Конспект урока по окружающему миру 4 "В" класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру,
проведённого в 4«в» классе
Яблоневский филиал МБОУ СОШ п.свх. Агроном
Ивановой Надеждой Юрьевной
Яблонево, 2023
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
- Ребята, представьте, что наш класс – это большая лаборатория, вы исследователи, а я - ваш научный руководитель. Но чтобы проводить дальнейшие исследования, нам необходимо вспомнить, над чем мы работали ранее и какие выводы сделали.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете. Помните, прежде чем ответить, нужно поднять руку.
- Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют … (атмосферой).
- … - это движение воздуха над поверхностью земли. Что это? (ветер).
- Это сильный ветер, который ломает деревья и сносит крыши с домов. Его называют… (ураганом).
- Когда воздух нагревается и расширяется, то он становится … и …
(легче и поднимается вверх).
- Воздух состоит из … (кислорода, углекислого газа, азота и др.)
- Существуют следующие свойства воздуха. Какие? (воздух прозрачен, не имеет цвета и запаха, воздух упруг, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении).
- Хорошо, ребята! Молодцы!
- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуете сформулировать тему нашего урока.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Ребята, тема нашего урока «Охрана воздуха».
- А как вы думаете, каковы будут цели нашего урока?
- Цели нашего урока следующие: сформировать представления о загрязнении воздуха; подвести к пониманию необходимости охраны воздуха.
- Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
(Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.)
- Ребята, для дальнейшего изучения новой темы, нам надо разделиться на 3 группы.
1ряд – группа биологов.
2 ряд – совет директоров промышленных предприятий.
3 ряд – группа экологов.
- Ребята, давайте с вами откроем учебник на стр.56 и прочитаем представленный текст в учебнике.
- После чтения каждая группа наших ученых должна дать ответ на свой вопрос:
Вопросы 1 группе: Почему всем живым организмам нужен чистый воздух? Как это можно доказать? (Воздух необходим для существования живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии).
Вопрос 2 группе: Как промышленные предприятия загрязняют воздух?
(Промышленные предприятия выбрасывают в воздух оксиды азота, пыль, дым и другие вредные вещества. Многие фабрики спускают в водоем отходы производства и загрязняют реки и моря).
Вопрос 3 группе: Как надо охранять воздух от загрязнения?
(- все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ;
- чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу;
- для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой;
- вокруг нас должно быть много растений. Они хорошо очищают воздух и выделяют кислород.)
Законом об охране природы установлены следующие правила:
- все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ;
- чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу;
- для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой;
- вокруг нас должно быть много растений. Они хорошо очищают воздух и выделяют кислород. Чем больше зелени, тем легче дышится.
- Ребята, какой же вывод мы можем сделать из прочитанного?
(Чистый воздух нужен всем).
- Верно, ребята. Молодцы!
- А теперь все встали, проведем физкультминутку.
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
- Уважаемые ученые. Мы продолжаем изучать проблему загрязнения воздуха. Предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем обсудить ряд вопросов. Внимание на экран.
Просмотр видеоролика
- Скажите, почему воздух необходимо охранять от загрязнений?
(В результате деятельности человека происходит загрязнение атмосферы самыми различными веществами, многие из которых ядовиты для человека, животных и растительных организмов. Изменение состава атмосферы приводит к ослаблению здоровья населения, снижению продолжительностью жизни, распространению болезней.)
- Хорошо. Как сберечь чистоту воздуха?
(Сажать деревья; поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли; машины должны быть исправными, не выделять много копоти; ставить на заводах очистительные сооружения, использовать фильтры для очистки воздуха; не бросать мусор).
- Хорошо! Спасибо за ответ!
- Почему растения называют «легкими» города?
(Они хорошо очищают воздух и выделяют кислород. Чем больше зелени, тем легче дышится.)
- Верно!
- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?
Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
- Какой способ охраны воздуха указан в задаче?
- Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.
- Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Сделайте вывод.
- Ребята, давайте с вами откроем рабочую тетрадь на стр. 23 и рассмотрим с вами задание №54. (Какие меры принимают люди для охраны воздуха от загрязнений?)
Ответьте на этот вопрос самостоятельно.
(- Заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ.
- Нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу.
- Для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой.
- Вокруг должно быть много растений, так как они очищают воздух и вырабатывают кислород.)
- Давайте проверим, как вы ответили на первый вопрос.
- Пожалуйста.
- Хорошо. У кого еще какие варианты?
- Хорошо. Молодцы!
- А теперь рассмотрим с вами следующее задание №55. (Что хотел сказать художник этим рисунком?)
(Художник имел ввиду, что грязный воздух от заводов и фабрик плохо влияет на здоровье людей. Он, как злой дракон, который хочет погубить человека.)
Общий вывод по теме.
-Итак, ребята, наш урок подошел к концу.
Спасибо за работу исследователям.
- Скажите, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что было интересно на уроке?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В чем возникли затруднения?
- Как бы вы оценили деятельность своей группы на уроке?
- А теперь как вы сами работали на уроке?
- Если у вас на уроке все получалось, поднимите зеленый смайлик, если были трудности – желтый смайлик.
- Хорошо, ребята!
- За урок я ставлю такие оценки:…….
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание
(стр. 56 – 57, пересказ, р. т. стр. 23, № 56).
Желающим нарисовать рисунок на тему «Охрана воздуха»
-А теперь все встали. Спасибо за урок! Все свободны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...