Урок в ТДМ по теме: "Ломаные линии. Число и цифра 7"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Земцова Ольга Александровна

Данный урок разработан для учащихся 1 класса по учебнику Л.Г.Петерсон в технологии деятельностного метода (Образовательная система "Учусь учиться")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Земцова Ольга Александровна,

учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 3»,

г. Братск

УМК    Школа России

Класс     1

Предмет        математика  (по учебнику Л.Г. Петерсон. Образовательная система «Учусь учиться»)

Тема урока:  Состав числа 7. Ломаные линии.

Тип урока:    Постановка и решение учебной задачи.

Цель урока

Создать условия для успешного усвоения учащимися состава числа 7, складывать и вычитать числа в пределах 7.

Познакомить с геометрическими понятиями «ломаная линия», «звено ломаной линии», «вершина ломаной линии», «многоугольник».

Задачи урока

Образовательная : уточнение представлений обучающихся о числе 7; написание цифры 7; знакомство с составом числа 7 и его особенностями.

Развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля.

Воспитательная : воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах.

Универсальные учебные действия(УУД), формируемые на учебном занятии

Личностные. Самостоятельное определение высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные. Организация  рабочего места; определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и  одноклассниками; оценивание своей работы по заданным критериям; соотнесение своей оценки с оценкой учителя.

Познавательные. Обучение высказываниям своих предположений; ориентирование в учебнике; анализирование и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные. Построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Работа с информацией: анализирование текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с учебной задачей.

Умение участвовать в совместной деятельности:

Понимание цели совместной деятельности;  умение обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата. Осуществление взаимоконтроля в совместной деятельности, умение оценивать свой вклад в общее дело; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Обучающийся научится складывать и вычитать числа в пределах 7. Познакомится с геометрическими понятиями «ломаная линия», «звено ломаной линии», «вершина ломаной линии», «многоугольник».

Личностные:

  1. Проявляет положительное отношение к уроку математики; 
  2. сотрудничает со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Организовывает своё рабочее место;

определяет проблему урока с помощью учителя;

  • оценивает правильность выполнения действия;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывает своё предположение.

Коммуникативные УУД

  • Умеет оформлять свои мысли в устной форме; 
  • слушает и понимает речь других;
  • совместно договаривается о правилах поведения и общения в группе и следует им.  

Познавательные УУД

Сравнивает и группирует предметы, объекты на основе двух-трех существенных признаков;

  •  отличает  новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия, используемые на занятии

Число и цифра 7. Соотнесение числа и цифры. Вычисления в пределах числа 7.

Замкнутая ломаная линия и  незамкнутая ломаная линия.  Отрезок - звено ломаной. Вершина. Многоугольник

Организация метапредметного пространства:

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

Цифровые образовательные ресурсы (презентация, видеофрагмент, динамичная физминутка для глаз)

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и в четвёрках.

Образовательные технологии, методы, приемы, формы обучения

Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Сценарий урока

Дидактическая структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

1.Мотивация  к учебной деятельности

Учитель включает в презентации фрагмент мультфильма («Колыбельная звездочёта». «Разговор звёзд») Слайд 2

-Ребята, а как вы сияете? На парте перед вами звёздочки. Выберете одну и покажите мне и гостям.

-Звезды нам улыбаются.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Выбирают звезду-смайлик (одну из трех) Показывают своё настроение.

Организация рабочего места.

Выбор смайлика.

Личностные: сформированность потребности в самовыражении  , сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные: умение передавать информацию,  слушать

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1)Состав числа 7

Учитель читает стихотворение-загадку.

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов,

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети.

И всего чудес на свете.

Разобраться с этим всем нам поможет… (цифра 7)

- С числом и цифрой 7 мы познакомились на прошлом уроке.

А как будет звучать тема сегодняшнего урока, вы мне ответите, когда выполните задание.

Работаем в паре. Вам понадобится

карточка №1.

(Приложение 1)

- Возьмите 7 счетных палочек. Можно ли разложить их поровну?

А как можно разложить ? Какие могут получиться варианты?

- Выполните эту задачу с соседом по парте, записывая пары чисел в окошечках ракеты.

Проверка

- Какое число палочек вы должны были разложить? Какие пары чисел у вас получились?

Кто скажет тему урока?

На доске открывается часть темы.

Состав числа 7.

Анализируют стихотворение и отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание, работая в паре. Используют наглядный материал для решения учебной задачи (счетные палочки)

Взаимопроверка

Записывают результат в карточках.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Определяют цель при помощи учителя.

Подведение к теме урока через загадку.

Работа с наглядным материалом.

Работа в паре

«Снарядить ракету»

Задание: сформулировать первую часть темы урока.

Изучить состав числа 7.

Уметь выполнять вычисления в пределах числа 7.

Личностные: сформированность потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: умение задавать вопросы,  формулирование собственного мнения, Регулятивные:  планирование своих действий,  внесение необходимых корректив в действие. Познавательные: поиск и выделение информации,  умение строить речевое высказывание.

-Зачем нам знать состав числа? Чем нам это знание может помочь?

Учебник с.7 № 5

- Итак, ракету мы снарядили. А теперь найдите значения выражений, пользуясь знанием состава числа 7, чтобы наша ракета смогла взлететь.

Отвечают на вопросы учителя.

 (Примерные ответы: быстро решать примеры на сложение и вычитание, на нахождение целого и части)

Решают примеры вида:

       + 2  = 7;

7 -          = 5

Рассуждают: 7 это 2 и 5.  Первое слагаемое равно пяти.

Решить примеры

Физминутка

Двое учащихся у доски показывают движения физминутки.

Всё готово для полёта (поднять руки вверх)

Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой)

Мало времени для взлёта (марш на месте)

Космонавты встали в ряд (встать прыжком- ноги врозь, руки на пояс)

Поклонились вправо, влево.

Отдадим земной поклон.

Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром.

Выполняют движения, повторяя за одноклассниками.

Личностные:

Развитие умения применять в учебной деятельности  и жизненных ситуациях способы снятия напряжения; умения включаться в общую деятельность.

Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

2)Ломаные линии.

3.Выявление причины и места затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

- Отгадайте загадку.

Синий поднос

И высок и просторен

Не счесть на подносе

Рассыпанных зёрен. (Небо и звёзды)Слайд 3

- Ребята, посмотрите на звёздное небо. Вам откроется звездная бездна. Кажется, что звёзд бесчисленное множество и они расположены как попало.

Приглядитесь внимательно. Мы заметим группу самых ярких звёзд, похожих на какой то рисунок. Это созвездия.

Наши предки видели в этих рисунках очертания мифических героев или животных.

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Большая Медведица)   Слайд 4

- Сколько ярких звёзд в созвездии Большая Медведица? (7)

Звезды - на небе, а на рисунке – точки. Точка очень важная геометрическая фигура.

 - Что вы знаете о точках?

Точки-звездочки соединились линиями- получились созвездия.

На карте звездного неба таких линий много.

В математике у этих линии есть название. Какое, как вы думаете?

На доске открывается вторая часть темы урока Ломаные линии.

Ребята, что вы знаете о ломаных линиях?

А что хотели бы узнать?

Опорные слова: КАК..КАКИЕ..КАКИМ ОБРАЗОМ..

-Как вы думаете какое действие я вам сейчас предложу?

Учитель предлагает начертить ломаную линию.

Поднимите руки у кого получилось?

В чем ваше затруднение?

Чтобы справиться с этим заданием, нам необходим алгоритм.

Прежде чем приступим, вспомним правила поведения при работе в группе. Слайд5

- На столах у вас карточка с шагами алгоритма. Обсудите и восстановите порядок выполнения шагов алгоритма.

Проверка.

Алгоритм помещается на доску.(Приложение 2)

Карточка № 2

(Приложение 1)

 Слайд 6

Теперь , когда  у нас есть готовый алгоритм, что будем делать?

-Как будем действовать?

Какие инструменты нам понадобятся?

 

Отрезки соединились в одну линию.

 

Выполняют задание: отгадывают загадку.

(Небо и звёзды)

Выполняют задание: отгадывают загадку.

(Большая Медведица)  

Вступают в беседу.

Отвечают на вопросы учителя.

Примерный ответы:( из точек состоят линии, точки можно соединить прямой линией- получится отрезок.)

Примерные ответы:

(Как начертить ломаную? Какие бывают ломаные линии?

Можно ли  ломаную построить? )

Предполагают задание.

 (Пробное действие)

(Мы еще не знаем как начертить ломаную линию.) 

Вспоминают правила поведения в группе.

Настрой в совместном проговаривании стиха:

(Команда – это значит вместе,

 Здесь не обидят никого.

Здесь всё по совести и чести,

Команда – все за одного.)

Предлагают способ решения задачи.  

Учащиеся выстраивают шаги алгоритма в последовательности:

1.Поставлю точки.

2. Приложу линейку к двум крайним точкам. Проведу отрезок.

3. Продолжу соединять точки по порядку.

Сравнивают результат своей работы с образцом.

Давайте соединим точки-звёздочки  отрезками.

(соединять по порядку,следуя алгоритму;

нам нужны линейка и карандаш)

Подведение к теме урока через загадку.

Высказать предположе

ние.

Сформулировать тему и цели урока (путем наводящих вопросов учителя)

Найти способ решения геометрической задачи.

Построить линии, соединяя точки.

Сделать вывод.

Выполнить пробное действие:

Начертить ломаную.

Вспомнить правила поведения в группе.

 

Обсудить в группах и восстановить шаги алгоритма, расставив порядок действий.

Приложение 2

Начертить ломаную линию, пользуясь шагами алгоритма.

Познакомиться с понятиями: замкнутая ломаная линия;  незамкнутая ломаная линия.  Отрезок - звено ломаной. Вершина. Многоугольник.

Уметь распознавать геометрические фигуры: точка, отрезок, линия, многоугольник.

Уметь чертить отрезок.

Познакомиться с алгоритмом построения ломаной линии.

Коммуникативные:слушать и понимать речь других; высказывать свое мнение.

Познавательные:

анализировать материал; делать выводы, строить рассуждения.

Личностные:  развитие  самооценки личности,  формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные:  построение понятных для партнёров высказываний.

Познавательные: поиск способов решения математических задач, структурирование знаний, установление причинно-следственных связей,  формулирование проблемы, создание способов решения проблемы.

Личностные: формирование учебной деятельности на основе развития познавательных интересов; формирование мотивов достижения,  границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные:  умение общаться, работая в сотрудничестве, Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: выделение существенной информации, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.

6.Первичное закрепление.

Практическая работа в группе.

Гимнастика для глаз «Космос»

Слайд 10

Карточка № 3 (Приложение 1)

-Рассмотрите карточку. Какое задание можно предложить всем для работы?

(Разделить на группы)

Проверка

Сколько групп у вас получилось? Какие это совокупности? (1.прямые,2.отрезки. 3. ломаные незамкнутые, 4. ломаные замкнутые.Многоугольники)Слайд 8-9

Если дети обвели четвертую группу, но не дали определение.          

Давайте построим ломаную линию. С помощью чего это можно сделать? (счетных палочек)

Возьмите пять палочек . Из пяти палочек постройте ломаную линию. Соедините концы ломаной? Что получилось?

Пятиугольник – это тоже ломаная линия, концы которой замкнулись. Замкнутая ломаная линия. А до этого она как называлась? (незамкнутая)

Учитель включает на экране физминутку для глаз.

Используют наглядный материал для решения учебной задачи

Рассуждают. Анализируют и сравнивают.

Выполняют практическую часть работы при помощи счетных палочек.

Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме простых суждений об объекте. Оценивают правильность выполнения  своих действий.

Выполняют упражнения для профилактики утомления

Работают в карточках.

Делят объекты по совокупностям.

Построить ломаную из счетных палочек. Соединить концы. Сделать вывод.

Группиро

вать объекты в соответ

ствии с

выявленной закономер

ностью.

Личностные: - формирование мотивов достижения целей. Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные:   ориентирование  на позицию партнёра,  работа в сотрудничестве,  умение договариваться, приходить к общему решению, Регулятивные:  принятие и сохранение учебной задачи,  применение правила в решении математической задачи. Познавательные:  структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей.

7.Самостоятельная работа.

8. Включение в систему знаний.

А теперь попробуем ломаные линии построить на бумаге. (начертить)

На звёздном небе рядом с созвездиями Большой и Малой Медведиц есть созвездия царя Цефея и его жена Кассиопея. Слайд 11-12

-Какое из этих созвездий замкнутая ломаная линия?

На что похоже созвездие Кассиопея? Цефей?

Можем ли мы увидеть ломаные линии в окружающем мире? (горы, крыши домов)

Слайд 13  Учитель показывает на вершину горы.

- Как бы вы назвали эту точку? (вершина)

У ломаных линий тоже есть вершины.  Посчитайте вершины созвездия Кассиопея. (5)Слайд 14

Сколько вершин в ломаной созвездия Цефей? (5)

Отрезки ломаной называются звеньями. Сколько звеньев в первой ломаной- Кассиопеи? (4) Во второй? (5)

Выполняют задание. Используют наглядный материал для выполнения учебной задачи

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.

Работают в карточках.

Самостоятельно начертить ломаную линию.

Привести примеры из жизненного опыта.

Посчитать вершины и звенья «созвездий»

Применять алгоритм построения ломаной линии.

Называть в окружающем мире предметы, похожие по форме на геометрические фигуры.

Личностные: - развитие самооценки личности, формирование позитивной самооценки, Регулятивные: применение правил в контроле способа решения, оценка правильности выполнения действия.

Регулятивные:  принятие и сохранение учебной задачи,  различение способа и результата действия,  оценка правильности выполнения действия,  Познавательные:  структурирование знаний, построение рассуждения  об объекте, его строении, свойствах и связях.

Творческая работа

Карточка № 4 (Приложение 1) Слайд 15

Перед вами кусочек звездного неба. Выберите свои звёзды. Пофантазируйте и придумайте свое созвездие. Дайте ему название. Какими линиями будет построено ваше созвездие?

Чертят ломаную линию, выбирая точки на «звездном небе». (Карточка № 4 Приложение 1)

Придумать и построить «своё» созвездие, опираясь на полученные знания.

Элементарный опыт в творческой и проектной деятельности.

Регулятивные: выполнять творческую работу с опорой на изученный материал.

Коммуникативные:оформлять свою мысль в практической работе; слушать и понимать речь других.

9.Рефлексия деятельности на уроке.

Ребята, что было главное в нашем уроке?

А что было интересного?

Хотели бы вы изучать карту звёздного неба? Узнавать о созвездиях?

У меня для вас есть сюрприз – плакат созвездий северного и южного полушарий с красочными наклейками.

А теперь я попрошу вас взять звездочку, которая вам нравится и соответствует вашему настроению и поместить ее на доске, создав созвездие 1 класса А.

Отвечают на вопросы.

Размещают на доске под большими звездами – маленькие на магнитной основе.

Оценить свое настроение и удовлетворенность уроком.

Личностные: формирование самоидентификации, позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,  Регулятивные: восприятие оценки учителя,  адекватная самооценка. Познавательные:  построение речевого высказывания в устной и письменной форме,  анализ, синтез, установление причинно-следственных связей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В игре детей есть часто смысл особый ». Иоганн Фридрих Шиллер Презентация к уроку МАТЕМАТИКИ Разработано О.А. Земцовой МБОУ «Лицей № 3» Братск 2021

Слайд 3

Уважай! Слушай! Предлагай!

Слайд 13

ЖЕЛАЮ СИЯТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

Презентация "Точка, линия, прямая и кривая линии. Число 2 . Цифра 2"

Презентацию можно использовать при подготовке к 1 классу по курсу "Математика"...

Технологическая карта урока по математике по теме " Ломаная линия" 2 класс

Технологическая карта урока по математике по теме " Ломаная линия" 2 класс "Школа 21 века"...

конспект урока по математике по теме Ломаная. Звенья, вершины ломаной. 1 класс УМК Гармония

Данный урок является первым уроком в изучаемой теме. Тип урока - урок сообщения новых знаний. Форма урока традиционная. Основные методы: методы поисковой деятельности, объяснительно-иллюстративный. Уч...

Фрагмент урока математики в 1 классе по теме «Число 6. Цифра 6. Состав числа 6»

Фрагмент урока раскрывает деятельность учителя и деятельность обучающихся  в работе над усвоением  состава числа 6. Для объяснения материала используется учебник  математики для 1 класс...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 5. Место числа 5 в числовом ряду"

Цель урока: формировать знания о числе и цифре 5; создавать условия для формирования у обучающихся базовых учебных действий...

Презентация к уроку математике в 1 классе по теме "Число и цифра 5. Место числа 5 в числовом ряду"

Презентация составлена для урока математики в 1 классе, содержит интерактивный тренажёр для демонстрации письма цифры 5...