Урок математики в 4 классе «Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Лилия Ивановна Жолтикова

Цель: формирование понятия «ось симметрии»

             познакомиться с понятиями симметрия, ось симметрии;

                     учиться находить ось симметрии в фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_4_klasse_os_simmetrii_.docx361.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе

                                             «Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии».

Цель: формирование понятия «ось симметрии»

             познакомиться с понятиями симметрия, ось симметрии;

                     учиться находить ось симметрии в фигурах.

Обучающие

формировать знания о понятии «симметрия», «ось симметрии»

- уметь определять: симметрично, не симметрично  ;

- указывать ось симметрии;

- анализировать и решать проблемы;

Воспитывающие

- уметь ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

- понимать и осознавать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний.

Развивающие

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- уметь ориентироваться  на разнообразие способов решения задач;

- уметь выделять необходимую информацию;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Планируемые результаты:

Личностные

Определять общие для всех правила поведении, правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей).

Предметные

- сформировать знания о понятии «ось симметрии»;

 - умение указывать ось симметрии в фигурах.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.  

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы.

 Коммуникативные УУД:

 оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; - сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате,

 Личностные УУД:

 Определять общие для всех правила поведении, правила работы в парах, группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей). учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

 Методы; словесный, наглядный

Оборудование: персональный компьютер , медиа-проектор  ,учебник «Математика» под ред. Моро  (4 класс, 1 часть) , рабочие листы,  раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Оргмо

мент. Психологичес

кий настрой на урок. Мотивиро вание к учебной деятельности. 2мин

Словесный

Приветствует обучающихся.

Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.

Быстренько проверь дружок:                                               -Ты готов начать урок?

-Всё ль на месте,

-Всё ль в порядке,

-Ручка, книжка и тетрадки?

- А девиз у нас такой:

-Всё что надо под рукой.

Приветствуют педагога.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

- понимания необходимости учения, выраженного в преобладании     учебно – познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний (Л)

2.Постановка темы и целей урока.

6-8 мин

Словесный

Фронтальный

Беседа

Возьмите рабочие листы и запишите   число и классная работа

- Математика - наука сложная. Сегодня перед нами нелегкое испытание.

А готовы ли мы к нему?

Давайте проверим.

-Послушайте высказывание:

 Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

 Я – элемент красоты.

- О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании?

Ответьте?

- Сложно сделать вывод только на основе одного высказывания.

- А как называется это слово, вы скажете сами, когда справитесь с заданиями устного счета.

Для этого проведем игру «Собери слово».

 Работа у доски

Т 20 * 5

 М 490 : 7

И 290 – 20

 Р 7 * 80

 Е 975 – 70

 С 56 + 7

 Я 444 – 44

63

270

70

70

905

100

560

270

400

с

и

м

м

е

т

р

и

я

. - Прочитайте полученное слово и скажите, о каком прекрасном математическом явлении мы будем говорить сегодня на уроке?

 - Верно. 

Понятие «симметрия» будет главным словом сегодня на уроке.

Какова же тема урока?

Правильно, а точнее

Тема: «Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии».

Запишем тему урока

Какие цели мы поставим сегодня на уроке?

Цель: - узнать, что такое «симметрия»,

Что такое ось симметрии,

- где встречается симметрия

 - Так что же означает слово «симметрия»?

Ваши предположения.

 Слайд. Давайте обратимся к словарю и узнаем значение этого слова.

Толковый словарь (Толковый словарь С.И.Ожегова: «Симметрия» - это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. 

- Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как «гармония», означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. -

Записывают число и классная работа

Отвечают на вопросы

По очереди

вычисляют математические выражения

Мы будем говорить о симметрии

Ответы детей

 Записывают тему

Отвечают на вопросы

разнообразие способов решения задачи (П);

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (Р);

-  использовать речь для регуляции своего действия (К).

Работа по теме

15 мин

Словесный, наглядный,

практический

Практическая работа №1 Давайте проверим утверждение, что симметрия - это одинаковость и сходность 2-х половин. И выясним, что же такое ось симметрии и где же ее начертить.

- Сложим квадрат пополам и четко обозначим линию сгиба.

 - Части квадрата одинаковые?

- Что мы получили? Покажите!

 - Обведем цветным карандашом получившуюся прямую.

- Это и есть ось симметрии.

 - Сравните левую и правую части от оси симметрии.

 - Какую роль выполняет ось симметрии?

Практическая работа №2

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому.

- Что получили?

 - Покажите!

 - Как еще можно сложить квадрат? - Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)

(Слайд)

Давайте выполним

Задание в рабочем листе

Разделите на две группы фигуры.

https://fs.znanio.ru/8c0997/6d/fc/aafc5e0eae6504a5ef8afb6e3a58782121.jpg

– Как называются фигуры 1, 3, 4? 

Вывод: в каждом из рисунков мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части. Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура не симметрична.

- Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры. Работать будем в парах.

Достаньте из конверта фигуру. Ваша задача определить, сколько осей имеет фигура, вписать в таблицу

Конверт  №1

  1. Работа с прямоугольником. (2)
  2. Работа с ромбом (2)
  3. Работа с кругом. (множество)
  4. Работа с равносторонним треугольником (3)
  5. Работа с прямоугольным треугольником.(нисколько)

Какая пара готова?

Молоды!

Выполняют задание.

Да

Две половины, которые делятся по одной прямой.

Самооценка.

Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части.

Отвечают

Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура не симметрична.

Определяют ось симметрии

Ответы детей

- формулировать собственное мнение и позицию (К);

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата (Л).

- понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний (Л).

 

Физминутка

Организует разминку. Задание на внимательность. Учитель называет геометрические фигуры, если они имеют ось симметрии, то ученики приседают, если не имеют, то подтягиваются вверх.

Определяют, имеет ли фигура ось симметрии и в соответствии с этим выполняют указанное физическое упражнение.

Личностные:

самоопределение;

Предметные:

умение определять наличие оси симметрии у фигуры.

Работа по теме (закрепление)

5 мин

Словесный

Давайте обратимся к   учебнику

Задание  №1  

Прочитайте задание ,

выполните задание в рабочих листах, а теперь взаимопроверка, обменяйтесь тетрадями

Проверьте с доски (слайд), простым карандашом поставьте оценку

- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур.

 Только ли в этой науке она может быть?

- Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.

- Симметрия – это красота, равновесие, гармония  - Согласны?
- Давайте это докажем. Продолжим нашу исследовательскую работу. 

слайд

Выполняют задание.

Взаимопроверка

Ответы детей

Предметные:

отработка умения построения симметричных фигур относительно оси;

Регулятивные:

планирование, саморегуляция, контроль в форме сличения с образцом, оценка;

Познавательные:

выбор способа решения задачи;

Коммуникативные:

умение выстраивать учебное взаимодействие с учителем.

Домашнее задание

1-2 мин

Домашнее задание будите выполнять на карточках

Записывают задание в дневник

Личностные:

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Подведения итогов урока

Рефлек

сия.

5 мин

Словесный

Предлагаю завершить урок .

. - Назовите тему нашего урока.

 - Какую цель мы ставили в начале урока?

 - Что мы узнали? Чему научились?

 - Пригодиться это нам в жизни?

 - Я думаю, что полученные знания на нашем уроке пригодятся вам в жизни. Ведь симметрия – это красота, равновесие и гармония.

Вы собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или погладьте по головке.

Спасибо! Урок закончен.

Вспоминают цель урока, анализирует, высказывают свое мнение. Делают вывод об эффективности своей работы на занятии.

Выполняют эмоциональную рефлексию.

Благодарят за занятие. Прощаются.

Личностные:

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные:

оценка.

Рабочий лист

.

.

 Тема:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздели на две группы фигуры

https://fs.znanio.ru/8c0997/6d/fc/aafc5e0eae6504a5ef8afb6e3a58782121.jpg

 Как называются фигуры 1, 3, 4? ______________________________________________________________

Как называются фигуры 2, 5?       ______________________________________________________________

Ось симметрии в мире животных

• На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.

Ось симметрии в мире животных

• На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.

Симметрия в мире растений.

• На белой бумаге перед вами – контур кленового листа, раскрась в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у листа.

Симметрия в мире растений.

• На белой бумаге перед вами – контур кленового листа, раскрась в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики с презентацией по теме "Взаимное расположение фигур на плоскости"

Конспект урока по УМК «Начальная школа XXI века» с использованием ИКТ. На уроке прослеживается дифференцированное обучение, создаётся ситуация свободного выбора....

Урок математики в 4 классе. Тема: "Измерение площади фигур с помощью палетки"

Преподаватель: Щербаль Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ Крутихинская основная общеобразовательная школа Крутихинского района, Алтайского края Тема – Измерение площади фигур с пом...

Урок математики в 3 классе. По теме: «Площадь фигур. Симметричные фигуры. Таблица умножения на 8 и 9».

Цели:развивать логическое мышление, пространственное воображение средствами изучения симметричных фигур и решение текстовых задач.Совершенствовать навыки табличного умножения на 8, на 9.Задачи: - сфор...

урок математики в 1 классе "Простейшие уравнения с фигурами и числами"

Урок-игра по математике для первого класса. Программа "Школа 2000...", учебник Л.Г.Петерсон. Дети помогают выздороветь заболевшей девочке Маше, для этого преодолевают трудности, которые им создают отр...

Конспект урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса школы 8 вида.

Разработка комбинированного урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса коррекционной школы 8 вида.На данном уроке ...

Урок математики во 2 классе "Плоские и объёмные фигуры"

Урок математики во 2 классе "Плоские и объёмные фигуры"...

Урок математики в 1 классе по теме "Симметрия"

Цель: создать условия для осознанного понимания симметрии как явления. Задачи урока:обучающие:- формировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение распознавать симметричные фигу...