Урок математики
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Грошевская Наталья Юрьевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учимся решать задачи с помощью уравнений

Цель урока: формировать у школьников умение решать задачи уравнением, составлять по данному условию уравнение и решать его.

Образовательные задачи урока:

  • закрепить понятия «Уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения»;
  • учить составлять уравнения к текстовым задачам;

Развивающие задачи урока:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные задачи урока:

  • воспитывать упорство в достижении цели.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Мотивирование на учебную деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает учеников на успешную работу.

- На столах у вас лежат листы самооценивания. Подпишите их.

Начать урок я хочу с высказывания великого русского полководца А. В. Суворова: «Математика – гимнастика ума». (слайд 2) 

- Давайте тренировать свой ум и начнём с математической разминки.

Ученики настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей.

2. Актуализация знаний

Устный счет

-Какие из данных записей являются уравнениями? Докажите.

 х + (х – 25) = 75       308 : х        х + 17 = 50 48 : 4 = 12       360 : х = 4             с * в = к

-Что значит решить уравнение?

- Что необходимо знать, чтобы найти корень уравнения?

- Найдите устно корни уравнений

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

- Уравнение – равенство, в котором есть неизвестное число.

найти корень уравнения

названия компонентов и правила нахождения неизвестного числа

х=50,    х=33,   х=90

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Откройте тетрадки, запишите сегодняшнее число, "Классная работа"

-Проверим домашнюю работу.

Прочитайте задачу. (слайд3)

При покупке футбольного и волейбольного мячей заплатили 250 рублей. Футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного. Сколько стоит волейбольный мяч?

Как решали эту задачу?

Молодцы.

А может быть кто-то из вас решил эту задачу другим способом?

Хорошо. Других способов нет?

А давайте мы эту задачу решим с помощью уравнения. Поработайте в парах. Попробуйте составить уравнение к этой задаче.

- Какое же уравнение нужно было составить к нашей задаче? Докажите. В чем затруднения? Чего не знаете?

- А хотите узнать?

 -Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (слайд 5)

 - Какую поставим цель?

Работают в тетради

С помощью схемы (отрезков)  (слайд 4)

1) (250-30):2=110(руб.) - цена волейбольного мяча;

2) 110+30 = 140(руб.) - цена футбольного мяча.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Да. Можно было II действие сделать по-другому: 250-110=140(руб.)

Дети работают в парах и пишут на листе свои варианты. Учитель фиксирует на доске всевозможные варианты.

Знаем, как решать такие задачи с помощью отрезков, знаем как решать уравнения. А как решать задачи с помощью уравнений не знаем.

Да

"Решение задач с помощью уравнений"

Научиться составлять уравнения к задачам и решать их.

4. Решение проблемы

Открытие "нового" знания

(коллективное выполнение с комментированием учителя)

Для того чтобы решить эту задачу с помощью уравнения, ответьте сначала на вопросы.

Что в этой задаче является искомым?

Обозначим искомое через х и сделаем соответствующую запись.

Что известно о стоимости футбольного мяча?

Как можно записать стоимость футбольного мяча в виде буквенного выражения? сделаем соответствующую запись и пояснение к ней

Как можно записать стоимость футбольного и волейбольного мячей в виде одного буквенного выражения? Сделай соответствующую запись и пояснения к ней.

Что известно из условия задачи о стоимости футбольного и волейбольного мячей?

Составьте уравнение, в одной части которого будет записана стоимость футбольного и волейбольного мячей в виде буквенного выражения, а в другой - в виде данного числа.

Если у вас получилось такое уравнение (слайд 9), то все указания были выполнены верно, и вам удалось правильно составить уравнение к задаче.

Решите это уравнение.

Сколько стоит волейбольный мяч?

Запишите ответ.

Искомым является цена волейбольного мяча.

х - цена волейбольного мяча (слайд 6)

футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного.

х+30 - цена футбольного мяча (слайд 7)

х + (х+30) - стоимость мячей. (слайд 8)

Их стоимость - 250 руб.

х + (х+30) = 250 (слайд 9)

Учащиеся решают уравнение

(Один выполняет на доске, чтобы научиться  правильно оформлять такие задачи)

110рублей.

5. Физминутка (после 20 минут от начала урока)

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

а) Работа с учебником С. 94, №306

-Прочитайте задачу. Составьте к ней уравнение.

б) Работа с учебником С. 95, №307

Прочитайте условие задачи. Какое уравнение подходит к данной задаче?

в) Работа с учебником С. 95, №308

Прочитайте задание. Составьте задачу по данному уравнению х+(х+80)=280

Чему равен корень уравнения?

- Выберите задачу себе по силам и решите ее с помощью уравнения.

а) В магазине было несколько килограммов лука. После того, как продали 15 кг лука, в магазине осталось 32 кг. Сколько килограммов лука было в магазине?

б) При покупке книги и журнала заплатили 420 рублей. Книга на 90 рублей дороже журнала. Сколько стоит журнал?

Кто выбрал первую задачу?

Какое уравнение составили?

Чему равен корень уравнения?

Кто выбрал вторую задачу?

Какое уравнение составили?

Чему равен корень уравнения?

7. Объяснение домашнего задания

Домашнее задание: Выполнить задание из тетради для самостоятельной работы №2

на с. 72, № 135.

Желающие могут приготовить (придумать) свою задачу, которую можно решить с помощью уравнения.

Решают подобную задачу самостоятельно с фронтальной проверкой.

х+(х-30)=350

х+(х-100)=1000

Один из вариантов задачи

За альбом и книгу заплатили 280 рублей. Сколько стоит альбом, если книга на 80 руб. дороже альбома?

100

(Слайд 10)

х - 15 = 32, х = 47

х+(х+90)=420, х=165

8. Рефлексия

 - Чему учились на уроке?

-Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Оцените свою работу на уроке.

Лист самооценки.

Сегодня на уроке я:

…все понял, могу помочь другим;

…все понял;

…могу, но нужна помощь;

…ничего не понял;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Математика – гимнастика ума » Александр Васильевич Суворов

Слайд 3

Домашняя задача При покупке футбольного и волейбольного мячей заплатили 250 рублей. Футбольный мяч на 30 руб. дороже волейбольного. Сколько стоит волейбольный мяч?

Слайд 4

В. Ф. 30 руб. 250руб.

Слайд 5

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ

Слайд 6

х - цена волейбольного мяча ;

Слайд 7

х - цена волейбольного мяча ; (х+30) – цена футбольного мяча х + (х+30) - стоимость мячей.

Слайд 8

х + (х+30) - стоимость футбольного и волейбольного мячей

Слайд 9

х + (х+30) = 250

Слайд 10

а) В магазине было несколько килограммов лука. После того, как продали 15 кг лука, в магазине осталось 32 кг. Сколько килограммов лука было в магазине? б ) При покупке книги и журнала заплатили 420 рублей. Книга на 90 рублей дороже журнала. Сколько стоит журнал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...