рабочая программа курса «Математика» для 3 класса
рабочая программа по математике
Настоящая рабочая программа курса «Математика» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной программы начального общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика», утверждённой МО РФ (Москва.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_matematika_3_klass.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса «Математика» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с законом «Об образовании в РФ», основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями образовательной программы начального общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика», утверждённой МО РФ (Москва.);
В современных условиях образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
развитие творческих возможностей учащихся;
формирование и развитие познавательных интересов.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Общая характеристика учебного предмета
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Основу курса математики составляют:
представления о натуральном числе и нуле;
представления о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах;
осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
ознакомление с величинами и их измерением; ознакомление с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах - учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Курс математики в 3 классе ставит перед собой выполнение следующих задач:
ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ:
Твердо усвоить таблицы умножения и деления (на уровне автоматизма). Знать правила умножения и деления с числами 1 и 0 и уметь применять их в вычислениях.
Знать переместительное свойство умножения и применять его на практике.
Знать названия компонентов и результатов действий умножения и деления, а также названия соответствующих выражений.
Знать и уметь применять при выполнении упражнений связи между компонентами и результатами действий умножения и деления.
Знать правила о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок.
Научиться решать задачи на нахождение числа, которое больше или меньше данного в несколько раз; на сравнение чисел, когда надо узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого; на нахождение доли числа и числа по его доле, задачи на нахождение четвертого пропорционального; уметь составлять и решать задачи, обратные данной простой задаче.
Уметь решать составные задачи в 2-3 действия.
Уметь находить периметр геометрических фигур, а также площадь прямоугольника и квадрата.
Научиться распознавать окружность и круг, знать элементы окружности и уметь строить окружность с заданным радиусом.
ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ:
Навыки табличного умножения должны быть доведены до автоматизма.
Учащиеся должны знать переместительное свойство умножения, а также различные способы умножения и деления суммы на число, применять их на практике.
Учащиеся должны овладеть приемами внетабличного умножения и деления чисел в пределах 100:
а) для случаев вида 20*3; 3*20; 60:3 – на основе действий над десятками;
б) для умножения (деления) двузначного числа на однозначное- на основе применения правил умножения (деления);
в) для случаев деления двузначного числа на двузначное – способом подбора частного.
Учащиеся должны овладеть умением выполнять проверку действий умножения и деления на основе знания связи между компонентами и результатом этих действий.
Учащиеся должны овладеть умением записывать и читать выражения с буквами вида: а+с; с +d; c:d, находить их значения при числовых значениях входящих в них букв.
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ:
Умение выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100.
Раскрытие и доведение до сознания детей конкретного смысла деления с остатком (дети должны понимать, в каком случае решение задачи требует выполнения деления с остатком, уметь давать правильный ответ на поставленный вопрос).
Раскрытие и доведение до сознания детей связи между рассматривавшимися ранее случаями табличного деления и делением с остатком (случаи, в которых делимое нацело делится на делитель, должны быть осознаны как частный случай деления с остатком, когда остаток равен нулю).
Сознательно и прочно должно быть усвоено, что остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
Дети должны овладеть приемами деления с остатком и уметь применять их при решении сюжетных задач и примеров.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО1000.
НУМЕРАЦИЯ. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ(ПРИЕМЫ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ):
Учащиеся должны осознанно усвоить нумерацию чисел в пределах 1000; понять, как образуется из десятков и единиц новая счетная единица – сотня; научиться считать их, усвоить образование и обозначение (устное и письменное) чисел, состоящих из сотен, десятков и единиц, знать их десятичный состав, уметь заменять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; закрепить и обобщить знания о порядке следования чисел при счете; научиться применять знания по нумерации при решении примеров вида 539+1; 300-1; 200+40+8; 248-200; 248-40-8, а также при замене крупных единиц счета и измерения мелкими, наоборот, мелких – крупными.
Учащиеся должны повторить известные им единицы длины и массы; познакомиться с новой единицей массы – граммом.
Учащиеся должны познакомиться с приемами устных вычислений и овладеть вычислительными навыками применительно к случаям вида :300+(-)200; 400*2; 600:3; 70+60; 120-50; 40*3; 180:2; 430*2; 480:4.
4. В результате систематических упражнений у детей должны быть закреплены навыки табличного и внетабличного умножения и деления, умения выполнять деление с остатком и решать простые и составные задачи рассмотренных видов.
ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ:
Усвоить алгоритмы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел и уверенно применять их.
Усвоить алгоритм письменного умножения на однозначное число и уверенно применять его при умножении без перехода и с одним переходом через разряд.
Усвоить алгоритм письменного деления на однозначное число и уверенно применять его во всех случаях, за исключением случая с нулем в частном.
Уметь выполнять проверку письменных вычислений.
Повторить изученные в течение года вопросы в соответствии с основными требованиями к знаниям, умениям, навыкам, сформулированными в программе.
Для реализации программного содержания используется Моро М. И. Математика: учебник для 3 класса / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др.: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2004. В учебнике достаточно рационально расположен основной учебный материал: в наиболее выгодные условия поставлены центральные темы курса 3 класса (вводятся в начале и закрепляются в течение всего учебного года). В конце обучения в ознакомительном плане вводится учебный материал, подготавливающий к усвоению основных вопросов курса 4 класса. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий.
Описание места учебного предмета в плане
Программа «Математика» в начальной школе соответствует образовательной области «Математика» обязательного минимума содержания начального общего образования. Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Согласно базисному учебному плану в ОУ, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объёме 136 часов(4 ч в неделю) в т.ч. для проведения контрольных и проверочных работ, тестов, геометрический материал, на проведение внутрипредметного модуля в математике «Геометрия»-26 ч.
Основными формами педагогического контроля на уроках используются: текущий, тематический и итоговый.
- Фронтальный опрос;
- Контрольные работы, самостоятельные работы;
- Устный контрольный счёт;
- Тестирование.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Развернутость, образность, аргументированность ответа.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Средства контроля
Тема | № урока |
Входная контрольная работа №1 по теме «Сложения и вычитания в пределах 100» | 8 |
Контрольная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление» | 18 |
Контрольная работа №3 по теме «Порядок действий» | 33 |
Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление» | 46 |
Контрольная работа №5 по теме «Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле» | 58 |
Контрольная работа №6 по теме «Внетабличное умножение» | 67 |
Контрольная работа №7 по теме «Внетабличное умножение и деление» | 78 |
Контрольная работа №8 по теме «Деление двузначного числа на однозначное» | 87 |
Контрольная работа №9 по теме «Письменная нумерация чисел в пределах 1000» | 99 |
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 113 |
Контрольная работа №11 по теме «Приёмы письменных вычислений» | 126 |
Контрольная работа №12 по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное» | 133 |
Контрольная работа №13 по теме «Итоговое повторение» | 139 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
Предметные результаты.
Названия и последовательность чисел до 1000;
Названия компонентов и результатов умножения и деления;
Таблицу умножения однозначных числе и соответствующие случаи деления;
Правила порядка выполнения действий в выражениях в 2- 3 действия.
Обучающиеся должны уметь:
Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
Выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
Выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
Выполнять проверку вычислений;
Вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;
Решать задачи в 1-3 действия;
Находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника, квадрата.
Содержание учебного предмета
3 класс (136ч)
Числа от 1 до 100 (продолжение 80ч.)
Табличное умножение и деление. (56ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. умножение 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами.
Решение подбором уравнений вида х•3=21, х:4=9, 27:х=9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника, квадрата. Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности.
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление (28ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида, а+б, а-б, а•б, с: б;
Нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х •6=72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000.
Нумерация (12ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия (36 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (4ч.)
Тематическое планирование
Раделы программы | Подразделы | Количество часов |
Числа от 1 до 100 | 80 | |
Табличное умножение и деление | 56 | |
Внетабличное умножение и деление | 27 | |
Числа от 1 до 1000 | 48 | |
Нумерация | 12 | |
Арифметические действия | 36 | |
Сложение и вычитание | 14 | |
Умножение и деление | 20 | |
Итоговое повторение | 4 | |
Итого | 136 |
Учебно-методические средства обучения
Пособия для учителя:
Моро М. И. Математика: учебник для 3 класса / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др.: в 2 ч. — М.: Просвещение, 20013.
Моро М. И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 ч / М. И. Моро, М. А. Бантова, С. И. Волкова и др. — М.: Просвещение, 20013.
Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К учебному комплекту М. И. Моро — Москва: «ВАКО», 20013.
Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО
Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 3 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс.
Литература для учащихся:
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 3 класс, М.: Просвещение, 2013
Моро М. И., Волкова С. И. Рабочая тетрадь по математике для 3 класса в 2-х частях. – Просвещение, 2013, Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 3 класс: К учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по математике
№ п/п | Наименование раздела и темы | Час | Характеристика основной деятельности ученика | Контрольн. и практическ. работы | Плановые сроки проведения | |
Числа от 1 до 100 (80ч.) Табличное умножение и деление (56ч.) | По плану | Фактически | ||||
1 четверть | ||||||
1 | Сложение и вычитание с переходом через десяток | 1 | Повторение знаний нумерации в пределах 100, совершенствование решения задач. | 2.09 | ||
2 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 | 2 | Упражнение в приёмах сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через 10-ок. | 3.09 | ||
3 | Числовые выражения с переменной | 3 | Запоминание букв латинского алфавита и решение выражений с переменной. | 4.09 | ||
4 | Решение уравнений на основе связи слагаемых и суммы | 4 | Распознавание нового способа решение уравнений, основанном на связи между компонентами. | 5.09 | ||
5 | Решение уравнений на основе связи между уменьшаемым, вычитаемым и разностью | 5 | Упражнения по решению логических задач и уравнений. | 09.09 | ||
6 | Решение уравнений изученными способами | 6 | Совершенствование умения решать текстовые задачи, преобразовывать единицы длины. | Тестирован. | 10.09 | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами *М-Г | 7 | Упражнения в умении чертить и измерять отрезки, строить фигуры и измерять их стороны. | Самостоят. работа. | 11.09 | |
8 | Входная контрольная работа №1 по теме «Сложения и вычитания в пределах 100» | 8 | Применять полученные знания на практике. | К. р. №1 | 12.09 | |
9 | Работа над ошибками Умножение. Решение задач на нахождение произведения *М-Г | 9 | Решать уравнения, простые и составные задачи, уметь сознательно применять знания для проверки правильности вычислений. | 16.09 | ||
10 | Связь между компонентами и результатом умножения | 10 | Знать смысл действия умножения, приема перестановки множителей и связи между членами при умножении. Знать правила умножения и деления. Решать простые задачи на умножение. | 17.09 | ||
11 | Чётные и нечётные числа *М-Г | 11 | Определять четное и нечетное число, знать таблицу умножения и деления на 2. | Самостоят.работа. | 18.09 | |
12 | Таблица умножения и деления на 3 | 12 | Знать названия компонентов при умножении и делении; уметь решать задачи по нахождению периметра многоугольников, знать таблицу умножения и деления на 2 и на 3. | 19.09 | ||
13 | Задачи с величинами : цена, количество, стоимость *М-Г | 13 | Решать задачи на умножение и деление; знать таблицу умножения и деления на 2 и на 3. | Тестирован. | 23.09 | |
14 | Решение задач, основанных на связи между величинами | 14 | Знать названия геометрических фигур, уметь решать выражения со скобками и без скобок, уметь решать задачи и уравнения. | 24.09 | ||
15 | Порядок выполнения действий | 15 | Определять порядок действий в выражениях со скобками и без них, уметь самостоятельно анализировать задачи. | 25.09 | ||
16 | Порядок выполнения действий | 16 | Определять порядок действий в выражениях со скобками и без них, уметь решать задачи, условие которых оформляется табличкой, знать таблицу умножения и деления на 2 и на 3. | Самостоятел работа. | 26.09 | |
17 | Порядок выполнения действий *М-Г | 17 | Определять порядок действий в выражениях со скобками и без них, уметь решать задачи, условие которых оформляется табличкой, знать таблицу умножения и деления на 2 и на 3. | 30.09 | ||
18 | Контрольная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление» | 18 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№2 | 1.10 | |
19 | Работа над ошибками. Восьмигранник, чудесные превращения (таблица умножения и деления 4) | 19 | Выучить таблицу умножения и деления на 4; решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость, решать уравнения. | 2.10 | ||
20 | Таблица Пифагора | 20 | Знать таблицу умножения и деления на 2, на 3 и на 4. Решать простые и сложные задачи. | 3.10 | ||
21 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 21 | Умножать числа 1 и 0, научиться решать задачи на увеличение числа в несколько раз. Решать уравнения, примеры. | 7.10 | ||
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 22 | Решать на увеличение числа в несколько раз, уметь сравнивать и анализировать задачи, уметь находить периметра прямоугольника. | 8.10 | ||
23 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 23 | Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 09.10 | ||
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 24 | Решать задачи на уменьшение или увеличение числа в несколько раз. | 10.10 | ||
25 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления | 25 | Выучить таблицу умножения и деления на 5. | 14.10 | ||
26 | Задачи на кратное сравнение | 26 | Решать задачи на кратное сравнение. Знать таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5. | Тестирован. | 15.10 | |
27 | Решение задач на кратное сравнение | 27 | Решать задачи на кратное сравнение. Усвоить взаимосвязь между компонентами и результатом сложения и вычитания. | 16.10 | ||
28 | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления | 28 | Решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого, решать уравнения и выражения с переменной. | 17.10 | ||
29 | Решение задач изученных видов *М-Г | 29 | Выучить таблицу умножения и деления на 6. | 21.10 | ||
30 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 30 | Решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, знать таблицу умножения и деления, решать примеры и уравнения. | 22.10 | ||
31 | Решение задач изученных видов | 31 | Решать задачи изученных видов; решать уравнения и примеры. | 23.10 | ||
32 | Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления | 32 | Выучить таблицу умножения и деления на 7. | 24.10 | ||
33 | Контрольная работа №3 по теме «Порядок действий» | 33 | Применять полученные знания на практике. | К. р.№3 | 28.10 | |
34 | Работа над ошибками. Площадь. Единицы площади. *М-Г | 34 | Решать составные задачи в 2-3 действия. Знать названия компонентов и результатов действий умножения и деления, а также соответствующих выражений. | 29.10 | ||
35 | Квадратный сантиметр *М-Г | 35 | Решать составные задачи в 2-3 действия. В совершенстве владеть вычислительными навыками. | 30.10 | ||
36 | Площадь прямоугольника. Игра «Строители» *М-Г | 36 | Научиться определять площадь фигур разными способами, знать таблицу умножения и деления. | 31.10 | ||
2 четверть | ||||||
37 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления | 37 | Знать что такое квадратный сантиметр, решать задачи и примеры. | 11.11 | ||
38 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 38 | Определять площадь прямоугольника, зная длину его сторон; решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. | 12.11 | ||
39 | Решение задач изученных видов *М-Г | 39 | Применять полученные знания на практике, решать задачи изученных видов | Самостоятел работа. | 13.11 | |
40 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления | 40 | Знать таблицу умножения и деления, решать и анализировать задачи. | 14.11 | ||
41 | Квадратный дециметр *М-Г | 41 | Знать что такое квадратный сантиметр, решать задачи и примеры. | 18.11 | ||
42 | Таблица умножения | 42 | Определять площадь прямоугольника, зная длину его сторон; решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. | 19.11 | ||
43 | Решение задач на нахождение третьего слагаемого | 43 | Применять полученные знания на практике. | 20.11 | ||
44 | Квадратный метр *М-Г | 44 | Знать что такое квадратный метр, решать задачи на кратное сравнение. | 21.11 | ||
45 | Решение задач с величинами *М-Г | 45 | Владеть навыком сложения и вычитания в пределах 100, уметь решать задачи, а также находить площадь фигур и периметр прямоугольника и квадрата. | 25.11 | ||
46 | Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление» | 46 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№4 | 26.11 | |
47 | Работа над ошибками. Умножение на 1 | 47 | Умножать числа на единицу, уметь решать задачи на нахождение площади и периметра геометрических фигур. | 27.11 | ||
48 | Умножение на 0 | 48 | Научиться применять правила умножения и деления с числом 0 при решении примеров, решать уравнения. | 28.11 | ||
49 | Случаи деления вида а:а, а:1 | 49 | Научиться новым приемам деления, решать примеры умножения на 0 и 1, решать задачи. | 2.12 | ||
50 | Деление нуля на число | 50 | Научиться приему деления нуля на число, решать задачи и составлять равенства из данных чисел. | Тестирован. | 3.12 | |
51 | Решение составных задач на нахождение произведения | 51 | Знать таблицу умножения и деления, решать и анализировать задачи. | Самостоятельная работа. | 4.12 | |
52 | Доли. Решение задач *М-Г | 52 | Научиться практически получать долю числа, решать уравнения и выражения с переменными. | 5.12 | ||
53 | Круг. Окружность *М-Г | 53 | Определять и чертить круг, окружность. Знать элементы окружности и круга - центр, радиус. Решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. | 09.12 | ||
54 | Диаметр окружности *М-Г | 54 | Знать что такое диаметр окружности, решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. | 10.12 | ||
55 | Решение задач на нахождение числа по доле и доли по числу | 55 | Решать задачи с долями, знать таблицу умножения и деления. | 11.12 | ||
56 | Единицы времени. Год. Месяц. *М-Г | 56 | Пользоваться таблицей- календарем, владеть вычислительными навыками. | 12.12 | ||
57 | Единицы времени. Сутки. *М-Г | 57 | Решать задачи, связанные с пройденными единицами времени, уметь выполнять письменные приемы сложения и вычитания, а также проверку сложения и вычитания | 16.12 | ||
58 | Контрольная работа №5 по теме «Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле» | 58 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№5 | 17.12 | |
Внетабличное умножение и деление (27) | ||||||
59 | Работа над ошибками. Умножение и деление круглых чисел | 1 | Познакомиться с новыми внетабличными случаями умножения и деления, знать таблицу умножения и деления, решать задачи. | 18.12 | ||
60 | Деление вида 80:20 | 2 | Решать примеры внетабличного умножения и деления, уметь решать уравнения и значение выражений с переменной, чертить отрезки заданной длины. | Самостоят.работа | 19.12 | |
61 | Умножение суммы на число | 3 | Применять различные способы умножения суммы на число способы при решении задач и примеров, решать задачи с периметром. | 23.12 | ||
62 | Умножение суммы на число *М-Г | 4 | Применять различные способы умножения суммы на число способы при решении задач и примеров, решать уравнения и задач изученных видов. | 24.12 | ||
63 | Умножение двузначного числа на однозначное. Урок-путешествие в космос. | 5 | Решать примеры новым приемом умножения, решать задачи, переводить единицы длины. | 25.12 | ||
64 | Переместительное свойство умножения. | 6 | Применять переместительное свойство умножения при нахождении значений выражений, умножать двузначные числа на однозначное и решать задачи, чертить отрезки, находить периметр четырехугольника, решать уравнения. | 26.12 | ||
3 четверть | ||||||
65 | Решение задач на приведение к единице | 7 | Решать задачи на приведение к единице, решать выражения с двумя переменными. | 13.01 | ||
66 | Умножение двузначного числа на однозначное | 8 | Умножать двузначные числа на однозначные, пользоваться этим приёмом при решении задач и примеров. | 14.01 | ||
67 | Контрольная работа №6 по теме «Внетабличное умножение» | 9 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№6 | 15.01 | |
68 | Работа над ошибками. Деление суммы на число *М-Г | 10 | Решать примеры деления суммы на число, пользоваться этим свойством при решении задач и примеров | 16.01 | ||
69 | Деление суммы на число | 11 | Решать примеры новым приемом внетабличного деления, решать задачи и примеры. | 20.01 | ||
70 | Деление вида 69:3, 78:2 | 12 | Знать внетабличные случаи умножения и деления, решать задачи на доли и на нахождение четвертого пропорционального. | 21.01 | ||
71 | Делимое, делитель | 13 | Знать внетабличные случаи умножения и деления, компоненты деления, решать задачи на доли и на нахождение четвертого пропорционального. | 22.01 | ||
72 | Проверка деления. | 14 | Выполнять проверку деления умножением, решать задачи и примеры. | Самостоятельная работа | 23.01 | |
73 | Нахождение частного способом подбора Деление вида 87:29,66:22. | 15 | Находить частное способом подбора. Выполнять деление нового вида. | 27.01 | ||
74 | Проверка умножения | 16 | Выполнять проверку умножения делением, решать задачи на доли и величинами: цена, количество, стоимость, находить значение выражения с двумя переменными. | 28.01 | ||
75 | Решение уравнений вида 76:х=38,х.7=84,х:3=24. Командный турнир. | 17 | Решать уравнения на нахождение делителя, делимого, множителя, решать задачи изученных видов, делать проверку умножения и деления. | 29.01 | ||
76 | Решение уравнений изученных видов | 18 | Выполнять проверку деления умножением, решать задачи, уравнения. | 30.01 | ||
77 | Решение задач изученных видов | 19 | Знать внетабличные случаи умножения и деления, решать задачи изученных видов. | 3.02 | ||
78 | Контрольная работа №7 по теме «Внетабличное умножение и деление» | 20 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№7 | 4.02 | |
79 | Работа над ошибками. *М-Г | 21 | Знать внетабличные случаи умножения и деления, решать задачи изученных видов. | 5.02 | ||
80 | Деление с остатком | 22 | Узнать в чем заключается конкретный смысл деления с остатком, научиться решать примеры деления с остатком, решать задачи изученных видов. | Самостоят.работа | 6.02 | |
81 | Деление с остатком | 23 | Решать примеры деления с остатком, решать задачи изученных видов. | 10.02 | ||
82 | Деление с остатком вида 32:5 | 24 | Решать примеры деления с остатком, решать задачи изученных видов. | 11.02 | ||
83 | Деление с остатком методом подбора. Решение задач на деление с остатком | 25 | Научиться приему побора при делении с остатком, решать задачи на деление с остатком, уметь решать уравнения и находить значение выражений с переменной. | 12.02 | ||
84 | Решение задач на деление с остатком | 26 | Решать примеры на деление с остатком, решать задачи деления с остатком. | 13.02 | ||
85 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. Проверка деления с остатком | 27 | Научиться приему побора при делении с остатком, уметь решать задачи. Выполнять проверку деления с остатком; решать задачи с долями и нахождение периметра геометрических фигур. | 17.02 | ||
86 | Контрольная работа №8 по теме «Деление двузначного числа на однозначное» | 28 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№8 | 18.02 | |
87 | Работа над ошибками | 29 | Решать примеры на деление с остатком, решать задачи. | 19.02 | ||
Числа от 1 до 1000 Нумерация (12) | ||||||
88 | Устная нумерация. Счёт сотнями | 1 | Знать названия сотен, научиться записывать трехзначные числа, решать задачи и примеры. | 20.02 | ||
89 | Десятичный состав в пределах 1000 | 2 | Записывать и читать числа, состоящие из сотен, десятков, единиц, решать задачи и примеры. | Самостоят.работа. | 24.02 | |
90 | Единицы 1,2 и 3 разрядов | 3 | Читать и записывать числа в пределах 1000, знать название единиц первого, второго и третьего разрядов. | 25.02 | ||
91 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 4 | Решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального, читать и записывать числа в таблице разрядов. | 26.02 | ||
92 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000 *М-Г | 5 | Научиться записывать и читать числа, состоящие из сотен, десятков, единиц, знать десятичный состав трёхзначных чисел, решать задачи и примеры. | 27.02 | ||
93 | Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз | 6 | Решать примеры на увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз, сравнивать единицы длины, решать уравнения, знать нумерацию чисел в пределах 1000. | 3.03 | ||
94 | Приёмы устных вычислений | 7 | Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, познакомиться с новыми случаями сложения и вычитания. | Самостоят.работа | 4.03 | |
95 | Сравнение трёхзначных чисел. *М-Г | 8 | Познакомиться с приемами сравнения трехзначных чисел; решать уравнения и задачи. | 5.03 | ||
96 | Количество сотен, десятков единиц в числе *М-Г | 9 | Познакомиться с новыми приемами сложения и вычитания, знать разрядный состав трехзначных чисел, знать правило нахождения площади квадрата. | 6.03 | ||
97 | Римские цифры Единицы массы. Грамм *М-Г | 10 | Познакомиться с римскими цифрами. Познакомиться с единицей измерения массы - грамм. Узнать соотношение между граммом и килограммом, решать уравнения. | 10.03 | ||
98 | Контрольная работа №9 по теме «Письменная нумерация чисел в пределах 1000» | 11 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№9 | 11.03 | |
99 | Работа над ошибками | 12 | Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, знать порядок действий в выражениях и деление с остатком. | 12.03 | ||
Арифметические действия (36) Сложение и вычитание (14) | ||||||
100 | Приёмы устных вычислений | 1 | Научиться новым приемам устных вычислений сложения и вычитания трехзначных чисел, знать нумерацию чисел в пределах 1000, решать задачи и уравнения. | 13.03 | ||
101 | Сложение и вычитание вида 450+30, 620-200 | 2 | Научиться новым приемам устных вычислений сложения и вычитания трехзначных чисел, уметь проводить проверку сложения, вычитания, умножения и деления, решать задачи и уравнения. | 17.03 | ||
102 | Сложение и вычитание вида 470+80, 560-60 | 3 | Научиться новым приемам устных вычислений сложения и вычитания трехзначных чисел, знать нумерацию трехзначных чисел. | 18.03 | ||
103 | Сложение и вычитание вида 260+310, 670-140 | 4 | Знать нумерацию чисел в пределах 1000, решать уравнения и задачи, делать проверку сложения, вычитания, умножения и деления, знать порядок действий в выражениях и деление с остатком. | 19.03 | ||
4 четверть | ||||||
104 | Приёмы письменных вычислений | 5 | Познакомиться с письменными приемами сложения и вычитания без перехода через десяток; научиться правильно, оформлять запись таких примеров. | Самостоятельная работа | 20.03 | |
105 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел | 6 | Познакомиться с новым письменным приемом сложения с одним переходом через разряд, решать примеры и задачи. | 1.04 | ||
106 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел | 7 | Применять новый письменный прием сложения с одним переходом через разряд, решать примеры и задачи. | 2.04 | ||
107 | Виды треугольников Практическая работа *М-Г | 8 | Научиться различать треугольники на чертеже, сравнивать единицы длины. | Самостоят. работа. | 3.04 | |
108 | Письменное сложение и вычитание в пределах 1000 | 9 | Решать примеры сложения и вычитания трехзначных чисел, владеть вычислительными навыками в пределах 100, находить по чертежу треугольники определенных видов. | 7.04 | ||
109 | Решение задач | 10 | Решать примеры и задачи изученных видов, сравнивать единицы длины. | 8.04 | ||
110 | Письменные приёмы сложения и вычитания | 11 | Решать примеры сложения и вычитания трехзначных чисел, владеть вычислительными навыками в пределах 100. | Самостоят. работа. | 09.04 | |
111 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел | 12 | Решать примеры и задачи изученных видов, сравнивать единицы длины. | 10.04 | ||
112 | Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 13 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№10 | 14.04 | |
113 | Работа над ошибками | 14 | Решать примеры и задачи изученных видов, сравнивать единицы длины. | 15.04 | ||
Умножение и деление (20) | ||||||
114 | Умножение и деление. Приёмы устных вычислений | 1 | Умножать и делить числа, оканчивающиеся одним или двумя нулями, составлять и решать составные задачи на умножение и деление в пределах 1000. | 16.04 | ||
115 | Умножение | 2 | Познакомиться с приемами умножения в пределах 1000; знать нумерацию трехзначных чисел, решать задачи. | 17.04 | ||
116 | Деление | 3 | Познакомиться с приемами деления в пределах 1000; знать нумерацию трехзначных чисел, решать задачи. | 21.04 | ||
117 | Умножение и деление вида 230х3, 960:3 | 4 | Познакомиться с устными приемами умножения и деления в пределах 1000, решать задачи несколькими способами, находить значение выражения с переменной. | 22.04 | ||
118 | Устные приёмы деления способом подбора | 5 | Познакомиться с новым приемом деления способом подбора, распознавать треугольники разных видов на чертеже. | 23.04 | ||
119 | Решение задач | 6 | Решать задачи, решать примеры на деление с остатком и проверять их. | 24.04 | ||
120 | Деление суммы на число | 7 | Уметь решать задачи изученных видов, знать геометрические понятия. | Самостоят. работа | 28.04 | |
121 | Приёмы письменного умножения | 8 | Познакомиться с письменными приемами умножения, знать таблицу умножения и деления. | 29.04 | ||
122 | Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное с переходом в другой разряд | 9 | Познакомиться с письменными приемами умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом в другой разряд, устно делать вычисления в пределах 1000, решать задачи. | 30.04 | ||
123 | Приёмы письменного умножения | 10 | Выполнять письменные приемы умножения, решать уравнения, примеры; решать задачи на нахождение периметра геометрических фигур. | 5.05 | ||
124 | Приёмы письменного умножения | 11 | Владеть письменными приемами умножения, знать приемы умножения с 0, 1 и 10, решать примеры на деление с остатком. | 6.05 | ||
125 | Контрольная работа №11 по теме «Приёмы письменных вычислений» | 12 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№11 | 7.05 | |
126 | Работа над ошибками | 13 | Владеть письменными приемами умножения, решать примеры на деление с остатком. | 8.05 | ||
127 | Приёмы письменного деления трёхзначного числа на однозначное | 14 | Познакомиться с письменными приемами деления трёхзначного числа на однозначное, находить значение выражений с переменной. | 12.05 | ||
128 | Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное | 15 | Познакомиться с алгоритмом письменного деления, решать уравнения и задачи с изменением вопроса. | 13.05 | ||
129 | Проверка деления | 16 | Владеть приемами письменных вычислений, выполнять проверку деления, решать задачи. | самостоят.работа. | 14.05 | |
130 | Письменное деление с проверкой | 17 | Выполнять письменные приемы деления, проверку решения, решать задачи изученных видов. | 15.05 | ||
131 | Приёмы письменного умножения и деления. Решение задач изученных видов | 18 | Знать таблицу умножения, деления, сложения и вычитания, решать примеры с остатком и делать к ним проверку, знать правила порядка арифметических действий. Решать задачи на нахождение площади и периметра геометрических фигур, на нахождение четвёртого пропорционального. | 19.05 | ||
132 | Контрольная работа №12 по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное» | 19 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№12 | 20.05 | |
133 | Работа над ошибками | 20 | Решать задачи изученных видов, задачи на нахождение площади и периметра геометрических фигур, на нахождение четвертого пропорционального. | 21.05 | ||
Владеть письменными приемами вычисления в пределах 1000, нахождение значений выражений, на увеличение и уменьшение чисел, на нахождение неизвестных компонентов. | 22.05 | |||||
Итоговое повторение(4) | ||||||
134 | Нумерация в пределах 1000. Сложение и вычитание. Умножение и деление. | 1 | Выполнять сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 1000. | 26.05 | ||
135 | Порядок выполнения действий. Задачи. | 2 | Применять правила о порядке выполнения действия в выражениях, содержащих два действия; измерять длину отрезка, находить периметр геометрических фигур, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, на нахождение периметра и площади геометрических фигур. | 27.05 | ||
136 | Контрольная работа №13 по теме «Итоговое повторение» | 3 | Применять полученные знания на практике. | К.р.№13 | 28.05 | |
137 | Работа над ошибками | 4 | Владеть устными и письменными вычислительными навыками в пределах 1000, сравнивать и преобразовывать величины. | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...
Рабочая программа курса "Математика" в первом классе
Рабочая программа курса "Математика" в первом классе. Создана на основе концепции "Начальная школа 21 века". Соответствует ФГОС начального общего образования 2009г...
Рабочая программа предмет математика, 4 класс, автор курса И. И. Аргинская
Планирование уроков математики, 4 класс, автор учебника И. И. Аргинская (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа курса «Математика» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по математике (автор М. И. Моро, Ю.М. Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса «Математика» в четвертом классе в Образовательной системе «Школа 2100» на 2014-2015 учебный год.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной...
Рабочая программа курса Математика 4 класс ("Школа России")
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 4 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» АВТОР – РУДНИЦКАЯ В.Н.
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы:Рудницкая В.Н.Математика: программа: 1-4 классы/В.Н.Рудницкая. - М.:Вентана - Граф, 2012.-128с. - (Начальная школа XXIвека)Настоящ...