Урок математики по теме "Единицы массы – килограмм "
план-конспект урока по математике (1 класс)

Березина Ирина Евгеньевна

Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._kilogramm.docx62.91 КБ
Файл kartochki.docx12.75 КБ
Файл kartochki_2.docx769 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.09 МБ
Office presentation icon prezentatsiya_2.ppt2.97 МБ
Office presentation icon prezentatsiya_3_.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема

Единицы массы – килограмм (Слайд 1)

Предмет

Математика

УМК

Школа России

Класс

1 класс

Используемое оборудование

  1. Учебник. Математика. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. 1 класс.
  2. Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран.

Учебные материалы: учебник, тетрадь, презентация, компьютер, гири, весы, мультимедийный проектор.

Цель

Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:

Учебные: познакомить с правилами сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.

Развивающие: познакомить с новой величиной- массой и единицей её измерения – килограммом; создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

Планируемые результаты

Личностные: формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели, составлять план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: сформировать умение взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на  определение массы  предметов  на основе задач изученных видов.

Формы работы

Индивидуальная, работа в парах и группах

Ход урока:

 I.Мотивация к учебной деятельности. 

Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Сейчас начнем урок.

II.Актуализация опорных знаний.

- С чего же обычно мы начинаем урок математики. (С устного счета)

(Слайд 2)

1. Устный счет мы проведем в форме игры «Молчанка»

а). Покажите число последующее числу 6?

б). Какое число стоит между числами 4 и 6?

в). Первое слагаемое - 2, второе слагаемое – 5. Найди сумму?

г). 7 увеличить на 2.

д). Покажите число, предшествующее числу 8.

2. Работа с фигурами. (Слайд 3)

- По каким признакам можно разделить эти предметы на группы?

- Назовите большую красную фигуру.

- Какого цвета большой треугольник?

- Чем отличаются друг от друга квадраты?

3. Работа с задачами. (Слайд 4-7)

- Ребята, у вас на столе лежат карточки. Я прочитаю вам задачи. Вам необходимо выбрать нужную карточку с решением задачи.

- Какие величины мы сравнивали в задачах?

- В чем измеряли температуру? (В градусах)

- В чем измеряли длину ручки и карандаша? (В сантиметрах)

- В чем измеряли массу овощей? (В килограммах)

III. Открытие новых знаний. (Слайд 8)

- Мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

- Что такое исследование?

- Кто такой исследователь?  

(Высказывают свое мнение. Затем одна девочка идет к толковому словарю и читает толкование слов.

Озвучивает понятия:

Исследование - изучение какого-либо предмета или явления

Исследователь - человек, который занимается исследованием)

- Сегодня, мы с вами – исследователи.

 (Слайд 9)

 В руках у меня две одинаковые коробочки.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать?

(Рассматривают коробки. Сравнивают. Цвет, размер одинаковые)

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные.  В чем же их отличия?

(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.

(Затем выходит ученик и выясняет, что одна коробка легче, а другая тяжелее)

- Что ты заметил? (одна коробка легче, чем другая)

- Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса. (На доске карточка со словом «масса»)

- Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше».

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Чему будем учиться?

IV. Решение проблемы.

- Возьмите в одну руку учебник, в другую – тетрадь. Что тяжелее?

– Что легче? Как же узнать, какой предмет легче, какой тяжелее?

– Может ли нам в этом помочь линейка? Почему?

– Какой прибор служит для измерения массы предметов?

Демонстрация весов. (Слайд 10)

- А сейчас посмотрите на экран. (Слайд 11)

На экране весы с фруктами.

- Прокомментируйте рисунок.

Посмотрите на предметы, какой самый легкий, самый тяжёлый.

(Смотрят на экран. Формулируют выводы наблюдений

- На первой картинке масса яблока равна массе апельсина. На второй масса яблока меньше массы груши. На третьей масса яблока больше массы клубники.)

- Как мы это можем определить? (По чашечкам весов)

- Какой вывод сделаем? (- Всех легче клубника, а тяжелее груша.)

(Слайд 12)

- Выразите массу яблока в клубниках. Что получилось? (- Масса яблока равна массе 5 клубник)

1 Ябл. – 5 кл.  

Показываю на презентации

1 ЯБЛОКО = 5 КЛУБНИК (мерка - клубника)

- Выразите массу яблока в шоколадках. (- Яблоко= 2 шоколадкам.)

- В чём измеряли яблоки? (Шоколадкой)

-ЭТО ДРУГАЯ  МЕРКА?

Яблоко = 2 шоколадки – высвечивается на экране

- Получается, что 5 клубник = 2 шоколадкам?

- Какой вывод можно сделать?  (- Нам нужно выбрать одинаковую мерку, чтобы сравнить массы.)

- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку.

А как же так получается, что, когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется?

 - И 213 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (Слайд 13)

(Вывешивается табличка килограмм)

– В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг.

V.Первичное закрепление нового материала.  (Слайд 14)

Откройте учебник на стр. 36 (Слайд 15)

-Рассмотрите верхний рисунок. В каком положении находятся чашечки весов? (-В равновесии) (Слайд 16)

- Прочитайте задание № 1 (Слайд 17)

-Что вы видите на картинке? (- На одной чаше лежит арбуз, а на другой стоит гиря 5 кг.)

-Что опустилось ниже: гиря или арбуз? (Гиря)

1) Что легче: арбуз или гиря? Почему? (- Арбуз, т.к. его вес меньше 5 кг.

-Потому, что чаша весов, на которой находится арбуз поднята вверх, а с гирей опущена вниз.)

2) Узнайте массу пакета с мукой. (- Масса пакета с мукой 3 кг.)

-Как нашли массу пакета с мукой? (- Из 5 кг вычли 2 кг и получили 3 кг.)

(5кг-2кг=3кг)

3) Как мы можем с помощью гирь в 1кг, 2кг, 5кг взвесить 3кг?  (- Мы знаем, что 3 это 2 и 1)

- Как можно записать это высказывание с помощью выражения? (3кг=2кг+1кг, 7кг=2кг+5кг, 4кг+1кг=5кг)

-  7кг? (- Мы знаем, что 7 это 2 и 5.)

- Прочитайте задание №2 (Слайд 18)

Сравните две иллюстрации.

-Чем они похожи и чем отличаются? (На первом рисунке на одной чаще весов одна дыня, а на другой один арбуз. На втором рисунку на одной чаще весов две дыни, а на другой арбуз и гиря.)

-Известно, что дыня весит 3 кг, а арбуз 5кг.  Как привести весы в равновесие?

(- Нужно к дыне поставить гирю в 2 кг.)

- Ребята, чему учились, выполняя данные задания?

VI. Физминутка.

Предлагаю вам игру «Весы».

И.п.  – ноги на ширине плеч. Руки вытянули в стороны. Это весы.

На правую чашу весов поставили груз массой - 5 кг., а на левую – 7 кг. Покажите, какая чаша весов будет тяжелее?

На левую чашу весов положили груз массой - 4 кг, а на правую – 9 кг. На какой чаше груза больше?

На правую чашу положили 1 кг. Железа. А на левую – один кг. пуха. Покажите, какая чаша весов будет тяжелее?

VII. Работа в группах.

Предлагаю вам разделиться на три группы.  Рассмотрите свои задания.

(см. приложения 2,3,4)

1гр – работа с напольными весами.

2 гр – работа с безменом

3 гр – работа с кухонными весами

(Дети показывают свои результаты)

VIII. Работа в парах.

1. Уравновесить математические весы (карточка см приложение)

Самопроверка по ключу.  

IX. Игра «Варенье для Карлсона»

X. Рефлексия.

- Какие новые слова узнали на уроке?

Мы узнали на уроке,

Что такое «килограмм».

Килограммы помогают,

Что угодно взвесить нам.

Можем мы узнать, на сколько

Тяжелее кит слона,

Сколько весит кот мой Васька,

Я и ты, он и она…

- Где в реальной жизни пригодятся данные знания?

Ребята, вы на доске видите Малыша, друга Карлсона. Оцените свою работу на уроке. Подарите Малышу шарик. Красный – у вас всё получилось, зелёный – допустили ошибку, жёлтый – испытали трудности, синий – я ничего не понял.

1 группа. 

Рассмотрите напольные часы.

Узнайте вес каждого члена группы.

Данные запишите в таблицу.

Имя

Вес, кг

Кто из ребят самый тяжёлый?

Кто из ребят самый лёгкий?

Оцените свою работу:

2 группа.

Рассмотрите кухонные весы.

Узнайте массу конфет, сахара.

Заполните таблицу.

Конфеты,кг

Сахар.кг

Узнай, масса какого продукта больше и на сколько?

Оцените свою работу:

3 группа.

Рассмотрите безмен.

Узнайте массу соли, сахара.

Заполните таблицу.

Соль,кг

Гантели.кг

Узнай, масса какого продукта больше и на сколько?

Оцените свою работу:

Приложение 2.Изображение.jpg

Изображение.jpg

Изображение.jpg



Предварительный просмотр:

9 – 7 = 2

9 – 7 = 2

7 + 2 = 9

7 + 2 = 9

8 + 2 = 10

8 + 2 = 10

9 – 7 = 2

9 – 7 = 2

7 + 2 = 9

7 + 2 = 9

8 + 2 = 10

8 + 2 = 10



Предварительный просмотр:

Воздушный шарик красный купить все для праздникаШарик Хром синий купить в интернет-магазине ULTRAPARTY.RUЖёлтый воздушный шарик, кристалл купить по цене 120.00 руб. в Екатеринбурге  | Интернет-магазин Академия чудес

Воздушный шарик красный купить все для праздникаШарик Хром синий купить в интернет-магазине ULTRAPARTY.RUЖёлтый воздушный шарик, кристалл купить по цене 120.00 руб. в Екатеринбурге  | Интернет-магазин Академия чудес

МАССА

КИЛОГРАММ

КГ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Вчера температура воздуха была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса холоднее. Какая температура воздуха сегодня?

Слайд 5

Длина ручки 7 см, а карандаша 9 см. На сколько карандаш длиннее ручки?

Слайд 6

Масса тыквы 7 кг, а масса капусты 2 кг. Сколько весят тыква и капуста вместе?

Слайд 7

Чем измеряли температуру? Чем измеряли длину карандаша и ручки? Чем измерить массу тыквы и капусты?

Слайд 8

Исследование - изучение какого-либо предмета или явления. Исследователь - человек, который занимается исследованием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я > Г О=Л А < Б «Масса предметов. Килограмм».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как находятся чашечки весов? Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математике на тему "Масса. Килограмм".

конспект предназначен для 1 класса....

Урок математики в 1 классе "Килограмм"

Учитель знакомит с историей возникновения весов. Дети проводят практическую работу на чашечных весах и измеряют массу предметов. Вводятся новые термины “масса”, “килограмм“, «равновесие». Для получени...

Конспект урока на тему: "Единицы-массы-Килограмм"

Знакомство с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограмм...

Открытый урок по теме: "Единицы массы. Килограмм." 1 класс

Материалы для открытого урока по математике 1 класс...

Конспект урока по математике. Тема: "Единицы массы: килограмм, грамм. Соотношение между ними". (УМК "Школа России", 3 класс")

Цели деятельности учителя: создание условий для получения знаний детей о единицах измерения массы и формирования понятия «грамм»; для отработки умения преобразовывать единицы массы, склады...

Конспект урока по математике. Тема: "единицы массы: килограмм, грамм. Соотношение между нимии" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний новой единицей массы – грамм; формирование понимания как устанавливать соотношение между килограммом и граммом; закрепление решений уравнений. План...