Умножение многозначных чисел на 5, 9, 2 Выделение чисел-«подсказок
план-конспект урока по математике (3 класс)

Данный  урок  математики  является уроком №18  в системе уроков по разделу «Умножение и деление многозначных чисел»

 Тема урока: Умножение многозначных чисел на 5, 9, 2. Выделение чисел-«подсказок»

Цель урока: расширить  знания по теме «Умножение многозначных чисел»

 Задачи урока: 1. Закрепить знание «секретов» таблиц умножения 2, 5 и 9;

2. Способствовать  развитию умения выделять числа-«подсказки» при умножении многозначных чисел;

способствовать развитию умения составлять план действий  и пользоваться им;

3. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя  школа № 5»

Тема урока:  «Умножение многозначных чисел на 5, 9, 2 Выделение чисел-«подсказок»

3Б класс, математика (предмет)

Учитель: Паршина Елена Сергеевна


Учебный предмет: «Математика»

Класс: 3

Учебник: Э.И.Александрова  «Математика» в 2-х частях, М. «Вита-Пресс», 2013

Учитель:  Паршина Елена Сергеевна

ТЕМА РАЗДЕЛА: «Умножение и деление многозначных чисел»

Тема урока:   «Умножение многозначных чисел на 5, 9, 2 Выделение чисел-«подсказок»

Цель урока:

расширить  знания по теме «Умножение многозначных чисел»

Задачи урока: 1. Закрепить знание «секретов» таблиц умножения 2, 5 и 9;

2. Способствовать  развитию умения выделять числа-«подсказки» при умножении многозначных чисел;

способствовать развитию умения составлять план действий  и пользоваться им;

3. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.

Тип урока: обобщения и закрепления изученного

Форма урока: комбинированный урок

Опорные понятия, термины: «секреты» таблиц умножения 2,5,9; множитель, произведение, числа-«подсказки»;

Этап урока (в зависимости от типа урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Дидактическое обеспечение

1.Организацион-ный  этап.

Мотивация к учебной деятельности.

 Цель учителя: проверить готовность к уроку, настроить на работу на уроке.

 

Вспомните, какую тему мы с вами изучаем?

Как надо работать на уроке, чтобы было интересно и продуктивно?

Что самое главное при работе в группах, парах ?

Цель ученика: настроиться на работу на уроке

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Форма работы: ифронтальная

Методы: словесные

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Цель учителя: совершенствовать знания таблицы умножения 2,5,9

  1. На доске  записаны числа:

8, 54,  36, 15, 10, 45, 27, 30, 25 , 40, 18, 63, 14, 35, 20, 81, 72

На столах в группах задание в конвертах:

  1. Выписать все числа, которые делятся на 5.
  2. Выписать все числа, которые делятся на 9.
  3. Выписать все чётные числа.
  4. Выписать все нечётные числа.
  5. Выписать числа, которые делятся на 2
  1. Проверка выполнения задания.

Объясните, как вы выполняли задание. Какие сёкреты для этого надо было знать.

Что интересного вы заметили?

Почему у них получилось одинаковое решение?

А все ли эти числа мы встретим в таблице умножения на 2?

Запишите эти числа, разделите их на 2 и озвучьте результат.

А сейчас мы проведём с вами состязание двух рядов.  Какой ряд лучше знает таблицу умножения на 2,5,9

Оцените свою работу.

Синий – “Я – молодец, справился сам/ помог своей группе”
Зеленый – “ Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я справился/ справился с помощью группы”
Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся”.

  1. Для чего нам необходимо знать таблицу умножения.

Постановка цели урока.

Где нам пригодятся эти знания?

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

Цель ученика: закрепление знаний таблицы умножения 2,5,9

  1. 15, 10, 25, 30, 45, 40 ,35, 20
  2. 54, 36, 45, 27, 18, 63, 81, 72
  3. 8, 54, 36, 10 , 30, 40, 18, 14, 20, 72
  4. 15, 45, 27, 25, 63, 35, 81
  5. 8, 54, 36, 10 , 30, 40, 18, 14, 20, 72

В 3 и 5 группе одинаковое решение.

Все чётные числа делятся на 2.

В т.ум. на 2 мы встретим результаты, в которых не более 1 десятка в записи числа.

8 : 2 = 4                 10 : 2 = 5

18 : 2 = 9                14 : 2 = 7

7 •  9                         4  • 5

2  • 8                            9 • 3

7  • 5                            2 •  4

9 •  6                            5  • 3

8 •  5                            9  • 3

6  • 2                            7  • 2

4  • 9                            5  • 6

5  •  5                           9 •  9

9  •  2                           2  •  5

6 •  5                            5  •  8

 2  • 5                           9  •  7                        

Сегодня мы будем продолжать учиться умножать многозначные числа.

Будем открывать новые математические секреты.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.

Познавательные:

Общеучебные :рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения;

Логические: анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие,

Коммуникативные: умение обосновывать свой выбор.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы:  создание     эмоционально-нравственных ситуаций, создание ситуации успеха.

3. Формирование новых знаний и умений

Цель учителя: закрепление навыка подбора множителя, используя «числа-подсказки»

  1. Подберите пропущенные цифры, объясните, как вы это делали.

       

      .   .   .   .                  .   .    .   .

 х                             х

                  2                              5  

       .    .   .   .                     .   .    .

     

        .   .   .    .                  .   .    .   .

 х                               х

                    4                               9  

   .   .    .   .   .          .   .   .    .   .    .

                        .   .   .   .

                 х              

                                   6  

                        .   .   .   .

С какого разряда вы начинали подбирать цифры?

 Посмотрите на заготовку на доске, чем  она отличается от ранее  выполненного задания?

Какое число подсказывает цифру в высшем разряде, какое число подсказывает цифру в первом разряде?

Подберите подходящие цифры.

 

       .   .   .   .

+

                   5

  4   .   .   2  .        

     

 Как научить  других подбирать цифры?

Цель ученика: совершенствование  навыка умножения многозначного числа на однозначное, развитие логического мышления.

С высшего разряда.

 В этой заготовке, в отличие от предыдущих есть числа, которые  подсказывают, какую цифру надо записать в разряде первого множителя, поэтому сокращается количество подходящих цифр.

В высшем разряде могут быть цифры 8 или 9, так как 5  • 8 = 40

5 • 9 = 45

В  1 разряде будут цифры 4 или 5, так как они дадут переполнение 2, то во втором разряде должен быть 0.

В 3 разряде может быть любая цифра.

Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Формы работы:  групповая работа

Методы: проблемный,  поисковый, практический, технология проблемного обучения

Физкультминутка

Цель учителя: сохранение здоровья учащихся.

Если я называю произведение из таблицы на  9– вы хлопаете, из таблицы на 2, топаете, из таблицы на 5 – прыгаете.

54, 25, 18, 72, 36, 12, 30, 27, 40, 45

Цель ученика: релаксация, отдых

Личностные: мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно- значимой.

4. Применение полученных знаний и умений в различных ситуациях

Цель учителя: закрепление умения подбирать цифры множителя, используя «числа-подсказки»

№ 242 (1 ряд - 1 строчка произведений,

2 ряд – 2 строчка произведений)

3 человека на доске

Какие числа вам подсказали цифру в высшем разряде?

Какие ошибки можете допустить?

Что надо сделать, чтобы этого не случилось?

Цель ученика: закрепление изученного, развитие логического мышления.

Не учесть переполнения, ошибиться в подсчётах, пропустить переполнения.

Личностные: мотивация учебной деятельности

Познавательные: подведение под понятие, структурирование знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Формы работы: фронтальная,  парная работа

Методы: практического контроля и самоконтроля

5. Первичное закрепление изученного материала

Цель учителя: закрепление приёмов умножения многозначного числа на однозначное.

№ 240

Цель ученика: закрепление навыка письменного умножения многозначных чисел на однозначные.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи   на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

Познавательные логические:

Анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий;

знаково-символические: использование знаково-символических средств;

общеучебные: извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения.

Формы работы: фронтальная

Методы: практического контроля и взаимоконтроля

6. Рефлексия

Итог урока, домашнее задание.

Цель учителя:  выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств

Какова была цель урока?

Что было самым важным на уроке?  Зачем мы сегодня на уроке повторяли таблицу умножения? 

Какая задача будет стоять перед нами на следующих уроках?

Ответьте устно на вопросы:

  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";

Теперь я умею…

Мне захотелось…

Мое настроение в конце урока.

Д.з.№ 238,

по желанию придумать 3 заготовки с «числами- подсказками» для соседа. Как это легко сделать?

Цель ученика:  самонаблюдение, самоанализ, осмысление, оценка условий и результатов собственной деятельности

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " Умножение многозначных чисел"

Урок математики по теме " Умножение многозначных чисел" 4 класс по программе " ШколаXXI века"...

Презентация к уроку, дистанционному занятию по математике 3-4 класс "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материлаМарабаева Лариса Атагулыевна2.   Место работы (полное наименование ОУ, гор...

Урок математики в 4 классе. Письменное умножение многозначных чисел. Закрепление

Урок закрепления учебного материала в 4 классе с презентацией....

Математика. Умножение многозначных чисел

Дорогие ребята! Материал этой презентации поможет вам отработать навыки письменных вычислений (умножение многозначных чисел). Удачи!   Для того, чтобы открыть материал, нажмите "скачать"!...

Сценарий урока по теме «Умножение многозначных чисел» (математика, Зкласс)

Сценарий урока по теме «Умножение многозначных чисел»(математика, Зкласс)...

Конспект урока по математике для 4 класса по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное число".

Тема: Күбурынлы саннарны берурынлы санга тапкырлау. (Өй төзибез)Максаты: 1. Тапкырлау турындагы белемнәрен ныгыту....