Урок математики " Симметрия"
план-конспект урока по математике
Общая дидактическая цель: познакомить с видами симметрии, с техникой «кляксография»
1.Образовательные:
- углубить знания о симметрии, сформировать понятие об осевой симметрии;
- через понятие «симметрия» раскрыть связь математики с живой природой, искусством, техникой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_simmetrii.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему: « Осевая симметрия. Вычерчивание фигур»
(внеурочное занятие в 4 класс)
Обще дидактическая цель: познакомить с видами симметрии, с техникой «кляксография»
1.Образовательные:
- углубить знания о симметрии, сформировать понятие об осевой симметрии;
- через понятие «симметрия» раскрыть связь математики с живой природой, искусством, техникой.
2.Развивающие:
- развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, обогащать словарный запас учащихся;
- учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности;
- развивать мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать);
- развивать внимание, наблюдательность.
3.Воспитательные:
- воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности.
Реализуемые УУД:
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных качеств.
Регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция действий партнёра.
Познавательные: строить сообщения в устной форме, учить учиться самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.
Оборудование: 1)карточки 2)презентация «Симметрия», 3)палочки, 4) карточки для физ. минутки,
Ход занятия.
1. Орг. момент. Приветствие. Деление на группы.
2. Блок «Ребусы».
Как вы знаете, наука геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие учёные древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, проводивший беседы со своими учениками, одним из девизов своей школы провозгласил: «Не знающие геометрию не допускаются!». Было это примерно 2400 лет назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой. Мы начнём своё занятие с нескольких ребусов.
1 группа: мел, доска.
2 группа: ластик, циркуль.
Как можно еще назвать эти предметы?
А что еще можно сказать об этих предметах?
3. Новый материал.
С явлением симметрии мы встречаемся повседневно. Удивляемся и восхищаемся, рассматривая крохотную снежинку, стрекозу с прозрачными крыльями или изящный цветок, а может и красивую машину или величественную фигуру самолёта или ракеты. Используя красоту и гармонию природы, человек создал многое в мире симметрии своими руками: купола церквей, архитектурные здания, самолёты, корабли и т.д. Об этих и многих других предметах мы можем сказать, что они красивы. И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия—это не только красота. Симметричность формы нужна рыбе, чтобы плыть, птице, чтобы летать. Поэтому мы можем сделать вывод, что симметрия в природе неспроста: она ещё и полезна, т.е. целесообразна. В природе красивое всегда целесообразно, а целесообразное всегда красиво. Симметрия проявляется обычно в форме и цвете. Есть симметрия и в музыке, и в поэзии, и даже в буквах и цифрах. Посмотрите, перед вами вырезанные некоторые буквы. Симметрия— рождает из них новые буквы. (Демонстрируются буквы А, Г-Т, К-Ж-Л, З, М. Н, Ф-Р и т.д.)
4. Практическая работа.
Блок «Юные художники»
-А теперь мы с вами используем один из способов построения симметричной картинки. Возьмите лист бумаги и капните (мазните) на него в указанном месте краской. Сложите лист пополам, прогладьте ладошкой и разверните. Что у вас получилось?
-Капля отпечаталась на другой стороне.
Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг.
Использовать её можно для разных целей.
Для создания декоративных фонов (в открытках, например)
Для упражнений на развитие фантазии
Для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их
Для создания художественных произведений.
-Измерьте расстояния от линии сгиба до каждой картинки. Что вы можете сказать?
-Расстояния по разную сторону от неё одинаковы.
- Вы получили симметричную картинку. При этом линия сгиба является осью симметрии. Этот вид симметрии так и называется –осевая симметрия. Подобный приём иногда используют в своём творчестве художники. Если удачно «накапать» краской, то можно получить довольно красивые картинки.
5. Физ. минутка.
Я буду показывать вам геометрические фигуры, а вы должны догадаться сколько раз выполнять каждое упражнение.
∆-столько раз ногою топнем;
-столько раз другою топнем;
◊-мы в ладоши громко хлопнем;
-мы наклонимся сейчас столько раз;
⌂-и подпрыгнем ровно столько;
Ай да счёт, игра и только!
6. Блок «Исследование фигур»
-проведите все возможные оси симметрии.
7. Блок «Ты-мне, я - тебе»
- придумать рисунок (нарисовать половину по клеткам).
- дорисовать рисунок соперника.
8. Итог занятия. Рефлексия.
«Лестница успеха»
Отметьте на какой ступени вы находитесь в конце занятия.
- О чём мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Вы собой довольны?
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Симметрия"
Через организацию практической деятельности познакомить учащихся с симметричными фигурами. Показать привлекательность симметричных фигур, как одну из сторон проявления эстетичности математики как наук...
Урок математики "Симметрия"
Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по образовательной программе "Школа 2000". На уроке используются: групповая форма работы учащихся, технология проблемно-диалогического обучения...
Урок математики.1 класс.Симметрия. Ось симметрии. УМК"Начальная школа 21 века"
Урок с применением интерактивной доски, работа на которой отображена в конспекте....
Урок математики "Симметрия"
Урок математики по программе "Начальная школа 21века"...
Урок математики "Симметрия"
На уроке используются: групповая форма работы учащихся, технология проблемно-диалогического обучения и информационные технологии....
Конспект урока математики "Симметрия на клетчатой бумаге"
Конспект урока математикиУМК Начальная школа 21 векаКласс: 3Тема урока: Симметрия на клетчатой бумаге.(Построение многоугольника, окружности)Цель урока: Формировать понятие симметрии, познакомит...
Дружим с математикой. Симметрия. Ось симметрии
Внеурочное занятие.Дружим с математикойСимметрия. Ось симметрии....