Урок математики в 4 классе «Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии».
план-конспект урока по математике (4 класс)
Цель: формирование понятия «ось симметрии»
познакомиться с понятиями симметрия, ось симметрии;
учиться находить ось симметрии в фигурах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_v_4_klasse_os_simmetrii_.docx | 361.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 4 классе
«Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии».
Цель: формирование понятия «ось симметрии»
познакомиться с понятиями симметрия, ось симметрии;
учиться находить ось симметрии в фигурах.
Обучающие
формировать знания о понятии «симметрия», «ось симметрии»
- уметь определять: симметрично, не симметрично ;
- указывать ось симметрии;
- анализировать и решать проблемы;
Воспитывающие
- уметь ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- понимать и осознавать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний.
Развивающие
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- уметь ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- уметь выделять необходимую информацию;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Планируемые результаты:
Личностные
Определять общие для всех правила поведении, правила работы в парах;
оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей).
Предметные
- сформировать знания о понятии «ось симметрии»;
- умение указывать ось симметрии в фигурах.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы.
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; - сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате,
Личностные УУД:
Определять общие для всех правила поведении, правила работы в парах, группах; оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей). учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.
Методы; словесный, наглядный
Оборудование: персональный компьютер , медиа-проектор ,учебник «Математика» под ред. Моро (4 класс, 1 часть) , рабочие листы, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||
1. Оргмо мент. Психологичес кий настрой на урок. Мотивиро вание к учебной деятельности. 2мин | Словесный | Приветствует обучающихся. Математика пришла, Быстренько проверь дружок: -Ты готов начать урок? -Всё ль на месте, -Всё ль в порядке, -Ручка, книжка и тетрадки? - А девиз у нас такой: -Всё что надо под рукой. | Приветствуют педагога. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. | - понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний (Л) | ||||||||||||||||||
2.Постановка темы и целей урока. 6-8 мин | Словесный Фронтальный Беседа | Возьмите рабочие листы и запишите число и классная работа - Математика - наука сложная. Сегодня перед нами нелегкое испытание. А готовы ли мы к нему? Давайте проверим. -Послушайте высказывание: Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной. Но все признают, что Я – элемент красоты. - О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании? Ответьте? - Сложно сделать вывод только на основе одного высказывания. - А как называется это слово, вы скажете сами, когда справитесь с заданиями устного счета. Для этого проведем игру «Собери слово». Работа у доски Т 20 * 5 М 490 : 7 И 290 – 20 Р 7 * 80 Е 975 – 70 С 56 + 7 Я 444 – 44
. - Прочитайте полученное слово и скажите, о каком прекрасном математическом явлении мы будем говорить сегодня на уроке? - Верно. Понятие «симметрия» будет главным словом сегодня на уроке. Какова же тема урока? Правильно, а точнее Тема: «Наглядные представления о симметрии. Фигуры, имеющие ось симметрии». Запишем тему урока Какие цели мы поставим сегодня на уроке? Цель: - узнать, что такое «симметрия», Что такое ось симметрии, - где встречается симметрия - Так что же означает слово «симметрия»? Ваши предположения. Слайд. Давайте обратимся к словарю и узнаем значение этого слова. Толковый словарь (Толковый словарь С.И.Ожегова: «Симметрия» - это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. - Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как «гармония», означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. - | Записывают число и классная работа Отвечают на вопросы По очереди вычисляют математические выражения Мы будем говорить о симметрии Ответы детей Записывают тему Отвечают на вопросы | разнообразие способов решения задачи (П); - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (Р); - использовать речь для регуляции своего действия (К). | ||||||||||||||||||
Работа по теме 15 мин | Словесный, наглядный, практический | Практическая работа №1 Давайте проверим утверждение, что симметрия - это одинаковость и сходность 2-х половин. И выясним, что же такое ось симметрии и где же ее начертить. - Сложим квадрат пополам и четко обозначим линию сгиба. - Части квадрата одинаковые? - Что мы получили? Покажите! - Обведем цветным карандашом получившуюся прямую. - Это и есть ось симметрии. - Сравните левую и правую части от оси симметрии. - Какую роль выполняет ось симметрии? Практическая работа №2 - Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому. - Что получили? - Покажите! - Как еще можно сложить квадрат? - Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4) (Слайд) Давайте выполним Задание в рабочем листе Разделите на две группы фигуры. – Как называются фигуры 1, 3, 4? Вывод: в каждом из рисунков мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части. Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура не симметрична. - Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры. Работать будем в парах. Достаньте из конверта фигуру. Ваша задача определить, сколько осей имеет фигура, вписать в таблицу Конверт №1
Какая пара готова? Молоды! | Выполняют задание. Да Две половины, которые делятся по одной прямой. Самооценка. Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части. Отвечают Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура не симметрична. Определяют ось симметрии Ответы детей | - формулировать собственное мнение и позицию (К); - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата (Л). - понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний (Л).
| ||||||||||||||||||
Физминутка | Организует разминку. Задание на внимательность. Учитель называет геометрические фигуры, если они имеют ось симметрии, то ученики приседают, если не имеют, то подтягиваются вверх. | Определяют, имеет ли фигура ось симметрии и в соответствии с этим выполняют указанное физическое упражнение. | Личностные: самоопределение; Предметные: умение определять наличие оси симметрии у фигуры. | |||||||||||||||||||
Работа по теме (закрепление) 5 мин | Словесный | Давайте обратимся к учебнику Задание №1 Прочитайте задание , выполните задание в рабочих листах, а теперь взаимопроверка, обменяйтесь тетрадями Проверьте с доски (слайд), простым карандашом поставьте оценку - Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть? - Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. - Симметрия – это красота, равновесие, гармония - Согласны? слайд | Выполняют задание. Взаимопроверка Ответы детей | Предметные: отработка умения построения симметричных фигур относительно оси; Регулятивные: планирование, саморегуляция, контроль в форме сличения с образцом, оценка; Познавательные: выбор способа решения задачи; Коммуникативные: умение выстраивать учебное взаимодействие с учителем. | ||||||||||||||||||
Домашнее задание 1-2 мин | Домашнее задание будите выполнять на карточках | Записывают задание в дневник | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | |||||||||||||||||||
Подведения итогов урока Рефлек сия. 5 мин | Словесный | Предлагаю завершить урок . . - Назовите тему нашего урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Что мы узнали? Чему научились? - Пригодиться это нам в жизни? - Я думаю, что полученные знания на нашем уроке пригодятся вам в жизни. Ведь симметрия – это красота, равновесие и гармония. Вы собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или погладьте по головке. Спасибо! Урок закончен. | Вспоминают цель урока, анализирует, высказывают свое мнение. Делают вывод об эффективности своей работы на занятии. Выполняют эмоциональную рефлексию. Благодарят за занятие. Прощаются. | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация; Регулятивные: оценка. | ||||||||||||||||||
Рабочий лист
. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздели на две группы фигуры
Как называются фигуры 1, 3, 4? ______________________________________________________________
Как называются фигуры 2, 5? ______________________________________________________________
Ось симметрии в мире животных • На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии. | Ось симметрии в мире животных • На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии. |
Симметрия в мире растений. • На белой бумаге перед вами – контур кленового листа, раскрась в соответствии с правилами симметрии. | Симметрия в мире растений. • На белой бумаге перед вами – контур кленового листа, раскрась в соответствии с правилами симметрии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики с презентацией по теме "Взаимное расположение фигур на плоскости"
Конспект урока по УМК «Начальная школа XXI века» с использованием ИКТ. На уроке прослеживается дифференцированное обучение, создаётся ситуация свободного выбора....
Урок математики в 4 классе. Тема: "Измерение площади фигур с помощью палетки"
Преподаватель: Щербаль Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ Крутихинская основная общеобразовательная школа Крутихинского района, Алтайского края Тема – Измерение площади фигур с пом...
Урок математики в 3 классе. По теме: «Площадь фигур. Симметричные фигуры. Таблица умножения на 8 и 9».
Цели:развивать логическое мышление, пространственное воображение средствами изучения симметричных фигур и решение текстовых задач.Совершенствовать навыки табличного умножения на 8, на 9.Задачи: - сфор...
урок математики в 1 классе "Простейшие уравнения с фигурами и числами"
Урок-игра по математике для первого класса. Программа "Школа 2000...", учебник Л.Г.Петерсон. Дети помогают выздороветь заболевшей девочке Маше, для этого преодолевают трудности, которые им создают отр...
Конспект урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса школы 8 вида.
Разработка комбинированного урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса коррекционной школы 8 вида.На данном уроке ...
Урок математики во 2 классе "Плоские и объёмные фигуры"
Урок математики во 2 классе "Плоские и объёмные фигуры"...
Урок математики в 1 классе по теме "Симметрия"
Цель: создать условия для осознанного понимания симметрии как явления. Задачи урока:обучающие:- формировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение распознавать симметричные фигу...