Использование интерактивных упражнений при обучении детей с ЗПР
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Тверитинова Татьяна Александровна

Общими особенностями для всех обучающихся с ЗПР являются:

  • Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.

  • Преобладание игровых интересов и игровой мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

  • Неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания.

  • Неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий.

  • Недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости по одному или нескольким предметам.

  • Поведение, как и учебная деятельность, характеризуется неравномерностью проявлений – в какие-то периоды дети могут работать достаточно заинтересовано, сосредоточено и продуктивно, а в другое время обнаруживается их полная неработоспособность и весьма низкие возможности усвоения учебного материала.

  • Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

  • У детей с ЗПР, определяющаяся наследственностью, основной фон настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций.

  • Дети с ЗПР, являющейся следствием перенесённых в раннем детстве заболеваний, долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают по дому. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны.

  • Трудности в обучении возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности.

  • В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми, часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать.

  • Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используется такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую – либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное.

  • Рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи кратковременны - всего 15-20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.

  • Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой.

  • Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся с ЗПР. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, у других наоборот возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство.

  • Характерно наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками.

  • Многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.

​Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. 

Учитывая вышесказанное, считаю необходимым использовать в работе интерактивные упражнения для закрепления содержания изучаемого материала. Использование средств интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию к обучению у школьников, делает процесс обучения более интересным, эффективным и разнообразным.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

«Скорость, время, расстояние»

https://learningapps.org/24792233

2

«Меры длины»

https://learningapps.org/23479319 

3

«Величины. Время»

https://learningapps.org/23361752

4

«Величины. Длина»

https://learningapps.org/23361669

5

«Преобразование единиц измерения массы»

https://learningapps.org/22909957

6

«Башни Московского Кремля (преобразование единиц измерения длины)»

https://learningapps.org/display?v=p914rfpxj21

7

«Преобразование величин»

https://learningapps.org/22845686

8

«Перевод единиц измерения массы в указанную величину

https://learningapps.org/22598864

9

«Единицы измерений величин»

https://learningapps.org/22238550

10

«Единицы длины»

https://learningapps.org/21954179

11

«Величины. Измерение величин

https://learningapps.org/22237184


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов  в образовательном ...

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. Nelson Mandela. Если вы разговариваете с человеком на яз...

Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников.

Исследовательская работа по УМК "Школа России" и мастер-класс по созданию видеофильмов для уроков литературного чтения....

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

«Использование интерактивных упражнений на уроках английского языка».

В этой статье рассказывается о сайте LearningApps.org   который можно использовать на уроках английского языка, и с помощью этого сайта можно создавать разные интерактивные упражнения,задани...

Использование интерактивной доски при обучении детей с ОВЗ

На сегодняшний день существует огромное количество интерактивной техники. Представлено несколько технологий (и, соответственно, типов оборудования) интерактивных устройств. В большинстве своем это инт...

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста

Опыт учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что именно нестандартный (или нетрадиционный) урок, будучи интересной, необычной формой предоставления материала, поддерживает интерес обучаю...