«Занимательная математика в средней группе»
план-конспект по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimaktelnaya_matematika_srednyaya_gruppa.doc | 663 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» социально-педагогической направленности разработана в соответствии с программой «Мозаика», авторы В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева и предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Новизна дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» состоит в том, что мы проводим каждое занятие в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Мы внесли новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:
- развитие мотивационной сферы;
- интеллектуальных творческих сил;
- качества личности.
Задачи программы:
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная математика». Программа ориентирована на детей от 4 до 5-и лет. Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на 1 года обучения.
операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных
свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со
сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и
учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей
детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не
бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.
Отличительной особенностью Программы является системно-
деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами
занимательных заданий по математике
Формы и режим занятий
Математический кружок научно-технической направленности «Занимательная математика» проводится 1 раз в неделю по 20 минут.
Основная форма обучения: непосредственно образовательная деятельность математического содержания.
Ожидаемые результаты:
Средний возраст | Развитие элементарных математических представлений • Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение). • Считает до 5 (количественный счёт), отвечает на вопрос «Сколько?». • Сравнивает количество предметов на основе счёта, а также путём соотнесения предметов двух групп (составления пар). • Сравнивает два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или нало- жения. • Знает характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба. • Определяет положение предметов в про- странстве по отношению к себе; двигается в нужном направлении по сигналу. • Определяет части суток. |
Формы подведения итогов реализации являются: занятия-игра, математическая игровая образовательная ситуация , математическая викторина, комплексное занятие.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Учебно-тематический план.
Сентябрь
НОД \тема\ | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Количественные представления» Форма проведения: Собеседование 02.09.2021 | Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза. | 5 минут | 15 минут | |
«Числа в пределах 5» Форма проведения: Собеседование 09.09.2021 | Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов. | 5 минут | 15 минут | Выучить стихотворение о цифре 5. |
«Сравнение предметов» Форма проведения: Игровое-занятие 16.09.2021 | учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве. | 5минут | 15минут | |
«Ориентировка в пространстве» Форма проведения: Игровое-занятие 23.09.2021 | учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 3; различать цифры 1, 2,3 | 5минут | 15минут | Организация игры «Математическая копилка» |
«Сравнение предметов по высоте» Форма проведения: Итоговое занятие. 30.09.2021 | Учить классифицировать фигуры по заданному признаку; выделять признак высоты. Развивать воображение. | 5 минут | 15 минут | |
Планируемые результаты | Умеет выделять признаки предметов, ориентируется в пространстве, считает до 5. |
Октябрь
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Число и цифра 3» Форма проведения: Игровое занятие. 07.10.2021 | продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;учить называть числительные от 1 до 3;считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике. | 5минут | 15 минут | Заучить стихотворение о цифре 3. |
«Сравнение фигур»
Форма проведения: Занятие-поиск 14.10.2021 | Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. | 5минут | 15минут | |
«Куб, шар» Форма проведения: Игровое занятие 21.10.2021 | Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; закрепить счет в пределах трех. | 5минут | 15минут | |
«Квадрат» Форма проведения: Занятие-поиск 28.10.2021 | Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать на вопросы: который, какой? конструировать из квадрта. | 10 минут | 10 минут | Заучивание стихотворения о квадрате. |
Планируемые результаты | Умеет ориентироваться на листе бумаги, знает геометрические фигуры. |
Ноябрь
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Число и цифра 4» Форма проведения: Занятие-игра 04.11.2021 | продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо. | 5 минут | 15минут | Заучить стихотворение о числе 4 |
«Конструктивные задачи» Форма проведения: ИОС 11.11.2021 | развивать конструктивную деятельность, развивать аналитико- синтетические способности. | 10минут | 10минут | |
«Широкий - узкий» Форма проведения: ИОС 18.11.2021 | учить сравнивать предметы по ширине, учить штриховать не выходя за границы. | 5минут | 15минут | |
«Математическая игротека» Форма проведения: ИОС 25.11.2021 | Закрепить знания полученные ранее. Упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек. | 5минут | 15минут | Заучивание стихотворений о цифрах. |
Планируемые результаты. | Знает число-4, умеет сравнивать предметы по ширине. |
Декабрь
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Четырехугольник» Форма проведения: Занятие-игра 02.12.2021 | учить различать разные фигуры; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. | 5минут | 15минут | Штриховка геометрических фигур. |
«Число и цифра 5» Форма проведения: ИОС 09.12.2021 | познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук. | 10минут | 10минут | Выучить стихотворение про цифру 5. |
«Число и цифра 6» Форма проведения: Занятие-игра 16.12.2021 | познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи. | 10минут | 10минут | Выучить стихотворение про цифру 6. |
«Сравнение фигур по различным признакам» Форма проведения: ИОС 23.12.2021 | . учить сравнивать фигуры по форме, учить соотносить число и множество, развивать долговременную память. | 10минут | 10минут | Заучить стихи о геометрических фигурах. |
«Ориентирование» Форма проведения ИОС 30.12.2021 | Учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве. | 5 минут | 15 минут | |
Планируемые результаты | Имеет представление о цифре 5 и 6, умеет ориентироваться на листе бумаги. |
Январь
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Составление предмета из треугольников» Форма проведения: ИОС 13.01.2022 | учить составлять конструкцию из четырех треугольников; ориентироваться на листе бумаги: словами называть направления: «слева», «справа», «вверху». | 5минут | 15минут | |
«Геометрические фигуры» Форма проведения: Занятие- игра 20.01.2022 | Упражнять в счете в пределах шести; составлять четырехугольник из счетных палочек; узнавать геометрические фигуры. | 5минут | 15минут | |
« Измерение» Форма проведения: ИОС 27.01.2022 | Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете. Развивать наблюдательность, внимание, речь. | 5минут | 15минут | |
Планируемые результаты | Умеет различать предметы по высоте, решать конструктивные задачи. |
Февраль
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Ориентировка во времени. Число и цифра 7» Форма проведения: Занятие-игра 03.02.2022 | закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7. | 10минут | 10минут | Заучить стихотворение о числе 7 |
«Обратный счет» Форма проведения: Образовательное предложение 10.02.2021 | упражнять в порядковом и обратном счете. | 5минут | 15минут | |
«Выше -ниже» Форма проведения: Занятие-игра. 17.02.2021 | учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет. | 5минут | 15минут | |
Математический праздник «Один ум хорошо, а четыре лучше» Форма проведения: ИОС 24.02.2022 | Закрепление пройденного материала | 5минут | 15минут | |
Планируемые результаты | Знает время суток, обратный счет. |
Март
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Конструирование из геометрических форм» Форма проведения: ИОС 03.03.2022 | учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию | 5минут | 15минут | |
« Число и цифра 8» Форма проведения: образовательное предложение 10.03.2022 | познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах. | 5минут | 15минут | Заучить стихотворение о числе 8. |
«Измерение объема сыпучих тел» Форма проведения: Занятие-игра 17.03.2022 | учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки. | 5минут | 15минут | |
« Измерение объема жидких тел» Форма проведения: ИОС 24.03.2022 | учить детей измерению объема воды с помощью мерки, формировать понимание значимости процесса измерения для сравнения объема жидких тел. | 5минут | 10минут | |
Планируемые результаты | Имеет представление о числе 8, измеряют сыпучие и жидкие тела. |
Апрель
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Масса предметов»
Форма проведения: образовательное предложение 07.04.2022 | дать представление о массе предмета, учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке. | 5минут | 15минут | |
«Число и цифра 9» Форма проведения: Занятие-игра 14.04.2022 | познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь | 5минут | 15минут | Заучить стихотворение о числе 9. |
«Вперед, назад, налево, направо» Форма проведения: ИОС 21.04.2022 | Закрепить знания о числе 9; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. | 5минут | 15минут | |
«Порядковый счет» Форма проведения: образовательное предложение 28.04.2021 | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | 5минут | 15минут | |
Планируемые результаты | Знает число 9, порядковый счет. |
Май
НОД | Программное содержание | Количество часов | Взаимодействие с родителями | |
теория | практика | |||
«Волшебные монетки» Форма проведения: ИОС 05.05.2022 | Познакомить детей с деньгами, их назначением | 5минут | 15минут | |
«Сутки, часы, минутки» Форма проведения: Образовательное предложение 12.05.2022 | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления | 5минут | 15минут | |
«Дни недели» Форма проведения: Образовательное предложение 19.05.2022 | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. | 10минут | 10минут | Выучить стихотворение про дни недели. |
«Путешествие в страну «Математике» Форма проведения: Итоговое занятие: 26.05.2022 | Закреплять с детьми ранее полученные знания | 5минут | 15минут | Праздник «Старт на неизведанную планету» |
Планируемые результаты | Знают время суток ; порядковый и обратный счет; название денег и их назначение. |
Содержание дополнительной программы.
- Количество и счет
• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .
• Отрабатывание счетных навыков.
• Согласование числительных с существительными.
• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
- Величина
• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
- Форма
• Развитие представлений о форме предметов.
• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
- Ориентировка в пространстве и времени
• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
- Логические задачи
• Отгадывание загадок.
• Группировка предметов по определенному признаку.
• Исключение предмета из группы по определенному признаку.
• Составление целого из частей.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, занятие-поиск, занятие-игра.
Методы обучения:
- наглядный;
- исследовательский;
- проблемно-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- игровой
Материально техническое обеспечение образовательной программы
сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
полоски, ленты разной длины и ширины;
цифры от 1 до 9;
игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др; фланелеграф, мольберт;
чудесный мешочек;
кубики Никитина;
пластмассовый и деревянный строительный материал;
геометрическая мозаика;
счётные палочки;
предметные картинки;
знаки – символы;
игры на составление плоскостных изображений предметов;
обучающие настольно-печатные игры по математике;
мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
геометрические мозаики и головоломки;
занимательные книги по математике;
задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
простые карандаши; наборы цветных карандашей;
Список использованной литературы:
1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.
2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний дошкольный возраст).
3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.
4. Т.М.Бондаренко.Комплексные занятия в средней группе детского сада.
5. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
6. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
7. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
8. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с. 5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
9.Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
10.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с. 8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
11. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
12. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с. 13. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
14. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004. 13. Мониторинг в детском саду/ под ред.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в средней группе "Занимательное путешествие."
Хочу поделиться конспектом занятия по математике для средней группы.Свое зянятие я провела в форме путешествия к лесным жителям,которые играли с детьми ,задавая определенные задания.Дети работал...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)
Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)
Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Кувшинка" (средняя группа)
Тема: «Кувшинка»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: развитие интереса детей к лепке, учить лепить, используя уже знакомые приемы лепки....
Конспект занятия по математике в средней группе Волшебная страна фигур
Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, упрожнять в счёте, уметь ориентироваться в пространстве....
Конспект по математике в средней группе.
Открытое занятие...
Конспект занимательной деятельности по рисованию «Осеннее дерево» в средней группе №1
Тема: «Осеннее дерево».Ведущая образовательная область: Художественно –эстетическое развитие.Цель: формирование у детей умения создавать образ осеннего дерева при помощи нетрадиционн...