Методические разработки при изучении темы "Вычитание суммы из числа"
методическая разработка по математике (3 класс)
Технологическая карта урока математики в 3 классе "Вычитание суммы из числа"
УМК «Перспектива». Учебник Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н. Математика 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка к уроку | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Название предмета: Математика Учитель: Протасова С.В.
Класс: 3 «Б» Урок № 29 Дата: 05.10.2022
УМК «Перспектива». Учебник Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н. Математика 3 класс. Учебник: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.
Тема урока: Вычитание суммы из числа.
Тип урока: открытия нового знания
Цель : Научиться выполнять вычитание суммы из числа разными способами
Задачи: учиться применять правило вычитания числа из суммы разными способами при решении примеров и задач.
Формируемые УУД:
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.
Планируемый результат:
Предметные: выполнять вычитание суммы из числа разными способами.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Основные понятия: Вычитание суммы из числа , название компонентов сложения, вычитания, задачи.
Наглядность: карточки с заданиями, карточки для самооценки и для работы в паре.
Оборудование: Учебник Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н. Математика 3 класс. Учебник: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019.,
компьютер, проектор, презентация.
Технология: проблемного обучения; исследование; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения. Здоровьесберегающая.
Методы: словесный, практический, наглядный
Формы работы: фронтальная, парная, групповая
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | - Здравствуйте, ребята. - Садитесь. - Повернитесь и улыбнитесь своему соседу по парте. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Еще мне хотелось бы, чтобы вы улыбнулись мне. - Спасибо! С таким хорошим настроением начинаем урок. своему соседу по парте. С таким хорошим настроением начинаем урок. - Ребята, к вам на урок я пришла не одна, а с мудрой совой. Она будет наблюдать за тем, как вы работаете. А тот, кто будет правильно отвечать, будет получать жетоны с мудрыми совушками. (слайд) Стихотворение: А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок, Все на месте, Все в порядке, Ручка, книжка и тетрадка - И я желаю вам всем удачи на уроке, уверена, у вас все получится, и урок у нас получится непременно увлекательным и интересным. | Приветствуют. Эмоциональный настрой. Слушают. Проверяют готовность к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: умение слушать, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки. |
2. Актуализация знаний. | - С помощью математической разминки мы подготовимся к новому материалу - Прежде, чем приступить к разминке в листах самоконтроля предположите, как вы с ней справитесь -Вспомнить критерии самооценки нам поможет мудрая сова (справлюсь – зелёный цвет, Сомневаюсь - жёлтый цвет не справился - красный) - Начнем с веселых задачек. 1. На деревьях грибы сохли, Ну, а в дождь конечно мокли 40 желтеньких маслят, 8 тоненьких опят, Да 3 рыжие лисички – Очень милые сестрички. Вы, ребята, не молчите, Сколько всех грибов? Скажите! 51 2. Под шатром ветвистой ели Белка сделала качели. И на белкины качели Собрались лесные звери: 20 зайцев, 7 куниц, 8 рыженьких лисиц, 6 ежей и 5 зайчат На качели все спешат. Вы, ребята, не зевайте, Всех зверей пересчитайте! 46 3. Кормушки повесели дети для птиц Туда прилетели 10 синиц, 4 вороны, 6 снегирей, Сорока-воровка и с ней воробей. Кто же нам здесь побыстрее ответит, Сколько же птичек увидели дети? 22 К трем зайчатам в час обеда 4. К трем зайчатам в час обеда Прискакали три соседа. В огороде зайцы сели И по семь морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? 7 · 6 = 42. Презентация на слайде Самооценка | Прогнозируют результат Устно складывают многозначные числа с опорой на знание разрядного состава. Вычисляют значение выражения, выбирая удобный способ вычислений. Проверяют по ключу. Раскладывают многозначные числа на разрядные слагаемые. Заполняют лист самооценки | Познавательные: формирование на доступном уровне навыков устного счета. Личностные: формирование умения понимать причины личной успешности. Предметные: повторяют свойство: вычитание числа из суммы. Предметные: раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые Познавательные осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки |
3.Самоопределе-ние к деятельности | -Ребята, сейчас, откроем учебник, на стр. 48 № 2. 1) 36-(6+19) 2) 83-(6+44) 3) 70-(30+5) -Назови способы. Как вычесть сумму из числа? «Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала из числа вычесть одно слагаемое, а потом другое.» -Ребята, а кто может сказать над какой темой мы сегодня будем работать . - Какую цель вы поставите на уроке? | Выполняют упражнение. 1) 36-(6+19)=(36-6)-19=30-19=11 2) 83-(6+44)=83-50=33 3) 70-(30+5)=(70-30)-5=40-5=35 «Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из числа одно слагаемое, а потом другое.» - Вычитание суммы из числа -Научится вычитать сумму из числа разными способами. Читают, используя названия компонентов. Сравнивают выражения, делают выводы. Формулируют тему и цель урока Заполняют лист самооценки | Коммуникативные:развитие математической речи Регулятивные: ставить и удерживать цели учебной деятельности Коммуникативные:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: повторение раннее изученного материала |
4.Работа по теме урока | - Теперь я предлагаю вам делать первый шаг к поставленной цели . -Выполним №1 на стр. 48. -Первый пример пойдет решать у доски_________. Остальные записывают в тетрадях. -Второй пример пойдет решать у доски_________. -Третий пример пойдет решать у доски_________. -Задача №4 -Решаем вместе -Прочитаем задачу -Какие были номера в задачи? -Что нам известно в задачи? -Что еще известно? -Записываем - А что еще известно? -Записываем -Какой вопрос в задаче? -Записываем -Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -А можем ли мы узнать, сколько было одноместных и двухместных номеров вместе? -Каким действием? -А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? -Что найдём в 1-ом действии? -Что найдём во 2-ом действии? -Запишем решение задачи по действиям. -Запишем решение задачи в виде выражения. -Запишем ответ. | 1) 70-(14+30)=(70-30)-14=40-14=26 2) 54-(16+4)=54-20=34 3) 68-(9+28)=(68-28)-9=40-9=31 - «В гостинице было 50 номеров. Из них 16 номеров одноместных, 23 номера двухместных, а остальные трехместные. Сколько всего трехместных номеров было в этой гостинице?» 1, 2, 3 - Было 50 номеров - Из них 16 номеров одноместных - 23 номера двухместных - Сколько всего трехместных номеров было в этой гостинице? -Нет -Мы не знаем, сколько всего 2-х м 1-х номеров вместе -Да -Сложением. -Да, вычитанием. Сколько всего 2-х м 1-х номеров вместе Сколько всего трехместных номеров было в этой гостинице 1) 16+23=39 (н.) вместе 2) 50-39=11(н.) трехместных номеров 50-(23+16)=50-39=11 Ответ: 11 трехместных номеров. Заполняют лист самооценки | Предметные: знакомятся со способами решения свойства: вычитание суммы из числа. Познавательные: наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать с помощью учителя выводы. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предметные:используют способы свойства: вычитание суммы из числа, для решения выражений. Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. Предметные: используют способы вычитание суммы из числа, для решения выражений. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки. Коммуникативные: отвечают на вопросы. Личностные: формирование способности к самооценке |
5.Физкультминутка | Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши. | Выполняют действия. | Личностные : понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления. |
Первичное закрепление знаний | Решаем задачу № 5 -Внимательно читаем -Что нам известно в этой задачи? -Записываем -Что еще известно? -Записываем -Какой вопрос в задаче? -Записываем -Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -А можем ли мы узнать? Каким действием? -А теперь можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? -Что найдём в 1-ом действии? -Что найдём во 2-ом действии? -Запишем решение задачи по действиям. -Запишем решение задачи в виде выражения. -Записываем ответ | Выполняют решение в тетради. - «В коробке было 8 конфет в фольге и 12 конфет без обертки. Все они были разложены в ряды по 4 конфеты в каждом. Сколько рядов конфет было в коробке?» - Было 8 конфет в фольге и 12 конфет без обертки. - Что все конфеты были разложены в ряды по 4 конфеты в каждом -Сколько рядов конфет было в коробке? -Нет
-Да, сложением. -Да, делением. -Сколько было всего в коробке конфет -Сколько рядов было в коробке 1) 8+12=20(к.)- всего 2) 20:4=5 (р.)- было в коробке (12+8):4=5(р.) конфет в коробке. Ответ: 5 рядов. Ученик решает у доски. Записывают выражения, вычисляют изученными способами Прогнозируют результат Устанавливают аналогию, проводят вычисления по аналогии. Строят речевое высказывание Заполняют лист самооценки | Познавательные: наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать с помощью учителя выводы Личностные: формирование умения понимать причины личной успешности/ неуспешности. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ Использование полученной информации для представления результата деятельности Коммуникативные: вести учебный диалог Личностные: проявляют интерес к изученной теме |
Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. | Для того, чтобы закрепить успешный результат, я вам предлагаю решить задачу. Выполним самостоятельную работу. Р.Т стр.36 №1 Проверим работу по слайду. -Проверим, справились ли вы с заданиями. (Слайд 3) 1-й способ: 35-(14+7)=14 (певцов).
-чему мы смогли решить задачутремя способами? | Анализируют текст задачи. Самостоятельно решают. Решают задачу, записывают решение в тетрадь. Строят речевое высказывание Заполняют лист самооценки | Познавательные: соотносить схему к задаче с условием и вопросом задачи) Предметные: умение решать текстовые задачи. Коммуникативные: работать в паре, обсуждать способы выполнения работы, планировать совместную деятельность. Познавательные: умение анализировать полученную информацию и применять ее на практике самостоятельно Регулятивные: выполняют учебное действие в соответствии с планом; выполняют взаимопроверку учебного задания |
7. Итог урока. | Ребята, давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока? Какие мы цели перед собой ставили? Мы достигли своей цели на уроке? | Строят речевое высказывание Вычитание суммы из числа - Научились вычислять разными способами выражения и решать задачи. -Цель нашего урока- научится вычитать сумму из числа. Мы достигли поставленную цель. Записывают задание в дневник Хлопки в ладоши | Личностные: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. |
8. Рефлексия | - Посмотрите на таблицу самоконтроля. - Прокомментируете свой результат. -Каким получился урок? - давайте подсчитаем, кто сколько совушек получил на уроке и оказался мудрейшим. Вы все молодцы. за урок «5»____, «4»_____, «3»______ Тем ребятам, кто не получил совушек на уроке, я их тоже дарю от мудрой совы. Возможно вы сомневались в своих ответах и не озвучили их. Ребята, а сейчас я буду называть действия, а вы хлопать в ладоши нужное количество раз. Упала капля дождя (хлопают один раз) Упало две капли дождя (хлопают два раза) Дождь стал тихонько моросить (тихо хлопают) Постепенно дождь стал усиливаться (сильнее хлопают) А вскоре пошел огромный ливень (громко хлопают) - Молодцы! Эти аплодисменты я дарю вам! Урок окончен. Благодарю вас за работу. | Самооценка. Хлопки в ладоши | Коммуникативные:умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Коммуникативные: Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. культуры речи. |
9. Домашнее задание | Учебник стр. 48-49, № 3, 8. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число"
Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число". УМК "Начальная школа XXI века". Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
методическая разработка урока математики в 4 классе по теме " Деление суммы на число" (технологическая карта)
4 класс. УМК Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». «Математика» В.Н.Рудницкая, Т.В.ЮдачеваТип урока: «открытие» нового знания.Задачи: создать условия для знакомства с пра...
Вычитание суммы из числа и числа из суммы
В презентации представлены задания для закрепления темы "Вычитание суммы из числа и числа из суммы"....
Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по математике на тему: "Деление суммы на число" 3 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока "математика" в 3 классе по теме: "Деление суммы на число"
Технологическая карта урока«Деление суммы на число»Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Деление суммы на число»Цели урока: изучение распределительного закона деления относительно сложения; примен...
Задачи - "Деление суммы на число и числа на сумму"
Деление суммы на число и числа на сумму....
Вычитание числа из суммы, суммы из числа 2 класс
Презентация направлена на изучение материала и решение примеров...