Урок математики " Симметрия"
план-конспект урока по математике

Светлана Андреевна Сайко

Общая дидактическая цель: познакомить с видами симметрии, с техникой «кляксография»

1.Образовательные:

  • углубить знания о симметрии, сформировать понятие об осевой симметрии;
  • через понятие «симметрия» раскрыть связь математики с живой природой, искусством, техникой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_simmetrii.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему: « Осевая симметрия. Вычерчивание фигур»

(внеурочное занятие в 4 класс)

Обще дидактическая цель: познакомить с видами симметрии, с техникой «кляксография»

1.Образовательные:

  • углубить знания о симметрии, сформировать понятие об осевой симметрии;
  • через понятие «симметрия» раскрыть связь математики с живой природой, искусством, техникой.

2.Развивающие: 

  • развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности;
  • развивать мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать);
  • развивать внимание, наблюдательность.

3.Воспитательные: 

  •  воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности.

Реализуемые УУД:

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания,  обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных качеств.

Регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция действий партнёра.

Познавательные: строить сообщения в устной форме, учить учиться самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.

Оборудование: 1)карточки 2)презентация «Симметрия»,  3)палочки, 4) карточки для физ. минутки,

Ход занятия.

     1. Орг. момент. Приветствие. Деление на группы.

2. Блок «Ребусы».

    Как вы знаете, наука геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие учёные древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, проводивший беседы со своими учениками, одним из девизов своей школы провозгласил: «Не знающие геометрию не допускаются!». Было это примерно 2400 лет назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой. Мы начнём своё занятие с нескольких ребусов.

1 группа: мел, доска.

2 группа: ластик, циркуль.

Как можно еще назвать эти предметы?

А что еще можно сказать об этих предметах?

     3. Новый материал.

    С явлением симметрии мы встречаемся повседневно. Удивляемся и восхищаемся, рассматривая крохотную снежинку, стрекозу с прозрачными крыльями или изящный цветок, а может и красивую машину или величественную фигуру самолёта или ракеты. Используя красоту и гармонию природы, человек создал многое в мире симметрии своими руками: купола церквей, архитектурные здания, самолёты, корабли и т.д. Об этих и многих других предметах  мы можем сказать, что они красивы. И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия—это не только красота. Симметричность формы нужна рыбе, чтобы плыть, птице, чтобы летать. Поэтому мы можем сделать вывод, что симметрия в природе неспроста: она ещё и полезна, т.е. целесообразна. В природе красивое всегда целесообразно, а целесообразное всегда красиво. Симметрия проявляется обычно в форме и цвете. Есть симметрия и в музыке, и в поэзии, и даже в буквах и цифрах. Посмотрите, перед вами вырезанные некоторые буквы. Симметрия— рождает из  них новые буквы. (Демонстрируются буквы А, Г-Т, К-Ж-Л, З, М. Н, Ф-Р и т.д.)

4. Практическая работа.

Блок «Юные художники»

-А теперь мы с вами используем один из способов построения симметричной картинки. Возьмите лист бумаги и капните (мазните) на него в указанном месте краской. Сложите лист пополам,  прогладьте ладошкой и разверните. Что у вас получилось?

-Капля отпечаталась на другой стороне.

Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг.

Использовать её можно для разных целей.

Для создания декоративных фонов (в открытках, например)

Для упражнений на развитие фантазии

Для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их

Для создания художественных произведений.

-Измерьте расстояния от линии сгиба до каждой картинки. Что вы можете сказать?

-Расстояния по разную сторону от неё одинаковы.

- Вы получили симметричную картинку. При этом линия сгиба является осью симметрии. Этот вид симметрии так и называется –осевая симметрия. Подобный приём иногда используют в своём творчестве художники. Если удачно «накапать» краской, то можно получить довольно красивые картинки.

5. Физ. минутка.

Я буду показывать вам геометрические фигуры, а вы должны догадаться сколько раз выполнять каждое упражнение.

∆-столько раз ногою топнем;

-столько раз другою топнем;

-мы в ладоши громко хлопнем;

-мы наклонимся сейчас столько раз;

⌂-и подпрыгнем ровно столько;

Ай да счёт, игра и только!

6. Блок «Исследование фигур»

-проведите все возможные оси симметрии. 

7. Блок «Ты-мне, я - тебе»

- придумать рисунок (нарисовать половину по клеткам).

- дорисовать рисунок соперника.

   

     8. Итог занятия. Рефлексия.

«Лестница успеха»

Отметьте на какой ступени вы находитесь в конце занятия.

  1. О чём мы говорили на сегодняшнем уроке?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Что понравилось?
  4. Что не понравилось?
  5. Вы собой довольны?

        Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Симметрия"

Через организацию практической деятельности познакомить учащихся с симметричными фигурами. Показать привлекательность симметричных фигур, как одну из сторон проявления эстетичности математики как наук...

Урок математики "Симметрия"

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по образовательной программе "Школа 2000".  На уроке используются: групповая форма работы учащихся, технология проблемно-диалогического обучения...

Урок математики.1 класс.Симметрия. Ось симметрии. УМК"Начальная школа 21 века"

Урок с применением интерактивной доски, работа на которой отображена в конспекте....

Урок математики "Симметрия"

Урок математики по программе "Начальная школа 21века"...

Урок математики "Симметрия"

На уроке используются: групповая форма работы учащихся, технология проблемно-диалогического обучения и информационные технологии....

Конспект урока математики "Симметрия на клетчатой бумаге"

Конспект урока математикиУМК Начальная школа 21 векаКласс: 3Тема урока:  Симметрия на клетчатой бумаге.(Построение многоугольника, окружности)Цель урока: Формировать понятие симметрии, познакомит...

Дружим с математикой. Симметрия. Ось симметрии

Внеурочное занятие.Дружим с математикойСимметрия. Ось симметрии....