Цели урока | - закреплять умения решать задачи на движение, работать с величинами;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление.
|
Тип урока | Урок систематизации знаний |
Планируемые результаты | Предметные: умеют находить способ решения задачи на движение, устанавливают связь между величинами, владеют приемами устных вычислений, письменного счета и действий с многозначными числами. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, ориентироваться в информации и работать с ней, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задач, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности, следуют установке на здоровый образ жизни. |
Методы и формы обучения | Формы: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа. Методы: словесный, наглядный, метод проверки и оценки знаний, умений и навыков. |
Оборудование | интерактивная доска, Математика. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2018., рабочие тетради, маршрутный лист, карточки с заданиями, презентация к уроку, выполненная в MicrosoftOffice 2010. |
Методическая литература | Волкова С.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Математика 4 класс. Методические рекомендации к учебнику М.И. Моро и др. ФГОС» 2018г; "Математический тренажер. 4 класс. Текстовые задачи. ФГОС"; О.В. Узорова, Е.А. Нефедова "Сборник задач и примеров по математике для начальной школы», Москва «Аквариум», 2010. |
Основные понятия и термины | Скорость, время, расстояние |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Органи-зацион-ный момент: | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Прозвенел уже звонок, Что ж начнем мы наш урок. Посмотрите друг на друга. Все ль на парте есть у нас? И пенал, тетрадь и книга? Рада видеть всех я вас.
Наш урок я хочу начать словами Леонида Владимировича Шебаршина: «Движение — жизнь; движение к цели — разумная жизнь, движение в неведомое — творчество» и хочу вам сегодня пожелать двигаться вперед к цели и разумно преодолевать все преграды. | Слушают. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей) | Фронтальная, индивидуальная | Р – анализируют свои действия и управляют ими, имеют мотивацию к работе на результат. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2. Актуа-лизация знаний: | Устный счет, работа с таблицей (шифром) | 1.Интеллектуальная разминка. Сегодня нас ожидает интересный математический полет, а, как и в любом полете у нас должны быть с вами маршрут. Перед вами на столе лежит файл. Переверните его. Что вы видите? Сколько остановок нас сегодня ожидает? Как называется у нас первая остановка? Положите перед собой маршрутный лист и возьмите карточку №1. Я прочитаю вам интересные факты о животных, ваша задача записать в строчку только цифры, которые вы услышите. Интеллектуальная разминка «Знаете ли вы?» - Сайгаки населяют полупустыни и сухие степи Евразии. По гладкой равнине эти стремительны Антилопы могут мчаться со скоростью 80км/ч.
- Самая крупная птица – африканский страус. В случае опасности страусы бегут со скоростью 70 км/ч.
- Самое быстрое животное на Земле – гепард. В погоне за копытными на коротких дистанциях гепард мчится с скоростью 110 км/ч.
- Пчела летит со скоростью 18 км/ч.
- В воде наибольшую скорость развивает рыба-меч до 100 км/ч.
- Земляная кукушка населяет сухие равнины. Живет на земле и летать не любит. Зато бегает быстрее всех других летающих птиц, развивая скорость до 25 км/ч.
А теперь расположите в порядке возрастания скорости. Какой порядок у вас получился? Теперь с помощью шифра расшифруйте слово. -Какое слово получилось? | Слушают, работают в карточке №1, записывают порядок цифр, расшифровывают загадку, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
3.Постанов-ка учебной задачи |
| Давайте вспоминать какие задачи мы с вами начали решали на прошлом уроке? Вспомните, мы с вами записывали в таблицу три величины: скорость, время и расстояние. Что называется, расстоянием? Скоростью? Что мы продолжим делать сегодня на уроке? | Слушают, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
4.Само-определение к деятель-ности.
| Работа по таблице (поиск неизвестного компонента) | Отлично, ребята. Летим дальше? Заглянем в маршрутный лист. Какая у нас следующая остановка? Достаем карточку №2. Как мы с вами говорили для полета нам необходимы три величины: скорость, время и расстояние. А если какая-то величина нам не известна? Что же мы будем делать? Как будем искать нужное нам значение? Давайте вспоминать.
| скорость | время | расстояние | 1 | 20км/ч | 5ч | ? | 2 | ? | 4мин | 84м | 3 | 8м/с | ? | 88м |
- Как найти расстояние? В каких единицах может быть выражено расстояние?
- Как найти скорость если известны расстояние и время?
- В каких единицах может выражена скорость?
- Как найти время, если известны скорость и расстояние?
- В каких единицах может быть выражено время?
- Сформулируйте задачи урока? Повернитесь теперь к соседу по парте и вместе найдите неизвестную величину.
| Отвечают на вопросы, формулируют задачи урока, работают с карточкой №2 | Фронтальная, парная | П – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, могут работать в парах. |
5. Работа по теме урока. | Решение задач | Летим дальше. Какая станция ждет нас теперь? Работа по учебнику. С8 №29 - Прочитайте задачу. Что известно? Что нужно узнать? Как правильно записать что дано?
- Как найти расстояние?
- Как узнать скорость движения в минутах?
- Запишите решение задачи.
| Читают задачу, отвечают на вопросы, решают ее устно, записывают решение. | Фронтальная, индивидуальная | П – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Р – ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; осуществляют контроль учебных действий. К – умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Л – проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
6. Физкульт-минутка | Выполнение движений согласно физкультминутке | Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.) Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.) Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.) А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.) Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) И на месте походили. (Шагаем на месте.) | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни |
7. Закреп-ление изученного материала. | Задание на соотнесение условия задачи и вопроса, работают с задачей в учебнике. | Летим дальше! Мы прилетели с вами на станцию «Потеряшек». Посмотрите на доску, к сожалению, на этой станции всегда кто-то теряется. Давайте поможем условию задачи найти свой вопрос так, чтобы задачи решались легко в одно действие. За 30 минут Наташа прошла 2 км. |
| Через 60 минут Наташа пришла домой. Сколько км шла Наташа? |
|
|
| Скорость Наташи 80 м/мин |
| На каком расстоянии Наташа будет через 5 минут? |
|
|
| Расстояние в 800м Наташа пройдет за 10 минут. |
| Сколько км Наташа пройдет за 10 минут? |
Молодцы, ребята. Станция «Потеряшек» пройдена. Возвращаемся к станции «Пролетаем над полотном тетради».
Работа по учебнику. С8 №32. Прочитайте задачу. Посмотрите на поля, такой же маршрут как у нас с вами. А кто хочет решить ее? А пока … решает ее у доски, остальные попробуйте решить ее самостоятельно, а затем сверимся с решением Не забудьте записать ответ. | Выполняют задание с комментированием
Читают задачу, самостоятельно решают ее тетрадях
| Фронтальная, индивидуальная | П –осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника); Р – ориентируются в данной информации, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану и осуществляют контроль учебных действий. К – умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Л – проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
8. Рефле-ксия
| Решение задач | Последняя станция «Закрепляющая». На ней вы будете работать самостоятельно. Берите карточки №3 и приступаете к решению. Скорость | время | расстояние | Решение задачи | 12км/ч | ? | 48км |
| ? | 5мин | 15м |
| 6км/ч | 3ч | ? |
|
| Выполняют задание в карточке №3 | Индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению знаний |
9. Итог урока | Оценивание своей работы на уроке | Что ж, ребята, наш полет подошел к концу. - какой навык мы с вами закрепляли сегодня?
- Как найти расстояние, если известны скорость и время?
- Как найти время, если известны расстояние и скорость?
- Как найти скорость, если известны расстояние и время?
- Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – успешно справился с заданиями на уроке, трудностей не было. Желтая карточка – на протяжении уроку у меня возникали трудности. Красная карточка – я не справился с заданиями на уроке. | Отвечают на вопросы, продолжают фразы, оценивают свою работу на уроке | Фронтальная, индивидуальная |
10.Домашнее задание |
| Учебник c8 №33, рабочая тетрадь с3 №2 и 3. | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |