Отчет по самообразованию учителя начальных классов
материал по математике

Полякова Арина Сергеевна

 Отчет по самообразованию  учителя по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srs_3_polyakova_43n.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Отчет по самообразованию  учителя

Поляковой Арины Сергеевны

Тема: «Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников».

Цель:  формирование логического мышления школьников для успешного обучения в школе.

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения упражнений по развитию логического мышления;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью повышения мотивации учащихся.
  • использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД.
  • разработка дидактических материалов, способствующих развитию логического мышления.

Проблема:

Работая в школе, я сталкиваюсь с тем, что не все дети могут логически думать. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать,  но и на уроках математики - общим приемам по усвоению математических понятий (наблюдению, анализу, сравнению, классификации). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать. Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Исходя из этой проблемы, я считаю, что развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах актуально и определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности.

Теория вопроса: 

 Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода. Термин «логика» происходит от греческого слова «логос», что означает «мыслить», «разум»

 Логическое мышление — это способность рассуждать и делать выводы на основе логических принципов. Это важный навык, который помогает детям решать проблемы и принимать взвешенные решения.

У первоклассника мышление наглядно-образное, навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки, поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания, переходя  к словесно-логическому, понятийному мышлению. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.  

Возможность применения:

Развитию мышления способствуют игры на составление из геометрических фигур различных предметов, логические цепочки, математические ребусы, кроссворды, головоломки,  геометрические задания со счётными палочками.

На своих уроках я всегда нахожу момент, когда можно предложить ученикам задачи-шутки, задачи на смекалку, задачи в стихах. Это помогает процесс обучения сделать более интересным, и способствует развитию логики. ( Например: У Миши было 7 палочек. Он разломал одну из них. Сколько у него осталось палочек? Подсказка: Если разломать одну палочку, то их число не уменьшится, а увеличится. Решение: Если палочку разломать, то из неё получится 2 палочки. Теперь у Миши стало 8 палочек.

- У Коли было 5 голубых  и  4 серых голубей.  2 серых голубя улетели. Сколько осталось голубых  голубей? Сколько осталось серых голубей? Сколько всего было голубей?

- В одной вазе 3 розы, а в другой столько же.  Сколько всего роз в двух вазах?)

В 1 классе пытаюсь вводить  нестандартные задачи. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений,  ответ на которые необходимо логически обосновать (Пример: Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

- У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6))

Помогаю детям анализировать информацию. ( Например: показываю  картинку и задаю вопросы:  - Как называются фигуры, которые вы видите?  - Сгруппируйте их. - Каким способом вы это сделаете? (по цвету, по размеру)  - Сколько рядов у вас получилось? - Какие фигуры в первом ряду? - Какого они цвета? Сколько их? -Какие фигуры во втором ряду? - Какого они цвета? Сколько их? и т.д.)

Вместе с логикой ребенку необходимо тренировать наблюдательность и внимание. Эти навыки помогают анализировать и разделять свойства предметов и явлений, чтобы потом правильно их классифицировать.

Считаю, что использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.  Они способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных упражнений и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяют кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

Заключение.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Использованные источники:

1. Белошистая, А.В., Задания для развития логического мышления в начальных классах / А.В. Белошистая, В.В.Левитес. – Москва: Дрофа, 2008. – 65 с.

2. Холодова О. А. , Юным умникам и умницам для детей 7-8 лет / 1 класс / в 2-х частях / Информатика, логика, математика / Холодова О.А.- Издательство:  Росткнига, 2021- 56 с.

3. https://logiclike.com/2.0/cabinet/course?firstLoad=true 

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет о самообразовании учителя начальных классов 2021-2022 учебный год.

В данном материале представлен отчет о самообразовании учителя начальных классов по теме "Роль детской книги в развитии мелкой моторики и речи младших школьников"....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Межевикиной Е.В.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в начальной школе. Правильный выбор и сочетание различных средств н...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Для самообразования было выбрано «Использование ИКТ как средства повышения познавательной активности учащихся».В этом документе описан итог моей деятельность по самообразованию....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Данный файл содержит краткий отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Методы и приемы развития творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности"....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Отчет по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"...