Конспект урока по окружающему миру 4 "В" класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Иванова  Надежда Юрьевна

Конспект урока по окружающему миру 4 "В" класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру,

проведённого в 4«в» классе

Яблоневский филиал МБОУ СОШ п.свх. Агроном

Ивановой Надеждой Юрьевной

Яблонево, 2023


- Здравствуйте, ребята!  Садитесь. - Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Ребята, представьте, что наш класс – это большая лаборатория, вы исследователи, а я - ваш научный руководитель. Но чтобы проводить дальнейшие исследования, нам необходимо вспомнить, над чем мы работали ранее и какие выводы сделали.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете. Помните, прежде чем ответить, нужно поднять руку.

- Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют … (атмосферой). 

- … - это движение воздуха над поверхностью земли. Что это?  (ветер). 

- Это сильный ветер, который ломает деревья и сносит крыши с домов. Его называют… (ураганом).

- Когда воздух нагревается и расширяется, то он становится … и …
(легче и поднимается вверх).

- Воздух состоит из … (кислорода, углекислого газа, азота и др.)

- Существуют следующие свойства воздуха. Какие? (воздух прозрачен, не имеет цвета и запаха, воздух упруг, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении).

- Хорошо, ребята! Молодцы!


- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуете сформулировать тему нашего урока.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Ребята, тема нашего урока «Охрана воздуха».

- А как вы думаете, каковы будут цели нашего урока?

- Цели нашего урока следующие: сформировать представления о загрязнении воздуха; подвести к пониманию необходимости охраны воздуха.

- Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

(Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.)

- Ребята, для дальнейшего изучения новой темы, нам надо разделиться на 3 группы.

1ряд – группа биологов.

2 ряд – совет директоров промышленных предприятий.

3 ряд – группа экологов.

- Ребята, давайте с вами откроем учебник на стр.56 и прочитаем представленный текст в учебнике.  

- После чтения каждая группа наших ученых должна дать ответ на свой вопрос:

Вопросы 1 группе: Почему всем живым организмам нужен чистый воздух? Как это можно доказать? (Воздух необходим для существования живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии).

Вопрос 2 группе: Как промышленные предприятия загрязняют воздух?
(Промышленные предприятия выбрасывают в воздух оксиды азота, пыль, дым и другие вредные вещества. Многие фабрики спускают в водоем отходы производства и загрязняют реки и моря).

Вопрос 3 группе: Как надо охранять воздух от загрязнения?
(- все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ;

- чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу;

- для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой;

- вокруг нас должно быть много растений. Они хорошо очищают воздух и выделяют кислород.)

Законом об охране природы установлены следующие правила:

- все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ;

- чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу;

- для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой;

- вокруг нас должно быть много растений. Они хорошо очищают воздух и выделяют кислород. Чем больше зелени, тем легче дышится.

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать из прочитанного?
(Чистый воздух нужен всем).

- Верно, ребята. Молодцы!

- А теперь все встали, проведем физкультминутку.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

- Уважаемые ученые. Мы продолжаем изучать проблему загрязнения воздуха. Предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем обсудить ряд вопросов. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика

- Скажите, почему воздух необходимо охранять от загрязнений?
(В результате деятельности человека происходит загрязнение атмосферы самыми различными веществами, многие из которых ядовиты для человека, животных и растительных организмов. Изменение состава атмосферы приводит к ослаблению здоровья населения, снижению продолжительностью жизни, распространению болезней.)

- Хорошо. Как сберечь чистоту воздуха?
(Сажать деревья; поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли; машины должны быть исправными, не выделять много копоти; ставить на заводах очистительные сооружения, использовать фильтры для очистки воздуха; не бросать мусор).

- Хорошо! Спасибо за ответ!

- Почему растения называют «легкими» города?
(Они хорошо очищают воздух и выделяют кислород. Чем больше зелени, тем легче дышится.)

- Верно!

- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

- Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

- Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

- Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сделайте вывод.

- Ребята, давайте с вами откроем рабочую тетрадь на стр. 23 и рассмотрим с вами задание №54. (Какие меры принимают люди для охраны воздуха от загрязнений?)

Ответьте на этот вопрос самостоятельно.
(- Заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ.

- Нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу.

- Для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой.

- Вокруг должно быть много растений, так как они очищают воздух и вырабатывают кислород.)

- Давайте проверим, как вы ответили на первый вопрос.

- Пожалуйста.

- Хорошо. У кого еще какие варианты?

- Хорошо. Молодцы!

- А теперь рассмотрим с вами следующее задание №55. (Что хотел сказать художник этим рисунком?)
(Художник имел ввиду, что грязный воздух от заводов и фабрик плохо влияет на здоровье людей. Он, как злой дракон, который хочет погубить человека.)

Общий вывод по теме.

-Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Спасибо за работу исследователям.

- Скажите, чем мы сегодня занимались  на уроке?

- Что было интересно на уроке?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чем возникли затруднения?

- Как бы вы оценили деятельность своей группы на уроке?

- А теперь как вы сами работали на уроке?

- Если у вас на уроке все получалось, поднимите  зеленый смайлик, если были трудности – желтый смайлик.

- Хорошо, ребята!

- За урок я ставлю такие оценки:…….

- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание

(стр. 56 – 57, пересказ, р. т. стр. 23, № 56).

Желающим нарисовать рисунок на тему «Охрана воздуха»

-А теперь все встали. Спасибо за урок! Все свободны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...