I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Алексеевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! 2. Проверка рабочего места - Проверьте, все ли у вас находится на столах: учебник, рабочая тетрадь, ручка. |
- Здравствуйте. Присаживаются за свои места
Проверяют готовность к уроку |
II. Актуализация и пробное учебное действие | Индивидуальная работа - Ребята, к нам сегодня в гости пришел Чебурашка. Он хочет проверить, как вы умеете устно считать и поэтому он дает вам задания, а некоторым ребятам индивидуальные карточки. (приложение 1) Фронтальная работа - Обратите внимание на слайд. Чебурашка идет по дорожке в гости к крокодилу Гене и случайно свернул не на ту дорожку. Нам надо помочь Чебурашке прийти к крокодилу Гене. Для этого надо выполнить несколько заданий. Задание 1 – решение примеров. Давайте поможем Чебурашке сложить и вычесть числа устно. (слайд 1) 95+4= 86-4= 69-7= 46+6= 57+3= 81-3= 80-6= 36+7= 73+7= 79-5= - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. - Переходим ко 2 заданию. Задание 2 – решение задач. В прошлом году в нашем районе построили 12 новых домов, а в этом году – на 3 дома больше. Сколько всего домов построили в этом году? Сколько домов построили всего за 2 года? - О чем говорится в задаче? - Сколько домов построили в прошлом году? - Сколько домов построили в этом году? - Какой вопрос задачи? - Как найти количество домов, которые построили в этом году и за 2 года? - Как считали? - Давайте проверим! (слайд 2) - С вашей помощью Чебурашка должен дойти до крокодила Гены! - Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похожа дорожка? - Сколько звеньев в ней? - Найдите длину дорожки, если первое звено равно 6, второе звено равно 3, третье звено равно 11, четвертое звено равно 10, пятое звено равно 8 (слайд 3) - Как вы нашли длину дорожки? - Молодцы! (слайд 4) - Сдаем карточки с заданиями |
Работают по карточкам
Решают примеры
- Надо сложить дома, которые построили в прошлом году и в этом, то есть 12+3, затем сложить дома, которые построили в прошлом году с теми домами, что построили в этом 1)12+3=15 (д) – построили за этот год 2)12+15=27 (д) – построили за 2 года Ответ: 15; 27 домов.
- На ломаную линию - 5 звеньев - Длина дорожки равно 38 - Сложили все звенья |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Сегодня мы будем учиться, как решать примеры вида 52-24 с переходом через разряд в столбик. (слайд 6) - Давайте разберем с вами пример 52-24. Итак, записываю уменьшаемое 52, под ним не пропуская клетки, записываю вычитаемое 24 так, чтобы десятки были под десятками, а единицы под единицами, слева между числами 52 и 24 ставлю знак минус, не пропуская клетки, под вычитаемым провожу черту, захватывая знак. - С чего начинаем вычитание? - Верно! Начинаем вычитать с единиц. Как выяснили, 2 из 4 отнять мы не можем, значит, мы должны занять 1 дес. у 5 дес., ставит над 5 дес. точку и перенести этот десяток к 2 ед., над 2 ед. ставим цифру 1. У нас получился 1 дес. и 2 ед. - Ребята, запомните, что 1дес. = 10 ед. Итак, получилось 10 ед. и еще 2 ед., значит от 12 ед. отнимаем 4 ед., получается 8 ед. Записываем под единицами. Переходим к десяткам. Было 5 дес., мы взяли 1 дес, осталось 4 дес. - От 4 дес. мы можем отнять 2 дес.? - Значит, от 4 дес. отнимаем 2 дес., получаем 2 дес. и записываем под десятками. Получаем ответ 28. У нас получилась запись такого вида. (запись на доске) | Слушают, как решить данный пример
- Начинаем вычитание с единиц
- Да, от 4 дес. отнять 2 дес. мы можем |
V. Реализация построенного проекта | Фронтальная работа - Сейчас я покажу еще раз, как решать такие примеры. Возьмем пример 81-34. - Итак, записываем пример в столбик. Пишу уменьшаемое 81, под ним пишу вычитаемое 34 так, чтобы единицы были под единицами, не пропуская клетки. Слева от примера между числами ставлю знак минус, не пропуская клетки. Затем провожу черту под вычитаемым, не пропуская клетки, и захватываю знак. Теперь переходим к решению. - Начинаем вычитать с единиц. От 1 ед. отнять 4 ед. не можем, занимаем у 8 дес. 1 дес., на 8 дес. ставлю точку, а над 1 ед. пишу 1 дес. Помним, что 1 дес. = 10 ед. Получается 10 ед. и еще 1 ед., получается 11 ед., от 11 ед. отнимаем 4 ед., получаем 7 ед. и пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 8 дес. забрали 1 дес, осталось 7 дес., от 7 дес. отнимаем 3 дес., получаем 4 дес. и пишу под десятками. Читаю ответ: 47. - Кому что непонятно? Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Теперь откройте свои тетради, запишите число, классная работа. - Давайте решим примеры, которые написаны на доске. 53-38= 61-26= 78-39= 47-19= - К доске выходит…остальные работают в тетрадях. - У кого возникли трудности? В чем возникло затруднение? Кому что непонятно? - Молодцы! Работа с учебником - Теперь откройте учебник на стр.29 и решим номер 1. - Прочтите задание. Что нам надо сделать? - Верно! Сейчас вы пробуете устно решить и прокомментировать решение примеров. - Итак, начнем с …, а остальные слушайте и проверяйте 73-48= 23-15= 46-27= 31-24= 74+18= - Молодцы, ребята! Вы решили все примеры правильно! |
Слушают учителя
- Записывают число и классную работу Выходят, решают примеры с комментированием
- Решить примеры устно с объяснениями - 73-48. Начинаем вычитать с единиц. От 3 ед. отнять 8 ед. не можем, поэтому у 7 дес. занимаем 1 дес., над 7 дес. ставим точку, а над 3 ед. пишем 1 дес. 1дес. это 10 ед. и еще 3 ед., значит от 13 ед. отнимаем 8 ед, получается 5 ед., пишу под ед. Вычитаю десятки. Было 7 дес. 1 дес. забрали, осталось 6 дес, значит, от 6 дес. отнимаем 4 дес., получаем 2 дес., пишу под десятками. Читаю ответ: 25. - 23-15. Начинаем вычитать с единиц. От 3 ед. отнять 5ед. не могу, занимаю 1 дес. у 2 дес., над 2 дес. ставлю точку, а 1 дес. пишу над 3 ед. 1 дес. это 10 ед. и еще 3 ед., значит, от 13 ед. отнимаем 5 ед., получаем 8 ед., пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 2 дес. 1 дес. забрали, остался 1 дес., от 1 дес. отнимаю 1 дес., получаю 0 дес., 0 не пишем. Читаю ответ: 8. - 46-27. Начинаем вычитать с единиц. От 6 ед. отнять 7 ед. не могу, занимаем у 4 дес. 1 дес., над 4 дес. ставлю точку, а над 6 ед. пишу 1 дес. 1 дес. это 10 ед. и еще 6 ед., значит, от 16 ед. отнимаю 7 ед., получаю 9 ед. и пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 4 дес. 1 дес. забрали, осталось 3 дес., от 3 дес. отнимаем 2 дес., получаю 1 дес. и пишу под десятками. Читаю твет: 19. - 31-24. Начинаю вычитать с единиц. От 1 ед. отнять 4 ед. не можем, занимаем у 3 дес. 1 дес., ставлю над 3 дес. точку, а над 1 ед. пишу 1 дес. 1 дес. это 10 ед. и еще 1 дес., значит от 11 ед. отнимаем 4 ед., получаем 7 ед. и пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 3 дес. 1 дес. забрали, осталось 2 дес., от 2 дес. отнимаю 2 дес., получаю 0 дес., 0 под десятками не пишем. Читаю ответ: 7. - 74+18. Начинаем складывать с единиц. К 4 ед. прибавляю 8 ед., получаю 12 ед., 12 ед. это 1 дес. и 2 ед. 2 ед. пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю. Складываю десятки. К 7 дес. прибавляю 1 дес., получаю 8 дес. и еще 1 дес., получается 9 дес. и записываю под десятками. Читаю ответ: 92 |
VI. Включение в систему знаний и повторений | Фронтальная работа, работа с учебником - Давайте, решим задачу под номером 2 на стр. 29. В первом из новых домов 35 квартир, во втором на 20 квартир меньше, а в третьем столько, сколько в первом и втором вместе. Сколько квартир во втором доме? Сколько квартир в третьем доме? Сколько всего квартир в трех домах? - Итак, о чем говорится в задаче? - Сколько квартир в первом доме? - Сколько квартир во втором доме? - Сколько квартир в третьем доме? - Какой вопрос задачи? - Что будем искать сначала? - Верно, а как будем искать? - Сколько получится квартир во втором доме? - Верно, а что будем искать потом? - Как будем искать? - Что найдем? - Что будем искать потом? - Как будем искать? - Ответили на вопросы задачи?
Номер дома | Количество квартир | Всего квартир в трех домах | 1 | 35 | ? | 2 | ?, на 20 кв. меньше | 3 | ?, столько, сколько в 1 и 2 домах |
- Запишите в тетради решение задачи, а … напишет на доске, и мы проверим. 1) 35-20=15 (д) – во 2 доме 2) 35+15=50 (д) – в 3 доме 3) 35+15+50=100 (д) – всего в трех домах Ответ: 15;50;100 - Ребята, решите примеры под красной чертой и запишите решение к себе в тетради. 30-6= 30-16= 32-16= - Правильно! | - В задаче говорится о квартирах - В первом доме 35 квартир - Во втором доме на 20 квартир меньше - В третьем доме столько квартир, сколько и в первом и во втором доме вместе - Сколько квартир во втором доме и третьем доме? Сколько квартир в трех домах? - Сначала найдем, сколько квартир во втором доме - От 30 отнимем 20 - Получится 10 квартир во втором доме - Затем найдем, сколько квартир в третьем доме - К 30 прибавим 10 - Найдем количество квартир в третьем доме - Количество всех квартир в трех домах - Все квартиры с трех домов сложить - Да, ответили Записывают решение
Записывают краткую запись и решение
Решают примеры, записывают к себе в тетради
|
VIII. Подведение итогов
| - Итак, давайте подведем итоги нашего урока! - Что нового вы сегодня узнали? - Что вызвало затруднения? - Какие примеры сегодня решали? - Как правильно записываются эти примеры? - С чего начинаем вычитание? - Что делать, если из одной единицы вычесть другую не можем? - Чему равен 1 десяток? - Как показать, что мы заняли у десятков? - Все ли было понятно? - Молодцы, ребята! |
- Узнали, как вычитать примеры вида 52-24 - В этом примере вычитать единицы - Примеры в столбик - Пишем уменьшаемое, под ним пишем вычитаемое так, чтобы единицы были под единицами, а десятки под десятками. Ставим знак минус слева от примера между числами, не пропуская клетки. Проводим черту под вычитаемым, не пропуская клетки, захватывая знак - Начинаем вычитать с единиц - Надо занять 1 дес. у десятков - 1 десяток равен 10 единицам - Когда занимаем у десятков, то ставим над десятками точку, а над единицами указываем 1 десяток, который заняли - Да, все понятно |