Конспект урока "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Конспект урока "Деление с остатком", 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom_3_klass.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности

1. Проверка готовности к уроку.

2. Один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни учимся мы»

-Как вы понимаете эти слова?

-Для чего вы изучаете такую сложную науку математику?

3. - Поделитесь, что вы ждете от урока? Что вы пожелаете друг другу?

Сегодня вам предстоит ответить на сложные вопросы, как подобает знатокам. А лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Начнем наш урок с разминки.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД :

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

II. Актуализация знаний

- Подписываем арифметический диктант.

- Я вам буду читать задание, а вы будете записывать только ответ, потом мы вместе проверим.

1. Вычисли сумму чисел 20 и 16.

2. Увеличь число 18 на 3.

3. Первое слагаемое 42, второе слагаемое 20, вычисли сумму.

4. Неизвестное число больше числа 64 на 8, вычисли его.

5. Какое число надо уменьшить на 12, чтобы получить число 48?

6. Вычисли разность чисел 24 и 18.

7. На сколько число 47 больше числа 20?

8. Уменьши число 30 на 4.

9. Вычитаемое 36, уменьшаемое 48. Чему равна разность?

1  Какое число на 7 меньше числа 70?

Проверка (36, 21, 62, 72, 60, 6, 27, 26, 12, 63)

- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки.

- Молодцы, теперь те, у кого 1-2 ошибки. И те, у кого больше 2 ошибок.

Воспринимают задание на слух, в тетрадь записывают только ответ. После проверяют.

Познавательные УУД: 

- сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные УУД:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

- волевая  

саморегуляция в ситуации затруднения.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание

  • Посмотрите на доску. Перед вами выражения. Вычислите

40 : 5

54 : 9

9:3

10:3

  • - Вы смогли полностью выполнить задание?

- Почему? В чём было затруднение? 10:3

Какой возник вопрос?

-А если все же попытаться разделить, опираясь на  предметные действия. Давайте попробуем.

Работа в парах

- У вас на партах лежат вырезанные из бумаги яблочки. Подвиньте их к себе

- Возьмите яблоки и поделите на 3 группы.

- Попробуем.

-  Разделили? 

- Делаем вывод.

Сколько получит каждый?

- Все ли яблоки разделили?

- Почему оставшиеся  яблоко никому не досталось?

- Сколько осталось?

- Так что такое 1?

Давайте запишем это выражение.

-Как вы думаете, а куда записать оставшееся яблоко?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 10 : 3 = 3 (ост. 1) 

(учитель проговаривает)

-Сколько разделили без остатка?

Почему? Что важно знать при делении?

-Так сколько раз по 3 содержится в 10?

  • Так какая  тема  урока?
  • - Какие цели мы можем поставить на уроке?

Ответы: 8, 6, 2 и …

- Нет

В примере 10:3 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно  получить делимое.

- Как решать выражения данного вида.

Работают в паре с предметной моделью.

- по 3

- Нет

- потому что делили поровну

- один

- остаток

10:3=3

Записывают выражение в тетрадь

- 10

- таблицу умножения

-  3 ост. 1

- Деление с остатком

Цели:

- узнать, что такое остаток,

- научиться делить числа с остатком,

- развивать внимание, умение рассуждать.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

- самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

- формулирование проблемы

- построение математических высказываний

Познавательные УУД:

- закрепление того, как находится доля числа, число по доле;

- продуктивное использование новых учебных действий;

- развитие мыслительных операций сравнения, анализа;

- применение знаний в новой ситуации.

Регулятивные УУД:         

- целеполагание;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

- адекватная оценка выполненных действий;

 IV. Совместное открытие знаний

  • Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

Давайте проверим правильно ли мы вычислили

1. Умножим неполное частное на делитель

2. К полученному произведению прибавить остаток

- Откройте учебник на странице 99. Что еще мы можем узнать о делении с остатком?

- Какой остаток может получиться при делении натурального числа на 2, на 3, на 6.

Задание на слайде. Работа у доски по цепочке.

Найдите делимое в примерах

а:12=3 (остаток 1)     а=12*3+1=36+1

в:26=7(ост.4)              в=26*7+4=182+4=186

- Друзья согласитесь, что всегда использовать предметные модели или выполнять рисунок для того, чтобы решить примеры на деление с остатком трудно.

- Как вы думаете, что нам поможет облегчить задачу?

У каждого на столах лежат карточки с алгоритмом.

На доске выражение 13:4

- Итак, ребята, давайте попробуем решить пример, используя алгоритм.

- Запишите выражение 13:4 в тетрадь.

Как разделить число с остатком.

  1. Подбираю ближайшее (меньшее) число к первому (делимому), которое делится на второе(делитель)
  2. Выполняю деление этого числа на делитель.
  3. Пишу ответ (частное)
  4. Чтобы найти остаток, от первого числа(делимого) вычитаю число, которое подобрал. Это остаток.

Читают с помощью учителя

10 – делимое, 3 – делитель, 3 – неполное частное. 1 остаток.

3*3=9

9+1=10

Открываю учебник, читают правило.

«При делении с остатком остаток должен быть меньше делителя»

- На 2 остаток 1. На 3 остаток 2 и 1; на 6 остаток 1, 2, 3, 4, 5.

-37,182

- алгоритм

1. Это число 12

2. 12:4=3. Неполно частное равно 3

4. 13-12=1 (остаток)

Познавательные УУД:

-умение  размышлять, отвечать на вопросы;

-осознанное построение  речевого   высказывания  в устной форме;

-развитие умения осмыслить полученную информацию.

- строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- развиваем умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

  • - формирование целостного взгляда на мир;

Регулятивные УУД:

- развивать умение оценивать высказывания окружающих, используя критерии оценивания;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с учебником. Выборочно один человек у доски

- Откройте учебник на странице 99, номер 4.

-Что нужно сделать? Читай, Богдан.

- Используя алгоритм, с которым мы сейчас познакомились найдите значение данных выражений.

- Один человек у доски (вызывает) с проговариванием по алгоритму.

Читает задание.

Находят значение выражений

5:2=2 (ост 1)      9:6=1 (ост 3)

10:7=1 (ост 3)  13:4=3 (ост 1)

4:3=1(ост 1)     15:6=2 (ост 3)

9:5=1 (ост 4)    20:8=2 (ост 4)

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном;

- планировать решение учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

- проявлять активность;

- строить грамотно речевое высказывание;

- соблюдать правила общения;

- осуществлять взаимоконтроль

Познавательные УУД:

- классифицировать объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь осознано и произвольно строить  устные речевые высказывания;

- уметь работать по алгоритму.

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Откройте рабочие тетради на странице 43. Самостоятельно выполняем номера 143, 146

После выполнения заданий совместная проверка.

Выполняют задания в рабочих тетрадях

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;  

- работать в совместно.  

Регулятивные УУД:

- контролировать свои действия и действия другого;

- осуществлять  контроль в применении способа действия.

Познавательные УУД:

 – отрабатывают полученные знания на практике.

- автоматизация умственных действий;

 обобщают, анализируют информацию;

- самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач;

VII. Включение в систему знаний и повторение

Работа по карточке. Ученик решает у доски.

– Перед вами карточка с задачей, давайте прочитаем:

Во время эксперимента, который проводил М.В. Ломоносов, он взял 68 медных шариков , 26 шариков расплавил, а остальные разложил в 5 пробирок. Сколько шариков получилось в каждой пробирке?
– Что известно в задаче? Постепенно на доске(взял, расплавил, разложил)
– Что надо найти? 
 Можем сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?
- Как будем решать

– Спасибо! Вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас для вас очень интересное задание. М.В. Ломоносов идя в Академию наук к студентам, рассыпал по дороге все заранее приготовленные задания. В результате, вот что получилось:

На доске примеры:

29 : 4 = 7 (ост. 1)
88 : 44 = 2
13 : 4 = 2 (ост. 5)

Найди ошибки, обоснуй.

Учащийся читает задачу

Составление краткой записи

-Сколько шариков в каждой пробирке

-Нет

- Не знаем сколько шариков осталось, когда 26 расплавил

Решение

1. 68 – 26 = 42 (ш.) – осталось, когда 26 расплавил.

2. 42 : 5 = 8 ш. (ост. 2) – в каждой пробирке.

Выполняют задание устно

Познавательные УУД: 

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.

- понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи.

- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

Регулятивные УУД:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

- участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД:

- высказывание собственных суждений и их обоснование;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные  УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Конспект урока

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

УМК: Начальная школа 21 века

Тема урока: «Деление с остатком»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: Создание условий для:формирования понятия  о деление с остатком опираясь на знания табличного умножения и деления;  развитие способности  к обобщению, сравнению;

эмоционального восприятия математических объектов; формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.

Планируемые результаты:

1.Предметные результаты:

- умение использовать  табличное умножение при делении с остатком;

- умение устанавливать закономерность -деление с остатком не используя и используя рисунок.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- Учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- Выделять необходимую информацию, при работе с учебником.

- Осознанно строить речевые высказывания.

- Овладение навыком ориентироваться в учебнике.

Регулятивные УУД:

- умение принимать и удерживать учебную задачу;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение контролировать свои действия и действия другого;

- умение владеть способом самооценки;

Коммуникативные УУД:

- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

- Планирование, сотрудничество с учителем и сверстниками.

- Построение простого речевого высказывания.

- Умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.

3. Личностные результаты:

- умение применять правила поведения при  сотрудничестве;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать познавательный интерес к предмету, умение осознавать свои достижения.

Оборудование: учебник В.Н.Рудницкой "Математика. 3 класс. Часть вторая". Рабочая тетрадь № 2";, компьютер, проектор, проектор, компьютер, карточки для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"3 класс (Программа "Школа России")

Урок был проведён после зимней экскурсии в лес. Материалы урока связаны с наблюдениями детей во время экскурсии....

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Методические особенности изучения свойства остатка при делении. Применение метода наблюдений для установления зависимости остатка от делителя.

Методические рекомендации для молодых учителей, родителей  при изучении темы по математике "Деление с остатком",...

Математика 3 класс "Приемы нахождения частного и остатка. Алгоритм деления с остатком" Школа России, М.И.Моро - стр. 28.

Презентация к уроку математики 3 класс "Школа России" М.И. Моро - стр. 28. "Приёмы нахождения частного и остатка. Алгоритм деления с остатком"...