Открытый урок по математике на тему "Слагаемое. Сумма"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ячменева Анна Анатольевна

Игровые ситуации на уроке изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_semenar_matematika.docx25.15 КБ
Office presentation icon na_otkrytyy_urok_matem.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приморская средняя общеобразовательная школа»

Урок математики

Тема урока: Слагаемые. Сумма.

1»Б» класс

Ячменева Анна Анатольевна,

учитель начальных классов

2021 г.


Тема урока: Слагаемые. Сумма.

Формируемые УУД:

Регулятивные (целеполагание, планирование – работа по плану, удержание цели);

Личностные (стремление к получению новых знаний, положительное отношение к уроку;

Цель: ввести понятие "слагаемые", учить читать равенства, используя математические термины через нетрадиционные методы.

Задачи: познакомить с названием компонентов и результата в действии сложения; учить устанавливать взаимосвязь между изменением компонентов и результатами действия сложения; развивать навыки счета.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.

Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

- Прозвенел для нас звонок,

- Начинается урок!

- Сегодня к нам на урок пришли гости из лесной школы.

Посмотрите на экран, и назовите наших гостей. (Волк, лиса, медведь, заяц, енот, мышонок…)

- Молодцы, всех гостей назвали!

  1. Актуализация знаний (3 мин.)

- Перед уроком наши друзья из лесной школы передали мне конверт с задачками, которые они приготовил для вас. Слушайте внимательно.

Задачки-шутки:

  • Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.)
  • Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2)

- Молодцы, справились с заданиями.

Устный счет (5 мин.)

- Друзья предлагают нам поиграть. Игра «Веселый мяч»

(кто поймал мяч, отвечает на вопрос):

  • К 4 прибавь 2 (6)
  • От 6 отнять 1 (5)
  • Уменьши 10 на 1 (9)
  • От 8 вычесть 1 (7)
  • Из 4 вычти 2 (2)
  • Сосчитай от 6 до 10
  • Сосчитай от 1 до 8
  • Сосчитай от 9 до 2
  • Назови соседей числа 2, 5, 9, 3, 4, 7
  • Назови число, которое стоит между 7 и 9, 2 и 4, 5 и 7
  • К 8 прибавить 0 (8)
  • От 9 вычесть 0 (9)

- И с этим заданием все справились, молодцы! Давайте посмотрим на сколько вам понравилось это задание? На столе лежат смайлики, вам нужно поднять тот, который выражает ваше настроение.

  1. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

- Ребята приготовили вам примеры, но числами и знаками будете выступать вы! (Учащимся раздаются цифры от 0 до 9 и знаки +,-,=,>,<).). Читаю выражение, ученики выходят)

4+1=5? 3?2=5 7+1?5

Как можно прочитать эту запись по-разному? (к 4 прибавить 1- получиться 5,4 увеличить на 1- получиться 5, 4 да еще 1, будет 5)

- Молодцы ребята!!!

- Можно ли еще как-то прочитать запись? (дети затрудняются)

Будем искать ответ на этот вопрос? Какая цель нашего занятия? (найти еще один способ чтения выражения.)

- Отлично!

  1. Работа по теме урока (10 мин.)

Практическая работа (работа в парах)

- Зайка пошел в сад, сорвал и положил в корзину 3 яблока. Положите на парту столько же кружков.

- Потом он пошел к другому дереву, сорвал и положил в корзину 2 груши. Положите столько же треугольников.

- Что делал Зайка с фруктами? (складывал в корзину)

- Какое действие он выполнял? (сложение)

- Что он складывал? (3 яблока и 2 груши)

- Как это записать? (3+2)(учащийся записывает на доске)

- В русском языке если человек ленится, его называют… (ленивый), если трудится - … (трудолюбивый), а как на математическом языке называются числа, которые складываются? (при затруднении учитель просит помощи у персонажей)

- Назовите первое слагаемое. (3)

- Назовите второе слагаемое. (2)

- Сколько фруктов у Зайки в корзине? (5)

- Сколько фигур у вас на столе? (5)

- Как можно назвать число 5? (ответ; то, что получилось; результат). В математике все эти слова заменяются словом «сумма».

- Прочитайте выражение, используя слова «слагаемое», «слагаемое», «сумма» (первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма 5). Читает сначала один ученик, затем хором.

- Какую цель мы ставили в начале урока? (найти еще один способ чтения выражения)

- Достигли мы поставленной цели? Мы на славу потрудились, давайте вместе отдохнем.

  1. Физминутка (5 мин.)

Зайка наш пошел гулять (шаги на месте),

Мяч футбольный попинать (махи ногами),

Взял с собою 2 гантели (движения руками вверх),

Чтобы лапы не слабели (руки вперед)

И скакалку для прыжков (прыжки),

К спорту он всегда готов (встаем прямо).

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (3 мин.)

- Откройте учебник на с.86, прочитайте, что мы должны узнать на уроке.

- Кто уже запомнил, как называются числа при сложении? (слагаемые, сумма)

- Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали. (сумма – это не только результат, но и выражение)

- Прочитайте выражение 4+3=7 по-разному (1 слагаемое 4, 2 слагаемое 3, сумма 7. Сумма чисел 4 и 3 равна 7)

№ 1 с. 86 (3 мин.)

- Кто может прочитать выражение? (читает один ученик)

- Второе выражение читают мальчики, третье девочки.

Работа по учебнику (доп. задания)

№ 2 с. 86(Слайд)

- Решите примеры, пользуясь числовым рядом.

(учащиеся подробно объясняют решение: говорят, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, около какой точки остановились, называют ответ)

№ 3 с. 86(Слайд)

- Прочитайте задачу. Что известно? (У Васи было 6 книг, ему подарили еще 2 книги)

- Что нужно узнать? (Сколько книг стало?)

- Что обозначено зелеными квадратами? (Сколько книг было)

- Что обозначено желтыми квадратами? (Сколько книг подарили)

- Ответьте на вопрос задачи. (У Васи стало 8 книг)

- Как вы узнали? (6+2=8)

- Прочитайте запись разными способами.

№ 4 с. 86(Слайд)

- Прочитайте задачу. Что известно? (У Лены было 3 собачки. Она подарила подруге 1 собачку).

- Что нужно узнать? (Сколько собачек осталось у Лены)

- Объясните схему. (Было 3 собачки- они обозначены кружками. Лена подарила 1 собачку- 1 круг зачеркнут. Осталось 2 собачки)

  1. Рефлексия (2 мин.)

с. 87 задание внизу страницы

- Мышонок посмотрел на рисунок внизу с. 87 и решил, что ошиблась белочка. Посмотрите на рисунок и ответьте, прав ли Мышонок. (нет, ошибся зайчик.)

- В чем зайчик ошибся? Найдите ошибку. Объясните, почему зайчик ошибся. (знак + показывает, что нужно двигаться вправо)

- Молодцы, согласна с вами.

  1. Подведение итогов (1 мин.)

- Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз напомним нашим друзьям из лесной школы с какими математическими терминами сегодня познакомились.

- Что называется «слагаемым»? (числа, которые складываем)

  1. Домашнее задание (по желанию) (1 мин.)

с. 87 задание на полях


Самоанализ урока:

Урок – изучения нового материала прошел в хорошем темпе. Цель урока достигнута: дети усвоили понятия «слагаемое», «сумма». Задачи урока реализованы. Структура урока не нарушена, этапы урока следовали друг за другом. Урок соответствовал возрастным особенностям детей и требованиям программы.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На этом этапе урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Для мотивации изучения нового материала перед детьми была поставлена проблема. Проблемная ситуация активизировала учеников к деятельности. Также с целью развития познавательной активности и самостоятельности была проведена практическая работа с использованием раздаточного материала. Новый материал был связан с ранее изученным.

На уроке, кроме заданий репродуктивного характера («прочитай», «повтори»), были использованы задания поискового характера («найди ошибку», «объясни, в чем ошибся»). Виды учебной деятельности логично чередовались.

На физиологическую паузу было уделено всего 2 минуты, но во время урока было использовано подвижное задание (поймать мяч).

На уроке сочеталась фронтальная, индивидуальная и парная работа. Использовались задания на развитие восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, речи.

Итог урока подведен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Слагаемые. Сумма. 1 класс

Слайд 2

Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем .

Слайд 4

Игра «Мяч»

Слайд 5

Поможем лисичке

Слайд 7

Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми 3 5 2 сумма 2 слагаемое 1 слагаемое + =

Слайд 9

Проверьте себя 5 + = 7 1 + = 4 8 + = 9 4 + = 8 + 2 = 7 + 3 = 4 + 1 = 9 + 4 = 8 2 3 1 4 4 8 1 5

Слайд 11

Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением , а уходить с урока с новыми знаниями.

Слайд 12

СПАСИБО!

Слайд 13

Чему вы научились на уроке? Какие математические термины узнали? Что мы называем слагаемыми? Что называем суммой? Всё ли вам было понятно на уроке ? Оцените себя.

Слайд 14

Источники http://firstklass.ru/9-lesnaya-shkola- mihaylo-potapycha.html Сайт: http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике на тему "Умножение суммы на число"

Данный урок проведен в 4 классе по учебнику математика Моро...

Открытый урок по математике " Задачи на нахождение суммы"

Научить решать простые и составные задачи на нахождение суммы...

Открытый урок по математике на тему: «От перестановки мест слагаемых сумма не меняется», 1 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-исследованиеМетоды: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индивидуаль...

Конспект открытого урока по математике "Умножение суммы на число"

Конспект открытого урока по математике "Умножение суммы на число" для 3 класса. УМК "Перспектива"....

Самоанализ открытого урока по математике "Решение задач на нахождение суммы"

Самоанализ открытого урока по математике Решение задач на нахождение суммы...