Урок математики в 4 классе по теме: "Устные и письменные приемы вычислений многозначных чисел"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Алексеева (Шишко) Татьяна Сергеевна

На данном уроке ребята познакомятся с приемами вычислений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alekseeva_t.s._-_urok_matematiki.docx95.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 «Б» классе УМК «Школа России»

Учитель: Алексеева Т.С.

Технологическая карта урока математики в 4 классе по программе «Школа России»

Тема урока

Устные и письменные приёмы вычислений многозначных чисел

Цель урока:

Задачи урока:

- Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения;

- выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;

-Обучающие: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.

-Развивающие: развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи

-Воспитывающие:  воспитывать внимание, интерес к математике.

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;  выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Познавательные: выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться  в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные: организовывать свою деятельность;  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. 

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные: научатся применять алгоритм сложения и вычитания  многозначных чисел, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Формы обучения

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Методы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.

Образовательные
ресурсы

- основные

- дополнительные

1. http://rusfolder.com/32474579

2. http://iviespechschool. ucoz.ru/blog/orgmoment_uroka_v_pomoshh_uchitelju_nachalnykh_klassov/2011-05-19-26

- раздаточный  материал (для каждой группы)

- карточки с заданиями

- слайд-презентация

- лист самооценки

Оборудование

компьютер, проектор

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Какое у вас сегодня настроение?

Одна хорошая минута -

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут –

Сделали 10 хороших дел.

А сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

 - 45 дел

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели урока

  • Вы узнаете тему нашего урока, если разгадаете, что за слова спрятаны под этими карточками:

На экране появляется изображение пустых карточек:

Считайте, что карточки перевёрнуты. Вы сможете их открыть, если решите устно примеры (появляются на экране). Решив пример, вы по коду (появляется на экране) узнаёте, какую букву обозначает каждое число – ответ. Называете букву, и все такие буквы открываются на карточках.

  • Начнём?

Примеры для устного счёта: ( * - знак умножения)

273 * 10 =                         5000 : 100 =                900 * 6 =

420 – 30 =                         400 – 150 =                        45 + 85 =

810 : 9 =                        12 * 1000 =                        850 *0 =

180 + 90 =                        270 + 530 =                        670 * 1 =

9999 + 1 =                        324 : 324 =                        420 : 2 =

- Сформулируйте тему урока. (Устные и письменные приемы вычислений многозначных чисел). 

- Какими приемами вычислений можно пользоваться при  работе с числами?

- Исходя из темы урока – чему мы будем учиться, а что будем совершенствовать?

Слушают учителя

Называют понятия, приемы, умения

Ответы детей

Формулируют тему урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Итог за устную работу   http://hddfhm.com/images/clipart-red-flag-20.png

III. Актуализация знаний

1. Устные приемы вычислений

1) Задание
«Математическая разминка»

 - Начнем с «Математичекой разминки» - записать и прочитать числа.

Число, в котором 406 ед. 2 кл. и 700 ед.1 кл.  

Число, в котором 23 ед. кл. миллионов и 3 ед. кл. тысяч  

Число, в котором по 200 ед. 1, 2, 3 кл

Число, в котором 150 ед. 2 кл.

Поднимите руку, кто сделал без ошибок.

- Кто сделал ошибки, что надо сделать , чтобы избежать ошибок?

1 ученик с обратной стороны доски записывает по 1 числу, читает, проверяет, и т.д.

Оценивают

Фронтальная, индивидуальная, парная

П – проводят анализ, обобщение, аналогию; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

К – обмениваться мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.

Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Итог за работу в группе  http://hddfhm.com/images/clipart-red-flag-20.png

Итог за работу в паре  http://hddfhm.com/images/clipart-red-flag-20.png

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

 2) Работа с числами

3) «Математический лабиринт»

4)Работа с геометрическим материалом

- Какое задание можно выполнить с этими числами?

3 человека работают над тестом по компьютеру. (индивидуальная работа)

 Весь класс получает задание – из каждого числа вычесть общее количество единиц класса тысяч.

406 700 – 406 000 = 700

23 003 000 – 3.000 = 23 000 000

200 200 200 – 200 000 = 200 000 200

150 000 – 150 000 = 0

Продолжаем совершенствовать устные приемы вычислений. Отправляемся в «Математический лабиринт». (работа в группах)

  1. Запишите самое маленькое 4-х значное число. (1000)
  2. Уменьшите его наполовину. (500)
  3. Разделите полученное число на 100. (5)
  4. Увеличьте в 7 раз. (35)
  5. Прибавьте самое маленькое 3-х знач.число. (135)
  6. Увеличьте на 15. (150)
  7. Уменьшите в 30 раз. (5)
  8. Прибавьте столько же. (10)
  9. Увеличьте в 500 раз. (5 000)
  10. Разделите на это же число. (1)

        

  Посчитай сколько здесь треугольников.

(работаем в паре)

Выполняют задания.

3 чел. выполняют задания теста по компьютеру  

Взаимопроверка – работа в парах

(слайд 4)

Выполняют задания.

 Проверяют, запись на слайде (слайд 5)

  IV. Изучение нового материала

 Проблемная ситуация

Физкультминутка.

Закрепление

Проблемная ситуация

  Подготовка к изучению новой темы

-Прочитайте тему сегодняшнего урока.

    -Что нам  нужно вспомнить для сегодняшнего урока? Что помогает нам облегчить вычисления? (основные свойства сложения)

    -Какие основные свойства сложения вы знаете? ( на экране таблицы с свойствами)

От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

6+3=3+6

Два соседних слагаемых можно заменить их суммой.

(70+27)+3=70+(27+3)    2+98+804+96=(2+98)+(804+96)

Примените правила сложения, выполнив задание на с.60 №260 ( устно вычисли наиболее легким способом)  

- Давайте вспомним алгоритм действий при сложении и вычитании столбиком.

Алгоритм

1. Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами

2. Складываю единицы

3. Складываю десятки

4. Складываю сотни

5. Читаю ответ

(аналогично с вычитанием)

- Посмотрите на выражения, какое задание можно выполнить? (слайд 6)

  28 125 – 8 125      438 647 – 27 345     24256 + 16 349       5 002 + 670

 (слайд)

- Разделите на 2 группы в соответствии с темой урока. Какие это будут группы?

  (группируют выражения )

28 125 – 8 125      438 647 – 27 345    

5 002 + 670          24256 + 16 349      

- Назовите значения выражений первого столбика.

- Что надо сделать, чтобы решить выражения второго столбика?

- Я записала решение каждого выражения 2 раза, но почему-то у меня получились разные результаты. Почему? (слайд 7) 

438647

  27345

  165197

 

24256

+  16349

    40605

438647

    27345

  411302

      24256

+    16349

     258909

    24256

+  16349

    40605

    24256

+    16349

     258909

 Что надо помнить , чтобы выполнить решение без ошибок? Какое решение правильное?

- Прочитайте вывод на с. 60.

- Объясните в паре решение выражений.

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Подняться на вершину своего успеха

. Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Выполни вычисления.

+4235           _36798           +3452          _82675

  1943             19467             2807               1569

Уровень 2.

Вычисли, записывая решение столбиком.

18506 + 32993

14238 – 2387

48324 + 12307

62347 – 7835

Перечисляют задания:

- решить

- сравнить

- разделить на группы

- Устные и письменные вычисления

- Записать решение столбиком.

Ответы детей

Работа в паре

Выполняют физкультминутку

Проверка на доске

Фронтальная, парная

П –владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями

Р –принимают и сохраняют учебные задачи, планируют и контролируют учебные действия

К – проявляют готовность слушать

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

Итог в сам работе  http://hddfhm.com/images/clipart-red-flag-20.png

Знание письменного приема сложения и вычитания.

V. Практическая деятельность

1. Решение задачи.

- Где, кроме математики, мы можем еще использовать устные и письменные приемы вычислений?

№263

Помогает обучающимся записать краткое действие

18 семей по 3 чел.

16 семей по 4 чел.

Решают задачи самостоятельно., проверка по группам

Фронтальная, индивидуальная, групповая

П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р – осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи, планируют и контролируют учебные действия

К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи

Л – осуществляют смыслообразование, проявляют познавательный интерес к изучению предмета Итог в сам работе  http://hddfhm.com/images/clipart-red-flag-20.png

Устные ответы, записи в тетради

2. Математическая 5-минутка

 Решение выражений по уровням. 

(слайд 8)

1 уровень – 725 + 136      912 – 635

2 уровень – 7368 – 1729     20729 + 8675

3 уровень – 528047 + 132432 + 5212

                     672289 – 51552 – 215

Выполняют задание, самопроверка

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

(слайд 9)

– Какие знания вам понадобились сегодня на уроке?

– Чему учились на уроке?

– Что понравилось?

– Что показалось непонятным?

– Для чего нам нужны эти знания?

Отвечают на вопросы

«Я похвалил бы себя ….»;

«Мне очень понравилось ….»;

«Я понял, что ….»;

«Меня удивило ….».

 

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к  предмету

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

с. 60, № 265 (слайд 10)

Спасибо за урок.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения

Математические ребусы :: Все для детей. Детские ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 3-ем классе. Приемы вычислений многозначных чисел.

Урок построен на примере соревнования снайперов, которые стремятся попасть в цель при помощи правильно выполненных заданий. работа по отработке вычислительных навыков ведется как индивидуально, так и ...

Математика 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число."

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока6 Научить делить многозначные числа на однозначные письменным  способом.Задачи: Развивать способности находить решения и делать выводы; совершенствовать...

Открытый урок по математике 4 класс: "Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное"

Данный урок закрепляет умение выполнять приемы умножения многозначных чисел на однозначное. Развивает быстроту счета, умение решать поставленные проблемы и задачи, умение самостоятельно мыслить. Разви...

Урок математики в 4 классе по теме «Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное»

Урок «Приемы письменного деления многозначных чисел на однозначное» является одним из уроков в разделе «Умножение и деление многозначных чисел». На предыдущих уроках мы закрепляли пройденный материал,...

Урок математики 4 класс "Начальная школа XXI века" Приём поразрядного вычитания многозначных чисел

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На уроке  исполльзовались различные формы и методы работы в рамках системно-деятельностного подхода....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМАМ: "ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ", "УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО"

УРОКИ МАТЕМАТИКИ ПО УМК НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА (4 КЛАСС) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПЛАТФОРМЫ UCHI.RU...

Математика, 3 класс, УМК "Школа России", тема "Письменные приемы вычисления"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знания о приемах письменных вычислений; закрепление устных вычислительных навыков, умение решать задачи Задачи урокаДидакти...