Урок в ТДМ по теме: "Ломаные линии. Число и цифра 7"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Данный урок разработан для учащихся 1 класса по учебнику Л.Г.Петерсон в технологии деятельностного метода (Образовательная система "Учусь учиться")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок математики 1 класс "Ломаные линии. Число и цифра 7" Петерсон | 53.31 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_matematiki_1_klass.pptx | 673.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Земцова Ольга Александровна,
учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 3»,
г. Братск
УМК Школа России
Класс 1
Предмет математика (по учебнику Л.Г. Петерсон. Образовательная система «Учусь учиться»)
Тема урока: Состав числа 7. Ломаные линии.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Цель урока | Создать условия для успешного усвоения учащимися состава числа 7, складывать и вычитать числа в пределах 7. Познакомить с геометрическими понятиями «ломаная линия», «звено ломаной линии», «вершина ломаной линии», «многоугольник». |
Задачи урока | Образовательная : уточнение представлений обучающихся о числе 7; написание цифры 7; знакомство с составом числа 7 и его особенностями. Развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля. Воспитательная : воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах. |
Универсальные учебные действия(УУД), формируемые на учебном занятии | Личностные. Самостоятельное определение высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Регулятивные. Организация рабочего места; определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям; соотнесение своей оценки с оценкой учителя. Познавательные. Обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализирование и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные. Построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи. Работа с информацией: анализирование текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с учебной задачей. Умение участвовать в совместной деятельности: Понимание цели совместной деятельности; умение обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата. Осуществление взаимоконтроля в совместной деятельности, умение оценивать свой вклад в общее дело; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД Организовывает своё рабочее место; определяет проблему урока с помощью учителя;
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД Сравнивает и группирует предметы, объекты на основе двух-трех существенных признаков;
|
Основные понятия, используемые на занятии | Число и цифра 7. Соотнесение числа и цифры. Вычисления в пределах числа 7. Замкнутая ломаная линия и незамкнутая ломаная линия. Отрезок - звено ломаной. Вершина. Многоугольник |
Организация метапредметного пространства: | |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы | Цифровые образовательные ресурсы (презентация, видеофрагмент, динамичная физминутка для глаз) |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и в четвёрках. |
Образовательные технологии, методы, приемы, формы обучения | Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические. |
Сценарий урока
Дидактическая структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация к учебной деятельности | Учитель включает в презентации фрагмент мультфильма («Колыбельная звездочёта». «Разговор звёзд») Слайд 2 -Ребята, а как вы сияете? На парте перед вами звёздочки. Выберете одну и покажите мне и гостям. -Звезды нам улыбаются. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Выбирают звезду-смайлик (одну из трех) Показывают своё настроение. | Организация рабочего места. Выбор смайлика. | Личностные: сформированность потребности в самовыражении , сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: умение передавать информацию, слушать | |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 1)Состав числа 7 | Учитель читает стихотворение-загадку. Сколько в радуге цветов, Дней в неделе у китов, Гномиков у Белоснежки, Братьев-близнецов у пешки, Нот, что знают даже дети. И всего чудес на свете. Разобраться с этим всем нам поможет… (цифра 7) - С числом и цифрой 7 мы познакомились на прошлом уроке. А как будет звучать тема сегодняшнего урока, вы мне ответите, когда выполните задание. Работаем в паре. Вам понадобится карточка №1. (Приложение 1) - Возьмите 7 счетных палочек. Можно ли разложить их поровну? А как можно разложить ? Какие могут получиться варианты? - Выполните эту задачу с соседом по парте, записывая пары чисел в окошечках ракеты. Проверка - Какое число палочек вы должны были разложить? Какие пары чисел у вас получились? Кто скажет тему урока? На доске открывается часть темы. Состав числа 7. | Анализируют стихотворение и отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание, работая в паре. Используют наглядный материал для решения учебной задачи (счетные палочки) Взаимопроверка Записывают результат в карточках. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Определяют цель при помощи учителя. | Подведение к теме урока через загадку. Работа с наглядным материалом. Работа в паре «Снарядить ракету» Задание: сформулировать первую часть темы урока. | Изучить состав числа 7. Уметь выполнять вычисления в пределах числа 7. | Личностные: сформированность потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения, Регулятивные: планирование своих действий, внесение необходимых корректив в действие. Познавательные: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание. |
-Зачем нам знать состав числа? Чем нам это знание может помочь? Учебник с.7 № 5 - Итак, ракету мы снарядили. А теперь найдите значения выражений, пользуясь знанием состава числа 7, чтобы наша ракета смогла взлететь. | Отвечают на вопросы учителя. (Примерные ответы: быстро решать примеры на сложение и вычитание, на нахождение целого и части) Решают примеры вида: + 2 = 7; 7 - = 5 Рассуждают: 7 это 2 и 5. Первое слагаемое равно пяти. | Решить примеры | |||
Физминутка | Двое учащихся у доски показывают движения физминутки. Всё готово для полёта (поднять руки вверх) Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой) Мало времени для взлёта (марш на месте) Космонавты встали в ряд (встать прыжком- ноги врозь, руки на пояс) Поклонились вправо, влево. Отдадим земной поклон. Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах) Опустел наш космодром. | Выполняют движения, повторяя за одноклассниками. | Личностные: Развитие умения применять в учебной деятельности и жизненных ситуациях способы снятия напряжения; умения включаться в общую деятельность. Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | ||
2)Ломаные линии. 3.Выявление причины и места затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализация построенного проекта. | - Отгадайте загадку. Синий поднос И высок и просторен Не счесть на подносе Рассыпанных зёрен. (Небо и звёзды)Слайд 3 - Ребята, посмотрите на звёздное небо. Вам откроется звездная бездна. Кажется, что звёзд бесчисленное множество и они расположены как попало. Приглядитесь внимательно. Мы заметим группу самых ярких звёзд, похожих на какой то рисунок. Это созвездия. Наши предки видели в этих рисунках очертания мифических героев или животных. Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят? (Большая Медведица) Слайд 4 - Сколько ярких звёзд в созвездии Большая Медведица? (7) Звезды - на небе, а на рисунке – точки. Точка очень важная геометрическая фигура. - Что вы знаете о точках? Точки-звездочки соединились линиями- получились созвездия. На карте звездного неба таких линий много. В математике у этих линии есть название. Какое, как вы думаете? На доске открывается вторая часть темы урока Ломаные линии. Ребята, что вы знаете о ломаных линиях? А что хотели бы узнать? Опорные слова: КАК..КАКИЕ..КАКИМ ОБРАЗОМ.. -Как вы думаете какое действие я вам сейчас предложу? Учитель предлагает начертить ломаную линию. Поднимите руки у кого получилось? В чем ваше затруднение? Чтобы справиться с этим заданием, нам необходим алгоритм. Прежде чем приступим, вспомним правила поведения при работе в группе. Слайд5 - На столах у вас карточка с шагами алгоритма. Обсудите и восстановите порядок выполнения шагов алгоритма. Проверка. Алгоритм помещается на доску.(Приложение 2) Карточка № 2 (Приложение 1) Слайд 6 Теперь , когда у нас есть готовый алгоритм, что будем делать? -Как будем действовать? Какие инструменты нам понадобятся?
Отрезки соединились в одну линию.
| Выполняют задание: отгадывают загадку. (Небо и звёзды) Выполняют задание: отгадывают загадку. (Большая Медведица) Вступают в беседу. Отвечают на вопросы учителя. Примерный ответы:( из точек состоят линии, точки можно соединить прямой линией- получится отрезок.) Примерные ответы: (Как начертить ломаную? Какие бывают ломаные линии? Можно ли ломаную построить? ) Предполагают задание. (Пробное действие) (Мы еще не знаем как начертить ломаную линию.) Вспоминают правила поведения в группе. Настрой в совместном проговаривании стиха: (Команда – это значит вместе, Здесь не обидят никого. Здесь всё по совести и чести, Команда – все за одного.) Предлагают способ решения задачи. Учащиеся выстраивают шаги алгоритма в последовательности: 1.Поставлю точки. 2. Приложу линейку к двум крайним точкам. Проведу отрезок. 3. Продолжу соединять точки по порядку. Сравнивают результат своей работы с образцом. Давайте соединим точки-звёздочки отрезками. (соединять по порядку,следуя алгоритму; нам нужны линейка и карандаш) | Подведение к теме урока через загадку. Высказать предположе ние. Сформулировать тему и цели урока (путем наводящих вопросов учителя) Найти способ решения геометрической задачи. Построить линии, соединяя точки. Сделать вывод. Выполнить пробное действие: Начертить ломаную. Вспомнить правила поведения в группе.
Обсудить в группах и восстановить шаги алгоритма, расставив порядок действий. Приложение 2 Начертить ломаную линию, пользуясь шагами алгоритма. | Познакомиться с понятиями: замкнутая ломаная линия; незамкнутая ломаная линия. Отрезок - звено ломаной. Вершина. Многоугольник. Уметь распознавать геометрические фигуры: точка, отрезок, линия, многоугольник. Уметь чертить отрезок. Познакомиться с алгоритмом построения ломаной линии. | Коммуникативные:слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение. Познавательные: анализировать материал; делать выводы, строить рассуждения. Личностные: развитие самооценки личности, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний. Познавательные: поиск способов решения математических задач, структурирование знаний, установление причинно-следственных связей, формулирование проблемы, создание способов решения проблемы. Личностные: формирование учебной деятельности на основе развития познавательных интересов; формирование мотивов достижения, границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: умение общаться, работая в сотрудничестве, Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы. |
6.Первичное закрепление. Практическая работа в группе. Гимнастика для глаз «Космос» Слайд 10 | Карточка № 3 (Приложение 1) -Рассмотрите карточку. Какое задание можно предложить всем для работы? (Разделить на группы) Проверка Сколько групп у вас получилось? Какие это совокупности? (1.прямые,2.отрезки. 3. ломаные незамкнутые, 4. ломаные замкнутые.Многоугольники)Слайд 8-9 Если дети обвели четвертую группу, но не дали определение. Давайте построим ломаную линию. С помощью чего это можно сделать? (счетных палочек) Возьмите пять палочек . Из пяти палочек постройте ломаную линию. Соедините концы ломаной? Что получилось? Пятиугольник – это тоже ломаная линия, концы которой замкнулись. Замкнутая ломаная линия. А до этого она как называлась? (незамкнутая) Учитель включает на экране физминутку для глаз. | Используют наглядный материал для решения учебной задачи Рассуждают. Анализируют и сравнивают. Выполняют практическую часть работы при помощи счетных палочек. Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме простых суждений об объекте. Оценивают правильность выполнения своих действий. Выполняют упражнения для профилактики утомления | Работают в карточках. Делят объекты по совокупностям. Построить ломаную из счетных палочек. Соединить концы. Сделать вывод. | Группиро вать объекты в соответ ствии с выявленной закономер ностью. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей. Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: ориентирование на позицию партнёра, работа в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению, Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, применение правила в решении математической задачи. Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей. |
7.Самостоятельная работа. 8. Включение в систему знаний. | А теперь попробуем ломаные линии построить на бумаге. (начертить) На звёздном небе рядом с созвездиями Большой и Малой Медведиц есть созвездия царя Цефея и его жена Кассиопея. Слайд 11-12 -Какое из этих созвездий замкнутая ломаная линия? На что похоже созвездие Кассиопея? Цефей? Можем ли мы увидеть ломаные линии в окружающем мире? (горы, крыши домов) Слайд 13 Учитель показывает на вершину горы. - Как бы вы назвали эту точку? (вершина) У ломаных линий тоже есть вершины. Посчитайте вершины созвездия Кассиопея. (5)Слайд 14 Сколько вершин в ломаной созвездия Цефей? (5) Отрезки ломаной называются звеньями. Сколько звеньев в первой ломаной- Кассиопеи? (4) Во второй? (5) | Выполняют задание. Используют наглядный материал для выполнения учебной задачи Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы. Работают в карточках. | Самостоятельно начертить ломаную линию. Привести примеры из жизненного опыта. Посчитать вершины и звенья «созвездий» | Применять алгоритм построения ломаной линии. Называть в окружающем мире предметы, похожие по форме на геометрические фигуры. | Личностные: - развитие самооценки личности, формирование позитивной самооценки, Регулятивные: применение правил в контроле способа решения, оценка правильности выполнения действия. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия, Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Творческая работа | Карточка № 4 (Приложение 1) Слайд 15 Перед вами кусочек звездного неба. Выберите свои звёзды. Пофантазируйте и придумайте свое созвездие. Дайте ему название. Какими линиями будет построено ваше созвездие? | Чертят ломаную линию, выбирая точки на «звездном небе». (Карточка № 4 Приложение 1) | Придумать и построить «своё» созвездие, опираясь на полученные знания. | Элементарный опыт в творческой и проектной деятельности. | Регулятивные: выполнять творческую работу с опорой на изученный материал. Коммуникативные:оформлять свою мысль в практической работе; слушать и понимать речь других. |
9.Рефлексия деятельности на уроке. | Ребята, что было главное в нашем уроке? А что было интересного? Хотели бы вы изучать карту звёздного неба? Узнавать о созвездиях? У меня для вас есть сюрприз – плакат созвездий северного и южного полушарий с красочными наклейками. А теперь я попрошу вас взять звездочку, которая вам нравится и соответствует вашему настроению и поместить ее на доске, создав созвездие 1 класса А. | Отвечают на вопросы. Размещают на доске под большими звездами – маленькие на магнитной основе. | Оценить свое настроение и удовлетворенность уроком. | Личностные: формирование самоидентификации, позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважай! Слушай! Предлагай!
ЖЕЛАЮ СИЯТЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.
Урок по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...
Презентация "Точка, линия, прямая и кривая линии. Число 2 . Цифра 2"
Презентацию можно использовать при подготовке к 1 классу по курсу "Математика"...
Технологическая карта урока по математике по теме " Ломаная линия" 2 класс
Технологическая карта урока по математике по теме " Ломаная линия" 2 класс "Школа 21 века"...
конспект урока по математике по теме Ломаная. Звенья, вершины ломаной. 1 класс УМК Гармония
Данный урок является первым уроком в изучаемой теме. Тип урока - урок сообщения новых знаний. Форма урока традиционная. Основные методы: методы поисковой деятельности, объяснительно-иллюстративный. Уч...
Фрагмент урока математики в 1 классе по теме «Число 6. Цифра 6. Состав числа 6»
Фрагмент урока раскрывает деятельность учителя и деятельность обучающихся в работе над усвоением состава числа 6. Для объяснения материала используется учебник математики для 1 класс...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 5. Место числа 5 в числовом ряду"
Цель урока: формировать знания о числе и цифре 5; создавать условия для формирования у обучающихся базовых учебных действий...
Презентация к уроку математике в 1 классе по теме "Число и цифра 5. Место числа 5 в числовом ряду"
Презентация составлена для урока математики в 1 классе, содержит интерактивный тренажёр для демонстрации письма цифры 5...