Методическая копилка по математике Екатерина
методическая разработка по математике
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ
Задачи на нахождение суммы двух чисел:
1. В вазе лежало 5 груш. В вазу положили ещё 2 груши. Сколько груш стало в вазе?
Краткая запись:
Было – 5 гр.
Положили – 2 гр.
Стало – ? гр.
Решение:
5 + 2 = 7 (гр.)
Ответ: 7 груш стало в вазе.
2. У Миши было 3 машинки, а у Паши – 4 машинки. Сколько всего машинок было у мальчиков?
Краткая запись:
М. – 3 м.
П. – 4 м. ? м.
Решение:
3 + 4 = 5 (м.)
Ответ: 5 машинок было у мальчиков.
3. Возле школы росло 6 берёз. Посадили ещё 3 клёна. Сколько всего деревьев стало возле школы?
4. Таня нашла 5 подосиновиков. Потом она нашла ещё 2 лисички. Сколько всего грибов нашла Таня?
5. На стол поставили 2 вазы и 5 подносов. Сколько всего предметов поставили на стол?
Задачи на нахождение остатка:
- На ветке было 7 ягод рябины. Снегирь склевал 3 ягоды. Сколько ягод осталось?
Краткое запись:
Было – 7
Склевал – 3
Осталось - ?
Решение:
7 – 3 = 4 (яг.)
Ответ: 4 ягоды.
- У Даши было 5 конфет. 2 конфеты она подарила. Сколько конфет у неё стало?
Краткая запись:
Решение:
5 – 2 = 3 (к.)
Ответ: 3 конфеты.
- У Степана было 4 яблока, 1 яблоко он съел. Сколько яблок осталось у Степана?
- В коробке лежало 5 карандашей. Оля взяла 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?
- Возле дома стояло 6 машин. 3 машины уехали. Сколько машин осталось возле дома?
- Во дворе играло 6 девочек. 2 девочки ушли домой. Сколько девочек осталось играть
- 6. В пруду плавало 7 уток. 3 утки улетели. Сколько уток осталось плавать в пруду?
- 7. У Нины было 7 карандашей, 2 карандаша она отдала своей подруге. Сколько карандашей осталось у Нины?
- На тарелке лежало 8 персиков. 3 персика съели. Сколько персиков осталось на тарелке?
Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения):
- На 3 тарелки положили по 5 яблок на каждую. Сколько всего яблок положили?
Краткая запись:
Решение:
5+5+5=15(яб.)
По 5 взяли 3 раза, буду умножать.
5•3=15 (яб.)
Ответ: 15 яблок положили всего.
- На каждой тарелке по 3 груши, сколько груш на 4 тарелках?
Краткая запись:
Решение:
3х4=12 (гр.)
Ответ 12 груш на 4 тарелках.
- У каждого ученика 3-тетради. Сколько тетрадей у 5 учеников?
- Было 4 коробки цветных карандашей по 6 штук в каждой. Сколько всего карандашей было?
- В эстафете «Веселые старты» принимали участие команды, в каждой из них по 5 человек. Сколько человек в 7 таких командах?
Задачи на деление на равные части:
- Трем детям раздали поровну 6 мячей. Сколько мячей получил каждый ребенок?
Краткая запись:
Решение:
6 : 3 = 2 (м.)
Ответ: 2 мяча получил каждый ребенок.
- Детям раздали 6 яблок, по 3 яблока каждому. Сколько детей получили яблоки?
Краткая запись:
Решение:
6 : 3 = 2 (реб.)
Ответ: 2 ребенка получили яблоки.
- Мама раздала 4 груши 2 детям поровну. Сколько груш получил каждый из детей?
- Разложите 6 кружков в 2 ряда поровну. Сколько кружков в каждом ряду?
- Юра нашел 12 желудей и разложил их в 4 коробки поровну. Сколько желудей было в каждой коробке?
Задачи на деление по содержанию:
- 8 апельсинов разложили по 4 апельсина на каждую тарелку. Сколько потребовалось тарелок?
Краткая запись:
Графич. изобр. или предм. иллюстр.
Решение:
8 : 4 = 2 (т.)
Ответ: 2 тарелки потребовалось.
- 12 морковок связали в пучки, по 3 морковки в каждом. Сколько пучков получилось?
Краткая запись:
Решение:
12:3=4 (п.)
Ответ: 4 пучка получилось.
- 18 конфет раздали детям по 3 штуки. Сколько детей получило конфеты?
- 24 человека разбили на группы по 3 человека. Сколько получилось групп?
- У плотника 24 дощечки. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идёт 8 дощечек?
Задачи на нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
- У кормушки было 3 снегиря, к ним прилетели несколько синиц и их стало 9. Сколько синиц прилетело?
Краткая запись:
Было - 3 снегиря
Прилетело - ?
Стало - 9 снегирей
Решение:
9-3=6 (син.)
Ответ: 6 синиц прилетело.
- На столе лежит 9 карандашей: зелёные и 4 синих. Сколько зелёных карандашей лежит на столе?
Краткая запись:
Решение:
9-4=5 (кар.)
Ответ: 5 зеленых карандашей лежит на столе.
- Петя вымыл несколько глубоких тарелок и 2 мелкие, а всего он вымыл 5 тарелок. Сколько глубоких тарелок вымыл Петя
- Маша собрала несколько груш и 4 яблока, всего на собрала 8 фруктов. Сколько груш собрала Маша?
- За два дня Маша прочитала 15 страниц. За первый день она прочитала несколько страниц, за второй день она прочитала 9 страниц. Сколько страниц она прочитала за первый день?
Задачи на нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
- Дед Мазай вез на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал еще несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал Дед Мазай?
Краткая запись:
Было – 5 з.
Подобрал - ? з.
Стало – 8 з.
Решение:
8-5=3 (з.)
Ответ: 3 зайца подобрал Дед Мазай.
- У Даны было 9 красных роз, остальные белые. Всего у девочки было 11 роз. Сколько белых роз было у Даны?
Краткая запись:
Кр. – 9 р.
Бел. - ?
Всего – 11 р.
Решение:
11-9=2 (р.)
Ответ: 9 белых роз было у Даны.
- Девочка вымыла 3 глубокие тарелки и несколько мелких. Всего она вымыла 5 тарелок. Сколько мелких тарелок вымыла девочка?
- В букете было 6 тюльпанов и несколько нарциссов. Всего в букете было 9 цветов. Сколько нарциссов было в букете?
- Мама дала сыну 3 яблока и несколько яблок дочери. Всего у мамы было 7 яблок. Сколько яблок мама дала дочери?
Задачи на нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
- В корзине несколько яблок, когда из нее взяли 40 яблок, в ней осталось 14 яблок. Сколько яблок было в корзине?
Краткая запись:
Было – ? ябл.
Взяли - 40 ябл.
Осталось - 14 ябл.
Решение:
40 + 14 = 54 (ябл.)
Ответ. 54 яблока было в корзине.
- На кустике висело несколько ягод клубники. Когда 2 ягоды созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод висело на кустике?
Краткая запись:
Висело – ? яг.
Созрело - 2 яг.
Осталось- 5 яг.
Решение:
2+5=7 (яг.)
Ответ: 7 ягод висело на кустике.
- Дети нарисовали несколько рисунков. Когда 2 рисунка они повесили на доску, то у них еще осталось еще 4 рисунка. Сколько рисунков нарисовали дети?
- На дереве сидело несколько воробьев. После того как 4 воробья улетело, на ветке остался 1 воробей. Сколько воробьев сидело на дереве??
- В гараже стояло несколько машин. Когда утром 6 машин уехало, в гараже осталось 4 машины. Сколько машин стояло в гараже?
Задачи на нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
1. Пионеры сделали 6 скворечников. Когда несколько скворечников они повесили на дерево, у них осталось еще 4 скворечника. Сколько скворечников повесили пионеры на дерево?
Краткая запись:
Сделали – 6 скв.
Повесили - ? скв.
Осталось – 4 скв.
Решение:
6-4=2 (скв.)
Ответ: 2 скворечника повесили пионеры на дерево.
2. На кустике висело 7 год клубники. Когда несколько ягод созрело и упало, осталось 5 ягод. Сколько ягод созрело и упало?
Краткая запись:
Висело – 7 яг.
Созрело - ? яг.
Осталось- 5 яг.
Решение:
7-5=2 (яг.)
Ответ: 2 ягоды созрело и упало.
3. Дети нарисовали 6 рисунков. Когда несколько рисунков они повесили на доску, то у них еще осталось еще 4 рисунка. Сколько рисунков нарисовали дети?
4. На дереве сидело 4 воробья. После того как несколько воробьев улетело, на ветке осталось 1 птица. Сколько воробьев улетело?
5. В гараже стояло 10 машин. Когда утром несколько машин уехало, в гараже осталось 4 машины. Сколько машин уехало утром из гаража?
Задачи на нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
- В нескольких коробках по 6 карандашей. Всего в коробках 24 карандаша. Сколько коробок?
- Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число.
- Неизвестное число умножили на 5 и получили 35. Найти неизвестное число.
- В нескольких корзинах по 4 яблока. Всего в корзинах 20 яблок. Сколько корзин?
- У Жени было несколько коробок 7 7 конфет в каждой. Сколько коробок с конфетами было у Жени?
Задачи на нахождение делителя по известным делимому и частному.
- За несколько дней учительнице надо проверить 28 тетрадей учеников. Она собирается проверять по 14 тетрадей в день. Сколько дней понадобится учительнице?
- Витя принес 44 конфеты в класс и поделил их поровну между всеми учениками. Каждый получил по 2 конфеты. Сколько учеников в классе?
- 24 разделили на неизвестное число и получили 6. Найти неизвестное число
- 63 разделили на неизвестное число и получили 7. Найдите неизвестное число.
- 15 разделили на неизвестное число и получили 5. Найдите неизвестное число.
Задачи на разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел.
- В саду 8 кустов малины и 5 кустов крыжовника. На сколько больше кустов малины, чем кустов крыжовника?
Краткая запись:
Малина - 8 к. на ? больше к. малины, чем крыжовника
Крыжовник – 5 к.
Решение:
8-5=3 (кус.)
Ответ: на 3 куста больше малины, чем кустов крыжовника.
- Один дом построили за 10 недель, а другой за 8 недель. На сколько недель больше затратили на строительство первого дома?
- Один дом построили за 10 недель, а другой за 8. На сколько недель меньше затратили на строительство второго дома?
- Летом засушили 4 кг грибов, а засолили 10 кг грибов. На сколько меньше грибов засушили, чем засолили?
- Семья выписывает 9 газет и 5 журналов. На сколько больше семья выписывает газет, чем журналов?
Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма)
- Водном куске 6 м. проволоки, а в другом на 2 раза больше. Сколько метров проволоки во втором куске проволоки?
Краткая запись:
- 6м.
- ? м, на 2 раза б.
Решение:
6х2=12 (м.)
Ответ: 12 м. проволоки во втором куске проволоки.
- Пионеры должны были прополоть 7 грядок, а пропололи на 2 грядки больше. Сколько грядок пропололи пионеры?
- У школы посадили 4 дуба, а лип на 5 больше. Сколько лип посадили у школы?
- Девочка вырезала 4 флажка, а звездочек на 3 больше. Сколько звездочек вырезала девочка?
- В пруду плавали 9 гусей, а уток на 3 раза больше. Сколько уток плавало в пруду?
Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма)
- У Пети есть марки с автомобилями и самолетами. Марок с автомобилями – 12. Марок с самолетами – на 4 больше, чем марок с автомобилями. Сколько марок с самолетами у Пети?
Краткая запись:
А. – 12 марок
С. – ? на 4 марки больше, чем А.
Решение:
12 + 4 = 16 (м.)
Ответ: у Пети 16 марок с самолетами.
- В первом ряду – 8 квадратов. Это на 5 больше, чем во втором ряду. Сколько квадратов во втором ряду – больше или меньше, чем 8?
- В первом ряду – 5 треугольников. Это на 7 треугольников меньше, чем во втором ряду. Сколько треугольников во втором ряду – больше или меньше, чем 5?
- В соседнем доме 12 этажей. В нем на три этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?
- В колхозе было 12 тракторов, это на 4 больше, чем комбайнов. Сколько комбайнов было в колхозе.
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Задачи на нахождение четвертого пропорционального.
- За 2 детских пальто ценой по 36 руб. уплатили столько же, сколько за 6 детских костюмов. По какой цене покупали костюмы?
Краткая запись:
Цена | Количество | Стоимость | |
пальто | 36 р. | 2 шт. | ? |
костюмы | ? р. | 6 шт. | ? |
Решение:
- 36х2=72 (руб.) – стоимость 2 детских пальто.
- 72:6=12 (руб.)
Ответ: 12 рублей цена костюмов.
2. За 2 кг моркови уплатили 30 коп. Сколько нужно уплатить за 6 кг моркови по такой же цене?
3. За 6 кг моркови уплатили 90 коп. Сколько кг моркови по такой же цене можно купить на 30 коп. ?
4. За кусок льняного полотна ценой по 2 руб. за метр уплатили 8 руб. Сколько уплатят за кусок шелкового полотна такой же длины, если его цена 4 руб. за метр?
5. За 2 детских пальто ценой по 36 руб. уплатили столько же, сколько за 6 детских костюмов. По какой цене покупали костюмы?
Задачи на пропорциональное деление.
- В двух книгах 312 страниц. Первую книгу Петя читал 8 дней, а вторую – 5 дней, прочитывая каждый день одинаковое количество страниц. Сколько страниц в каждой книге?
Краткая запись:
Количество страниц | Количество дней | Всего страниц | |
1 книга | ? одинаковое | 8 дн. | 312 стр. |
2 книга | ? одинаковое | 5 дн. |
Решение:
1) 8+5=13 (дн.) – мальчик затратил на чтение двух книг;
2) 312:13=24 (стр.) – мальчик читал ежедневно;
3) 24*8=192 (стр.) - в первой книге;
4) 24*5=120 (стр.)
Ответ: в первой книге 192 страницы, во второй книге 120 страниц.
- Две бригады изготовили за смену 128 деталей. Сколько деталей изготовила каждая бригада, если в одной из них 7 человек, а в другой 9 человек?
Краткая запись:
Количество деталей за смену | Количество человек в бригаде | Производительность 1 человека | |
1 бригада | ? | 7 | ?, одинаковая |
2 бригада | ? | 9 | ?, одинаковая |
Решение:
1)7+9=16 (чел.) - всего в двух бригадах;
2) 128:16=8 (дет.) - изготавливает один человек, при условии одинаковой производительности каждого человека;
3)8*7=56(дет.) - изготовила 1 бригада;
4)8*9=72(дет.)
Ответ: 56 деталей изготовит первая бригада,72 детали изготовит вторая.
3. Ученица купила по одинаковой цене 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Всего она уплатила 30 коп. Сколько стоили тетради в клетку и в линейку в отдельности?
4. В магазине продали одинаковое количество шапок и шарфов. Шапка стоила 5 руб., а шарф 3 руб. За все проданные вещи выручили 160 руб. Сколько стоили все шапки и шарфы в отдельности?
5. В магазине продали одинаковое количество шапок и шарфов. Шапка с шарфом стоили 8 руб. За все шапки выручили 100 руб., а за все шарфы 60 руб. Сколько стоили шапка и шарф в отдельности?
Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям.
- Два покупателя купили материю по одинаковой цене: первый – 6 м., второй – 4 м. Первый покупатель уплатил на 10 руб. больше. Сколько денег уплатил каждый покупатель?
Краткая запись:
Цена | Количество | Стоимость | |
1 покуп. | Одинаковая | 6 м. | ?, на 10 руб. больше |
2 покуп. | Одинаковая | 4 м. | ? |
Решение:
- 6-4=2 (м.) – материи можно купить на 10 руб.
- 10:2= 5 (руб.) – цена материи.
- 5х6=30 (руб.) – уплатил первый покупатель.
- 5х4=20 (руб.)
Ответ:30 руб. уплатил 1 покупатель, 20 руб. уплатил второй покупатель.
- В мастерской сшили одинаковые плащи из двух кусков ткани длиной 6 метров и 10 метров. Из большего куска сшили на 2 плаща больше. Сколько плащей сшили из каждого куска?
Краткая запись:
Расход на 1 плащ | Количество плащей | Общий расход |
Одинаковый | I -? | 6 м |
II -? на 2 больше | 10 м |
Решение:
- 10 - 6 = 4 (м)- один кусок ткани больше чем другой
- 4 : 2 = 2 (м) - расходуется на 1 плащ.
- 6 : 2 = 3 (п.) - сшили из первого (меньшего) куска ткани.
- 10 : 2 = 5 (п.)
Ответ: из одного куска ткани сшили 3 плаща, а из другого – 5 плащей.
- Катя купила цветной бумаги на 60 руб., а Настя - такой же бумаги на 35 руб. Катя купила на 5 листов больше, чем Настя. Сколько листов бумаги купили Настя и Катя?
- С одного участка собрали 25 мешков лука, а с другого 19 таких же мешков. Причём со второго участка собрали на 360 кг меньше, чем с первого. Сколько кг лука собрали с каждого участка?
- В одном куске 12 м драпа, а в другом 17 м такого же драпа. Второй кусок стоил дороже на 750 рублей, чем первый. Сколько стоил каждый кусок драпа?
Задачи связанные с движением
- По одной дороге из поселка в деревню мотоциклист доезжает за 3 часа. А если он едет с той же скоростью по второй дороге, - за 5 ч, поскольку 2 дорога на 92 км длиннее первой. Чему равна длина каждой дороги?
Краткая запись:
v (км/ч) | t (ч.) | S (км) | |
1 дорога | ? км/ч | 3 ч | ? км |
2 дорога | ? км/ч | 5 ч | ? км , на 92 км длиннее |
Решение:
1) 5 – 3 = 2 (ч) – «на» больше времени нужно затратить на преодоление 2 дороги.
2) 92 : 2 = 46 (км/ч) – скорость движения мотоциклиста.
3) 46 • 3 = 138 (км) – длина первой дороги.
4) 46 • 5 = 230 (км) или 138 + 92 = 230 (км)
Ответ: длина первой дороги — 138 км, а второй — 230 км.
2. Велосипедист ехал 3 часа со скоростью 18 км/ч . Обратно он поехал другой дорогой, которая была длиннее первой на 9 км, но и скорость велосипедиста на обратном пути была на 3 км/ч больше. Сколько времени велосипедист затратил на обратную дорогу?
3. Из двух городов, расстояние между которыми 660 км, вышли одновременно навстречу друг другу два теплохода и встретились через 10 ч. Скорость одного теплохода 31 км/ч. Найди скорость другого теплохода.
4. С автобусной остановки города вышли одновременно в противоположных направлениях два автобуса. Скорость одного автобуса 52 км/ч, а скорость другого 48 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 400 км?
5. Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 7 часов. Скорость одного поезда 45 км/ч, а скорость другого на 3 км больше. Найди расстояние между этими городами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка по методике математики
Здесь описаны игры , которые можно использовать на уроках математики...
Методическая копилка по математике
Методическая копилка по математике 1-4 класс...
Методическая копилка по математике.
Методическая копилка по математике....
Методическая копилка по математике 2
1 класс: комбинаторные задачи (5), логические задачи (5) , нестандартные задачи( 5)2 класс: комбинаторные задачи (5), логические задачи (5) , нестандартные задачи( 5)3 класс: комбинаторные задачи (5),...
Методическая копилка по математике 1-4 классы
К Вашему вниманию представляю методическую копилку по математике 1-4 классы...
Методическая копилка по математике 1-4 классы
Методическая копилка по математике 1-4 классы...
Методическая копилка по математике для 1 класса
Методическая копилка по математике для 1 класса....