Рабочая программа
рабочая программа по математике (4 класс)
Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_matematika.docx | 82.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Знаменского муниципального района
БОУ "Семёновская средняя школа"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Чередова Л.А. От 29.08.2023 г.. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________________________ Подгорная М.В. От 29.08.2023 г.. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Репин С.В. Приказ №______ От __________2023 г.. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1336299)
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 1-4 классов
с.Семёновка 2023 - 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для 1—4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом
возрастных особенностей младших школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом
того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных
(способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические
задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника, формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
- понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,
сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку
зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи,
а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего
обучения в основном звене школы.
В Примерном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего
540 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов, 3 классе — 136 часов,
4 классе — 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух, трёх прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
- ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;
- сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак сравнения; выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов);
- обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;
- конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром);
- классифицировать объекты по 1 - 2 выбранным признакам;
- составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи;
- определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость (с помощью измерительных сосудов).
Работа с информацией:
- представлять информацию в разных формах;
- извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме; использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях контролируемого выхода).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
- использовать математическую терминологию для записи решения предметной или практической задачи;
- приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/опровержения вывода, гипотезы;
- конструировать, читать числовое выражение;
- описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии;
- характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин;
- составлять инструкцию, записывать рассуждение;
- инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении.
Универсальные регулятивные учебные действия:
- контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения;
- самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
- находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной задачи.
Совместная деятельность:
- участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа;
- договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближённая оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
- развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
- применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
- применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
- работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
- оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
- оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
- стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
- устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
- применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
- приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
- представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
- понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
- применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
- читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
- представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
- принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
- конструировать утверждения, проверять их истинность;
- строить логическое рассуждение;
- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
- формулировать ответ;
- комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
- в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
- создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
- ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
- составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
- планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
- выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
- выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
- оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
- участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
- согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
- осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
- находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
- выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 - устно);
- умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 - устно);
- деление с остатком — письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами;
- использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
- выполнять прикидку результата вычислений;
- осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;
- находить долю величины, величину по ее доле; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость);
- использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду);
- использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства;
- определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений;
- решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
- решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки;
- различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг; изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса;
- различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды;
- распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
- выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух трех прямоугольников (квадратов);
- распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример;
- формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые) с использованием изученных связок; классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному, двум признакам;
- извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
- заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях;
- дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; выбирать рациональное решение; составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
- конструировать ход решения математической задачи;
- находить все верные решения задачи из предложенных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
всего | контрольные работы | |||
Раздел 1. Числа | ||||
1.1. | Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение, упорядочение. | 3 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
1.2. | Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. | 3 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
1.3. | Свойства многозначного числа. | 3 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
1.4. | Дополнение числа до заданного круглого числа. | 2 | 1 | |
Итого по разделу | 11 | |||
Раздел 2. Величины | ||||
2.1. | Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
2.2. | Единицы массы -центнер, тонна; соотношения между единицами массы. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
2.3. | Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Календарь. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
2.4. | Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000. | 3 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
2.5. | Доля величины времени, массы, длины. | 3 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
Итого по разделу | 12 | |||
Раздел 3. Арифметические действия | ||||
3.1. | Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. | 5 | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru |
3.2. | Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/ двузначное число; деление с остатком (запись уголком) в пределах 100 000. | 5 | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru |
3.3. | Умножение/деление на 10, 100, 1000. | 3 | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru |
3.4. | Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. | 5 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
3.5. | Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. | 5 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
3.6. | Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. | 4 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
3.7. | Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента. | 5 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
3.8. | Умножение и деление величины на однозначное число. | 5 | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 37 | |||
Раздел 4. Текстовые задачи | ||||
4.1. | Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2-3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
4.2. | Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. | 4 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
4.3. | Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. | 4 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
4.4. | Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. | 4 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
4.5. | Разные способы решения некоторых видов изученных задач. | 4 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
4.6. | Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. | 4 | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 21 | |||
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры | ||||
5.1. | Наглядные представления о симметрии. Ось симметрии фигуры. Фигуры, имеющие ось симметрии. | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
5.2. | Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
5.3. | Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. | 3 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
5.4. | Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние. | 4 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
5.5. | Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. | 4 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
5.6. | Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов) | 6 | 1 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru |
Итого по разделу | 20 | |||
Раздел 6. Математическая информация | ||||
6.1. | Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач. Примеры и контрпримеры. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
6.2. | Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на столбчатых диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
6.3. | Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
6.4. | Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. | 3 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
6.5. | Доступные электронные средства обучения, пособия, их использование под руководством педагога и самостоятельно. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
6.6. | Правила безопасной работы с электронными источниками информации. | 2 | Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru | |
6.7. | Алгоритмы для решения учебных и практических задач. | 2 | 1 |
|
Итого по разделу | 15 | |||
Резервное время | 20 | |||
Общее количество часов по программе | 136 | 8 |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Числа от 1 до 1000: чтение, запись, сравнение | 1 | ||||
2 | Числа от 1 до 1000: установление закономерности в последовательности, упорядочение, классификация | 1 | ||||
3 | Установление порядка выполнения действий в числовом выражении (без скобок), содержащем 2-4 действия | 1 | ||||
4 | Установление порядка выполнения действий в числовом выражении (со скобками), содержащем 2-4 действия | 1 | ||||
5 | Периметр фигуры, составленной из двух-трёх прямоугольников (квадратов) | 1 | ||||
6 | Повторение изученного в 3 классе. Алгоритм умножения на однозначное число | 1 | ||||
7 | Повторение изученного в 3 классе. Алгоритм деления на однозначное число | 1 | ||||
8 | Входная контрольная работа | 1 | 1 | |||
9 | Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения деления | 1 | ||||
10 | Анализ текстовой задачи: данные и отношения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e27670 | |||
11 | Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления алгоритмов вычислений | 1 | ||||
12 | Представление текстовой задачи на модели | 1 | ||||
13 | Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение | 1 | ||||
14 | Числа в пределах миллиона: увеличение и уменьшение числа на несколько единиц разряда | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e19444 | |||
15 | Составление числового выражения (суммы, разности) с комментированием, нахождение его значения | 1 | ||||
16 | Решение задачи разными способами | 1 | ||||
17 | Оценка решения задачи на достоверность и логичность | 1 | ||||
18 | Числа в пределах миллиона: чтение, запись | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1925a | |||
19 | Запись решения задачи с помощью числового выражения | 1 | ||||
20 | Числа в пределах миллиона: представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e195ca | |||
21 | Сравнение чисел в пределах миллиона | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1973c | |||
22 | Общее группы многозначных чисел. Классификация чисел. Класс миллионов. Класс миллиардов | 1 | ||||
23 | Контрольная работа №1 | 1 | 1 | |||
24 | Сравнение и упорядочение чисел | 1 | Библиотека ЦОК | |||
25 | Решение задач на работу | 1 | ||||
26 | Составление высказываний о свойствах числа. Запись признаков сравнения чисел | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a40c | |||
27 | Умножение на 10, 100, 1000 | 1 | ||||
28 | Деление на 10, 100, 1000 | 1 | ||||
29 | Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии | 1 | ||||
30 | Работа с утверждениями (одно-/двухшаговые) с использованием изученных связок: конструирование, проверка истинности(верные (истинные) и неверные (ложные)) | 1 | ||||
31 | Сравнение объектов по длине. Соотношения между величинами длины, их применение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b2f8 | |||
32 | Применение соотношений между единицами длины в практических и учебных ситуациях | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b488 | |||
33 | Сравнение объектов по площади. Соотношения между единицами площади, их применение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b60e | |||
34 | Применение соотношений между единицами площади в практических и учебных ситуациях | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b78a | |||
35 | Решение задач на нахождение площади | 1 | ||||
36 | Нахождение площади фигуры разными способами: палетка, разбиение на прямоугольники или единичные квадраты | 1 | ||||
37 | Сравнение объектов по массе. Соотношения между величинами массы, их применение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a89e | |||
38 | Применение соотношений между единицами массы в практических и учебных ситуациях | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1ae2a | |||
39 | Сравнение протяженности по времени. Соотношения между единицами времени, их применение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1afe2 | |||
40 | Применение соотношений между единицами времени в практических и учебных ситуациях | 1 | ||||
41 | Решение задач на расчет времени | 1 | ||||
42 | Доля величины времени, массы, длины | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1be92 | |||
43 | Сравнение величин, упорядочение величин | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1a704 | |||
44 | Закрепление. Таблица единиц времени | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1b168 | |||
45 | Контрольная работа №2 | 1 | 1 | |||
46 | Применение представлений о площади для решения задач | 1 | ||||
47 | Решение задач на нахождение величины (массы, длины) | 1 | ||||
48 | Задачи на нахождение величины (массы, длины) | 1 | ||||
49 | Письменное сложение многозначных чисел | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c022 | |||
50 | Решение задач на нахождение длины | 1 | ||||
51 | Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения сложения | 1 | ||||
52 | Разностное и кратное сравнение величин | 1 | ||||
53 | Письменное вычитание многозначных чисел | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c1b2 | |||
54 | Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения вычитания | 1 | ||||
55 | Устные приемы вычислений: сложение и вычитание многозначных чисел | 1 | ||||
56 | Дополнение многозначного числа до заданного круглого числа | 1 | ||||
57 | Нахождение неизвестного компонента действия сложения (с комментированием) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f61e | |||
58 | Нахождение неизвестного компонента действия вычитания (с комментированием) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f7c2 | |||
59 | Примеры и контрпримеры | 1 | ||||
60 | Изображение фигуры, симметричной заданной | 1 | ||||
61 | Вычисление доли величины | 1 | ||||
62 | Применение представлений о доле величины для решения практических задач (в одно действие) | 1 | ||||
63 | Планирование хода решения задачи арифметическим способом | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e21482 | |||
64 | Сравнение математических объектов (общее, различное, уникальное/специфичное) | 1 | ||||
65 | Контрольная работа № 3 | 1 | 1 | |||
66 | Арифметические действия с величинами: сложение, вычитание | 1 | ||||
67 | Поиск и использование данных для решения практических задач | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e212de | |||
68 | Задачи на нахождение цены, количества, стоимости товара | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22abc | |||
69 | Запись решения задачи по действиям с пояснениями и с помощью числового выражения | 1 | ||||
70 | Применение представлений о сложении, вычитании для решения практических задач (в одно действие) | 1 | ||||
71 | Задачи с недостаточными данными | 1 | ||||
72 | Таблица: чтение, дополнение | 1 | ||||
73 | Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), конструирование фигуры из прямоугольников. Выполнение построений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25582 | |||
74 | Устные приемы вычислений: умножение и деление с многозначным числом | 1 | ||||
75 | Умножение на однозначное число в пределах 100000 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c4aa | |||
76 | Увеличение значения величины в несколько раз (умножение на однозначное число) | 1 | ||||
77 | Составление числового выражения (произведения, частного) с комментированием, нахождение его значения | 1 | ||||
78 | Взаимное расположение геометрических фигур на чертеже | 1 | ||||
79 | Нахождение неизвестного компонента действия умножения (с комментированием) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1f970 | |||
80 | Нахождение неизвестного компонента действия деления (с комментированием) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1fb1e | |||
81 | Сравнение геометрических фигур | 1 | ||||
82 | Закрепление по теме "Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента" | 1 | ||||
83 | Деление на однозначное число в пределах 100000 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1cf90 | |||
84 | Составление числового выражения, содержащего 2 действия, нахождение его значения | 1 | ||||
85 | Уменьшение значения величины в несколько раз (деление на однозначное число) | 1 | ||||
86 | Контрольная работа №4 | 1 | 1 | |||
87 | Число, большее или меньшее данного числа в заданное число раз | 1 | ||||
88 | Применение представлений об умножении, делении для решения практических задач (в одно действие) | 1 | ||||
89 | Повторение пройденного по разделу "Нумерация" | 1 | ||||
90 | Сравнение значений числовых выражений с одним арифметическим действием | 1 | ||||
91 | Разные приемы записи решения задачи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2358e | |||
92 | Работа с утверждениями: составление и проверка логических рассуждений при решении задач, формулирование вывода | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e215ea | |||
93 | Решение задач на нахождение периметра прямоугольника (квадрата) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2597e | |||
94 | Решение задач, отражающих ситуацию купли-продажи | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22abc | |||
95 | Закрепление изученного по разделу "Арифметические действия" | 1 | ||||
96 | Периметр многоугольника | 1 | ||||
97 | Решение задач на движение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2226a | |||
98 | Решение расчетных задач (расходы, изменения) | 1 | ||||
99 | Использование данных таблицы, диаграммы, схемы, рисунка для ответов на вопросы, проверки истинности утверждений | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25e42 | |||
100 | Разные формы представления одной и той же информации | 1 | ||||
101 | Модели пространственных геометрических фигур в окружающем мире (шар, куб) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e24736 | |||
102 | Проекции предметов окружающего мира на плоскость | 1 | ||||
103 | Применение алгоритмов для вычислений | 1 | ||||
104 | Деление с остатком | 1 | ||||
105 | Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления умения решать текстовые задачи | 1 | ||||
106 | Нахождение значения числового выражения, содержащего 2-4 действия | 1 | ||||
107 | Правила работы с электронными техническими средствами. Применение электронных средств для закрепления умения конструировать с использованием геометрических фигур | 1 | ||||
108 | Алгоритм умножения на двузначное число в пределах 100000 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1c6f8 | |||
109 | Практическая работа "Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов". Повторение | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25410 | ||
110 | Приемы прикидки результата и оценки правильности выполнения умножения | 1 | ||||
111 | Умножение на двузначное число в пределах 100000 | 1 | ||||
112 | Контрольная работа №5 | 1 | 1 | |||
113 | Модели пространственных геометрических фигур в окружающем мире (цилиндр, пирамида, конус) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2529e | |||
114 | Применение алгоритмов для построения геометрической фигуры, измерения длины отрезка | 1 | ||||
115 | Письменное умножение и деление многозначных чисел | 1 | ||||
116 | Классификация объектов по одному-двум признакам | 1 | ||||
117 | Закрепление по теме "Письменные вычисления" | 1 | ||||
118 | Закрепление по теме "Задачи на установление времени, расчёта количества, расхода, изменения" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2316a | |||
119 | Суммирование данных строки, столбца данной таблицы | 1 | ||||
120 | Алгоритм деления на двузначное число в пределах 100000 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e1d544 | |||
121 | Деление на двузначное число в пределах 100000 | 1 | ||||
122 | Окружность, круг: распознавание и изображение | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e241f0 | |||
123 | Задачи на нахождение производительности труда, времени работы, объема выполненной работы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e22968 | |||
124 | Задачи с избыточными и недостающими данными | 1 | ||||
125 | Окружность и круг: построение, нахождение радиуса | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2433a | |||
126 | Применение представлений о периметре многоугольника для решения задач | 1 | ||||
127 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |||
128 | Закрепление. Практическая работа по теме "Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса". Повторение по теме "Геометрические фигуры" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e296aa | ||
129 | Закрепление по теме "Разные способы решения некоторых видов изученных задач" | 1 | ||||
130 | Задачи на нахождение скорости, времени, пройденного пути | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e2911e | |||
131 | Закрепление. Работа с текстовой задачей | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e29510 | |||
132 | Закрепление по теме "Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле". Материал для расширения и углубления знаний | 1 | Библиотека ЦОК | |||
133 | Построение изученных геометрических фигур заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов: линейки, угольника, циркуля | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e244a2 | |||
134 | Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e25154 | |||
135 | Составление числового выражения, содержащего 1-2 действия и нахождение его значения | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e288ea | |||
136 | Закрепление по теме "Пространственные геометрические фигуры (тела)" | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c4e299ca | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 7 | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 4 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...