«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ»
план-конспект урока по математике (4 класс)

закреплять умения решать задачи на движение, работать с величинами;

совершенствовать вычислительные навыки;

развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_dvizhenie.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ»

Цели урока

  • закреплять умения решать задачи на движение, работать с величинами;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление.

Тип урока

Урок систематизации знаний

Планируемые результаты

Предметные: умеют находить способ решения задачи на движение, устанавливают связь между величинами, владеют приемами устных вычислений, письменного счета и действий с многозначными числами.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, ориентироваться в информации и работать с ней, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задач, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности, следуют установке на здоровый образ жизни.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа. Методы: словесный, наглядный, метод проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Оборудование

интерактивная доска, Математика. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2018., рабочие тетради, маршрутный лист, карточки с заданиями, презентация к уроку, выполненная в MicrosoftOffice 2010.

Методическая литература

Волкова С.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Математика 4 класс. Методические рекомендации к учебнику М.И. Моро и др. ФГОС» 2018г; "Математический тренажер. 4 класс. Текстовые задачи. ФГОС"; О.В. Узорова, Е.А. Нефедова "Сборник задач и примеров по математике для начальной школы», Москва «Аквариум», 2010.

Основные понятия и термины

Скорость, время, расстояние

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-

зации взаимо-

действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Органи-зацион-ный  момент:

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок,

Что ж начнем мы наш урок.

Посмотрите друг на друга.

Все ль на парте есть у нас?

И пенал, тетрадь и книга?

Рада видеть всех я вас.

Наш урок я хочу начать словами Леонида Владимировича Шебаршина: «Движение — жизнь; движение к цели — разумная жизнь, движение в неведомое — творчество» и хочу вам сегодня пожелать двигаться вперед к цели и разумно преодолевать все преграды.

Слушают.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку (проверяют наличие учебника, тетради, школьных принадлежностей)

Фронтальная, индивидуальная

Р – анализируют свои действия и управляют ими, имеют мотивацию
к работе на результат.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуа-лизация знаний:

Устный счет, работа с таблицей (шифром)

1.Интеллектуальная разминка.

Сегодня нас ожидает интересный математический полет, а, как и в любом полете у нас должны быть с вами маршрут. Перед вами на столе лежит файл. Переверните его.  Что вы видите? Сколько остановок нас сегодня ожидает? Как называется у нас первая остановка?

Положите перед собой маршрутный лист и возьмите карточку №1. Я прочитаю вам интересные факты о животных, ваша задача записать в строчку только цифры, которые вы услышите.

Интеллектуальная разминка «Знаете ли вы?»    

  • Сайгаки населяют полупустыни и сухие степи Евразии. По гладкой равнине эти стремительны Антилопы могут мчаться со скоростью 80км/ч.
  • Самая крупная птица – африканский страус. В случае опасности страусы бегут со скоростью 70 км/ч.
  • Самое быстрое животное на Земле – гепард. В погоне за копытными на коротких дистанциях гепард мчится с скоростью  110  км/ч.
  •  Пчела летит   со  скоростью  18 км/ч.
  •  В воде наибольшую  скорость  развивает  рыба-меч  до  100 км/ч.
  • Земляная кукушка  населяет  сухие  равнины. Живет  на  земле  и летать    не    любит.  Зато  бегает    быстрее    всех  других    летающих    птиц,  развивая  скорость    до  25 км/ч.

А теперь расположите в порядке возрастания скорости. Какой порядок у вас получился? Теперь с помощью шифра расшифруйте слово.

25

18

100

70

110

80

А

З

Ч

Д

А

А

-Какое слово получилось?

Слушают, работают в карточке №1, записывают порядок цифр, расшифровывают загадку, отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

3.Постанов-ка учебной задачи

Давайте вспоминать какие задачи мы с вами начали решали на прошлом уроке? Вспомните, мы с вами записывали в таблицу три величины: скорость, время и расстояние. Что называется, расстоянием? Скоростью? Что мы продолжим делать сегодня на уроке?

Слушают, отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

4.Само-определение к деятель-ности.

Работа по таблице (поиск неизвестного компонента)

Отлично, ребята. Летим дальше? Заглянем в маршрутный лист. Какая у нас следующая остановка? Достаем карточку №2. Как мы с вами говорили для полета нам необходимы три величины: скорость, время и расстояние. А если какая-то величина нам не известна? Что же мы будем делать? Как будем искать нужное нам значение? Давайте вспоминать.

скорость

время

расстояние

1

20км/ч

?

2

?

4мин

84м

3

8м/с

?

88м

  • Как найти расстояние? В каких единицах может быть выражено расстояние?
  • Как найти скорость если известны расстояние и время?
  • В каких единицах может выражена скорость?
  • Как найти время, если известны скорость и расстояние?
  • В каких единицах может быть выражено время?
  • Сформулируйте задачи урока? Повернитесь теперь к соседу по парте и вместе найдите неизвестную величину.

Отвечают на вопросы, формулируют задачи урока, работают с карточкой №2

Фронтальная, парная

П – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний

одноклассников.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, могут работать в парах.

5. Работа по теме урока.

Решение задач

Летим дальше. Какая станция ждет нас теперь?

Работа по учебнику.

С8 №29

  • Прочитайте задачу. Что известно? Что нужно узнать? Как правильно записать что дано?
  •  Как найти расстояние?
  • Как узнать скорость движения в минутах?
  • Запишите решение задачи.

Читают задачу, отвечают на вопросы, решают ее устно, записывают решение.

Фронтальная,

индивидуальная

П – самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Р – ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; осуществляют контроль учебных

действий.

К – умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы.

Л – проявляют познавательный интерес к изучению предмета

6. Физкульт-минутка

Выполнение движений согласно физкультминутке

Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

И на месте походили. (Шагаем на месте.)

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

7. Закреп-ление изученного материала.

Задание на соотнесение условия задачи и вопроса, работают с задачей в учебнике.

Летим дальше! Мы прилетели с вами на станцию «Потеряшек». Посмотрите на доску, к сожалению, на этой станции всегда кто-то теряется. Давайте поможем условию задачи найти свой вопрос так, чтобы задачи решались легко в одно действие.

За 30 минут Наташа прошла 2 км.

Через 60 минут Наташа пришла домой. Сколько км шла Наташа?

Скорость Наташи 80 м/мин

На каком расстоянии Наташа будет через 5 минут?

Расстояние в 800м Наташа пройдет за 10 минут.

Сколько км Наташа пройдет за 10 минут?

Молодцы, ребята. Станция «Потеряшек» пройдена. Возвращаемся к станции «Пролетаем над полотном тетради».

Работа по учебнику.

С8 №32.

Прочитайте задачу. Посмотрите на поля, такой же маршрут как у нас с вами. А кто хочет решить ее? А пока … решает ее у доски, остальные попробуйте решить ее самостоятельно, а затем сверимся с решением Не забудьте записать ответ.

Выполняют задание с комментированием

Читают задачу, самостоятельно решают ее тетрадях

Фронтальная, индивидуальная

П –осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника);

Р – ориентируются в данной информации, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану и осуществляют контроль учебных

действий.

К – умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы.

Л – проявляют познавательный интерес к изучению предмета

8. Рефле-ксия

Решение задач

Последняя станция «Закрепляющая».  На ней вы будете работать самостоятельно. Берите карточки №3 и приступаете к решению.

Скорость

время

расстояние

Решение задачи

12км/ч

?

48км

?

5мин

15м

6км/ч

?

Выполняют задание в карточке №3

Индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес
к предмету, стремятся
к приобретению знаний

9. Итог урока

Оценивание своей работы на уроке

Что ж, ребята, наш полет подошел к концу.  

  • какой навык мы с вами закрепляли сегодня?
  • Как найти расстояние, если известны скорость и время?
  • Как найти время, если известны расстояние и скорость?
  • Как найти скорость, если известны расстояние и время?
  • Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – успешно справился с заданиями на уроке, трудностей не было. Желтая карточка – на протяжении уроку у меня возникали трудности. Красная карточка – я не справился с заданиями на уроке.

Отвечают на вопросы, продолжают фразы, оценивают свою работу на уроке

Фронтальная, индивидуальная

10.Домашнее задание

Учебник c8 №33, рабочая тетрадь с3 №2 и 3.

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на движение

Урок постороен в игровой форме в виде скзочного путешестия....

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение"

Урок математики с использованием презентации. В течении всего урока учащиеся отмечают на маршрутном листе свои успехи, тем самым оценивают каждый участок пройденного пути....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Решение задач на движение.

Урок математики в 4-ом классе по УМК "Школа 2000" . К уроку прилагается технологическая карта урока и презентация.Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурирова...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...