Тема урока | Устные и письменные приёмы вычислений многозначных чисел |
Цель урока:
Задачи урока:
| - Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения; - выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;
-Обучающие: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений. -Развивающие: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи -Воспитывающие: воспитывать внимание, интерес к математике. |
Тип урока | Урок освоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам. Метапредметные УУД: Познавательные: выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её. Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные: научатся применять алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства. |
Формы обучения | фронтальная, индивидуальная, групповая, парная |
Методы обучения | Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный. |
Образовательные ресурсы - основные - дополнительные | 1. http://rusfolder.com/32474579 2. http://iviespechschool. ucoz.ru/blog/orgmoment_uroka_v_pomoshh_uchitelju_nachalnykh_klassov/2011-05-19-26
- раздаточный материал (для каждой группы) - карточки с заданиями - слайд-презентация - лист самооценки |
Оборудование | компьютер, проектор |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Какое у вас сегодня настроение? Одна хорошая минута - Сделала одно хорошее дело, Десять хороших минут – Сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за целый урок? | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
- 45 дел | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока |
| - Вы узнаете тему нашего урока, если разгадаете, что за слова спрятаны под этими карточками:
На экране появляется изображение пустых карточек: Считайте, что карточки перевёрнуты. Вы сможете их открыть, если решите устно примеры (появляются на экране). Решив пример, вы по коду (появляется на экране) узнаёте, какую букву обозначает каждое число – ответ. Называете букву, и все такие буквы открываются на карточках. Примеры для устного счёта: ( * - знак умножения) 273 * 10 = 5000 : 100 = 900 * 6 = 420 – 30 = 400 – 150 = 45 + 85 = 810 : 9 = 12 * 1000 = 850 *0 = 180 + 90 = 270 + 530 = 670 * 1 = 9999 + 1 = 324 : 324 = 420 : 2 = - Сформулируйте тему урока. (Устные и письменные приемы вычислений многозначных чисел).
- Какими приемами вычислений можно пользоваться при работе с числами? - Исходя из темы урока – чему мы будем учиться, а что будем совершенствовать? | Слушают учителя
Называют понятия, приемы, умения
Ответы детей
Формулируют тему урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
Итог за устную работу
|
|
III. Актуализация знаний | 1. Устные приемы вычислений 1) Задание «Математическая разминка» | - Начнем с «Математичекой разминки» - записать и прочитать числа. Число, в котором 406 ед. 2 кл. и 700 ед.1 кл. Число, в котором 23 ед. кл. миллионов и 3 ед. кл. тысяч Число, в котором по 200 ед. 1, 2, 3 кл Число, в котором 150 ед. 2 кл.
Поднимите руку, кто сделал без ошибок. - Кто сделал ошибки, что надо сделать , чтобы избежать ошибок? |
1 ученик с обратной стороны доски записывает по 1 числу, читает, проверяет, и т.д.
Оценивают
| Фронтальная, индивидуальная, парная | П – проводят анализ, обобщение, аналогию; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К – обмениваться мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета Итог за работу в группе
Итог за работу в паре
| Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2) Работа с числами
3) «Математический лабиринт»
4)Работа с геометрическим материалом | - Какое задание можно выполнить с этими числами? 3 человека работают над тестом по компьютеру. (индивидуальная работа)
Весь класс получает задание – из каждого числа вычесть общее количество единиц класса тысяч. 406 700 – 406 000 = 700 23 003 000 – 3.000 = 23 000 000 200 200 200 – 200 000 = 200 000 200 150 000 – 150 000 = 0
Продолжаем совершенствовать устные приемы вычислений. Отправляемся в «Математический лабиринт». (работа в группах) - Запишите самое маленькое 4-х значное число. (1000)
- Уменьшите его наполовину. (500)
- Разделите полученное число на 100. (5)
- Увеличьте в 7 раз. (35)
- Прибавьте самое маленькое 3-х знач.число. (135)
- Увеличьте на 15. (150)
- Уменьшите в 30 раз. (5)
- Прибавьте столько же. (10)
- Увеличьте в 500 раз. (5 000)
- Разделите на это же число. (1)
Посчитай сколько здесь треугольников. (работаем в паре) | Выполняют задания.
3 чел. выполняют задания теста по компьютеру
Взаимопроверка – работа в парах (слайд 4)
Выполняют задания. Проверяют, запись на слайде (слайд 5) |
IV. Изучение нового материала |
Проблемная ситуация
Физкультминутка.
Закрепление
Проблемная ситуация
| Подготовка к изучению новой темы -Прочитайте тему сегодняшнего урока. -Что нам нужно вспомнить для сегодняшнего урока? Что помогает нам облегчить вычисления? (основные свойства сложения) -Какие основные свойства сложения вы знаете? ( на экране таблицы с свойствами)
От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 6+3=3+6 Два соседних слагаемых можно заменить их суммой. (70+27)+3=70+(27+3) 2+98+804+96=(2+98)+(804+96) Примените правила сложения, выполнив задание на с.60 №260 ( устно вычисли наиболее легким способом) - Давайте вспомним алгоритм действий при сложении и вычитании столбиком. Алгоритм 1. Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами 2. Складываю единицы 3. Складываю десятки 4. Складываю сотни 5. Читаю ответ (аналогично с вычитанием) - Посмотрите на выражения, какое задание можно выполнить? (слайд 6) 28 125 – 8 125 438 647 – 27 345 24256 + 16 349 5 002 + 670 (слайд)
- Разделите на 2 группы в соответствии с темой урока. Какие это будут группы? (группируют выражения ) 28 125 – 8 125 438 647 – 27 345 5 002 + 670 24256 + 16 349 - Назовите значения выражений первого столбика. - Что надо сделать, чтобы решить выражения второго столбика?
- Я записала решение каждого выражения 2 раза, но почему-то у меня получились разные результаты. Почему? (слайд 7) 438647 27345 165197 24256 + 16349 40605 | 438647 27345 411302
24256 + 16349 258909
|
24256 + 16349 40605 |
24256 + 16349 258909
|
Что надо помнить , чтобы выполнить решение без ошибок? Какое решение правильное? - Прочитайте вывод на с. 60. - Объясните в паре решение выражений.
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке
Подняться на вершину своего успеха . Разноуровневая самостоятельная работа. – Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь. Уровень 1. Выполни вычисления. +4235 _36798 +3452 _82675 1943 19467 2807 1569 Уровень 2. Вычисли, записывая решение столбиком. 18506 + 32993 14238 – 2387 48324 + 12307 62347 – 7835 | Перечисляют задания: - решить - сравнить - разделить на группы
- Устные и письменные вычисления
- Записать решение столбиком.
Ответы детей
Работа в паре
Выполняют физкультминутку
Проверка на доске | Фронтальная, парная | П –владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями Р –принимают и сохраняют учебные задачи, планируют и контролируют учебные действия
К – проявляют готовность слушать Л – имеют установку на здоровый образ жизни
Итог в сам работе
| Знание письменного приема сложения и вычитания. |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задачи. | - Где, кроме математики, мы можем еще использовать устные и письменные приемы вычислений? №263 Помогает обучающимся записать краткое действие
18 семей по 3 чел. 16 семей по 4 чел.
|
Решают задачи самостоятельно., проверка по группам | Фронтальная, индивидуальная, групповая | П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи, планируют и контролируют учебные действия К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи Л – осуществляют смыслообразование, проявляют познавательный интерес к изучению предмета Итог в сам работе
| Устные ответы, записи в тетради |
|
2. Математическая 5-минутка | Решение выражений по уровням. (слайд 8) 1 уровень – 725 + 136 912 – 635 2 уровень – 7368 – 1729 20729 + 8675 3 уровень – 528047 + 132432 + 5212 672289 – 51552 – 215
|
Выполняют задание, самопроверка |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | (слайд 9) – Какие знания вам понадобились сегодня на уроке? – Чему учились на уроке? – Что понравилось? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания?
| Отвечают на вопросы «Я похвалил бы себя ….»; «Мне очень понравилось ….»; «Я понял, что ….»; «Меня удивило ….».
| Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | с. 60, № 265 (слайд 10)
Спасибо за урок. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения |