«Занимательная математика в средней группе»
план-конспект по математике

Сунчалеева Фатиха Рашидовна
Занимательная математика в средней группе Структура занятия: I. Вводная часть Приветствие в стихотворной форме, направленное на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми, сюрпризный момент. II. Основная часть Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, продуктивная, поисковая деятельность. III. Заключительная часть Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimaktelnaya_matematika_srednyaya_gruppa.doc663 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

    Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» социально-педагогической  направленности разработана в  соответствии с программой «Мозаика», авторы В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева  и предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

      Новизна дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» состоит в том, что мы проводим каждое занятие в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Мы внесли новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

- более ранним началом систематического обучения в школе,

- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

- развитие мотивационной сферы;

- интеллектуальных творческих сил;

- качества личности.

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка  средствами занимательных заданий по математике. Программа  представляет  систему  занятий,  организованных  в занимательной  игровой  форме,  что  не  утомляет  ребёнка  и  способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка  активно  используются  задачи-шутки,  загадки,  задания  на  развитие логического  мышления  детей,  увлекательные  игры  и  упражнения  с  цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная математика». Программа ориентирована на  детей от 4 до 5-и лет. Занятия  проводятся  в  рамках  дополнительного  образования,  при максимальном  сочетании  принципа  группового  обучения  с  индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы.     Программа рассчитана на 1 года обучения.

операций  (анализ  и  синтез,  сравнение,  обобщение,  классификация),  основных

свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение; 

  воспитывать  потребность    в  сотрудничестве,  взаимодействии  со

сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам. 

Смоленцева  А.А.,  Пустовойт  О.В.,  Михайлова  З.М.,  Непомнящая  Р.Л.  и

учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей

детей  дошкольного  возраста»  Л.А.  Венгер,  О.М.  Дьяченко;  «Чего  на  свете  не

бывает?»  О.М. Дьяченко,  Е.Л. Агаева.  

Отличительной  особенностью  Программы  является  системно-

деятельностный  подход  к  познавательному  развитию  ребенка  средствами 

занимательных заданий по математике

Формы и режим занятий

     Математический кружок  научно-технической направленности  «Занимательная математика» проводится 1 раз в неделю по 20  минут.

 Основная форма обучения: непосредственно образовательная деятельность математического содержания.

Ожидаемые результаты:

Средний возраст

Развитие элементарных математических представлений

• Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

• Считает до 5 (количественный счёт), отвечает на вопрос «Сколько?».

• Сравнивает количество предметов на основе счёта, а также путём соотнесения предметов двух групп (составления пар).

• Сравнивает два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или нало- жения.

• Знает характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба.

• Определяет положение предметов в про- странстве по отношению к себе; двигается в нужном направлении по сигналу.

• Определяет части суток.

Формы подведения итогов реализации являются: занятия-игра, математическая игровая образовательная ситуация , математическая викторина, комплексное занятие.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий. 

Учебно-тематический план.

Сентябрь

НОД \тема\

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

 

«Количественные представления»

Форма проведения:  Собеседование

02.09.2021

Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза.

5 минут

15 минут

 «Числа в пределах 5»

Форма проведения:  Собеседование

09.09.2021

Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов.

5 минут

15 минут

Выучить стихотворение о цифре 5.

«Сравнение предметов»

Форма проведения:

Игровое-занятие

16.09.2021

учить сравнивать объекты и предметы по различным признакам путем наложения, приложения, уметь ориентироваться в пространстве.

5минут

15минут

«Ориентировка в пространстве»

Форма проведения:

Игровое-занятие

23.09.2021

учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах 3; различать цифры 1, 2,3

5минут

15минут

Организация игры «Математическая копилка»

«Сравнение предметов по высоте»

Форма проведения: Итоговое занятие.

30.09.2021

 Учить классифицировать фигуры по заданному признаку; выделять признак высоты. Развивать воображение.

5 минут

15 минут

Планируемые результаты

Умеет  выделять признаки предметов, ориентируется в пространстве, считает до 5.

                                                            Октябрь

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Число и цифра 3»

Форма проведения:

Игровое занятие.

07.10.2021

продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;учить называть числительные от 1 до 3;считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике.

5минут

15 минут

Заучить стихотворение о цифре 3.

«Сравнение фигур»

        

Форма проведения:

Занятие-поиск

14.10.2021

Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения;  находить в окружении одинаковые по высоте предметы.

5минут

15минут

      «Куб, шар»

Форма проведения:

Игровое занятие

                21.10.2021

Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; закрепить счет в пределах трех.

5минут

15минут

«Квадрат»

Форма проведения: Занятие-поиск

28.10.2021

Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку, отвечать на вопросы: который, какой? конструировать из квадрта.

10 минут

10 минут

Заучивание стихотворения о квадрате.

Планируемые результаты

Умеет ориентироваться на листе бумаги, знает геометрические фигуры.

                                                 

                                              Ноябрь

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Число и цифра 4»

Форма проведения:

Занятие-игра

04.11.2021

продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо.

5 минут

15минут

Заучить стихотворение о числе 4

«Конструктивные задачи»

Форма проведения:

ИОС

11.11.2021

развивать конструктивную деятельность, развивать аналитико- синтетические способности.

10минут

10минут

«Широкий - узкий»

Форма проведения:

ИОС

18.11.2021

учить сравнивать предметы по ширине, учить штриховать не выходя за границы.

5минут

15минут

«Математическая игротека»

Форма проведения:

ИОС

25.11.2021

Закрепить знания полученные ранее. Упражнять  в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек.

5минут

15минут

Заучивание стихотворений о цифрах.

Планируемые результаты.

Знает число-4, умеет сравнивать предметы по ширине.

                                                                     Декабрь

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Четырехугольник»

Форма проведения:

Занятие-игра

02.12.2021

учить различать разные фигуры; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

5минут

15минут

Штриховка геометрических фигур.

«Число и цифра 5»

Форма проведения:

ИОС

09.12.2021

познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук.

10минут

10минут

Выучить стихотворение про цифру 5.

«Число и цифра 6»

Форма проведения:

Занятие-игра

16.12.2021

познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи.

10минут

10минут

Выучить стихотворение про цифру 6.

«Сравнение фигур по различным признакам»

Форма проведения:

ИОС

23.12.2021

. учить сравнивать фигуры по форме, учить соотносить число и множество, развивать долговременную память.

10минут

10минут

Заучить стихи о геометрических фигурах.

«Ориентирование»

Форма проведения

ИОС

30.12.2021

Учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.

5 минут

15 минут

Планируемые результаты

Имеет представление о цифре 5 и 6, умеет ориентироваться на листе бумаги.

                                                       Январь

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Составление предмета из треугольников»

Форма проведения:

ИОС

13.01.2022

учить составлять конструкцию из четырех треугольников; ориентироваться на листе бумаги: словами называть направления: «слева», «справа», «вверху».

5минут

15минут

«Геометрические фигуры»

Форма проведения:

Занятие- игра

20.01.2022

Упражнять в счете в пределах шести; составлять четырехугольник из счетных палочек; узнавать геометрические фигуры.

5минут

15минут

« Измерение»

Форма проведения:

ИОС

27.01.2022

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете. Развивать наблюдательность, внимание, речь.

5минут

15минут

Планируемые результаты

Умеет различать предметы по высоте, решать конструктивные задачи.

                                               

                                             Февраль

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Ориентировка во времени. Число и цифра 7»

Форма проведения:

Занятие-игра

03.02.2022

закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7.

10минут

10минут

Заучить стихотворение о числе 7

«Обратный счет»

Форма проведения:

Образовательное предложение

10.02.2021

упражнять в порядковом и обратном счете.

5минут

15минут

                «Выше -ниже»

Форма проведения:

Занятие-игра.

17.02.2021

учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет.

5минут

15минут

Математический праздник «Один ум хорошо, а четыре лучше»

Форма проведения:

ИОС

24.02.2022

Закрепление пройденного материала

5минут

15минут

Планируемые результаты

Знает время суток, обратный счет.

                                                         Март

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Конструирование из геометрических форм»

Форма проведения:

ИОС

03.03.2022

учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию

5минут

15минут

« Число и цифра 8»

Форма проведения: образовательное предложение

10.03.2022

познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах.

5минут

15минут

Заучить стихотворение о числе 8.

«Измерение объема сыпучих тел»

Форма проведения:

Занятие-игра

17.03.2022

учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки.

5минут

15минут

« Измерение объема жидких тел»

Форма проведения:

ИОС

24.03.2022

учить детей измерению объема воды с помощью мерки, формировать понимание значимости процесса измерения для сравнения объема жидких тел.

5минут

10минут

Планируемые результаты

Имеет представление о числе 8, измеряют сыпучие и жидкие тела.

                                                         

                                                          Апрель

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Масса предметов»

        

Форма проведения: образовательное предложение

07.04.2022

дать представление о массе предмета, учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке.

5минут

15минут

«Число и цифра 9»

Форма проведения: Занятие-игра

14.04.2022

познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь

5минут

15минут

Заучить стихотворение о числе 9.

«Вперед, назад, налево, направо»

Форма проведения:

ИОС

21.04.2022

Закрепить знания о числе 9; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

5минут

15минут

«Порядковый счет»

Форма проведения: образовательное предложение

28.04.2021

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

5минут

15минут

Планируемые результаты

Знает число 9,  порядковый счет.

                                                                         

                                                                             Май

НОД

Программное содержание

Количество часов

Взаимодействие с родителями

теория

практика

«Волшебные монетки»

Форма проведения:

ИОС

05.05.2022

Познакомить детей с деньгами, их назначением

5минут

15минут

«Сутки, часы, минутки»

Форма проведения:

Образовательное предложение

12.05.2022

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления

5минут

15минут

«Дни недели»

Форма проведения:

Образовательное предложение

19.05.2022

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня.

10минут

10минут

Выучить стихотворение про дни недели.

«Путешествие в страну  «Математике»

Форма проведения:

Итоговое занятие:

26.05.2022

Закреплять с детьми ранее полученные знания

5минут

15минут

Праздник «Старт на неизведанную планету»

Планируемые результаты

Знают  время суток ; порядковый и обратный счет; название денег и их назначение.

Содержание дополнительной программы.

  1. Количество и счет

• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .

• Отрабатывание счетных навыков.

• Согласование числительных с существительными.

• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

  1. Величина

• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

  1. Форма

• Развитие представлений о форме предметов.

• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

  1. Ориентировка в пространстве и времени

• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

  1. Логические задачи

• Отгадывание загадок.

• Группировка предметов по определенному признаку.

• Исключение предмета из группы по определенному признаку.

• Составление целого из частей.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Формы  организации  математической  деятельности  детей  на занятиях: задачи-шутки,  математические  и  логические  загадки  и  задания, увлекательные  игры  и  упражнения  с  цифрами,  знаками,  геометрическими фигурами, занятие-поиск, занятие-игра.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • проблемно-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • игровой

Материально техническое обеспечение образовательной программы

сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

  полоски, ленты разной длины и ширины;

  цифры от 1 до 9;

  игрушки:  куклы,  мишка,  петушок,  зайчата,  лиса,  волчонок,  белка, пирамидка и др;   фланелеграф, мольберт;

   чудесный мешочек;

  кубики Никитина;

  пластмассовый и деревянный строительный материал;

  геометрическая мозаика;

  счётные палочки;

  предметные картинки;

  знаки – символы;

  игры на составление плоскостных изображений предметов;

  обучающие настольно-печатные игры по математике;

  мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

  геометрические мозаики и головоломки;

  занимательные книги по математике;

  задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;

  простые карандаши; наборы  цветных карандашей;

Список использованной литературы:

1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.

2. В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний дошкольный возраст).

3. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.

4. Т.М.Бондаренко.Комплексные занятия в средней группе детского сада.

5. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

6. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

7.  Венгер  Л.А.,  Дьяченко  О.М.  Игры  и  упражнения  по  развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  2003. – 312 с.

8.  Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с. 5.  Логика.  Программа  развития  основ  логического  мышления  у  старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

9.Математика  до  школы.  /Сост.  Смоленцева  А.  А.,  Пустовойт  О.  В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

10.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с. 8.  Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.  

11.  Михайлова    З.А.  Математика  от  трёх  до  семи.  Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.  

12.  Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с. 13. Петерсон  Л.Г.  Раз  ступенька,  два  ступенька.  –  СПб:  Феникс,  2008. – 418с.

14.  Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004. 13.  Мониторинг  в  детском  саду/  под  ред.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в средней группе "Занимательное путешествие."

Хочу поделиться конспектом занятия по математике для средней группы.Свое зянятие я провела в форме путешествия к лесным жителям,которые  играли с детьми ,задавая определенные задания.Дети работал...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Вода весной" (средняя группа)

Тема: «Вода весной»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: углубление и обобщение знаний о весенних природных явлениях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница вода" (средняя группа)

Тема: «Волшебница-вода»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: формирование знаний у детей о значимости воды, о ее пользе для человека, о различных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Кувшинка" (средняя группа)

Тема: «Кувшинка»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Тип: комплексное занятиеФорма: фронтальнаяЦель: развитие интереса детей к лепке, учить лепить, используя уже знакомые приемы лепки....

Конспект занятия по математике в средней группе Волшебная страна фигур

Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, упрожнять в счёте, уметь ориентироваться в пространстве....

Конспект занимательной деятельности по рисованию «Осеннее дерево» в средней группе №1

Тема: «Осеннее дерево».Ведущая образовательная область: Художественно –эстетическое развитие.Цель: формирование у детей умения создавать образ осеннего дерева при помощи нетрадиционн...