Конспект урока математики "Прибавить и вычесть число 3"
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Конспект урока математики на тему "Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычисления" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычисления»

Цель: формирование умения выполнять сложение и вычитание вида «+3, -3»

Задачи:

Дидактические: знакомить с алгоритмом решения примеров  вида «+3, -3», учить решать примеры, используя приемы сложения вида +3, -3

Развивающие: развивать и корректировать мышление, память, речь.

Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций.

Мотивационно - целевой этап:

Организационный момент:  Приветствие учеников. Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Екатерина Эдуардовна, сегодня я проведу у вас  урок по математике. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению.

Урок математики мы начинаем,

Еще одну тайну сегодня узнаем.

Не отвлекайся, внимателен будь,

За новыми знаниями отправимся в путь!

 Актуализация знаний

Логическая разминка

1.Ваня прыгал лучше, чем Вася, а Вася лучше, чем Витя. Кто прыгал лучше всех?

2.На день рождения к лисе медведь пришел позже, чем заяц, а волк – раньше, чем заяц. Кто пришел на день рождения к лисе первым?

3.Марина и Надя помогали маме. Мама гладила постельное белье, а Надя гладила одежду. Какая девочка гладила юбку?

Устный счет.

1.Сосчитать:

-от 1 до 10 через один, начиная с единицы;

-от 1 до 10 через один, начиная с нуля;

-от 1 до 10 через два.

2. Игра «Веселый мяч».

(Учитель кидает мяч ученику, говорит задание .Ученик ловит мяч, отвечает на вопрос).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- увеличить 5 на 2.

-уменьшить 7 на 2.

 -увеличить 6 на 1.

-6 без 1 – это…

-8  - это 2 и…

-Найди сумму чисел 5 и 1.

-Найди сумму чисел 8 и 2.

3.Вычисли и прочитай пример по разному.

  5 + 2 =

(дети читают, используя слова «сумма», «слагаемое», «увеличить на…»,»прибавить», «плюс»)

7 – 2=

(дети читают, используя слова»уменьшить на…»,»минус», «вычесть».

4.На доске записаны примеры:

6 + 1          5 + 2             9 – 2              8 + 0

6 + 2           7 + 2             7 – 2              8 – 0

-Сравнить примеры каждого столбика.

-Не вычисляя, назовите в каждом столбике пример, значение которого больше.

-Объясните, почему так считаете?

Постановка проблемной ситуации:

Итак, ребята, сегодня к нам на урок пришел гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку: 

Милый мальчик деревянный,

как солдатик оловянный:

Стойкий, храбрый, непоседа,

И в еде не привереда.

Друг надёжный, очень верный,

В играх — ловкий, самый первый.

В пруд попал с ужасной тиной.

Этот мальчик …. (Буратино)

Буратино пришел не с пустыми руками. Он приготовил для вас очень интересный пазл. Но детали пазла спрятаны в коробочке с замком. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать золотой ключик, который поможет открыть замок и собрать пазл воедино. Я предлагаю вам посмотреть на смарт - доску.

Примеры:

4-2 = 2

5+1=6

10-1-2=2

7+1+2=10

8-1+2=9

Остался один замочек. Давайте нажмем на него и посмотрим, что произойдет: 6+3=9 

Что вы можете сказать об этом примере?

- Итак, ребята, тема нашего урока «Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычисления»

Ребята, умеете ли вы решать такие примеры?   (варианты учеников) Смотрите, мы столкнулись с трудностью. Как вы думаете, почему? (потому что мы еще не знаем, как выполнять сложение и вычитание вида +3, -3)   

Формулировка цели урока:

Так какова же цель нашего урока? (научиться выполнять сложение и вычитание вида +3, -3)

Проектировочный этап:

Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы  достичь нашу цель?

Для того, чтобы нам было легче работать на уроке, предлагаю вам составить план нашего занятия. Как вы думаете, что будет первым пунктом нашего плана? ( Узнать алгоритм решения  примеров  вида «+3, -3»).

Верно, но этого не совсем достаточно, чтобы достигнуть поставленной цели.  Как вы думаете, как будет звучать второй пункт нашего плана? (научиться решать примеры, используя приемы сложения вида +3, -3). Верно, теперь мы можем двигаться дальше

Процессуальный этап:

Итак, ребята, с чего мы с вами начнем работу?

Сегодня на уроке у нас «в гостях» число, которое в числовом ряду следует за числом 2 и предшествует числу 4.

 Что вы знаете об этом числе?

Знакомство с приемами прибавления числа 3.

(На доске написаны примеры)

3 – 1     3 + 1     6 – 1      6 + 1     9 – 1      9 + 1      1 + 1      1 – 1

- Что значит вычесть 1? (назвать предыдущее число).

- Что значит прибавить 1? (назвать следующее число)

 - Назовите ответы в примерах.

- Разложите 3 яблока на две тарелки. Как это можно сделать? (2 и 1.)

- Сколько яблок нужно добавить на каждую тарелку, чтобы на них стало по 3 яблока? (на первую – 1 яблоко, на вторую -2.)

- Закончи те утверждения:

* 3 – это 2 и …(1);

* 3 – это 1 и …(2).

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (прибавлять и вычитать читать число 3.)

Практическая работа.

- Нужно к числу 7 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3.

- Как вы предлагаете это сделать? (можно прибавить 3 по частям.)

- Положите 7 красных квадратов. Справа положите 3 синих квадрата.( один ученик выполняет на доске, а остальные за партами.)

- Как можно к 7 прибавить 3 по частям?

(к 7 квадратам положить сначала 1 квадрат – будет 8 квадратов, потом еще один – будет 9 квадратов, потом еще 1 – будет 10 квадратов.)

- Как это записать? (7 + 1 + 1 + 1=10)

- Какой способ можете еще предложить?( к 7 прибавить сначала 1 квадрат, а потом еще 2 квадрата)

- Сколько всего прибавили к 7? (3)

- Как можно по – другому прибавить 3? (сначала 2 квадрата, а потом еще 1 квадрат)

- Сделайте вывод: как можно прибавить число3? (…+ 1 + 1+ 1, …+1 +2, …+2 +1)

- От 7 нужно отнять число 3. Как это можно сделать? (сначала можно взять 2 квадрата, а потом еще 1 квадрат)

(выполняют запись)

7 – 2 = 5

5 – 1 = 4

(можно сначала из 7 взять 1 квадрат, а потом еще 2 квадрата)

(выполняют запись)

7 – 1 = 6

6 – 2 = 4

- Сделайте вывод: как можно вычесть 3? (можно вычесть сначала 2, а потом еще 1 или вычесть 1, а потом еще 2)

Итак, вернемся к нашему плану, какой пункт плана мы сейчас с вами выполнили? (1-узнать). Были ли у вас какие-либо трудности? (ответы детей). Молодцы, вы все отлично справились с заданием! Идем дальше.

Физкультминутка.

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести!

Раз – два, раз – два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

-Ребята, для того что бы выполнить 2 пункт плана мы с вами обратимся к учебнику.

1.Работа по учебнику  с. 104.

-Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить на уроке. (Как можно прибавить число 3?)

(выслушать ответы детей)

-Как можно из числа вычесть 3? (выслушать ответы детей)

- Рассмотрите примеры и рисунки к ним.

- Объясните, как прибавляли к 6 число 3. (к 6 прибавили 2 – получилось 8, к 8 прибавили 1 – получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3 – получиться 9.)

- Объясните, как из 9 вычитать 3. ( сначала из 9 вычитаем 2 –получится 7, затем из 7 вычитаем 1 – получится 6, значит, если из 9 вычесть 3, то получится 6)

2. Работа над задачами.

а)«В аквариуме плавали три рыбки. К ним поселили еще двух.

- Это задача?

(Нет,  это не задача.  Нет вопроса.)

- Поставьте вопрос. (Сколько рыбок стало в аквариуме).

- Каким действием будем решать задачу? (сложением).

- Записать решение задачи. (3 + 2 = 5(р).)

-Ответьте на вопрос задачи.

- Проверьте работу друг друга.

б)- Составить задачу по краткой записи и решить ее. Краткая запись на доске).

Было  - 7 т.

Стало -? на 2 т. меньше.

- Запишите решение (7 – 2 = 5(т.)

- Почему решали вычитанием? (стало меньше)

- Ответьте на вопрос задачи. (стало 5 тетрадей.)

3. Работа в тетради с печатной основой.

- с. 38. Решить самостоятельно задачи.

-Проверить. Ученики объясняют, как решали задачи.

-Пользуясь рисунком, решите примеры.

- Как прибавляли и вычитали число 3? Выполнить самостоятельно с последующей проверкой.)

Давайте вернемся к нашему плану. Какой пункт мы с вами выполнили? (2- научиться решать примеры, используя приемы сложения вида +3, -3). Были ли у вас какие – либо трудности?

Отлично!

Рефлексивно – оценочный этап: 

Ребята наш урок подходит к концу. Скажите, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Достигли ли мы нашу цель? Если мы достигли нашу цель, сможем ли мы с вами справиться с проблемой? (выполняют задание, в котором возникли трудности в начале занятия)

Для того чтобы оценить вашу работу сегодня на уроке, я приготовила вам цветные карточки: если на сегодняшнем уроке  вы все поняли и успешно справились с заданиями,  поднимите зеленую карточку, если у вас еще остались вопросы ,то поднимите желтую карточку, и если же вы ничего не поняли на уроке и не справились с заданиями, то поднимите красную карточку.

Молодцы,  все сегодня хорошо поработали, спасибо вам за упорство и целеустремленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прибавить и вычесть число 3".

Конспект урока по математике в 1 классе "Прибавить и вычесть число 3". Цель урока: Создать условия для ознакомления с приемами прибавления и вычитания числа 3; Развивать умение сравнивать число и ч...

Конспект урока "Прибавить и вычесть число 2"

Урок обобщения и закрепления по математике в 1 классе по программе "Школа России". Презентация к уроку....

Технологическая карта урока " Прибавить и вычесть число 3"

Технологическая карта урока математики 1 класс....

Дидактический материал к уроку "Прибавить и вычесть число 1"

Данный ресурс предназначен для развития навыков устного счета. Может использоваться на уроках математики в ходе фронтальной, групповой и индивидуальной работы, а также во внеурочной деятельности....

Конспект урока "Прибавить и вычесть число 3"

Формирование вычислительных навыков...

Конспект урока по математике. Программа - "Школа России". 1 класс. Тема урока - "Прибавить и вычесть число 4. Решение задач"

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема -  "Прибавить и вычесть число 4. (Второй урок по этой теме.)  Решение задач". Обучающиеся повторяют состав чисел в пределах первого де...

Конспект урока «Прибавить и вычесть число 2.»

laquo;Прибавить и вычесть число2.»...