ФЭМП в средней группе "Число 5. Счёт в пределах 5"
план-конспект по математике

Филимонова Анна Сергеевна

Конспект занятия по ФЭМП  в средней группе "Число  и цифра 5. Счет до 5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_sebya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 общеразвивающей направленности» г. Можги

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений в средней группе на тему:

«Число 5. Счёт до 5».

                                                                                                                                           

Выполнила:                                                                                                                                                                                                          воспитатель средней группы                                                                                                                                                                 Филимонова Анна Сергеевна.

г. Можга, 2023 г.

Тема: «Число 5. Счёт до 5»

Цель:  формирование представлений о числе и цифре 5, умение считать до 5, соотносить цифру с количеством.

Задачи:

  • Образовательные: 

- закрепить понятия предыдущей темы «шире», «уже»;

-  закрепить умение считать в пределах 4;

- познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 4 и 5;

- упражнять в умении составлять геометрическую фигуру по образцу;

- обогащать элементарные математические представления о количестве, числе, форме, пространственных и временных отношениях.

  • Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мыслительную активность.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, усидчивость, доброжелательность.

Тип занятия: интегрированное

Форма занятия: групповая, индивидуальная

Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядно-демонстрационные, практические.

Оборудование:

  • Проектор, ноутбук, USB-флеш-накопитель, доска, мольберт, столы.
  • Дидактический материал: дорожки- широкая и узкая ,  футбольное поле (5 девочек и 5 девочек), геометрические фигуры для образца автобуса, дома с цифрами и точками, цифра 5, палочки для зарядки, зарядка.
  • Раздаточный материал: по 5 девочек и мальчиков на каждого ребенка, геометрические фигуры, карточки для игры «Всё по 5», дома с цифрами и точками.

ХОД занятия:

  1. Вводная часть

Вводный организационный момент.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть, какие вы умные, умелые и способные! Поздоровайтесь! (встают в полукруг и НЕ садятся)

- А все готовы сегодня стараться? Тогда приготовьте ушки, чтобы слышать, приготовьте глазки, чтобы видеть, приготовьте разумок, чтобы думать нам помог.

- А для начала давайте мы с вами разомнемся.

- Давайте вспомним дни недели, начиная с понедельника. (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс)

- А сегодня какой день недели?

- А вчера какой день был?

- А завтра какой день недели будет?

- А какой последний день недели?

 - Молодцы!

Введение в игровую ситуацию. Мотивация.

- Ребята, мне сегодня на телефон пришло такое видео-сообщение. Давайте посмотрим ( видео- отрывок из м/ ф «Маша и медведь»)

-Узнали, кто это? (Маша и медведь)

- Какая у них беда приключилась? (ответы детей)

- Как мы можем им помочь? (ответы детей)

- Давайте посмотрим, что же Мишка написал нам в письме.

Проблемная ситуация.

Дорогие друзья! В вашем городе Можга совершил экстренную посадку инопланетный корабль. Пришельцам нужно срочно пополнить запасы и возвращаться домой. Только ваш город они не знают, поэтому нам срочно нужна ваша помощь. Для вас я отправил карту города, где указано место, куда упала очень важная деталь от корабля, чтобы починить корабль и отправить инопланетян обратно домой. (карта города на экране)

-Обратите внимание на карту. Сейчас мы находимся в нашем детском саду. Как вы думаете, куда дальше нам следует двигаться? (ответы детей)

- Нам нужно  добраться от нашего детского сада- сначала до парка, а потом до городского пруда.

- Итак, вы готовы помочь? Тогда встаем на ножки и отправляемся в путь.

  1. Основная часть

Актуализация знаний.

- Вышли из детского сада и перед нами две дороги.

- Чем они отличаются? (шириной)

- Нам нужно с вами пройти по широкой дороге.

- Дамир, покажи нам широкую дорогу?

- Как можно проверить? (способом наложения)

Накладываем. И под дорогой находят спрятанную зеленую палочку от зарядки.

-Ой, кто- то нам оставил палочку. Положу пока себе в карман.

- А напомните мне, пожалуйста, куда сейчас мы с вами направляемся? (В парк)

-  Точно, в парк! Но для этого необходимо средство  передвижения. На чем можно доехать до взрослого парка ? Попробуйте догадаться, отгадав мою загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети отгадывают загадку – Автобус.

– Но прежде чем поехать нам нужно его сконструировать. Согласны? (Да)

Упражнение «Маленькие конструкторы». ( Коллективная работа на полу)

(педагог предлагает детям выложить изображение автобуса из геометрических фигур)

На доске прикрепляет образец. Дети самостоятельно выполняют задание, педагог контролирует.

- Миша, из каких геометрических фигур мы построили автобус? (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)

- Каким они цветом, Даниил?

- Молодцы, построили!

- Ой, посмотрите, ребятки,  я в коробке нашла еще одну палочку.  Интересно для чего она…

- Ну а теперь поехали! (музыка «Песенка автобуса») (дети садятся за стол)

Открытие нового знания.

- Наш автобус прибыл до взрослого парка. И что мы видим? (Стадион, на стадионе играют в футбол) Воспитатель размещает на доске вразброс два множества: 4 картинки с девочками, 4 картинки- с мальчиками.

- Всё верно! На стадионе играют в футбол школьники- девочки против мальчиков.

- Как вы думаете, кого больше? (поровну)

- А как можно проверить? (посчитать)

Воспитатель показывает/ работает возле доски и выкладывает девочек и мальчиков на свою полоску.

- Давайте сначала посчитаем, сколько всего мальчиков. (считают- всего 4 мальчика)

- А теперь посчитаем, сколько всего девочек. ( считают- всего 4 девочек)

Ответы детей- после чего они работают у себя за столом..

Возьмите свои карточки и на верхнюю полоску выложите 4 девочек.

-Сколько девочек выложил, Миша? (4)
-А сколько мальчиков мы должны выложить на нижнюю полоску? (4) Выкладываем на нижнюю полоску 4 мальчика.

- Что мы можем сказать о количестве девочек и мальчиков, Филипп? (их поровну)
-  Итак, девочек и мальчиков- поровну: девочек- столько же, сколько и мальчиков, а мальчиков- столько же, сколько девочек).

Затем воспитатель добавляет одну картинку с изображением мальчика в нижний ряд. Далее воспитатель с детьми сравнивают два неравных по количеству элементов множества. 

- И вот пришел один вратарь в команду мальчиков. И вы добавьте себе еще одного мальчика.

- Кого стало больше? ( мальчиков) Сколько их? Давайте посчитаем вместе.

Дети хором считают, дотрагиваясь до каждого мальчика: один, два, три, четыре… После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до пяти. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
 – Кто знает, какое число следует  при счёте за числом четыре?
Воспитатель подводит итог: при счёте после 4 идёт 5.

- Какое новое число вы услышали? ( число 5 )

- Напомните, пожалуйста,  сколько было мальчиков? (4)

-  А сейчас сколько стало мальчиков? (5)

- Как получилось 5 мальчиков, Даниил? (пришел еще один мальчик)

- Какое число больше 4 или 5,Булат? (5)

- Какое меньше 4 или 5, Лёва? (4)

-Сколько девочек, Ксюша?  (4).

- Как сделать, чтобы команда девочек и мальчиков стала поровну -по 5 (добавить еще 1 девочку)

добавляем одну девочку и выясняем…

- Сколько стало девочек? Посчитай нам, Дамир.

- Как получилось 5 девочек? (добавили еще одну девочку)

- Что мы теперь можем сказать о количестве команд  мальчиков и девочек? (их поровну).
Воспитатель делает вывод: Всего 5 девочек  и  всего 5 мальчиков – а значит их поровну.

- Число 5 обозначается цифрой 5.

Показ цифры 5. Беседа о цифре.

- Дети,  на что похожа цифра 5?  (морской конек)

- Цифра пять – с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком,

В школе эту цифру пять,

Дети любят получать.

- Нарисуйте в воздухе цифру 5.

Молодцы! А  вот и  еще одна палочка! Похоже, это  непростые палочки ...ну ладно,  дальше будет видно…

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Педагог приглашает детей в центр групповой комнаты и предлагает выполнить упражнение вместе с ним)

Раз- мы встали, распрямились,

Два- согнулись, наклонились.

Три – руками три хлопка.

А четыре- под бока.

Пять- руками помахать.

И на место сесть опять.

Воспитатель приглашает пройти за столы. (следим за правильной посадкой)

Закрепление новой темы. 

Игра «Соотнесение количества с цифрой».

- В городе Можга много разных домов. И перед вами лежат карточки с домиками.

- Обратите внимание, чем они отличаются? (количеством точек)

 Задание такое, вы должны посчитать, сколько точек  изображено на домике, и соотнести с нужной цифрой.

Показ педагога- примера на доске.

Один ребенок работает за мольбертом.

- А теперь проверьте  правильность выполнения задания с Лёвой. (Взаимопроверка)

Отлично! ОГО!  вот еще одна такая же палочка…

Ну что ж наш автобус может отправляться в путь.

- А напомните мне, пожалуйста, после парка куда мы с вами должны отправиться? ( на пруд) А для чего нам нужно ехать на пруд? (ответы детей)

Дети вместе с воспитателем повторяют стихотворение.

Автобус

Весёлый автобус спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

В тёплом моторе – доброе сердце.

Всем пассажирам откроет он дверцы.

Вот мы и прибыли на наш городской пруд. Где- то здесь упала самая важная деталь от корабля. Но чтобы его найти, нам необходимо осмотреться на полянке.

Игра «Все по 5». 

 Посмотрите, на поляне лежат картинки. Нам нужно выбрать  только одну картинку,  в которых есть число 5- 5 элементов. Например, посмотрите, у солнышка 5 лучиков, значит, эта картинка мне подходит.

Перед детьми разложены картинки, дети выбирают только ту картинку, на которой 5 повторяющихся элементов. 5 лепестков на цветочке, 5 кружочков на божьей коровке, 5 рыбок в пруду и т.д. Остаётся лишней  зарядка, которая полностью разрядилась и палочка.

- Дамир и Миша какие картинки выбрали?(ответы детей) Почему? (ответы детей)

- А что у нас осталось лишним?

Так может, эту  самую деталь мы с вами должны  найти. Давайте поищем, куда же подевалась эта деталь.

Деталь находят под столом.

- Кто мне скажет, что это? (зарядка)

- Посмотрите, она разряжена. - Как вы думаете, как  нам можно помочь, чтоб зарядка стала полной? (зарядить)

- Так вот для чего -эти палочки!   Оказывается они не простые, а волшебные. Давайте скорее наполним зарядку волшебными палочками..

Дети берут палочки и «заряжают» зарядку.

 - Ну вот, наконец- то наша зарядка полная  для  корабля, теперь  нужно скорее отправить его Мишке, чтоб он починил корабль инопланетян и отправил их домой.

Давайте я сейчас её сфоткаю  и отправлю Мишке на ват сап. Отправила.

Ну а нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Автобус

Весёлый автобус спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

В тёплом моторе – доброе сердце.

Всем пассажирам откроет он дверцы.

  1. Заключительная часть

Итог занятия.

-Вот теперь мы оказались в детском саду.

- И мне пришёл  ответный смс от Мишки (Видео).

- Вы- настоящая  и дружная команда ! Справились со всеми заданиями  и помогли Мишке вернуть инопланетян домой. Спасибо всем!!! Давайте друг другу похлопаем! Молодцы!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Счёт в пределах 100 " Помоги Незнайке"

Упражнения для отработки навыка устного счёта в пределах 100. Задания могут быть использованы как шаблоны, т.к. можно вставлять различные числа....

Презентация " Весёлый устный счёт в пределах "

Данная презентация поможет учителю весело провести устный счёт в пределах 20 во 2 классе....

Раскраски с примерами (счёт в пределах 20).

Раскраски помогут детям закрепить знания по математике: счёт в пределах 20....

Урок по математике в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 10.Тема: "Счёт в пределах 10. Закрепление"

Данный урок был проведён по программе Школа России, на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова " Математика 1 класс". Тип урока:Закрепление полученных знаний. Форма урока: Урок- путешеств...

1.3000 примеров по математике. 1 класс. Устный счёт. Счёт в пределах 20. Узорова О.В.

В этом пособии представлен материал, направленный на формирование навыков устного счёта по теме «Счёт в пределах 20» для 1 класса. Устный счёт развивает сообразительность и внимание учащих...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему: «Подарки от Олафа»

В ходе НОД воспитанники средней группы закрепляют умения называть и находить геометрические фигуры; умение различать геометрические фигуры по: цвету, форме, размеру; совершенствуют счётные н...

НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: Квадрат.

Формировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки...