенном комплекте 3-4 класс"Закрепление устных и письменных приемов вычислений»
Нестандартный урок математики в совмещенном комплекте 3-4 класс. Урок-игра....
Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"
Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...
Тема "Устные и письменные приемы вычислений" 4 класс
Математика 4 класс. Тема "Устные и письменные приемы вычислений"...
Урок математики в 4 классе. Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.
Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.Задачи урока:ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и выч...
Урок в 3 классе по математике. Тема: "Устные и письменные приемы сложения и вычитания"
Конспект урока...
Урок математики в 4 классе по теме: "Устные и письменные приемы вычислений многозначных чисел"
На данном уроке ребята познакомятся с приемами вычислений....
План-конспект урока по математике по теме "Устные и письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000. 4 класс
Урок открытия нового знания и комплексного применения знаний. ...