Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика»
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Структура адаптированной рабочей программы по предмету «Математика» в 4 классе предусматривает следующие разделы:
- Пояснительная записка;
- Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
- Описание места учебного предмета в учебном плане;
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- Содержание учебного предмета;
- Тематическое планирование;
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Математика» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Приказ № 1026 от 24.11.2022 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»‚ утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 24.03.2022 № 67884).
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
- Учебным планом ____________________ на 2023-2024 учебный год;
- Годовым календарным учебным графиком ____________________ на 2023 - 2024 учебный год.
Основной целью обучения математике является:
- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о
количественной стороне окружающего мира;
- использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных
практических задач.
Задачи:
- Формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности.
- Повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств.
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
2.Общая характеристика учебного предмета
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи обучающихся лёгкой умственной отсталостью — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах необходимо учить детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Адаптированная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по курсу «Математика» составлена в соответствии с Учебным планом __________ в 4 классе (1 вариант) и рассчитана на 33 учебных недели (132 часа, по 4 часа в неделю).
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения относятся:
У обучающегося будет сформировано:
– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;
– умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя);
– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
– элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма;
– начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;
– начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;
– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач;
- отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
К предметным результатам освоения относятся:
– осуществление счета в пределах 100, присчитывая равными числовыми группами по 2, 5; присчитывая по 3, 4 (с помощью учителя - знание соотношения 1 р. = 100 к.; умение прочитать и записать число, полученное при измерении стоимости двумя единицами измерения (мерами);
– знание единицы измерения (меры) длины 1 мм, соотношения 1 см = 10 мм; выполнение измерений длины предметов в сантиметрах и миллиметрах (с помощью учителя);
– умение определять время по часам с точностью до 1 мин; называть время одним способом;
– выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом с переходом через разряд (45 + 6; 45 – 6) на основе приемов устных вычислений;
– выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;
– знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
– понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
– знание и применение переместительного свойства умножения;
– понимание смысла математических отношений «больше в …», «меньше в …»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи (составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа в несколько раз;
– знание порядка действий в числовых выражениях (примерах) без скобок в два арифметических действия, содержащих умножение и деление (с помощью учителя);
– использование в собственной речи названий компонентов и результатов умножения и деления (с помощью учителя);
– выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;
– выполнение решения простых арифметических задач на нахождение цены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя);
– выполнение решения составной арифметической задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи (с помощью учителя);
– умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью учителя);
– различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
– построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
– узнавание, называние,
моделирование взаимного положения двух геометрических фигур; нахождение точки пересечения без построения.
Основная форма проведения учебных занятий по математике ― урок.
5.Содержание учебного предмета.
№ | Разделы | Кол – во часов |
1. | Нумерация чисел 1-100 (Повторение) | 17 ч. |
2. | Единицы измерения и их соотношения. | 11 ч. |
3. | Арифметические действия | 62 ч. |
4. | Арифметические задачи | 20ч. |
5. | Геометрический материал | 20ч. |
6. | Повторение | 2 ч. |
Итого | 132 ч. |
Нумерация
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.
Упорядочение чисел в пределах 100.
Числа четные и нечетные.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины ― миллиметр (1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).
Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик).
Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»).
Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника ― замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.
6. Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
Нумерация чисел 1–100 (повторение) | 1 | |||
Нумерация чисел 1–100 (повторение) | 1 | |||
Нумерация чисел 1–100 (повторение) | 1 | |||
Нумерация чисел 1–100 (повторение) | 1 | |||
Числа, полученные при измерении величин. | 1 | |||
Числа, полученные при измерении величин. | 1 | |||
Мера длины – миллиметр | 1 | |||
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи) | 1 | |||
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи) | 1 | |||
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи) | 1 | |||
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи) | 1 | |||
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи) | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Меры времени | 1 | |||
Меры времени | 1 | |||
Замкнутые, незамкнутые кривые линии. | 1 | |||
Окружность, дуга. | 1 | |||
Умножение чисел. | 1 | |||
Таблица умножение числа 2 | 1 | |||
Таблица умножение числа 2 | 1 | |||
Таблица умножение числа 2 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Деление чисел. | 1 | |||
Деление на 2 | 1 | |||
Деление на 2 | 1 | |||
Деление на 2 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) Сложение двузначного числа с однозначным числом | 1 | |||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) Сложение двузначного числа с однозначным числом | 1 | |||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) Сложение двузначного числа с однозначным числом | 1 | |||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) Сложение двузначных чисел | 1 | |||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) Сложение двузначных чисел | 1 | |||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) Сложение двузначных чисел | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Ломаная линия | 1 | |||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) Вычитание однозначного числа из двузначного числа | 1 | |||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) Вычитание однозначного числа из двузначного числа | 1 | |||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) Вычитание однозначного числа из двузначного числа | 1 | |||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) Вычитание двузначных чисел | 1 | |||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) Вычитание двузначных чисел | 1 | |||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) Вычитание двузначных чисел | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии | 1 | |||
Таблица умножения числа 3 | 1 | |||
Таблица умножения числа 3 | 1 | |||
Таблица умножения числа 3 | 1 | |||
Деление на 3 | 1 | |||
Деление на 3 | ||||
Деление на 3 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | ||||
Таблица умножения числа 4 | 1 | |||
Таблица умножения числа 4 | 1 | |||
Таблица умножения числа 4 | 1 | |||
Деление на 4 | 1 | |||
Деление на 4 | 1 | |||
Деление на 4 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Длина ломаной линии | 1 | |||
Таблица умножения числа 5 | 1 | |||
Таблица умножения числа 5 | 1 | |||
Таблица умножения числа 5 | 1 | |||
Деление на 5 | 1 | |||
Деление на 5 | 1 | |||
Деление на 5 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Двойное обозначение времени | 1 | |||
Таблица умножения числа 6 | 1 | |||
Таблица умножения числа 6 | 1 | |||
Таблица умножения числа 6 | 1 | |||
Деление на 6 | 1 | |||
Деление на 6 | 1 | |||
Деление на 6 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Прямоугольник | 1 | |||
Таблица умножения числа 7 | 1 | |||
Таблица умножения числа 7 | 1 | |||
Таблица умножения числа 7 | 1 | |||
Увеличение числа в несколько раз | 1 | |||
Увеличение числа в несколько раз | 1 | |||
Увеличение числа в несколько раз | 1 | |||
Деление на 7 | 1 | |||
Деление на 7 | 1 | |||
Деление на 7 | 1 | |||
Уменьшение числа в несколько раз | 1 | |||
Уменьшение числа в несколько раз | 1 | |||
Уменьшение числа в несколько раз | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Квадрат | 1 | |||
Таблица умножения числа 8 | 1 | |||
Таблица умножения числа 8 | 1 | |||
Таблица умножения числа 8 | 1 | |||
Деление на 8 | 1 | |||
Деление на 8 | 1 | |||
Деление на 8 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Меры времени | 1 | |||
Таблица умножения числа 9 | 1 | |||
Таблица умножения числа 9 | 1 | |||
Таблица умножения числа 9 | 1 | |||
Деление на 9 | 1 | |||
Деление на 9 | 1 | |||
Деление на 9 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Пересечение фигур | 1 | |||
Умножение 1 и на 1 | 1 | |||
Деление на 1 | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Сложение и вычитание без перехода через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Сложение и вычитание без перехода через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Сложение с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Сложение с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Сложение с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Сложение с переходом через разряд. | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Вычитание с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Вычитание с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Вычитание с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Вычитание с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Вычитание с переходом через разряд. | 1 | |||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления) Вычитание с переходом через разряд. | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Умножение 0 и на 0 | 1 | |||
Деление 0 на число | 1 | |||
Взаимное положение геометрических фигур | 1 | |||
Умножение 10 и на 10 | 1 | |||
Умножение 10 и на 10 | 1 | |||
Деление на 10 | 1 | |||
Деление на 10 | 1 | |||
Контроль и учет знаний | 1 | |||
Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | |||
Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | |||
Итоговое повторение | 1 | |||
Итоговое повторение | 1 |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основной учебник:
1. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч. 1 / Т.В. Алышева, И.М. Яковлева. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2021. – 135 с.
Ч. 2 / Т.В. Алышева, И.М. Яковлева. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2019. – 136 с.
Дидактические и методические пособия для учителя:
- Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / Т. В. Алышева. ― М. : Просвещение, 2020. ― 363 с. (https://catalog.prosv.ru/item/27010 )
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал
Оборудование
1. Рабочее место учителя: ноутбук, проектор, МФУ, интерактивная доска.
СОГЛАСОВАНО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:− математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» уровень образования: начальное общее образование срок реализации: 2016 – 2017 учебный год для класса ЗПР
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраж...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика»
Адаптированная рабочая программа учебного предмета«Математика»для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речиПредметная область: « Математика и информатика»Уровень: начальное общее...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 2 класса.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...
Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизирует содержание ко...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 2 - 4 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по предмету «Математика» для 2 – 4 класса по адаптированной образовательной программе для дет...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика»
Программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в РФ»" от 29.12.2012 г.;Адаптированная образовательная программа по математике сос...
- Мне нравится (1)